Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень психофизиологических функций





37 вопрос:

 

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики, благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. (Например, формирование внутренней речи из внешней).

 

38 вопрос:

 

К внутренним компонентам человеческой деятельности относятся: анатомо – физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

 

39 вопрос:

 

I вариант

Блок 4

 

40 вопрос:

 

Ощущением называется простейший психический процесс от­ражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и яв­лений окружающего мира, который воздействует в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств.

 

41 вопрос: 1-в, 2-а, 3-б

 

42 вопрос:

По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раз­дражителем, вызывающим ощущение выделяют следующие ощущения:

а) дистантные (зрение, слух);

б) контактные (вкусовые, болевые, тактильные);

в) обоняние занимает промежуточное положение между эти­ми видами ощу-

щений;

 

43 вопрос: «Модальность» = «вид раздражителя» –принадлежность к определенному анализатору.

 

44 вопрос: 1, 3, 5

 

45 вопрос: Вибрационные ощущения занимают промежуточное место между кожными и слуховыми ощущениями и имеют с последними общую природу отражаемых физических явлений с той лишь раз­ницей, что вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды.

Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом».

Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено.

 

 

46 вопрос: Кожные ощущения делятся на несколько видов в зависимости от вида анализаторных систем, расположенных в кожных покровах:

 

1) тактильные ощущения, рецепторные окончания которых рас­пределены по всему телу неравномерно. Больше всего скопле­ний тактильных клеток наблюдается на ладонях, на кончиках пальцев и на губах.

Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание, которое выполняет особую, присущую только человеку функ­цию познавательной деятельности руки;

 

 

2) болевые ощущения – ощущения, рецепторные окончания ко­торых расположены под кожей глубже, чем тактильные рецепторы. При этом болевые и тактильные рецепторы расположены таким образом, что, где больше сосредоточены тактильные рецепторы, там меньше болевых. Следовательно, тактильные ощущения дают знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон;

 

3) температурные ощущения – связаны с регулированием тепло­обмена между организмом и окружающей средой. Распределе­ние тепловых и холодовых рецепторов на коже неравномерно наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.

 

47 вопрос: 1-в, 2-а, 3-б

 

48 вопрос: абсолютный низкий порог – минимальная величина раздражите­ля, при котором впервые возникает едва заметное ощущение.

 

49 вопрос: дифференциальный порог – наименьшее изменение в силе и ха­рактере действующего раздражителя, замечаемое человеком.

 

50 вопрос:

Отличия восприятия от ощущения:

1. Способность ощущать дана человеку и всем живым существам, обладающим нервной системой от рождения.

 

1. Способностью воспринимать мир в виде образов наделены человек и высшие животные. Эта способность складывается в жизненном опыте.

 

2. Ощущения находятся в нас самих.

 

2. Восприятие направлено на свойства предметов, чьи образы локализованы в пространстве.

 

3. Итог ощущения – чувство (ощущение яркости, громкости, соленого).

 

3. Итог восприятия – образ, включающий комплекс взаимосвязанных ощущений, приписываемых предмету, явлению, процессу

 

4. Отдельные ощущения «привязаны» к специфическим анализаторам. Достаточно воздействия стимула на рецептор, чтобы возникло ощущение.

 

4. Образ, который складывается в результате процесса восприятия – результат взаимодействия нескольких анализаторов.

 

51 вопрос: 1-б, 2-в, 3-а

 

52 вопрос: Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется ил­люзией восприятия.

 

53 вопрос: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

 

54 вопрос: Структурность восприятия

 

55 вопрос: Активность / избирательность

 

I вариант

Блок 5

 

56 вопрос: Внимание – это сосредоточенность сознания на определенном объекте, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Внимание не является самостоятельным психиче­ским процессом и не относится к свойствам личности, оно проявля­ется внутри восприятия, мышления. Оно является той стороной всех познавательных процессов, в которой они выступают как деятель­ность, направленная на объект. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимой пред­посылкой успешного приобретения знаний, качества и продуктив­ности трудовой деятельности человека.

 

57 вопрос: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

 

58 вопрос: Внимание выполняет следующие функции:

1) отбор значимых (реливантных) раздражителей, т.е. обеспечение избирательности познавательных процессов.

На человека действует множество внешних раздражите­лей, у него имеется ряд разнообразных потребностей. Соответ­ствующие этим потребностям внешние раздражители приобре­тают для личности различную значимость.

Взаимодействие внутренних побуждений и внешних раздражителей, приобре­тающих в данный момент наибольшую значимость, выража­ется в избирательном характере психической деятельности, в обязательности выбора определенного объекта, что и осу­ществляется с помощью внимания;

 

 

2) контроль за управлением деятельности, или сосредоточенность.

 

Сосредоточенность психической деятельности представляет собой отвлечение от всего постороннего, от всякой другой дея­тельности, не относящейся к данной.

Под сосредоточенностью понимается поглощенность данной деятельностью, большее или меньшее углубление в нее.

 

59 вопрос: 3

 

60 вопрос: 4

 

61 вопрос: 1-а, 2-б, 3-в

 

62 вопрос: По характеру психической активности, преобладающей в дея­тельности, память делят на:

 

1. Двигательную.

2. Эмоциональную.

3. Образ­ную.

4. Словесно-логическую.

 

63 вопрос: Образная память – это память на представления, картины при­роды и жизни, на звуки, запахи, вкусы.

 

Она делится на:

1.Зрительную.

2. Слуховую.

3. Осязательную.

4. Обонятельную.

5. Вкусовую.

 

64 вопрос: Эйдетическая память – способность человека достаточно долго видеть воспринимаемую картину в своём воображении.

 

65 вопрос: 1-а, 2-в, 3-б, 4-г

 

66 вопрос: 2, 4, 6

 

67 вопрос: Процесс забывания материала зависит от содержания, объёма материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности личности.

 

68 вопрос: воспроизведение

 

69 вопрос: понимание

 

 

I вариант

Блок 6

 

70 вопрос: Воображение – это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

 

71 вопрос: Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека.Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему от­влечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и пе­реосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции поведения человека.

72 вопрос: 1-г, 2-а, 3-б, 4-в

 

73 вопрос: 3

 

74 вопрос: Репродуктивное воображение – в этом виде воображения ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображе­ние больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

 

С феноменом воображения в практической деятельности лю­дей, прежде всего, связан процесс художественного творчества.

Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.

 

75 вопрос: В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

 

1. Представлять дей­ствительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулировать эмоциональные состояния. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетво­рять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжен­ность.

3. У частвовать в произвольной регуляции познава­тельных процессов и состояний человека, в частности, восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

Посредством образов человек получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

 

4. Формировать внутренний план действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

 

5. Планировать и программировать деятельность.

 

76 вопрос: Создание образов воображения проходит два основных этапа.

 

На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части.

Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений.

В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

 

На втором этапе с этими образами могут осуществляться преобразования двух основных типов:

Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи.

Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл.

В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез.

 

77 вопрос: 2

 

78 вопрос: Мышление является высшим познавательным психическим процес­сом.

Мышление – это порождение нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.

 

79 вопрос: Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических харак­теристик:

 

1. Первой такой характеристикой является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в пред­метах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предме­там и явлениям.

2. Второй, не менее важной, характеристикой мышления является опосредованное по­знание объективной реальности.

В процессе мышления человек познает то, что вообще недоступно восприятию и представлению.

 

3. Третьей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности.

4. Четвертая, исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с ре­чью.

Возникновение речи дает возможность выделить в объекте познания то или иное его свойство и оформить, закрепить и за­фиксировать представления или понятия о нем в специальном слове.

Мысль, облеченная в слово, только в этом случае становит­ся материальной и является непосредственной действительностью для других людей и самого субъекта познания.

Формулирование, за­крепление, фиксирование мысли в словах означает ее структуриро­вание, помогает акцентировать внимание на различных моментах и частях этой мысли и способствует более глубокому понима­нию.

 

80 вопрос: 1-б, 2-в, 3-а

 

81 вопрос: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

 

82 вопрос: 2

 

83 вопрос: Теоретически образное мышление. Материалом данного вида мышления являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.

 

84 вопрос: По степени объективности, с которой окружающая действи­тельность отражается в процессе мышления, выделяют следующие виды суждений:

 

1. Истинное суждение – выражает связь между предметами и их свойствами, которые существуют в действительности;

 

2. Ложное суждение, наоборот, выражает такую связь между явлениями, которой в действительности не существует;

 

3. Предположительное суждение – это суждение, которое может быть истинным или ложным, т.е. оно может соот­ветствовать действительности или не соответствовать

 

85 вопрос: Критическое мышление – представляет собой процесс применения знаний, в результате которого осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов.

 

I вариант

Блок 7

 

86 вопрос: Эмо­ции – психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

 

87 вопрос: 2

 

88 вопрос: 1. Аффекты, 2. Эмоции

 

89 вопрос: Астеническая форма

 

90 вопрос: 4

 

91 вопрос: 1-в, 2-г, 3-а, 4-б

 

92 вопрос: амбивалентность (двойственность) чувств

 

93 вопрос: 2, 4, 6, 7

 

94 вопрос: Настроение

 

95 вопрос: 3

 

96 вопрос: Не всякое воздействие вызывает стресс.

Слабые воздей­ствия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индиви­да.

 

97 вопрос: 1-б, 2-а, 3-г, 4-д, 5-в

 

98 вопрос: Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действия­ми, которые могут быть разделены на две большие группы:

произвольные и не­произвольные.

 

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека опреде­ленных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели.

 

99 вопрос: Внутренними, или субъективными, препят­ствиямиявляются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий.

100 вопрос: 1 - а, г; 2 – б, е; 3 - в, д

 

101 вопрос: Выделяют три основных типа ситуаций, которые требуют волевой регуляции поведения человека:

 

1. Ситуация, когда отсутствует достаточная мотивация поведения человека и

необходимо волевое усилие для восполнения недо­статка побудительных мо-

тивов к действиям.

 

2. Ситуация конфликта различных мотивов, целей, задач, потреб­ностей, видов

деятельности и необходимость выбора между ними.

 

3. Ситуация, требующая произвольной регуляции внешних и внутренних дей-

ствий и психических состояний, процессов и явлений.

 

102 вопрос: Желание – это отражающее потребность переживание, перешедшее в действенную мысль о возможности чем - либо обладать или что - либо осуществлять.

 

103 вопрос: Борьба мотивов

 

 

I вариант

Блок 8

104 вопрос: 2

 

105 вопрос: индивидуальные особенности крови

 

106 вопрос: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

 

107 вопрос: 1

 

108 вопрос: 2

 

109 вопрос: общий тип нервной системы

 

110 вопрос: 1-б, 2-а, 3-в, 4-г

 

111 вопрос: Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

 

112 вопрос: Черты характера можно условно разделить на две взаимосвязанные группы:

 

1. Черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность

личности. Например, коллективизм, эгоизм, общительность, замкнутость и

пр. Эти черты характера по сути являются моральными качествами и высту-

пают добродетелями либо пороками человека.

 

2. Волевые черты характера. Они выражаются в умении и привычке сознатель-

но регулировать свою деятельность, своё поведение в соответствии с опреде-

лёнными принципами, преодолевать препятствия на пути к поставленной це-

ли. К волевым чертам характера относят целеустремленность, решитель-

ность, выдержку, настойчивость, смелость и пр.

 

113 вопрос: Психопатия – аномалия характера.

Наличие психопатии можно диагностировать по следующим признакам:

 

1. Тотальность проявления характера, независимо от условий и места проявле-

ния.

 

2. Стабильность патологической черты во времени.

 

3. Недостаточность социальной адаптации: с обладателем патологии характера

сложно жить в обществе, и ему самому сложно жить.

 

114 вопрос: Способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам деятельности.

 

Ответы на вопросы теста

II вариант

Блок 1

1 вопрос: 3

 

2 вопрос: 3

 

3 вопрос: 3

 

4 вопрос: 2, 3

 

5 вопрос: 3

 

6 вопрос: 2

 

7 вопрос: 1

 

8 вопрос: 1-б, 2-а, 3-в

 

9 вопрос: 1-б, 2-в, 3-а, 4-г

 

10 вопрос: 1-в, 2-а, 3-б

II вариант

Блок 2

 

11 вопрос: Индивидуальное сознание – это совокупность системы взглядов самого человека, его норм, правил и ценностей и общест­венного сознания.

 

12 вопрос: По мере формирования и развития человеческого сознания из­менялись и человеческие потребности, постепенно совершая качест­венно новый переход от биологических потребностей к высшим потребностям.

Потребности позволяют человеку не только осуществлять жизненно необходи­мые процессы, но и развивать сознание и самосознание, совершенство­вать себя как личность.

 

13 вопрос: 1-а, 2-б

 

14 вопрос: 4

 

15 вопрос: 1-б, 2-в, 3-а

 

16 вопрос: 3

 

17 вопрос: 1-б, 2-в, 3-а

 

18 вопрос: 1, 4

 

19 вопрос: 1

 

20 вопрос: 1, 3, 4

 

21 вопрос: 1-г, 2-в, 3-а, 4-б

 

 

II вариант

Блок 3

 

22 вопрос: 1-б, 2-а, 3-в

 

23 вопрос: 1-б, 2-а, 3-в

 

24 вопрос: 2

 

25 вопрос: 2, 3

 

26 вопрос: 4

 

27 вопрос: 2

 

28 вопрос: «Эффект всеобщего внимания»

 

29 вопрос: 1-а, 2-б

 

30 вопрос: 3

 

31 вопрос: 4

 

32 вопрос:

 

1. Человеческая деятельность в ее разнообразных формах и средствах реализа-

ции есть продукт истории. Активность живо­тных выступает как результат их

биологической эволюции.

 

2. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в

культурном предназначении и способе исполь­зования окружающих предме

тов. Такую деятельность необхо­димо формировать и развивать в обучении и

воспитании.

 

33 вопрос:

 

1. В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять

собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные

знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий

результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель дея -

тельности могут совпадать друг с другом.

 

2.Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет

дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является вся-

кого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и

навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный

продукт.

34 вопрос: 5

 

35 вопрос: Психологическая теория деятельности стала развиваться в конце 20-х - нача­ле 30-х гг. XX в. Главное отличие данной теории заключается в том, что она опирается на основные принципы диалектического материализма и использует главный тезис этого философского направления: не сознание определяет бытие, деятель­ность человека, а, наоборот, бытие, деятельность человека определяют его созна­ние.

 

36 вопрос: 1-г, 2-в, 3-а, 4-б

 

37 вопрос: Экстериоризация – процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации.

 

38 вопрос: Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты.

 

К внутренним относятся анатомо – физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

 

К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

 

39 вопрос: Выделяют два этапа в процессе развития каждой потребности.

 

Первый этап – это период до первой встречи с предметом, который удовлетворя­ет потребность.

Второй этап – после этой встречи.

 

Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована».

 

Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.

Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил назва­ние опредмечивания потребности.

В акте опредмечивания рождается мотив.

Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность.

 

 

II вариант

Блок 4

 

40 вопрос: Информация из внешнего мира поступают в мозг по специальным каналам, которые И.П. Павлов назвал анализато­рами.

Анализатор – это сложный нервный аппарат, который про­изводит анализ окружающей среды.

 

41 вопрос: Механизм действия анализатора заключается в следующем: пред­мет–раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-хими­ческий процесс раздражения, который переходит в физиологический процесс –возбуждение, передающееся к цент­ру анализатора. В корковой области анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс – ощущение.

42 вопрос: 1-в, 2-а, 3-б

 

43 вопрос: По модальности ощущения делятся: на зрительные, вибрационные, вкусовые, слуховые, обонятельные, кожные.

 

44 вопрос: 2, 4, 6

 

45 вопрос: Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые ре­цепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

 

46 вопрос: Рецепторные окончания тактильных ощущений рас­пределены по всему телу неравномерно. Больше всего скопле­ний тактильных клеток наблюдается на ладонях, на кончиках пальцев и на губах.

Болевые ощущения – ощущения, рецепторные окончания ко­торых расположены под кожей глубже, чем тактильные рецепторы.

Таким образом, тактильные ощущения дают знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

 

47 вопрос: 1-в, 2-г, 3-а, 4-б

 

48 вопрос: Верхний абсолютный порог – максимальная сила раздражите­ля, при которой еще возникает данное ощущение.

 

49 вопрос:

^ I_

I

где I – величина действующего стимула; ^ I – его прираще­ние;

^ I – это величина, на которую должен быть изменен ис­ходный, уже породивший ощущение стимул, чтобы человек действительно заметил, что он изменился.

Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоян­ную величину, т.е.

 

^ I = const.

I

 

Этот факт был установлен французским ученым, создателем фотометрии

П. Бугером, подтвержден и уточнен немецким пси­хофизиком Э. Вебером.

В историю исследований по психофизике ощущений он соответственно вошел под двойным именным названием: закон БугераВебера.

 

50 вопрос: Целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несуществен­ных.

На дан­ном этапе восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объедине­ния группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприя­тия участвует память.

 

51 вопрос: 1-б, 2-а, 3-в

 

52 вопрос: галлюцинация

 

53 вопрос:

 

По основной модальности По форме существования материи

 

1) зрительное восприятие; 1) восприятие пространства;

2) слуховое; 2) времени;

3) осязательное; 3) движения;

4) обонятельное;

5) вкусовое;

 

54 вопрос: константность восприятия

 

55 вопрос: апперцепция

 

 

II вариант

Блок 5

 

56 вопрос: Условием возникновения внимания является выделение объек­та, сосредоточение на нем и отвлечение от посторонних раздражи­телей.

57 вопрос: 1-б, 2-в, 3-а

 

58 вопрос: Причины возникновения непроизвольного внимания:

1. Более сильный раздражитель на фоне действующих. Например, громкий

крик в тишине привлечет внимание, тогда как среди бушующей и вопящей

толпы даже сильный шум может остаться незамеченным. Любой

раздражитель, изменяя силу воздей­ствия, привлекает внимание.

 

2.Новый раздражитель на фоне действующих. Лицо незнакомого человека на

фоне привычных лиц привлечет внимание.

 

3. Начало и прекращение действия раздражителя также вызывают непроиз-

вольное внимание. Неожиданно громкий звук в тиши­не прикует к себе

внимание, но постепенно станет незаметным на фоне других раздражителей.

И следующий всплеск непро­извольного внимания случится при исчезнове-

нии раздражите­ля.

 

4. Предметы, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства,

создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон, вызывают не

произвольное сосредоточение внимания.

 

59 вопрос: 4

 

60 вопрос: 3

 

61 вопрос: 1-в, 2-а, 3-б

 

62 вопрос: По продолжительности закрепления и сохранения материа­ла (в связи с его ролью и местом в деятельности) память делится на:

 

1. Кратковременную.

2. Долговременную.

3. Оперативную.

 

63 вопрос: По характеру целей деятельности, по участию воли в процессах запоминания, память делится на:

 

1. Непро­извольную.

2. Произвольную.

Не­произвольная память – запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует спе­циальная цель что-то запомнить или припомнить, запоминание происходит автоматически, без усилий человека.

 

Произвольная память – человек ставит цель запоминания, требуется волевое усилие для запоминания. Здесь процессы запомина­ния и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия.

 

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти.

 

64 вопрос: «Эффект Зейгарник»

65 вопрос: 1-б, 2-в, 3-а

 

66 вопрос: 2

 

67 вопрос: Процесс сохранения материала зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом. Материал, связанный своим содержанием с потребностями человека лучше сохраняется в памяти.

 

68 вопрос: запоминание

 

69 вопрос: заучивание

 

 

II вариант

Блок 6

 

70 вопрос: Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты.

 

71 вопрос: Воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека.

Например, стоит человеку вообразить, что он бежит по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

 

 

72 вопрос: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а

 

73 вопрос: 4

 

74 вопрос: Продуктивное вооб­ражение – действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копирует­ся или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

75 вопрос: Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющи­ми с ней ничего общего.

Если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительно­сти бы не существовало.

 

Эффект нереаль­ности, фантастичности, новизны продуктов творческого и ино­го воображения достигается большей частью за счет непривыч­ного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорции.

 

76 вопрос: агглютинация

 

77 вопрос: 3

 

78 вопрос: Внутренняя речь – особенный вид человеческой речевой деятельности, непосредственно связанный с бессознательными, автоматически протекающими процессами перевода мысли в слово и обратно.

Выражение мысли словами представляет собой достаточно сложный процесс, включающий несколько этапов.

Первым, основ­ным этапом является формирование мотива.

На втором этапе возникает мысль и общая схема того содержания, которое в дальнейшем должно быть воплощено в высказывании.

На этом этапе происходит перешифровка (перекодирование) замысла в развернутую речь и создание порождающей (генеративной) схемы развернутого речевого вы­сказывания.

Под генеративной схемой речевого высказывания подразумевается механизм, называемый в психологии внутренней речью.

Именно внутренняя речь обеспечивает переходный этап между замыслом (или «мыслью») и развернутой внешней речью через механизм перекодирования общего смысла в речевое выска­зывание.

Таким образом,мысль приобретает окончательный вид только после того, как замысел будет закодирован в речевые символы.

 

79 вопрос: Признаки мышления:

 

1) самостоятельность мышления – проявляется прежде всего в уме­нии

увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и решить ее своими си-

лами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в та-

кой самостоятельности;

2) гибкость мышления – заключается в умении изменять наме­ченный в на-

чале план решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям пробле-

мы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не уда-

лось учесть с самого начала;

3) быстрота мышления особенно нужна в тех случаях, когда от человека

требуется принимать определенные решения в очень короткий срок. Быст-

рота мышления определяется тем временем, в течение которого получается

окончательный ответ на по­ставленный вопрос;

4) широта мышления – это способность охватить весь вопрос в це­лом, не

упуская в то же время и необходимых частностей. Это ка­чество мышления

основывается на всесторонних и глубоких зна­ниях. Широта мышления про-

является в кругозоре человека и его способности рассматривать любой во-

прос в многообразии его связей с другими явлениями;

5) глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных

вопросов, умении видеть вопрос, проблему;

6) критичность мышления – это умение человека объективно оце­нивать

свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне прове­рять все выдвигаемые

предположения и выводы. Критичность к продуктам собственного мышле-

ния может распространяться и на продукты деятельности других лиц;

7) содержательность мышления состоит прежде всего в степе­ни насыщен-

ности сознания суждениями и понятиями о тех или иных вещах и явлениях,

о тех или иных областях дей­ствительности. Чем больше у человека мыслей

и чем разно­образнее эти мысли, тем содержательнее его мышление;

 

8) продуктивность мышления выражается в количестве самостоя­тельно соз-

даваемых, ценных в каком-либо отношении мыслей в течение определенно-

го времени. Если это количество доста­точно велико, если человек разрешает

новые теоретические и практические задачи, имеющие общественное зна-

чение, то его мышление считается продуктивным, оригинальным.

 

Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основ­ным ее признаком.

 

Важнейшим признаком всякого мышления не­зависимо от его отдельных индивидуальных особенностей является умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко всем новым обобщениям.

80 вопрос: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

 

81 вопрос: 1-г, 2-б, 3-в, 4-а

 

82 вопрос: 1

 

83 вопрос: Наглядно-действенное мышление – сам процесс мышления представля­ет собой практическую преобразовательную деятельность, осущест­вляемую человеком с реальными предметами.

 

84 вопрос: По количеству предметов, явлений, к которым относится суждение, выделяют:

 

1) общие суждения – суждения, в которых что-либо ут­верждается или отрица-

ется относительно всех предме­тов данной группы данного класса;

 

2) частные суждения – суждения, в которых утверждение или отрицание от

носится уже не ко всем, а лишь к неко­торым предметам;

 

3) единичные суждения – суждения, в которых утвержде­ние или отрицание

относится только к одному предмету;

 

4) умозаключения – основа для формирования но­вых знаний и представляют

собой последовательность ло­гически связанных суждений.

 

Умозаключения обеспечи­вают познание действительности в опосредованной форме.

 

Совокупность выводов в ходе умозаключения называется заключением.

85 вопрос: Творческое(продуктивное) мышление направлено на создание новых идей; его результатом является создание нового или усовершенствование чего - либо.

 

 

II вариант

Блок 7

 

86 вопрос: Эмоциональные состояния характеризуют потребности человека и предметы, на которые они на­правлены.

 

В процессе эволюции эмоциональные ощущения и состояния биологи­чески закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптималь­ных границах.

Их значение для организма заключается в предупреждении о раз­рушающем характере каких-либо факторов.

 

87 вопрос: 1

 

88 вопрос: эмоций

 

89 вопрос: стеническая

 

90 вопрос: 2

 

91 вопрос: 1-б, 2-в, 3-г, 4-а

 

92 вопрос: 2

 

93 вопрос: 1-в, 2-а, 3-б

 

94 вопрос:оптимистов и пессимистов

 

95 вопрос: 4

 

96 вопрос: Именно дистресс несет в себе факторы, разрушительно действующие на организм.

Трансформация стресса в дистресс происходит при чрезмерно интенсивном воздействии факторов среды и условий жизнедеятельно­сти, при которых очень быстро истощаются функциональные резервы организма или нарушается деятельность механизмов психической регуляции.

 

97 вопрос: 1-б, 2-в, 3-а, 4-д, 5-г

 

98 вопрос: Внутренними, или субъективными, препят­ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий.

 

Например, школьнику хочется играть с игрушками, но в это же время ему необходимо делать домашнее задание.

В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность и т. д.

 

Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

 

99 вопрос: Не всякое действие, направленное на преодоление пре­пятствия, является волевым.

 

Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека.

 

Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв­ляется сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее.

 

100 вопрос: 1-г, 2-а, 3-в, 4-б

 

101 вопрос: К основным функциям воли можно отнести:

1) сознательную саморегуляцию человеком своей активности;

2) оптимизацию деятельности, повышение ее эффективности и продуктивно-

сти;

3) выбор мотивов и целей деятельности;

4) при недостаточной мотивации – регуляцию побудительных механизмов;

5)организацию психических процессов и явлений в систему, которая соответ-

ствовала бы выполняемой человеком деятель­ности;

6)активизацию всех возможных внутренних ресурсов организма в ситуации

преодоления трудностей при достижении поставленных целей.

 

102 вопрос: Влечение – это психологическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

Влечение – это переходящее явление, так как представленная в нём потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в конкретное желание, намерение.

 

103 вопрос: Борьба мотивов.

 

 

II вариант

Блок 8

104 вопрос: 2

 

105 вопрос: со свойствами нервной системы организма человека

 

106 вопрос: 1-г, 2-а, 3-б, 4-в

 

107 вопрос: 3

 

108 вопрос: 4

 

109 вопрос: характера

 

110 вопрос: 1-б, 2-а, 3-г, 4-в

 

111 вопрос: Физиологическая основа характера – сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания

 

112 вопрос: В психологии выделяется четыре системы свойств характера, определяемые различными отношениями личности:

1. Свойства, выражающие отношение к себе (самолюбие, самоуважение и пр.)

2. Свойства, выражающие отношение к другим людям (доброта, альтруизм

и пр.)

3. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень и пр.)

4. Свойства, выражающие отношения к обществу, природе и т.д. (гуманизм,

патриотизм и пр.)

113 вопрос: Акцентуация характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.

 

114 вопрос: Одаренность – это уровень развития способностей (общих / специальных), определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

 

 

 

Date: 2015-09-24; view: 416; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию