Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мышление





Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный пси­хический процесс, свойственный человеку.

Мышление, во-первых, есть опосредованное позна­ние, основаное на (а) нали­чии объективных отношений и закономерных связей между предмета­ми и явлениями и (б) осознании, понимании, знании человеком этих связей. Эти связи обычно скрыты, их нельзя воспринимать непосред­ственно. Для того чтобы выявить их, человек прибегает к мыслитель­ным операциям: сравнивает, сопоставляет факты, анализирует их, обоб­щает, делает умозаключения, выводы.Во-вторых, мышление, есть познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. В-третьих,мышление - есть обобщенное познание действительности, процесс познания существенных свойств предметов и явлений.

Теперь мы можем дать полное определение (дефиницию). Мышле­ние — процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира. Сущность его в отражении: общих и суще­ственных свойств предметов и явлений, в том числе и таких свойств, которые не воспринимаются непосредственно; существенных отно­шений и закономерных связей между предметами и явлениями.

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и прак­тики перед человеком появляются новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. По самой своей сущности мышление необходимо лишь в тех ситуаци­ях, в которых возникают эти новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны для их достижения. Такие ситуа­ции называются проблемными. С помощью умственной деятельности, берущей начало в проблемной ситуации, и удается создать, открыть, найти, изобрести и т.д. новые способы и средства достижения целей и удовлетворения потребностей.

Мышление — это поиск и открытие нового. В тех случаях, где мож­но обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает, и потому мышления попросту не требуется. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда учащийся хорошо овладел новым способом решения определенных задач или примеров, но вынужден снова и снова решать эти однотипные, уже став­шие известными ему задачи и примеры. Следовательно, далеко не вся­кая ситуация в жизни, в познании является проблемной, т.е. вызываю­щей мышление.

Связь мышления и речи. Мышление взрослого, нормального челове­ка неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышле­ние происходит в речевой форме.

Операции мышления. Мыслительная деятельность людей соверша­ется при помощи мыслительных операций. Сравнение — это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними. Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления не образующие его части, выделение в нем отдельных частей, признаков и свойств. Синтез — это мысленное соединение отдельныхэлементов, частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания: анализируем мы всегда то, что является синтетически целым, я синтезируем то, что аналитически расчленено. Абстрак­ция — это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несуще­ственных признаков и свойств. Выделенные в процессе абстрагирова­ния существенные признаки предметов и явлений обычно бывают и общими для группы сходных предметов и явлений. Обобще­ние, мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам, которые выделяются в процессе абстрагирования. Конкретизация — это мысленный переход абстрактного к конкретному, от общего к единичному, которое соответствует этому общему.

Основные формы мыш­ления. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и при том существенные свойства предметов и явлений. Суждение — это форма мышления, содержащая утвержде­ние или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Умозаключение — такая форма мышления, в про­цессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные сужде­ния, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключе­ния — доказательство геометрических теорем. Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивным и дедуктив­ным. Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основа­нии изучения отдельных фактов и явлений. Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явления на основании знания общих законов и правил.


Виды мышления. Предметно-действенное мышление — вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста, для которых мыслить о предметах означает действовать, манипулировать ими. В развитой форме оно свойственно людям определенной профессии, которая связана с практическим анализом, конструирова­нием (химик-аналитик, конструктор-изобретатель, строитель и т.д.). Наглядно-образное мышление — это вид мышления, который опирается на восприятие или представления. Этот вид мышления харак­терен для дошкольников и отчасти детей младшего школьного возрастa, а в развитых формах свойственен людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры). Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. В развитых формах данные виды могут быть индивидуаль­ными особенностями мышления людей, зависящими, во-первых, от характера их деятельности, профессии, опыта и, во-вторых, от соотноше­ния первой и второй сигнальных систем.

Выделяюттеоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическоемышление различают по типу ре­шаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это познание законов, пра­вил. Например, открытие периодической таблицы элементов Д. Мен­делеева. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, созда­ние плана, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практическо­го мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Теоретическое мышлениеиногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с кото­рыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом — житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим)мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выражен­ные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быс­тротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое — связано с ре­ализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за дей­ствительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется, прежде всего, невозможнос­тью принять точку зрения другого человека. Важным является раз­личение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельнос­ти продукта по отношению к знаниям субъекта».







Date: 2015-09-24; view: 383; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию