Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Техники и виды слушания
Навыки слушания помогают выявить новые факты, понять поведение, мысли и чувства клиента. К их числу относятся умение грамотно формулировать вопросы, минимизация ответов, невмешательство, выяснение, подведение итогов и др., подразумевающие использование определенного ряда техник. Построение контакта с семьей при помощи вопросов Навык формулирования вопросов занимает одно из главных мест среди профессионально важных навыков семейного психолога. Вопросы являются важнейшим элементом беседы и основным средством получения информации от клиента. Психолог в ходе консультации задает клиенту различные вопросы, направленные на достижение определенных целей. Таблица 22 Целевое назначение вопросов
Открытые вопросы обычно начинаются со слов «что», «как», «почему», «могли бы», «а если». Они требуют развернутого ответа от членов семьи, так как на них трудно ответить «да» или «нет». Открытые вопросы дают возможность получить важную информацию о сути семейных затруднений. Например, открытый вопрос: «Не расскажете ли вы, чего ожидаете от семейной психотерапии?» позволяет членам семьи сформулировать без ограничений свой ответ. Используя открытые вопросы, семейный терапевт может уяснить следующее: О общую картину семейной дисфункции; □ основные факты; □ эмоциональное отношение членов семьи к этим фактам. На стадии сбора информации необходимо выяснить, как сама семья понимает и объясняет свои проблемы, а также получить сведения, характеризующие особенности взаимодействия в семье и чувства относительно проблемной ситуации. Те же вопросы можно использовать на стадии выдвижения и проверки терапевтических гипотез. Семейному психотерапевту необходимо сохранять чувство такта и меры при расспрашивании членов семьи. Вопрос «почему» особенно тревожит и вызывает у клиента желание защититься. В частности, этот вопрос активизирует защитный механизм рационализации: обычно человек уже обдумывал данную проблему и выстраивал для себя систему объяснений. Закрытые вопросы обычно включают в себя частицу «ли». Они содержат в себе формулировку ответа или ее варианты. На них можно ответить «да» или «нет». Закрытые вопросы используются для сбора информации, а также для того, чтобы выяснить детали, сконцентрировать внимание, сузить область суждений. Закрытый вопрос, как правило, мешает членам семьи уклониться от темы разговора. Но при частом использовании закрытые вопросы также могут вызвать тревогу. При выборе той или иной формулировки вопроса необходимо учитывать определенные ограничения. Например, закрытые вопросы создают опасность существенного сужения круга возможных ответов. Это особенно важно учитывать при работе с легко внушаемыми членами семьи, с маленькими детьми. Вместе с тем использование закрытых вопросов иногда может стать полезным приемом, который помогает члену семьи выразить социально не одобряемые установки. Когда альтернативные ответы даются рядоположно, сама форма вопроса может внушить клиенту, что они оба являются в равной степени социально приемлемыми, например: «Одни родители считают, что нужно наказывать детей, другие — что не нужно. А как думаете Вы?» Не задавая семье вопросов, информацию о ней можно получить при помощи таких техник, как минимальное подкрепление, поддержка, пересказ, отражение чувств. Минимальное подкрепление (минимизация ответов, невмешательство) — микротехника, представляющая собой использование психотерапевтом тех «минимальных» средств общения, которые позволяют поддерживать диалог с семьей. Реплики психотерапевта дают возможность членам семьи высказываться без принуждения, открыто и свободно. К их числу можно отнести высказывания типа: «Я понимаю», «Продолжайте, это интересно», «Расскажите поподробнее». Эти реплики способствуют развитию и углублению взаимодействия с семьей. Они снимают напряженность у членов семьи, помогают психологу выразить заинтересованность, понимание или одобрение. Повтор (поддержка) — это прямое повторение сказанного клиентом либо короткие комментарии («ну-ну», «так», «угу»). Этот прием облегчает беседу и поддерживает главное ее течение, обеспечивает наименее навязчивое вмешательство психолога в мир клиента. Повтор или поддержка является прямым способом продемонстрировать членам семьи, что психотерапевт их слушает и слышит. Перефразирование (парафраз) — формулирование мысли клиента другими словами. Перефразирование всегда является определенным риском для психотерапевта, так как никогда нельзя быть уверенным, что понимаешь другого человека правильно. Целью перефразирования является проверка того, насколько точно психотерапевт понимает того или иного члена семьи. Существуют стандартные высказывания, с которых часто начинается перефразирование: «Как я понял...», «Вы считаете...», «По Вашему мнению...», «Другими словами, Вы думаете...», «Если я правильно понял, Вы говорите о...» и др. При перефразировании основное внимание уделяется идеям, мыслям, смыслу сказанного, а не чувствам и эмоциям клиента. Важно, чтобы психотерапевт умел выражать мысли членов семьи своими словами. Перефразирование позволяет внести своевременные коррективы в сообщения членов семьи в тех случаях, когда психотерапевт их неправильно понял. Пересказ — это сжатое изложение основных слов и мыслей членов семьи. В нем передается объективное содержание речи клиента, переформулированное психотерапевтом, причем обязательно должны использоваться самые важные слова и обороты. Пересказ помогает психотерапевту свести воедино разные моменты беседы. Техника пересказа часто несет и терапевтический эффект, поскольку семья может еще раз услышать ключевые мысли и фразы, направленные на прояснение сущности их проблем. Пересказ, по сути, является использованием техники перефразирования для больших объемов информации. Отражение чувств. Эта техника сходна с пересказом, но пересказ обращается к фактам, а отражение чувств — к эмоциям, связанным с этими фактами. Важно, чтобы психотерапевт умел отмечать для себя эмоциональные состояния, чувства и переживания членов семьи. Прием отражения чувств можно разбить на части: произнести имя клиента (это персонализирует отражение) и сообщить свои предположения о его чувствах— здесь могут быть использованы предложения-штампы: «Ирина, Вы, кажется, чувствуете стыд». Часто добавляется контекст данного переживания: «Галина, когда Ваш муж говорит о том, что Вы плохая хозяйка, похоже, Вы чувствуете обиду», «Иван, мне кажется, вы злитесь, когда Ваша жена сообщает, что Вы не помогаете ей с домашними делами». «Чистое» отражение чувств не включает контекста переживания. Выяснение (прояснение, уточнение) — микротехника, помогающая сделать сообщение клиента более понятным для психотерапевта. Психолог обращается к члену семьи с вопросом или просьбой уточнить то, что он сказал. Можно использовать следующие ключевые фразы: □ «Не повторите ли Вы еще раз?» □ «Я не понимаю, что Вы имеете в виду». □ «Объясните, пожалуйста, еще раз». О «Мне не совсем ясно, о чем Вы говорите». П «Не объясните ли Вы это подробнее?» Для уточнения сообщения можно пользоваться закрытыми вопросами, например: «Вы обиделись?», «Вы бы хотели изменить ситуацию?», «Это все, что Вы хотите сказать?» При этом необходимо помнить об ограничениях, связанных с использованием закрытых вопросов, которые иногда активизируют защиты клиента1. Более предпочтительны открытые вопросы либо высказывания типа: «Я не совсем Вас понял» и др. В этом случае психолог не вносит своих 1 Вспомним классический вопрос: «Перестали ли Вы бить свою жену?» В том случае, когда психолог задает вопрос такого типа, требующий ответа «да» или «нет», любой ответ клиента будет неверным и потребует дополнительных разъяснений. Поэтому нужно очень осторожно использовать закрытые вопросы, несущие оценку или интерпретацию. интерпретаций, сохраняет нейтральность к сообщению и ожидает его более точной передачи. Осознание значения (смысла) связано с изучением того, что значит обсуждаемая ситуация для клиента. При осознании смысла анализируются глубокие, подспудные значения слов. Клиент повторно интерпретирует свои переживания. Осознание смысла идет рядом с интерпретациями, которые относятся к микротехникам воздействия. Интерпретация дает клиенту альтернативные построения, при помощи которых он тоже сможет рассмотреть эту проблему. При осознании смысла клиент способен сам найти новую интерпретацию или смысл имевших место в прошлом ситуаций. Резюме (подведение итогов) позволяет психологу подытожить основные мысли и чувства клиента. Резюме — микротехника, с помощью которой можно «соединить» в смысловое единство идеи клиента, факты из его жизни, испытываемые чувства, смысл проблемной ситуации. Психотерапевт анализирует все сказанное до этого им самим и членами семьи, а затем представляет семье в законченной форме основные моменты, касающиеся содержания полилога между ними. Резюме дает психологу возможность проверить точность восприятия сообщений членов семьи. Построение резюме включает в себя упорядочение сложного содержания высказываний всех членов семьи. Резюме обычно формулируется психотерапевтом своими словами, однако при этом могут использоваться стандартные вступительные слова, например: □ «То, о чем Вы мне рассказали, свидетельствует о...» □ «Как я понял из Вашего рассказа...» □ «Главными пунктами Вашей семейной истории являются...» Резюме полезно использовать в конце терапевтической сессии, когда нужно кратко подвести итоги всему, о чем говорили члены семьи. Фокус-анализ — важная микротехника слушания. При фокус-анализе психотерапевт отражает главную тему взаимодействия с семьей. Возможны следующие направления выбора фокуса при работе с семьей: 1. Фокус на отдельном члене семьи (личностные обращения, апеллирование к мыслям и чувствам, желаниям клиента относительно себя). 2. Фокус на семье в целом. 3. Фокус на семейной проблеме. 4. Фокусирование на психотерапевте. Концентрация внимания на себе полезна как прием самораскрытия или обратной связи, помогает развить у членов семьи чувство доверия. 5. Фокусирование на общности: «мы — фокус»: «Чего мы достигли за сегодняшнюю встречу?», «Мне нравится, как сегодня Вы взаимодействуете». 6. Культурно-контекстный фокус: «Это тревожит многие семьи с детьми-подростками», «Такие затруднения испытывают многие семьи на данном этапе своей жизни». (В основе проблем семьи часто лежат реальные истории их взаимодействия с социальными институтами — детскими садами, школами, медицинскими учреждениями и др.) На основе вышеперечисленных микротехник выделяют несколько видов слушания. Нерефлексивное слушание (пассивное слушание, принцип молчания) — это самый основной вид слушания. Он состоит в умении психотерапевта молчать, оставаясь внимательным и не вмешиваясь при этом в рассказ или деятельность членов семьи. Пассивным этот процесс можно назвать лишь условно, так как он требует огромного внимания от психотерапевта. Условным понятием также является и «нерефлексивность», потому что при этом психотерапевт остается в контакте с собой, своими чувствами, продолжает выстраивать терапевтические гипотезы либо обдумывать дальнейшую стратегию работы с семьей. Существуют различные варианты нерефлексивного слушания. Первый предполагает исключение любых действий со стороны психотерапевта: кивков головой, «угу-слушания», поддержки. В другом варианте в ходе нерефлексивного слушания психотерапевт может выражать понимание, одобрение, поддержку, использовать микротехнику минимального подкрепления. Нерефлексивное слушание является незаменимым инструментом в тех ситуациях, когда: П психотерапевту необходимо составить представление о семейной структуре, взаимодействии между членами семьи, семейных ролях и семейной иерархии; □ члены семьи находятся в состоянии сильного эмоционального возбуждения; □ членам семьи трудно четко сформулировать существующие в ней проблемы; П членам семьи необходимо выговориться и они пока не готовы выслушивать комментарии, вопросы и замечания; О члены семьи переживают горе или утрату и испытывают такие чувства, как гнев, разочарование, страх, обиду. Рефлексивное (активное) слушание используется психологом для того, чтобы более точно понять суть высказываний членов семьи. Большинство слов нашего языка являются многозначными, многие имеют синонимы. Это создает определенные трудности понимания, так как одно и то же слово может по-разному восприниматься говорящим и слушающим. Таким образом, психологу необходимо «раскодировать», «расшифровать» сообщение клиента. Например, жена сообщает психотерапевту: «Мой муж грубо обращается со мной». «Грубо обращается» — выражение, которое может иметь самые различные значения: не помогает жене в домашних делах, игнорирует просьбы и словесные обращения, кричит на жену, избивает ее и др. Для того чтобы понять клиентку, психотерапевту необходимо уточнить, что она подразумевает под этими словами. С этой целью им может быть использован уточняющий вопрос: «Что именно Вы имеете в виду, говоря о том, что Ваш муж грубо обращается с Вами?» Психотерапевт поддерживает членов семьи в их способности проанализировать, рассмотреть ситуацию с разных сторон и принять подходящее для них решение, но при этом сам не дает советов и не предлагает, что именно им следует сделать в тех или иных ситуациях. Цель рефлексивного слушания состоит в как можно более точном осознании того, что говорит определенный член се- мьи либо понять суть семейного послания. Предполагается, что мысли и чувства членов семьи в процессе рассказа и выслушивания остальных участников психотерапии могут так изменяться, что семья начинает осознавать и разрешать свои проблемы, переживать инсайты, самостоятельно находить ответы на собственные вопросы, преодолевать свои внутренние противоречия. При рефлексивном слушании психотерапевт использует в основном навыки прояснения, поддержки, перефразирования, отражения чувств, резюме. Эмпатическое слушание включает способность реагировать на другого человека (клиента) возникновением эмпатии. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания, понимание и принятие того содержания, которое он пытается постичь и осознать. Эмпатия характеризуется переживанием особого отношения к другому человеку. Основное правило эмпатического слушания — не сочувствие, а сопереживание, то есть создание эмоционального резонанса переживаниям клиента. Цель эмпатического слушания состоит в как можно более точном понимании чувств другого человека. При этом психотерапевт не диагностирует и не оценивает клиента, так как основная цель эмпатического слушания (по К. Рож-дерсу) — находиться в мире чувств другого человека, а не навязывать ему собственные чувства. Эмпатическое слушание включает в себя понимание психологом чувств клиента и передачу этого понимания клиенту. В эмпатическом слушании применяются те же приемы, что и в рефлексивном: поддержка, вербальное следование, уточнение, перефразирование, резюме. Date: 2015-09-24; view: 381; Нарушение авторских прав |