Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обработка и интерпретация результатов
После того как родители ответят на вопросы теста, следует подсчитать общее количество баллов по каждой шкале (признаку). Ответы испытуемых оцениваются следующим образом: □ ответ «А» — 4 балла; □ ответ «а» — 3 балла; D ответ «б» — 2 балла; □ ответ «Б» — 1 балл. Полученная сумма определяет выраженность признака. Максимальное значение по каждому из признаков составляет 20 баллов, минимальное — 5. Следующим шагом является оценка выраженности признаков родительского воспитания. Для этого необходимо сравнить полученный балл по каждой шкале с тестовыми нормами, представленными в таблицах 13 и 14. Тестовые нормы приведены в стеновых оценках. Если сырой балл по данной шкале попадает в 1, 2 или 3 стены, то это говорит о низкой выраженности признака, если в 4, 5, 6, 7 — это свидетельствует об умеренной выраженности данного признака в процессе воспитания. Балл, который попадает в 8, 9 или 10 стены, отражает высокую выраженность признака. На основании полученных оценок определяется преобладающий тип родительского воспитания (АрхирееваТ. В., 2002). Так, можно говорить о выраженности такого типа родительского воспитания, как гиперопека, если родители получают преимущественно высокие баллы по следующим шкалам: 2. Чрезмерная забота (оберегание ребенка от трудностей). 10. Исключение внесемейных влияний (зависимость ребенка от матери). 12. Подавление агрессивности ребенка. 18. Подавление сексуальности ребенка. 20. Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка. Родители в большей мере склонны к демократическому воспитанию своих детей, если набирают преимущественно высокие или средние баллы по следующим шкалам: 1. Вербализация (предоставление ребенку возможности высказаться). 14. Партнерские отношения (равенство родителей и ребенка). 15. Поощрение активности ребенка. 21. Товарищеские отношения между родителями и детьми. Склонность родителей к авторитарности в воспитании может быть отражена в преимущественно высоких баллах по шкалам: 4. Подавление воли ребенка. 7. Супружеские конфликты. 8. Строгость родителей. 9. Раздражительность родителей 13. Неудовлетворенность ролью хозяйки («мученичество» родителей). Большой интерес представляет также блок шкал, направленных на выявление отношений родителей к семейной роли. Его можно разделить на группы, характеризующие отдельные аспекты отношений: О хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (шкалы 3, 13, 19, 23); □ супружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (шкала 7, 17); □ отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические» (в методике шкалы 5, 11). Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приоритете семьи и семейного образа жизни. Обратное можно сказать о шкале 13: для лиц, имеющих высокие оценки по этой шкале, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении ролей и обязанностей. О низком уровне ин-тегрированности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17,19, 23. Несмотря на то, что детско-родительские отношения являются основным предметом анализа в данной методике, анализ результатов по шкалам блока «Отношение к семейной роли» способствует более точному пониманию психологом специфики семейных отношений. Таблица 13 Тестовые нормы опросника PARI (матери) Выборка — 169 человек
Таблица 14 Тестовые нормы опросника PARI (отцы) Выборка — 94 человека
4.5.4. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей. Date: 2015-09-24; view: 419; Нарушение авторских прав |