Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия финикийцев





Финикийцам не посчастливилось делить средиземноморье с двумя завистливыми врагами. С древними греками начиная 1200 года до нашей эры и с древними римлянами начиная с 300 года до нашей эры. Много из того что мы знаем об их ритуалах и обрядах известно нам с обличающих слов их соперников. Греческий историк Геродот описал один ритуал, своего рода свидания на одну ночь на подобии того, что происходило в Финикии. Каждая женщина должна посетить храм и единственный раз в жизни соединиться с незнакомым мужчиной. Отдавшись ему, она исполняет свой долг перед богиней и возвращается домой.

Современные историки считают, что у соседей финикийцев было очень извращенное мнение. Религия, исповедуемая финикийцами, не сильно отличалась от религий, которую исповедовали многие народы древнего Ливана.
Более точно, но все также путано, их история отражена в их скульптурах. Будучи непревзойденными купцами, финикийцы кажутся настоящими хамелеонами, имитируя вкусы своих клиентов египтян, персов, израильтян.
Хотя они могут показаться нам неискренними открытия в храме Ашмон, демонстрируют нам более искренних финикийцев. Финикийцы с больными детьми приходили в это священное место к югу от современного Бейрута, что бы просить о помощи своего бога исцеления. С собой они приносили не только молитвы за своих детей. Финикийцы торговцы до мозга костей, создали эти фигуры в человеческий рост, моля об исцелении.
Гибралтар, был границей изученного мира для древних народов средиземноморья. В месте, где едва не соприкасаются Африка и Европа, из моря вздымается легендарная скала. Водный путь, который невозможно спутать ни с чем. Несомненно, финикийцы перешагнули этот порог, но чего им стоило войти во врата неизвестности.
Ответы являются на свет в пещере у основания скалы. За годы исследований, археологи нашли в пещере более пяти тысяч предметов, но их происхождение может оказаться весьма неожиданным. Здесь нет кухонной утвари, предметов повседневного использования. Здесь были найдены очень маленькие предметы, которые велики в своем духовном значении. Археологи обнаружили то, что похоже на личные талисманы, амулеты, кольца, скарабеи и тонко выточенные стеклянные вазы. Хотя эти предметы очень малы, с помощью них археологи установили ключевой момент финикийского пришествия. Археологи предполагают, что финикийцы производили здесь некие ритуалы.

 

21.ЗОРОАСТРИЗМ – религиозное учение, распространившееся в 1-м тысячелетии до н.э. на северо-востоке Ирана и в сопредельных областях Афганистана и Средней Азии. Приверженцы зороастризма именуются в различных текстах также маздаяснийцами, парсами, огнепоклонниками; мусульмане дали им уничижительное прозвище «гебры». Название «зороастризм» связано с именем легендарного основоположника религии – Зардушта (иначе Заратуштра, Заратустра; греч. – Зороастр). Полагают, что он был реальным историческим лицом и жил не позднее 7 в. до н.э. Древность возникновения и позднейшие гонения на приверженцев зороастризма привели к утрате многих его текстов. Сегодняшние исследователи опираются, в основном, на наиболее известный сборник молитв, преданий и поучений Авесту,записанный в 4–6 вв. За время своего существования зороастризм впитал космогонические представления, существовавшие среди иранских племен еще в эпоху индоарийской общности и в свою очередь способствовал возшікновению новых идейных и религиозных систем: митраизма, манихейства, а также движения маздакитов. Зороастризм серьезно повлиял на раннее христианство и ислам, на верования курдов и народов Кавказа.

В основе его вероучения лежит представление о «Мудром господе» – Боге-творце Ахура-Мазде (отсюда – «маздаяснийцы»), создавшем все благое и полезное: свет, тепло, землю, животных, людей и растения. Цель жизни благочестивого зороастрийца – помогать «Мудрому господу», защищать и приумножать его творения: поддерживать огонь, разводить скот, обрабатывать землю, заниматься строительством, ремеслом и торговлей; растить детей. Соперником Ахура-Мазды (иначе: Ормузд, Хормузд) выступает дух зла Анхра-Майнью (иначе: Ахриман), создавший холод, смерть, вражду, вредных животных и насекомых и т.п. Зороастрийцы считают себя обязанными бороться с ними, чтобы удостоиться посмертной награды.

Силы природы, стихии и положительные качества персонифицировались в роли сподвижников Ахура-Мазды или его проявлений – «Бессмертных святых» («Амеша Спента»): Boxy Мана – «Добрая мысль», Аша Вахишта – «Лучшая правда», Хшатра Варья – «Избранная власть», Спента Армаити – «Благочестие», Амеретат – «Бессмертие» и Хаурватат – «Целостность». В зороастризме сохранилось понятие «Высшей правды» (существовавшее еще у индоарийских племен) – Арты, подразумевающей чистоту человеческих помыслов и благородство поступков, «правильный образ действий». Правда противопоставлялась лжи, извращенности – Друдж, неотъемлемому качеству Анхра-Майнью. Чуждый идолопоклонству, зороастризм сохранил в ритуалах культ огня как воплощения доброго начала, символа Арты. Особым образом зажженный огонь поддерживался в зороас-трийских храмах столетиями, что породило еще одно название – «огнепоклонники».

Представления о душе и посмертном существовании отразились в сказании о праведном Вирафе («Арда-Вираф-нама»), описывающем путешествие зороастрийского священнослужителя по загробному миру: возле «горы справедливости» есть мост Чинват, по которому переходят в рай только праведники, а грешники падают с моста в бездну. Зороастрийское жречество (маги, мобеды) было наследственным и пользовалось большим влиянием. Зороастрийцы не признают постов и смешанных браков, бытовые ограничения в их среде очень строги. После того, как Иран был завоеван арабами, начался постеленный переход населения в ислам.

К 12–13 вв. зороастрийское духовенство окончательно утратило былую власть, и часть его вместе с наиболее активными приверженцами переселилась в Северную Индию, где получила название «парсы» (т.е. «выходцы из Фарса» – центральной иранской провинции).

Немногочисленные зороастрийские общины существуют и в наши дни в Йезде, Кермане, Бомбее, Карачи и некоторых других городах. Они сохранили свои обычаи и культуру. С перевода их богослужебных книг в 18 в. началось систематическое изучение персидской доисламской литературы и языка эпохи Сасанидских царей (224–650), при которых зороастризм был государственной религией Ирана.

22Религия древней Греции ак и в Египте, развитие религиозных взглядов в Древней Греции прошло определенные периоды, которые соответствуют периодам развития древнегреческой культуры. Обычно выделяют следующие.

Крито-микенский (III-II тыс. до н.э.). Этот период закончился в результате разрушений на острове Крит, вызванных извержениями вулкана и наводнениями. На побережье причиной разрушений было нашествие северных народов — дорийцев.

Гомеровский период (XI-VIII вв. до н.э.). В это время происходило формирование политической системы Древней Греции — полиса. Конец периода характеризуется созданием знаменитых поэм Гомера, в которых уже прослеживаются основные положения религии древних греков.

Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.). Формирование основных особенностей древнегреческой культуры и религии.

Классический период (V-IV вв. до н.э.). Расцвет древнегреческой культуры.

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.). Активное взаимовлияние древнегреческой культуры и культур других народов.

Основными источниками информации о древнегреческой религии являются произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея» и Геей- ода «Теогония». На основании этих произведений можно сделать вывод о том, что древнегреческие боги разделялись на три группы:

небесные или уранические (Зевс и все Олимпийские боги);

подземные или хтонические (Аид, Деметра, Эринии);

земные или ойкуменические (Гестия, боги домашнего очага).

В первоначальных представлениях главенствующее место занимала богиня-владычица — божество плодородия. Впоследствии она преобразовалась в жену высшего Бога - Геру. Затем выделяется мужское божество - Зевс. Его положение равно положению царя среди аристократии и простых подданных. Зевс и Гера образуют божественную пару, образец семьи и верховной власти. Одного с ними поколения — боги Посейдон иДеметра. Младшее поколение Богов — это сыновья Зевса - Апполон, Гефест и Арес; дочери - Афина, Артемида, Афродита. Они являются исполнителями воли Зевса и получают во власть свою часть мироустройства.

Зевс становится высшим богом в борьбе с предшествующими поколениями богов: Ураном, Кроносом, титанами. Эти боги повержены, но не уничтожены. Они являются олицетворением стихийных сил природы. Помимо указанных богов, в греческий пантеон входили местные божества; таким образом, пантеон богов был очень велик. Боги носили антропоморфный характер. Они обладали такими же чертами характера, как и люди, но отличались тем, что могли перевоплощаться в животных и были бессмертны.

У древних греков существовало представление о демонах - низших сверхъестественных силах. К демонам относились нимфы, сатиры, селены. В честь демонов совершались ритуалы, обряды, которые были направлены на то, чтобы демоны не нанесли людям вреда. Древние греки различали суеверие и веру. Слишком старательное поклонение демонам (суеверие) осуждалось в обществе.

У древних греков большое место занимал культ предков. Греки считали, что умершие могут вредить живущим людям; и чтобы этого не случилось их нужно ублажать, т.е. приносить жертвы. Особенно недопустимым считалось непредание земле праха (отсутствие погребения). Существовало представление о царстве мертвых Аиде. В Аиде умершие люди делились на грешников и праведников; грешники попадали в Тартар (подобие ада). Учение о посмертном существовании называлось орфизм (по имени древнегреческого героя, побывавшего в мире мертвых).

Большое значение имело исполнение ритуалов, существовали государственные культы. Эти культы осуществлялись периодически, а также в ознаменование особенно значительных событий (бедствия, победы и т.д.).

В VI в. до н.э. был учрежден праздник — «Великие Панафинеи» в честь богини Афины. Для этого праздика был построен Акрополь. Ритуал совершался один раз в четыре года в июле-августе и длился пять дней. Сначала проходили ночные празднества, демонстрация. Затем совершались жертвоприношения. Считалось, что боги питаются запахом мяса, а люди питались мясом. Подобные празднества посвящались и другим богам, например «Великие Дионисии» — в честь бога Диониса. Поэты и музыканты слагали гимны. Кроме того, проводились мистерии - тайные, сокровенные ритуалы. В мистериях запрещалось участвовать непосвященным.

Жрецы Древней Греции не пользовались таким авторитетом, как в Египте, они не выделялись в особое сословие, совершать ритуал мог любой гражданин, например глава семьи. Для совершения обрядов человека выбирали на собрании общины. В некоторых храмах служба требовала особой подготовки, поэтому выбирали людей знающих. Иногда их называли оракулами, так как считалось, что они способны передавать волю богов.

В Древней Греции существовали различные религиозные общины. Основой религиозной жизни была семья. Семьи объединялись во фратрии, фратрии объединялись в филы (прежде всего по профессиональному признаку). Были также секты - тайные организации, которые собирались вокруг лидера.******

В клас. период Религия была органической частью греческой культуры и оказывала на нее большое влияни.е. Так же как и у других народов древности, греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, формы и направление художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Богатая греческая мифология, сложившаяся еще в архаический период, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов, героев между собой и людьми создали богатый арсенал образов, которые стали отправной точкой для разработки художественных типов сильных людей, выступавших против слепых сил природы, против самих могущественных богов, послужили основой для создания замечательной греческой литературы V—IV вв. до н. э.

Греки представляли богов и героев в образах красивых людей, это стало исходным рубежом для разработки скульптурного образа героизированного гражданина, полноправного члена полисного коллектива. Прекрасное божественное существо живет, по представлениям греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усилия на разработку храмового здания как наиболее совершенного архитектурного сооружения и сделали его одной из исходных основ для развития всей греческой архитектуры.

Для создания системы духовных ценностей древних греков имело первостепенное значение своеобразное понимание природы божества. Греки воспринимали своих богов, даже самых высших, как могучих, но не всемогущих, подчиняющихся силе высшей необходимости, которая довлеет над богами так же, как и над людьми. Известная ограниченность всемогущества божества, некоторая близость мира богов к человеку через своеобразное посредничество полубогов-героев, через взаимоотношения богов с людьми в принципе возвышало человека, развивало его способности и открывало большие перспективы для создания художественных образов героизированных, сильных людей, и для философского размышления о сущности человека, могуществе его сил и разума.

Непременной частью религиозного культа в V—IV вв. до н. э. стали почитанитьглавного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий после принесения жертвы в его честь перед главным храмом. Среди праздничных действий обязательными были пиршество (в жертву обычно приносились лишь внутренности животных, большая часть туши шла на угощение), состязания молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. Участие в торжественной процессии, жертвоприношении, состязаниях и театральных сценках основной массы граждан придавало празднеству всенародный характер, делало его важным общественным событием.В V в. до н. э. в большинстве греческих полисов (особенно ярко это проявилось в Афинах) празднование в честь главного божества—покровителя полиса стало рассматриваться как демонстрация силы и богатства полиса, смотр его достижений и успехов, как проявление единства всего полисного коллектива. Религиозные начала таких празднеств несколько стушевываются, а общественно-политические и идеологические стороны проявляются явственнее и полнее. Все большее внимание уделяется гимнастическим состязаниям и театральным представлениям, подготовка к ним, которую ведет весь город, становится сильным творческим импульсом. Такие празднества, как Панафинеи в Афинах в честь богини-покровительницы города Афины, Дионисии в честь бога растительности, виноградарства, вина и веселья Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного бога неба, грома и молнии Зевса, Пифийские в Дельфах в честь бога Аполлона, Истмийские в честь бога морей и морской влаги Посейдона в Коринфе, превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения.

Самыми знаменитыми из них стали Олимпийские празднества, или Олимпийские игры, справлявшиеся раз в четыре года. Олимпийские игры первоначально были традиционной частью культа в честь Зевса, в котором, как и в других аналогичных религиозных церемониях, состязания атлетов и театральные развлечения лишь дополняли культовые

действия. Однако уже в VI в. до н. э. религиозные церемонии стали восприниматься как своего рода вступительная часть к спортивным состязаниям, приобрели характер общегреческих, и даже театральные действа были отодвинуты на второй план. В других празднествах, например на Пифийских играх, вышли на первое место не спортивные, а музыкальные состязания кифаредов и авлетов (т. е. исполнителей, играющих на кифарах и флейтах). В Афинах во время празднования Панафинеи и Дионисий в V в. до н. э. постепенно возрастает роль театральных представлений (ставили трагедии и комедии), из которых вырос замечательный греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков.

Религия в эпоху эллинизма

Существованию каждой религии отмерен свой срок. За рождением богов с неизменностью законов природы следует смерть, а если происходит возрождение культа с теми же именами, то это по существу уже новые боги. Кризис эллинской религии совпадает с кризисом полиса, точнее с ее последней фазой, начавшимися завоеваниями Александра Македонского. Исчезает препятствие к объединению Запада и Востока, которые находятся под властью единого монарха, ситуации идет к тому, что создается всемирная империя. Но империя оказалась недолговечной.Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов. Нахлынуло множество богов-пришельцев, так же как и на Востоке появилось множество храмов эллинских богов. При этом новые боги у эллинов настолько вошли в моду, что настала пора затмения и оттеснения старых. «Малоазийский культ бога Сераписа утвердился в Египте, где греки стали отождествлять нового бога с Зевсом и Асклепием. Египетскую богиню Исиду стали называть Деметрой. В Пергаме официальным культом стал фригийский культ Кибелы – Матери земли, который в глазах греческого населения был продолжением культа Афродиты» (Куманецкий, 149).Введение новых богов, культ которых не становился государственным, сопровождался созданием в полюсах религиозных общин. Так, появились общины почитания Митры, Адониса. В них допускались не только гражданские полюсы, но и чужестранцы и рабы, пользовавшиеся на общинном собрании почитателей богов правом голоса. Все элинизированные восточные религиозные культы носили характер мистический и экстатический.

Подобные культы были распространены в связи со стремлениями человека обрести духовную свободу, за неимением реальной, так как греки находились под властью монарха, Александра Македонского. К тому времени, когда Греция стала римской провинцией, во всей империи. В ее культуре, литературе и религии, стала господствовать одна эллинистически-римская культура, причем в области религии и дальше сохранялся синкретизм, в котором смешивались традиционные культы с восточными. Стремление к универсализму религии, к отказу от индивидуализированных божеств появилось в строительстве так называемых пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу. Таким был, скажем, знаменитый Пантеон в Александрии Египетской.

Таким образом, религия древней Греции прошла сложный путь развития, претерпела много влияний извне. Она начала с первобытной религии, далее был создан свой пантеон богов, которые имели антропоморфный характер. Постепенно религия оттеснилась философией, она потеряла смысл, и поклонения богам стало добровольной формой деятельности. С неуверенным положением греков, приходом императора, было связано принятие восточных мистических культов. Также можно согласиться с Нильссоном в том, что греческую религию можно изучать в двух направлениях: через литературу, которая была скорее создана верхушкой общества и через то, что было ближе народу, занимающемуся сельскохозяйственными работами. Как и в любом другом процессе, мы находим двойственность.

23.Религия древнего рима. В истории Римской империи можно выделить три основных периода, которые можно назвать и периодами развития религии:

ранний или царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.);

Римская республика (V-I вв. до н.э.);

Римская империя (I-V вв. н.э.).

Религии римлян присущи следующие характерные черты:

синкретизму обусловленный тем, что становление римского государства происходило в результате завоевания других народов. Религиозные идеи этих народов становились частью римской религии;

этатизм и политическая ангажированность, впоследствии приведшие к возникновению культа императора;

связь с римским мифом о происхождении государства и благословении его со стороны богов;

сосуществование и противостояние государственных и родовых, семейных культов;

меньшая конкретность в понимании богов, чем это мы видели раннее. Римляне обожествляют абстрактные понятия: справедливость, счастье и др.

Первоначально во главе пантеона богов стоял Юпитер, помогали ему Марс (военные отношения) и Кверин (мирная жизнь). В конце царского периода, к VI в. до н.э., эта триада изменяется: помощниками Юпитера становятся Юнона и Минерва. Юнона олицетворяет чувственность, а Минерва — ум, разумное начало.

На развитие религиозных представлений оказала влияние борьба между патрициями и плебеями, особенно обострившаяся в V в. до н.э. В результате этой борьбы помимо политических прав плебеи получили религиозные. Наряду с официально признанными богами, утверждается плебейская триада:

Церера (богиня плодородия, покровительница материнства, владычица подземного мира);

Либер и его женская параллель

Либера - олицетворяли животворящие силы природы.

Кроме того, существовало еще очень большое количество богов, которых римляне, так же как и греки, делили на три категории:

уранические или небесные, к которым относились названные выше представители триады;

хтонические или подземные (например, Сатурн — бог урожая);

ойкуменические или земные (например, Янус - бог входа и выхода, бог начинаний и первый италийский царь; Веста - богиня домашнего очага, олицетворение чистоты и верности). Весте был посвящен храм. Служительницами храма становились девственницы, их называли весталки, они должны были сохранять девственность и служить Весте до 30 лет.

К особенностям римской религии относится обожествление общих понятий:

Конкордия считалась богиней согласия;

Клементия — богиней кротости;

Виктория - богиней победы;

Либертос - богиней свободы.

Кроме того, римляне обожествляли своих императоров и даже умерших родителей. По мере расширения Римской империи увеличивалось количество богов, поэтому происходило совмещение римских богов с иностранными, особенно греческими. Юпитер совмещается с Митрой и Зевсом, Венера — с Исидой и Астартой и т.д. Когда начались завоевания римлянами древнегреческих полисов, многие греческие боги были совмещены с римскими. В это время знаменитым древнеримским поэтом Виргилием была написана поэма «Энеида», в которой обосновывалось родство римлян и греков и излагалась священная история Рима.

Кроме богов, римляне почитали демонов, прежде всего домашних, которые делились на группы:

пенаты (хранители домашнего очага и припасов);

лары (хранители нравственных устоев);

гении (дух мужчины, главы семьи).

Наряду с добрыми демонами, существовали и злые. К ним относили ларвов и лемуров — злые души умерших. Эти демоны появляются в результате того, что человек не был захоронен согласно ритуалу и за это мстит живым. Мелкому обожествлению подвергались мельчайшие события в жизни человека: первый крик младенца, возвращение домой, хождение по улице и многое другое. Этим божествам посвящались определенные церемонии.

В первый период существования Рима религиозные обряды совершал царь, впоследствии этим стали заниматься специально назначаемые жрецы, главным из которых был верховный понтифик. Кроме обязательных обрядов в честь богов в начале и середине каждого месяца, совершались и особые обряды в дни, когда для Рима существовала какая-либо угроза, или в ознаменование победы. Участие в обрядах и ритуалах означало лояльность граждан к императору. За отказ соблюдать обряды могло последовать жестокое наказание вплоть до смертной казни.

Большую роль в жизни Древнего Рима играли гадания, к которым прибегали каждый раз, когда предстояло принять важное решение. Гадали по полету птиц — ауспиции, этим занимались авгуры и магистраты; по внутренностям жертвенных животных, особенно по печени, этим занимались гаруспики.

Существовали специальные сезонные и семейные праздники и обряды. К ним относились луперкалии — весенние пастушеские обряды, погребальные обряды, была распространена магия.

******** Зарождение римской религии



«В те времена, о которых можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове обитали племена япигское, этрусское и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой – умбры, марсы, вольски, самниты (Штаерман «История Рима», с. 11). Япиги – племя, родственное эллинам. Они, по-видимому, были древнейшим поселением на полуострове. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. А Штаерман так не считает. Этруски, по его мнению, были тоже индоевропейским народом, как эллины и италийцы, но стояли особняком среди других отраслей индоевропейского происхождения. Они были ближайшими соседями римлян с севера. Несмотря на то, что с римлянами этруски имели сношения по преимуществу торговые, и вообще мирные отношения, историк все равно отрицает какие-либо заимствования в римской религии из этрусской. Далее будем придерживаться несколько иной точки зрения.

«Происхождение и язык этрусков не выяснен. Уже в 8 в. до н.э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Религия этрусков носила мифологический характер. Но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира. Мрачные, злобные божества подчинились высшим силам. Сведений о религии этрусков сохранилось мало» (История мировой культуры, 281).

«Известно, что этруски почитали троицу высших небесных божеств: Тина – римского Юпитера, Уни – римскую Юнону, Мнерву – римскую Минерву. Им же соответствовала троица подземных божеств: Мант - римский Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина и третья, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру. Некоторых богов римляне позаимствуют у этрусков.

Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную систему гаданий, которая должна дала дать человеку возможность узнать волю богов и избежать несчастья. Правила гадания, позднее усвоенные и в Риме, назывались там «этрусская наука».

Добавим, что воображение этрусков создало множество демонов, как злых, вредящих человеку, так и добрых, помогающих ему, покровительствующих его семье и дому. Этих добрых демонов стали называть в Риме Ларами и Пенатами» (Куманецкий, 180-181).

О древнейшей сфере римских богов мы узнаем из списка публичных и носящих особые названия праздничных дней общины. Они бесспорно представляют самый древний из всех дошедших до нас документов в римской древности. Главными были небесные божества, объединившиеся в триаду, которую составляли Юпитер (Юпатер, Иовис), Марс (Мамерес, Маморс, Мармра, Март) и Квирин (Вофион). А также о наследии отдаленного индоевропейского прошлого у италиков говорят предания о богине огня Весте, почитавшейся греками под именем Гестии. Но у этих богов не было своего Олимпа, местами их почитания были рощи.

«Хорошо известна концепция Дюмезиля, изложенная в книге «Боги индоевропейцев». Она исходит из деления индоевропейских богов на три класса: класс с функцией управления, связанный с магической царской властью, класс с военной функцией, соответственно связанный с физической силой и класс, задачей которого было производство и хранение материальных благ. Такому делению соответствовали и древнеримские божества: Юпитер (небесный бог государства), Марс (бог физической и военной мощи) и Квирин (бог плодородия). В индоевропейской мифологии боги первых двух групп ведут борьбу с богами третьей группы, которые принимались только после примирения, что означало собой становление нормального полноценного общества, объединившего все 3 класса людей. Так, у римлян Квирин вместе с другими божествами 3 функций – Флора, Диана, Луциной, ларами и другими – был принят в римский пантеон после войны и мира с сабинянами» (Штаерман, 14).

«Древнеримская религия представляла собой в древнейшие времена религию сельских жителей, испытывавших чувство страха перед везде присутствующими таинственными духовными существами. По мнению Латте К. «История римской религии» - это была религия «крестьянской усадьбы». Когда такие усадьбы объединились в государство, последнее заимствовало их культ. Добавив то, что диктовалось военными потребностями. В первую очередь культ Марса. Царские жрецы строго наблюдали за правильным соблюдением обрядов, не допуская ни какой инициативы со стороны граждан. Религия усадьбы в масштабах государства теряла смысл. Чтобы не утратить контроль над религиозной жизнью граждан, государство вводило новые культы, церемонии, обряды и игры. Они должны были влиять на воображение и вводить в государственные рамки культы новых социальных групп – ремесленников, купцов, вольноотпущенников» (Штаерман,13).

Любая религия, тем более у земледельческих народов, начинается с культов плодородия. Но с такими культами сильное государство или даже маленькое общество не построишь. Поэтому более импонирует гипотеза Дюмезиля, где он говорит о трех классах богов.

Первоначально римская религия была в отличие от религии древних греков анимистической, причем, как и у греков, в ней сохранялись пережитки тотемизма. На это указывает легенда о волчице, выкормившей Ромула и Рема, братьев-основателей города. Весь мир у римлян был полон духов, которые обитали и в воде, и в полях и где угодно. Важны были добрые духи жилища, таковыми считались Пенаты и Лары. Двери жилища охранял Янус, домашний очаг – богиня Веста. Даже каждый мужчина имел своего собственного духа-покровитлея гения, в котором проявлялась сила личности.

В отличие от греческих богов римские не имели человеческого облика (сами римлян называли их «нумина» - «имена»), им не ставили ни статуй, ни храмов. Хотя даже у этрусков божества имели человеческий облик. Римляне были людьми более приземленными с меньшим воображением, нежели фантазеры-греки. Духов же, чтобы они помогали, необходимо задобрить. Это делали путем молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Человеческих жертв не встречается, зато потом в качестве жертв римляне приносили себя во благо государства.

Устраивали праздники в честь земных божеств, Вакха, Прозерпины. Целью их было способствовать урожаю. Для этого общины собирались вокруг святилищ. В древнейшие времена религиозные обряды выполняли отцы семейств, но потом эти функции стали исполнять жрецы.

2.2 Развитие религии в раннереспубликанский период

«К формированию республики уже сложились два класса людей – плебеи и патриции. Патриции - первопоселенцы, сохранившие деление на роды и курии, плебеи – переселенцы, не имевшие ни рода, ни племени. Их религиозные представления значительно отличались. В обрядах, связанных с основанием города, в праздниках в честь древнейших римских божеств принимали участие только патриции. Ими же почитались абстрактные божества, как Честь, Верность, Победа, Согласие. У плебеев своя триада богов: Церера, Либер и Либера. На Авентинском холме они почитали италийскую богиню Диану. Еще одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. В храме Фортуны на Бычьем рынке стояла деревянная статуя богини, что было не характерно для римско-италийской религии. Не допускаемые к культу патрицианских богов к ауспициям (гаданиям), без которых нельзя было принять какого-либо государственного решения, плебеи тем самым исключались из плебейской жизни. Только с уничтожением различий в религиозных верованиях патрициев и плебеев возникает настоящее римское государство» (Куманецкий, 233).

Окончательно сложилась республика (общее дело), так приоритетом для каждого гражданина становится гражданская община. У римлян меркантильные интересы не закрепились в сознание, главное для них служение родине, обществу. Немаловажное влияние в этом имел римский миф, в центре которого не боги, а римские граждане. Рим – это лучшее государство на земле, образец для всех остальных народов, над которыми они имеют право управлять. Например, один из героев, римский юноша, схваченный этрусками, он сжег руку по локоть и не предал свое государство и доказал его силу.

Сам город Рим по преданию основан Ромулом и Ремом около 754 и 753 годов до н.э. В преданиях упоминается семь правивших в 8-9 вв. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена республика (510 и 509 гг. до н.э.). Но их мифологию трудно назвать мифологией, это скорее мифологизация истории. «Римская история от основания города» в свою очередь заменяла мифологию людям, для которых вся ценность определилась их городом и окружающий мир и времена, которые ему предшествовали, не представляли большого интереса. Римляне ориентировались исключительно на традицию. «События, донесенные преданиями от Ромула до его последователей, оказали Риму 2 услуги, которые народ требует от своих мифов: служить объяснением мира и давать пример» (Дюмизель, 54). В последующие эпохи римский миф искусно использовали в своих интересах царствующие правители Рима, в частности Октавианом Августом.

Люди все еще были привязаны к земным богам. Они опекали отдельные стадии жизни человека, его акты деятельности и его занятия. Счастливому исходу родов способствовали особые богини, которые также оберегали дом от атак бога леса Сильвана. Чтобы боги не обиделись, необходимо было точное проведение всех обрядовых формальностей. Это мог быть человек хорошо знающий все обрядности, имена всех богов и их функции. Таким человеком был жрец.

«Трудно сказать, когда произошло и когда можно говорить об отдельном жреческом сословии в Древнем Риме. Традиция все это связывает с правлением Нумы (715 – 672гг. дон.э.), второго царя, преемника легендарного Ромула. Ему приписывают организацию культа, кодификацию старых и установление новых ритуальных предписаний, начало строительства святынь и организацию коллегий жрецов. Свои функции жрецы выполняли пожизненно; жили на государственный счет, пользовались в обществе большим почетом и оказывали значительное влияние на государственные дела» (Поликарпов, 112).

2.3 Религия времен пунических войн

К середине 3 века, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добивавшееся гегемонии во всем средиземноморье, что привело к столкновению с другой крупной державой – Карфагеном. Начинается эпоху пунических войн со своими следствиями и последствиями.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских, многочисленных богов выделились под влиянием религиозных греческих представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Широкое проникновение греческого влияния во I I в. до н. э. привело не только к воздействию греческой религии, но и приспособлению к ней религиозных римских воззрений. Одним из важных последствий греческого влияния было распространение греческой философии в римском обществе и взглядов греческих философов на религию и богов. Распространяется представление о загробной жизни, о загробном блаженстве как своеобразный протест против неустройства и мучений в реальном мире. Получает развитие культ слепой судьбы - Фортуны, которая дарует счастье и несчастье произвольно и часто несправедливо. Задавленные гнетом и судьбой низшие слои населения мечтали о появлении мессии, спасителя, который придет и подарит блаженство страдающим, накажет гонителей.

Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. В конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Возможно, это связано и с тем, что строгое выполнение не давало священного трепета, экстаза. При внешнем соблюдение всех формальностей, религия мало затрагивала чувства верующих и порождала неудовлетворенность. Поэтому римлянам нравилась восточная религия, отличающаяся таинственностью, Которая обладала мистическим и оргаистическим характером.

Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым, распространяя иные религиозные воззрения. Римский сенат принимал меры против распространения восточных оргиастических культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Для того, чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. «Особые коллегии сведущих людей – жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за ·порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет, к какому божеству обратиться с нужной просьбой. Наряду со жрецами выделялись коллегии авгуров, они занимались гаданиями, понтификов, которые были хранителями точных знаний – мер, весов, счисления времени, и фециалов – эти хранили международные законы и договоры» (Моммзен, 84).

С раннего времени различные празднества и представления играли важную роль в общественной жизни Рима. На первых порах общественные представления были вместе с тем и религиозными церемониями, они были непременной частью религиозных праздников. Самым ранним римским гражданским праздником был праздник Римских игр. В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян. С III в. до н.э. учреждаются новые представления. Большое значение приобретают Плебейские игры. Наиболее крупными религиозными праздниками были праздники, связанные с культом земледельческих богов: сатурналии – праздник посевов, луперкалий – праздник пастухов и другие. Причем за проведение праздников стали отвечать не жрецы, а должностные лица. Местами их проведения уже были не алтари того или иного бога, а цирк.

Число представлений, как частных, так и публичных, в Риме и других городах и их продолжительность постоянно увеличивались, а их значение все более и более росло. В конце Республики магистраты и государственные деятели считали проведение публичных представлений важной частью их государственной деятельности. В условиях аристократической республики, где вся власть была сосредоточена в руках узкой верхушки класса рабовладельцев, правящая группировка считала устройство публичных представлений одним из средств, способствующих отвлечению широких масс римского гражданства от активной государственной деятельности. Неудивительно, что рост публичных представлений сопровождался упадком значения народных собраний и их политической роли.

2.4 Развитие религии во время гражданских войн

«После трех пунических войн. Одержав победу над Карфагеном в 146 году, Древний Рим становится крупнейшим средиземноморской державой. К середине 2 в. оформились два антагонистических класса – рабы и рабовладельцы, вражда между которыми вылилась в крупные восстания рабов. Усиление их связывалось с ростом крупных землевладении, разорением крестьян вызвало революционные движения сельского плебса и первые вспышки гражданских войн. Они продолжались до победы Октавиана над Марком Антонием и создание империи» (Большой энциклопедический словарь, 266).

В государстве эпохи гражданских войн насилие, злоупотребление, где личность человека не могла чувствовать себя защищенной, широко распространились восточные культы, причем не только среди низов. Популярны были халдейская астрономия и спиритизм.

Расширялись владения Рима. Появлялись все новые храмы и святилища. Пришедшие в Рим боги уже не ощущали себя чужими, они стали римскими. Для объединения римских богов в Рим решили доставить Мать богов, в качестве которой с Малой Азии почитали Кибелу. Вместе с ней в Рим оказался ее возлюбленный умирающий и воскресающий бог растительности Аттис.

Жрецы совершали кровавый обряд, рядом с храмом целомудрия Весты. Понтифики – высший сан жрецов осуществляли контроль над священным очагом Рима, горевшим в храме Весты, и над ее жрицами – весталками.

Греческие олимпийские боги были окончательно приняты. Греческая философия также влияет на Рим: приобрели значение три философские школы. Обе догматические школы Эпикура и Зенона и скептическая школа Аркесилая и Корнеада. Эпикурейцы, стоики и новейшая академия. Последняя исходила из положения о невозможности положительного знания. Это подрывало сущность религии. Чужеземные философы губили религию как веру.

Стоики принципиально стояли за народную веру с ее богами и оракулами, потому что видели в религии инстинктивное познание, с которым наука должна считаться и которому она должна подчиняться. Стоики принимали судьбу, подчиняли телесную сферу духовной. Эпикурейцы же говорили о скоротечности жизни, и смысл жизни видели в получении умеренного удовольствия.

«В тесном родстве с этой новой государственной философией стояла новая государственная религия. Главная отличительная черта ее заключается в том, что она сознательно из внешних собраний целесообразности сохраняет заведомо иррационально догматы веры. Возникла новая церковь, с одной стороны, и неверующие прихожане с другой.

Римская олигархия пользовалась этим, при помощи благочестия им можно было сделать недействительным любое народное постановление. Чем откровение религия, тем решительнее политические партии, рассматривающие религию как ареновские бои.

Римляне разуверились не только в свои старые религии, но и в самих себя» (Моммзен, 122).

2.5 Религия империи (1-2 вв. н.э.)

«1 век – это период постепенной рационализации и обмирщения римского общества. Верно, что религиозный скептицизм пробивал себе медленно дорогу и охватывал просвещенные круги римлян, но нельзя забывать также и о том, что гражданские войны способствовали развитию и распространению сред народных масс религиозных настроений. В пренебрежение религиозным культом стали усматривать причину всех несчастий, свалившихся на Рим в эпоху братоубийства» (Поликарпов, 114).

Постепенно, по мере развития римских завоеваний римская община, город-государство, расположенное на Тибре, сменилось громадной державой, включавшей весь Апеннинский полуостров и многие заморские территории с многомиллионным населением многими городами, сложным хозяйством, разными классами, постоянной армией, сложным государственным аппаратом.

Следствием перемен, обусловивших создание империи, был культ носители политической власти – императора, великого понтифика, который все заботы берет на себя. В возникновении такого культа немалую роль сыграло и то, что Римская империя являлась преемницей восточных и восточно-эллинских монархий. В Риме была идея «доброго царя». Таким царем стал считаться Октавиан Август, официально объявившего себя по окончанию гражданской воины и восстановлению республики присвоил себе почетный титул Август. Немалую роль в этом сыграл римский миф, окончательно сложившийся в эту эпоху. Однако, Август старался сохранить все виды республиканского учреждения. Несмотря на принятие чужих культов, создатели Империи на первое место ставили свою религию. Во время правления Августа был построен Храм всех богов – Пантеон, сооруженный М.В. Агриппа

В конце концов, Августа стали почитать в каждом доме, как отца отечества, как семейного очага. К восстановленным древнеримским жреческим коллегиям прибавились новые – августалки. Они стали стали ведать прелестями жертв новых богов. Его жена Ливия, одна из самых зловещих женщин в римской истории, получила вместе с официальным культом титул Август. Люди почувствовали себя незащищенными. Среди представителей верхов – чтили греческих философов (Сенеку и Эпикура). А низы – увлеклись мистикой.

«Распространены мистические секты. В основном восточного происхождения. Культ Кибелы – великой матери богов был разрешен при императоре Клавдии. Египетской богине Исиде был выстроен храм на Марсовом поле. К концу 2 в н.э. начал распространяться и культ иранского бога Митры, олицетворяющего свет и добро.

Упомянем культ каппадокийской богини Маа, которую в Риме почитали под именем Беллоны. Жрецы ее, бегая в исступлении по храму, наносили друг другу раны, поэтому римляне прозвали их «фанатиками» - «неистовые».

Разложение античного полиса привело к кризису и идеологии его гражданства. Наблюдается отход от коллективизма и рост индивидуализма, противопоставление отдельной личности коллективу, люди теряют спокойствие и внутреннюю уравновешенность. Старинные дедовские нравы подвергаются осмеянию и критике, в римскую среду начинают проникать иные нравы, иноземная идеология.

Новые религии соперничали между собой, и победа, в конечном счете, досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед богом, братство людей всех народов и посмертное воздаяние за добродетельную жизнь. Это была религия Христа, привлекшая к себе симпатии рабов, бедняков, всех угнетенных и бесправных, жаждавших справедливости.

Отделяясь от других граждан империи, первые христиане сразу же навлекли на себя обвинения, репрессии, подозрения, насмешки. Особенно опасными для государства считались их богослужения, совершавшиеся в мрачных катакомбах. В 313 году император Константин принимает христианство сам и делает его официальной религией государства» (Куманецкий, 310-311).

Так, римская религия начинает со своих добрых и злых духов. Существование официальных культов основных трех божеств, не помешало с зарождения религии существованию культов домашних земных божеств. После всех пережитых войн римляне отказались от своих первоначальных божеств, принимая восточных и греческих богов, а вместе с последними божествами и философию. И, в конце концов, приходят к единобожию.

24Буддизм:причины возникновения.Ранний буддизм Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Большинство его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирме), Таиланде, Лаосе. В конце XIX - начале XX вв. сторонники буддизма появились в странах Европы и США. Сейчас в мире около 700 млн. мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн. монахов. В странах СНГ буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. Буддизм возник в VI в. до н.э. в Северной Индии в государстве Магадха в условиях определенных социальных и духовных сдвигов древнего индийского общества. Как известно, это общество со времен нашествия ариев делилось на касты - жестко устоявшиеся социальные группы с четкой регламентацией их положения и функций в общественной жизни. Принадлежность к той или иной касте была наследственной. Четыре касты образовывали четыре социальные состояния: брахманы (служители культа), кшатрии (воины, служащие), вайшьи (крестьяне, ремесленники), шудры (бедные люди и рабы). Фактически был и пятый состояние - самый низкий на иерархическом ступени - чандалы (люди, рожденные от брака представителей различных каст, строго запрещалось), их называли "нетронутыми", поскольку считалось, что уже само прикосновение к чандала загрязняет человека. Чандалы не имели никаких прав, находились не только вне кастами, но и вне закона. Высшие касты пользовались существенными привилегиями, а ниже подвергались притеснениям. Господствующая в настоящее время религия - брахманизм - была культом только привилегированных первых трех каст. Только их представители допускались к культовых действий и обрядов. С развитием разделения труда, усложнением социальных отношений и имущественным расслоением численность низших слоев росла. Интенсификация социальной динамики, опыт социальных отношений конце ставил перед обществом вопрос о причинах социальных различий, о природе человека и условия человеческих взаимоотношений. Возникла необходимость в религии, которая была способна давать удовлетворительные ответы на эти вопросы. Буддизм зарождается в среде соискателей первых истины жизни, получает поддержку прежде всего среди низших слоев общества, как движение направлено на принципиальное приравнивание возможностей всех людей. Именно это признание принципиального равенства всех людей позволяет буддизма впоследствии получить статус мировой религии. Буддизм при условии выполнения всех его предписаний обещал человеку (независимо от его социального положения) исполнения первых и самых заветных желаний. Кроме того буддизм выступил с проповедью нравственного самосовершенствования человека в нормальных, обычных условиях его жизнедеятельности, не требуя обязательного разрыва с этими условиями. В этом заключалась главная причина привлекательности новой религии в широких слоев населения.Основной причиной возникновения буддизма явилось усиление классового гнета, а также развитие торговли, отток населения в город и, как результат ослабление внутриклановых связей и племенных традиций. На территории Древней Индии шел процесс разрушения родоплеменных отношений и зарождения крупных рабовладельческих государств. Классовое неравенство дополнялось неравенством сословным, т.е. кастовым. Принадлежность к касте считалась наследственной. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Классовая борьба принимает резкие формы и выливается в борьбу против идеологии брахманизма, переставшей отвечать новым общественным условиям. В противовес брахманизму новая религия Индии провозгласила равенство всех людей, независимо от социальной принадлежности, в избавлении от страданий при условии выполнения всех ее предписаний. Однако это вовсе не означало призыва к социальному равенству. Буддийское равенство – это равенство в возможности достигнуть спасения. Буддизм не осудил нищету, рабство и бесправие. Наоборот, одно из основных его положений гласит: «Чем больше человек страдает, тем вернее он достигнет спасения». Отвергнув представление о божественном происхождении каст, буддизм выдвинул новую идею, согласно которой только нравственное поведение отличает людей друг от друга. Уравнять свое социальное положение можно лишь на основе нравственного самоусовершенствования. Таким образом, проповедуя смирение, покорность, примирение с действительностью, равенство всех каст, непротивление злу, буддизм оказался более эффективным духовным орудием подчинения народных масс. В III веке до н. э. он объявляется государственной религией Индии и распространяется далеко за ее пределы. Возникнув как идеология рабовладельческого строя, буддизм утрачивает свое влияние в Индии с установлением феодальных отношений1.

Основателем буддизма был принц Сиддхартха Гаутама, который впоследствии получил имя Будда - "просветленный" (человек, богочеловек, которая достигла наивысшего святости), отсюда и происходит название религии. Хотя биография Будды содержит много мифологического, большинство исследователей считает его реальным лицом. Его жизнь и деятельность, по разным данным, продолжались между 550 и 480 гг до н.э. или 563 (566) - 483 (486) гг В 1956 г. отмечалось 2500 лет со времени возникновения буддизма. Отец его был царем небольшого племени Шакья в Северной Индии близ границы с Непалом. Отсюда еще одно имя Будды - Шакья-Муни ("отшельник из рода Шакья"). Мать была старшей женой царя. Его рождение овеяно легендами и было бы предусмотрено мудрецами. Мифы рассказывают, что он родился от непорочной царицы Майи сверхъестественным образом. По преданию, он был "чудом зачат". Его мать Майя увидела во сне, что в ее бок вошел белый слон и таким же необычным образом у нее родился сын. Через несколько дней мать умерла. По преданию, отец, расстроен этим фактом, решил сделать жизнь сына безоблачным и безмятежным. Окруженный роскошью, Гаутама знал только радости жизни. Он заметно выделялся среди своих сверстников умом и способностями, мудрецы предсказывали ему необыкновенное будущее. Когда Гаутама вырос он женился на царевне Ясодхаре, с которой имел сына Рахулу. Ничто не омрачало его счастья, потому что отец запретил ему покидать пределы дворца, чтобы тот не видел человеческого горя. Дворец же был окружен прекрасным садом, где круглый год можно видеть растения в цветах, а вся прислуга была молодой, веселой и здоровой. Но однажды, выехав за пределы дворца, 29-летний Гаутама увидел покрытого язвами тяжелобольного, впоследствии - изогнутого от лет бедного старого, далее - похороны, наконец, погруженного в глубокие, тяжелые раздумья аскета. Эти четыре встречи корне изменили мировоззрение и поведение беззаботного принца. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть и страдания. Это настолько поразило царевича, что он тайком покинул дворец и отправился спасать мир от страданий. Интересно отметить при этом и чисто психологический момент: чем больше человека погружают в нечто одностороннее, даже - лишь приятное, тем больше шансов на то, что впоследствии произойдет переход к прямо противоположному. Присоединившись к аскетов, Гаутама 7 лет путешествует по стране. Бывало, за день он потреблял только одно зернышко риса, надолго задерживал дыхание и т.д.. За эти годы очень похудел и ослаб. Но однажды он решил, что больше не сдвинется с места, пока не найдет ответов на вопросы первых истин жизни. Наконец, сидя в глубоком самоуглубления под фикусовых деревом пипала (или деревом Бодхи - познание) после 49-дневного поста во время майского полнолуния Гаутама внезапно "прозрел": познал тайны и внутренние причины круговороте жизни, четыре священные истины, то есть стал Буддой - просветленным. После этого он просидел под священным деревом несколько дней, не имея возможности сдвинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не возвещать истины людям, а сразу же углубиться в нирвану, то есть небытие. Однако Будда стойко выдержал все искушения и продолжал свой великий подвиг. Собрал вокруг себя пятерых аскетов, ставших его учениками, и основал первую монашескую общину (сангха). Возглавив ее, выбрал себе судьбу странствующего проповедника, начал творить чудеса. Так обошел он все села, города, долины среднего Ганга. Первую проповедь произнес в городе Бенаресе. Его религиозное учение получило название "учение Будды", "буддиха-даршана", "буддхагама", "дхармы" (дхарма - "праведный закон"). Проповеди имели большой успех, ходили ряды учеников. Звали их "буддхами" ("сторонники Будды"), "Шакья". Среди последователей Будды были представители всех каст и слоев населения, в том числе - цари и женщины. Будда основал несколько буддистских монастырей (в том числе - и женских) и большое количество буддистских общин. Умер Будда в городе Кушинари, когда ему было восемьдесят лет. По легенде его последними словами были: "Все сложные вещи распадаются. Прилагайте неустанных усилий ". Его тело, по обрядам населения Индии, сожгли, а прах разделили между восемью его последователями. Места рождения, просветления, первой и последней проповеди - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира.
По утверждениям А.Швейцера - выдающегося гуманиста ХХ ст. - Величие Будды можно обозначить несколькими пунктами:
- Он был реформатором, который осмелился отвергнуть основные принципы религиозного благочестия своего времени;
- Он искал особые пути спасения, поскольку отверг аскезу и обратился к чисто духовной формы религии;
- Он проповедовал не отвержение обычного простой жизни, а необходимость духовного преодоления стремления к вещам и наслаждений, в достижении освобождения души от мира и мирской жизни;
- Он признавал способность каждого человека достигать высоких истин и состояний на пути духовного самосовершенствования.

Основы учения раннего буддизма

Четыре благородные истины, Благородный Восьмиричный Путь, основные понятия

Будда не стремился создавать религию со сложными догматами, культовой практикой, основанной на авторитете его слов. Он отказывался отвечать на вопросы о конечности или бесконечности мира, смертности и бессмертии познавшего истину и тому подобное, считая их бесполезными. Прежде всего, он хотел показать путь, с помощью которого любой человек сможет на собственном опыте познать истину, открывшуюся Будде: «И теперь не верьте всему, что я сказал, только потому что это сказал Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом». Сущностью его учения и основой всей буддийской религии являются так называемые Четыре Благородные Истины буддизма, провозглашенные во время первой проповеди в Оленьем парке.

Первая – истина о страдании. С точки зрения буддийской традиции человеческая жизнь полна страданий – не имея желаемого (богатства, известности, здоровья) мы страдаем, имея все это, боимся потерять. Мир изменчив и непостоянен и даже в мгновения наслаждения, счастья мы понимаем их преходящесть и страдаем.

Вторая истина – истина о причинах страдания: жизнь полна страданий из-за наших привязанностей, страстей и желаний.

Третья истина о прекращении страдания, гласит, что существует состояние свободное от страданий. Это и есть нирвана.

Последняя Благородная Истина указывает путь, с помощью которого каждый человек сможет достичь нирваны, в буддизме он также известен как Благородный Восьмеричный Путь. Может показаться, что буддизм – религия пессимизма, но это было бы заблуждением.

25.эволюция буддизма и его основные направления(хинаяна,махаяна).Современное положение будизама. Основные течения буддизма и его священные книги

Развитие буддизма был сложным, его положения неоднократно перерабатывались и дополнялись в соответствии с изменениями социально-исторических условий общественной жизни. Отсюда и наличие многочисленных направлений и сект в буддизме. Сейчас буддизм принято разделять на 2 или 3 течения: Хинаяна ("малая колесница"), махаяну ("большая колесница"), Ваджраяна ("бриллиантовая или алмазная колесница"). Многие буддологов считает Ваджраяну ветвью махаяны. Эти течения не являются тремя этапами развития буддизма (как полагали некоторые европейские буддологи конца 19 - начала 20 вв.) Скорее всего они имели общие истоки в первоначальном буддизме непосредственно, но потом развивались относительно самостоятельно. Письменно зафиксированные каноны хинаяны и первые сутры махаяны появляются почти одновременно (1ст. до н.э.), а первые известные тексты ваджраяны в 3 ст. н.э. Эти течения, разрабатывая различные аспекты первоначального буддизма, не различаются между собой в общих принципах.
Хинаяна и махаяна сложились как отдельные течения в кн. 1 ст. до н.э. - 1 ст. н.э. Они отличаются главным образом тем, что хинаяна проповедует узкий путь спасения, а махаяна - широкий. Хинаяна это самоназвание. Так сторонники махаяны обозначали те школы, учение которых казалось им ограниченным. По некоторым данным количество школ в хинаяне достигло восемнадцати. До этого времени сохранилась одна школа - тхеравада. Хинаяна распространена в Южной и Юго-Восточной Азии, прежде всего в Шри-Ланке, Бирме, Таиланде, Лаосе. Согласно хинаяны, достичь нирваны могут только те, кто посвятил свою жизнь Богу, есть - монахи. Хинаяна аскетична. Она требует отказа от всех земных радостей и удовольствий. Вероучение и мифология хинаяны практически совпадают с ранньобуддистськимы. Будда в хинаяне не выступает в божественной роли. Он - просто человек, сумевший максимально реализоватись, достичь высокого уровня совершенства, наделенный всеми возможными добродетелями учитель, указал людям путь спасения.
В отличие от хинаяны, махаяна признает принципиальную возможность достичь состояния Будды всеми существами, потому что они изначально носят в самих себе сущность Будды. Центральное место в махаяне принадлежит учению о бодхисатв - людей, которые своими жизненными поступками заслужили переход в нирвану, но сознательно остались на земле ради помощи в деле спасения других людей, стремящихся освобождения от сансары. Это особый нравственный идеал махаяны, так махаяну называют еще бодхисатваяна. В махаяне предполагается, что достичь нирваны можно без обязательного посвящения в монахи. Последователь махаяны должен больше заботиться о спасении других, чем о собственном благе и личном спасении. Количество будд в махаяне доведено почти до бесконечности. Это учение распространилось в Центральной Азии, Китае, Японии, Корее и Вьетнаме.
Ваджраяна (алмазная колесница) - буддийский направление, вырос с махаяны и сложился в VII-XIV вв. в Тибете. В современный период распространено, кроме Тибета, в Монголии и России (Бурятия, Калмыкия, Тува). В отличие от хинаяны и махаяны в ваджраяне существует идея о возможности достижения состояния будды в теперешней жизни человека. Поэтому, помимо методов, принадлежащих пути бодхисатвы, в ваджраяне широко практикуются упражнения йогов (созерцание идам -??божества, что способствует просветлению, медитация, чтение мантр и т.д.). Особое значение здесь придается честь гуру (духовного наставника). Пантеон (совокупность богов) ваджраяны - не замкнутая система. Он открыт для включения новых мифологических персонажей других народов или специально созданных почитаемыми гуру с целью практики йоги (здесь могут быть боги - покровители отдельных школ или даже отдельного индивида).
Проникая в другие страны, буддизм впитывал местные религиозные традиции и видоизменялся. Во II в. он проникает в Китай, где образуется китайский вариант буддизма - чань-буддизм (дзен-буддизм). Отсюда он распространяется в Корею и Вьетнам, а в VI в. Японию. Так сложился его японский вариант, известный как дзен-буддизм. В последнее время он стал очень популярным в Европе и Америке, особенно среди молодежи. В XVI-XVII вв. буддизм проникает в Монголию, где в результате его слияния с местными культами сформировался ламаизм, который иначе называют "тибетским буддизмом".
В настоящее время буддизм выходит за пределы своего традиционного распространения и находит последователей в разных странах мира.
Религиозную систему буддизма изложены в многочисленных произведениях, которые передавались несколько веков устной традицией. Лишь в 80-х гг и ст. до н.э. они были записаны буддийскими монахами острова Цейлон. Для этого был создан специальный язык пали, близком к санскриту. Буддистские тексты и переводы были записаны на пальмовых листьях, которыми было заполнено три большие корзины. Поэтому основная священная книга буддизма получила название "Трипитака" - ("Три корзины"), на языке пали - Типитака. Это так называемый "палийский канон", который считается самым древним и авторитетным изложением Закона Будды. Он признается всеми течениями буддизма. По религиозным преданиям, Трипитака - это изложение учения Гаутамы устами трех его ближайших учеников. С точки зрения науки - это труд многих неизвестных буддийских проповедников.
Трипитака включает в себя более 100 томов произведений и делится на три части. Первая - Виная-питака ("корзина статуса&qu

Date: 2015-09-24; view: 1749; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию