Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иудаизм





Термин "иудаизм" происходит от названия

еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося по библейскому повествованию самым многочисленным среди всех 12 еврейских колен. Выходцем из рода Иуды был царь Давид (конец

XI в. до н. э. - ок. 977 г. до н. э.), при котором Израильско-Иудейское

царство в конце XI в. до н. э. достигло наивысшего могущества. Это обстоятельство обусловило привилегированное положение иудейского

рода в древнеевропейском государстве, а также тот факт, что термин "иудей" стал часто использоваться как эквивалентный слову "еврей". В узком смысле под иудаизмом подразумевается религия, возникшая на рубеже II - I тысячелетий до н. э. среди еврейских племен. В более

широком смысле иудаизм - это комплекс правовых,морально-этических, философских, в том числе и религиозных, представлении, определявших на протяжении около четырех тысячелетий уклад жизни евреев.

 

Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул за рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Уже тоща его структура приняла достаточно разветвленный характер и включила в себя по меньшей мере семь основных элементов: 1) учение о Боге, сущности вселенной и человеке; 2) концепцию

богоизбранности народа Израиля; 3) Священное Писание; 4) свод религиозных законов, охватывающих также область светского права; 5) порядок религиозного ритуала; 6) систему религиозных институтов; 7) кодекс морально-нравственных отношений.

Священное Писание иудаистов (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах;

Центральная доктрина иудаизма - вера в единого Бога1, который

бессмертен, вечен, всемогущ, вездесущ и безграничен. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву" а божья воля открывается человеку через Танах.

Приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. наряду

с процессом разложения родового строя у части еврейских племен на смену широко распространенной среди народов Древнего Востока космогонической мифологии приходит идея сотворения мира единым

Творцом. Возможно, не мифические, а вполне реальные библейские патриархи начали вести борьбу с политеизмом, а к моменту вторжения еврейских племен в Ханаан и появления у них первых государственных институтов соотношение между мифологизированным язычеством и новой монотеистической верой явно склоняется в пользу последней. Племенной

союз с Богом Яхве нашел свое выражение в "десяти заповедях", дарованных, согласно библейской традиции, пророку Моисею на Синайской горе. "Десять заповедей" обязывали евреев соблюдать весьма простые и доходчивые правовые и морально-этические нормы. Первоначально Яхве не имел храмов, для него возводился шатер, где размещался ковчег завета, символизировавший земное местонахождение Бога. Лишь с образованием централизованного Израильско-Иудейского государства при царе Давиде в 1004 г. до н. э. ковчег завета был перенесен в Иерусалим, а в 945 г. до н. э. сыном

Давида царем Соломоном были возведены царский дворец и храм в честь Яхве. Храм обслуживался сословием священников и их помощников, которые вместе с царской знатью составили господствующую верхушку утвердившегося в Ханаане рабовладельческого строя. После отделения в конце X в. до н. э. от Иудейского царства с культовым центром в Иерусалиме Израильского (северного) царства появляются новые места отправления культа Яхве. Однако многобожие у евреев просуществовало еще

несколько столетий, о чем свидетельствует указ царя Иосии (ок. 639 - 608 до н. э.) от 622 г. до н. э. об отмене культов всех других богов, кроме культа Яхве.

После захвата в 586 г. до н. э. Иудеи войсками Навуходоносора (царь Вавилонии в 605 - 562 до н. э.) начинается рассеивание евреев по другим странам, где возникают еврейские колонии. Самая крупная диаспора находилась в Вавилонии,

где в результате соприкосновения евреев с зороастрийской культурой в иудаизм были привнесены вера в мифы об ангелах и сатане, в загробное царство, бессмертие души. В то же время в годы вавилонского

пленения усилилось стремление к освобождению, и иудаизм стал идейной мотивацией к восстановлению государственной самостоятельности, принявшей форму движения к возврату на землю библейских предков с целью воссоздания иерусалимского храма. Во главе "собирания" евреев вокруг иерусалимской святыни находилось жреческое сословие. В восстановленном в V в. до н. э. иудейском теократическом государстве Тора была обязательным законом. Эллинистическое влияние, особенно усилившееся после захвата

Палестины в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356 - 326 до н.э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившихся в странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита - языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта. Полностью процесс канонизации Танаха в Иудее и в диаспоре был завершен около 100 г. н.э. Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинскик городов, в том числе и второго иерусалимского храма (70 н. э.), массовыми гонениями на евреев. В этих условиях

борьба против римского господства принимает религиозные формы, а в самом иудаизме возникло несколько религиозно-политических течений, наиболее крупными из которых были фарисеи, саддукеи и

ессеи, что явилось отражением расслоения еврейского общества Иудеи на различные имущественные и сословные категории. Освободительная борьба евреев против Рима дала толчок распространению идей

иудаизма среди других народов. Талмуд Поражение евреев в Иудейской войне 66 -

73 гг. н. э., а также подавление антиримского восстания Бар-Кохбы в 135 г. обусловили массовую депортацию иудеев

из Палестины и расширение географической зоны их расселения. Важ-

ным общественно-религиозным фактором диаспоры была синагога,

ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданско-правовые вопросы. Примечательно, что в эти годы жреческое

сословие утрачивает господствующее положение, и руководство синагогами и еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы -раввинам. Институт раввината с самого начала не имел иерархии, и приобретение звания раввина зависело от личных способностей, знания Торы и умения ее истолковывать.

В конце II - начале III в; самым авторитетным раввином Палестины Иегудой га-Наси (вторая половина II в. - начало III в.) на основе многочисленных комментариев таннаев (законоучителей) к

Торе был составлен сборник правовых норм, получивший название Мишна (Повторение). В Мишну вошли свод нормативных актов Галаха (Закон) и Агада (Предание) - собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты из Танаха и Галахи. В IV - V вв. аммораи (толкователи) добавили к Мишне новые законодательные положения. Этот труд был назван "Гемара" (Завершение). Гемара вместе с Мишной

составили Талмуд (Учение). Различают Талмуд иерусалимский, составленный в Палестине, и Талмуд вавилонский, созданный в диаспоре. Талмуд стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев. Однако очень скоро большинство его предписаний перестало действовать либо по причине их архаичности (например, закон о жертвоприношениях), либо в силу того, что они были вытеснены законодательными актами тех стран, где жили евреи. Начиная со средних веков и вплоть донаших дней большинство евреев соблюдают лишь один из разделов талмудического права, касающийся религиозных праздников (Моэд). Самые значительные из них: шаббат (суббота) - время отдыха и запрета на любую деятельность; йом - киппур (день всепрощения) - суточный пост, символизирующий покаяние; песах (пасха) - праздник, знаменующий начало весны; суккот и швуот - праздники, посвященные сбору урожая; симхат Тора (радость Торы) - празднуется по случаю завершения цикла чтения Торы в синагоге. Многие евреи соблюдают также обряды инициации - обрезание мальчиков на восьмой день после рождения и церемонии бар-мицва и бат-мицва, освящающие вступление в совершеннолетие мальчиков и девочек. Все же многочисленные и обременительные ограничения, ритуалы, пищевые запреты и другие предписания Торы и Талмуда соблюдаются только немногими ортодоксально настроенными верующими евреями. Основные направления Сразу после канонизации Талмуда в иудаизме обозначились два основных направления: 1) консервативное, отвергающее институт раввината, а зача-

стую и сам Талмуд, и прочие комментарии к Торе (к этому направлению относятся, например, караимы), и 2) модернистское,

представители которого выдвинули свои варианты приспособления иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так, в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи

рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 -

942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда

га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической школой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Колесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинного смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное выражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в

средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула инквизиции.

В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей преобладающим мировоззрением становится система философских взглядов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каббалистов - "Зохар" ("Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские вопросы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога

и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче-

скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных, специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние экстатического транса, которое в их представлении символизировало приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался анафеме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каббалиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией, вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины иудаистов.

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII - XIX вв., который в это время становится доминирующим течением • еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Согласно хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божественных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым языком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире, элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.

Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма

и даже возглавил так называемое движение "митнагдим" ("противостоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от

иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий авторитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий. С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне

социально-политических и духовных перемен, связанных с эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний

иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические ответвления этого движения получили собирательное название - реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представляющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - начала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление

еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию

иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства. Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с образованием Израиля это государство становится центром притяжения для верующих-иудаистов всех направлений и течений. Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными

общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате. Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов - выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Балканских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее

время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выходцев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского владычества в Палестине (1517 - 1917) обе общины существовали за счет халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и поступавшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на святой земле). Сефардская община была признана турецкими властями, в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, однако, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами,

религиозными школами, синагогами. С началом британского колониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами- ашкеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер-

ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе и язык" несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не-

мецкие евреи, общины самаритян и караимов. Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно оформленного статуса государственной религии, его институты финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторгается в светские области. Главной религиозно-политической партией,

представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия). В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов (моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной службе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют

контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения,

приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу

в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.

Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в

системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со-

ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве-

дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских

школах отводится на изучение религиозных дисциплин.

Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в

основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на

факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

Date: 2015-09-24; view: 283; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию