Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение протестантизма. Реформация





Протестантизм как течение христианства принадлежит не только истории христианства. Он и сегодня является влиятельной духовно-интеллектуальной силой. Дело не только в сотнях миллионов его последователей, но и в духовном наследии таких властителей дум современности, философов Запада как Карл Барт (1886-1968 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг.), Мартин Лютер Кинг (1929-1968 гг.), Альберт Швейцер (1875-1965 гг.), Билли Грэм (р. 1926 г) и другие. [7, 124-125]

История протестантизма связана с именами величайших представителей человечества. Чтобы понять это, обратимся к фактам. Начало XVI века в Европе - великая эпоха радикального перелома в европейской культуре, когда закладывается основа ее развития на столетия вперед. Это время благородных порывов и сожжения "еретиков", увлечения античной культурой и охотой на ведьм, благочестивых диспутов и изощренных пыток. Все это вливается в единый поток социального развития, формирует мироощущение, возвещающее наступление буржуазной эры.

Яростной защитницей средневековых порядков выступает католическая церковь. Она еще пользуется огромной властью. Однако к этому времени антицерковные движения достигают высшей точки. В Англии это направление было представлено в проповедях профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384 гг.), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Он также выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве церкви на индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием.

Его идеи оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415 гг.), проповедовавшего отказ церкви от богатства и от продажи индульгенций. Сожжение Гуса на костре 6 июня 1415 года по приговору Констанцкого собора вызвало возмущение в Чехии.

Эти идеи дали начало движению, получившему название "Реформация". Его социальная база была крайне пестра. Для объединения этих разрозненных сил необходима какая-то общая программа. И она появилась: 31 октября 1517 года в Виттенберге местный священник Мартин Лютер прибил к воротам собора тезисы. Эти тезисы, как отметил Ф. Энгельс, "оказали воспламеняющее воздействие, подобно удару молнии в бочку пороха". Первоначально Лютер не помышлял о какой-либо радикальной реформе церкви. Главная идея его тезисов была в том, что для спасения требуется внутреннее покаяние грешников, которое нельзя заменить внешней денежной жертвой.



Рим ответил Лютеру угрозой отлучения и физической расправы. Но виттенбергский священник Мартин Лютер отказался подчиниться силе. Папа не мог уступить - конфликт к этому времени получил широкую огласку. Началась эскалация взаимных нападок и обвинений и 10 декабря 1520 года Лютер сжег публично папскую Буллу (указ), отлучающую его от церкви.

[2, 68-70]

Суть же конфликта состояла в том, что католическую церковь, как социальный институт феодализма, нельзя было победить, не разрушив догматический фундамент, на котором она основывала свое господство в обществе. В догматическом плане такую роль играло богословское учение о том, что спасение людей невозможно без помощи церкви, без благодати, содержавшейся только в ней.

Чтобы в рамках христианства отвергнуть это богословское построение, необходимо было противопоставить земной ограниченности церкви всемогущество самого Бога. Иными словами, свободу людей от притязаний католицизма можно было обосновать, подчеркивая полную, абсолютную зависимость человека от создателя, неспособность грешника своим поведением повлиять на высшую божественную волю. Поэтому реформаторы решительно отвергали Священное Предание, утверждавшее церковь как особый божественный социальный институт, и единственным источником веры объявляли Библию.

Вместе с тем, особенности религиозного сознания, а также реальные усложняющиеся социальные условия приводили на практике даже в начале Реформации к возникновению различных, нередко враждующих течений. Реформация выдвинула несколько ярких выдающихся фигур: Мартин Лютер (1483-1546 гг.), Томас Мюнцер (1490-1625 гг.), Жан Кальвин (1509-1564 гг.), Ульрих Цвингли (1484-1531 гг.). Но главное, конечно, не в личности самих реформаторов, хотя и это очень важно, а, прежде всего, в различии социально-политической подоплеки их взглядов, общественной практики, которую они способны осветить. Лютер выступал против Рима, побуждаемый, прежде всего, опытом богопознания. Он прокладывал дорогу новому богословию и заранее не мог видеть весь путь. Кальвин моложе Лютера, и протестантские идеи он застает уже сложившимися. В свои 26 лет он издает "Наставление в христианской вере" (1536 г), в котором изложил протестантскую доктрину в систематической, безжалостно последовательной форме, вскоре ставшей энциклопедией протестантской мысли.

Появление протестантизма стало переломным моментом во всей европейской культуре. Духовную революцию совершили титаны по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености: Леонардо да Винчи, Макиавелли, Эразм Роттердамский. К ним, несомненно, относятся Лютер и Кальвин. Они были людьми верующими и новая духовность пролегала для них через религиозное чувство, через возрождение "апостольской веры". Для средневекового человека представление о Боге - не абстрактный, отвлеченный догмат. Для них Бог - высшая истина, вокруг которой группировались все их идеи и представления.



Религиозное содержание протестантизма

Разделяя основные особенности развитой религии, т.е. веруя в бытие Бога, бессмертие души, сверхъестественный и загробный мир и т.п., протестанты так же, как и католики и православные, представляют себе Бога в качестве триединого Бога - отца, Бога - сына и Бога - святого духа. Иисуса Христа они отождествляли со вторым лицом этой Троицы. Вместе с тем протестантизм имеет свои особенности, отличающие его от православия и католицизма. Протестантизм очистил небо от целого пантеона божков, которые превратили католицизм и православие фактически в многобожие. Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых и богоматери), а особенно Христу, считая его истинной главой своих церквей в целом и общин в частности.

Вместе с тем с католицизмом протестантизм роднит многое: и филиокве (учение о том, что " святой дух " исходит не только от Бога - отца, как считают православные, но и от сына), и употребление при причащении опресноков, и органы, и крещение через обливание, и обычай сидеть во время богослужения и многое другое.

В христианстве не вызывает сомнений положение о том, что основным источником откровения является Библия. Но в Библии есть много противоречивого. Все это подлежит истолкованию и разъяснению. Для католицизма право такого истолкования принадлежит только церкви, причем настолько не приложено, что мирянам даже запрещается без руководства со стороны духовенства читать Библию. В порядке толкования последней написали огромное количество произведений " отцы церкви " и богословы - схоласты, вынесли множество определений и решений церковные соборы, а римские папы обнародовали целую библиотеку булл, всяких непогрешимо истинных посланий. Вся эта литература вместе с тем, чему учат в проповедях и устных наставлениях служители церкви, именуется Священным преданием. Таким образом, Священное писание можно правильно понимать только в свете Священного придания. Вполне понятно, какую силу давало папству такое решение вопроса. Чтобы сбить папство с этой позиции протестантизму было необходимо лишить его монопольного права толкования Библии при помощи Священного придания и собственного произвола. Для этого он провозгласил право каждого верующего не только самостоятельно читать, но и толковать Библию.

Протестантское учение нанесло удар католическому духовенству и в той области, которая касалась влияния его молитв на земные судьбы людей. Если верующий - католик считал достаточным помолиться с помощью священника Богородице либо какому - либо святому, чтобы избавиться от той или иной неприятности или, наоборот добиться жизненного успеха, то протестантизм утверждает, что человеческая судьба не зависит ни от молитв, ни от деятельности человека, так что вся тяжеловесная махина католического культа не имеет по существу никакого жизненного смысла.

Культовые нововведения протестантизма шли в основном по линии "удешевления" церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено тех фетишистских по существу политических форм, какие принял вообще культ святых в католицизме. Протестантизм отказался и от ряда других элементов культа - поклонения мощам, реликвиям, кресту, статуям и иконам. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался в догматическом отношении на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое почитание как идолопоклонство.

Среди разных ответвлений протестантизма не было единства в некоторых вопросах, связанных с культом, внешней обстановкой церквей и т.д. Лютеране, например, сохранили в своих церквах распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты же от всего этого отказались.

Месса была отвергнута протестантами почти всех направлений. Богослужение стало вестись ими на национальных языках; оно состояло из проповеди, пения молитвенных гимнов и чтения тех или иных глав Библии, преимущественно Нового завета.

Наиболее важные обряды, считавшиеся в католицизме ядром богослужения - таинства подверглись в протестантизме решительному пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств лишь два - крещение и причащение, кальвинизм - одно лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения. Оно заняло среднюю позицию между католицизмом, с одной стороны, и цвинглианством и кальвинизмом - с другой. Что касается крещения, то протестантизм не принял позицию анабаптистов, оставив в силе крещение младенцев. В виде компромисса он ввел " второе крещение " - конфискацию подростков.

Особое значение имел отказ протестантизма от таинства священства. Протестантизм отверг деление общества на духовенство и мирян. Учение о том, что любой человек может непосредственно общаться с Богом, давало основание утверждению " всеобщего священства ". [5, 92-95]

Все эти принципы были направлены против могущественного аппарата католической церкви.

Протестантизм переносит центр тяжести религиозной жизни с церкви на отдельную личность.

Протестантизм с самого начала разбился на целый ряд течений, церквей, толков и до сих пор на его почве продолжается отделение сект.






Date: 2015-09-24; view: 92; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию