Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
Неоклассическая теория не могла объяснить причины цикличности и безработицы. Представители этой теории предполагали, что маневрирование нормой ссудного процента и уровнем заработной платы, внутренне встроенных рыночных механизмов, можно обеспечить саморегулирование экономического равновесия. Но в XX веке эти меры автоматически не обеспечивали равновесия. В 30-х гг. XX века появилась новая модель на базе тех явлений, которые не могла объяснить неоклассическая модель – кейнсианская. В неоклассической модели общее равновесие устанавливалось при полном использовании всех ресурсов, в новой модели равновесие возможно при неполном использовании ресурсов, главным образом труда. Появление теории Джона Мейнарда Кейнса положило начало макроанализу. Дж. М. Кейнс отказался от неоклассической точки зрения, что предложение рождает спрос и способно обеспечивать развитие производства и полную занятость. По Дж. М. Кейнсу безработица – не результат высокого уровня заработной платы, а следствие общих условий воспроизводства, уменьшающих совокупный спрос. Поэтому основное внимание при обеспечении экономического равновесия должно быть уделено поддержанию эффективного спроса. Именно эффективный спрос является основой регулирования условий реализации общественного продукта: низкая покупательная способность населения ведет к кризисам перепроизводства. При этом рост доходов приводит в действие так называемый «вечный психологический закон». Суть этого закона состоит в том, что с ростом реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако, не в такой мере, в какой растет доход, так как начинает действовать психологическая склонность к сбережению, накоплению. Мотивами к накоплению выступают: · сбережения, необходимые для приобретения товаров длительного пользования; · сбережения ради обеспечения в старости, обучения детей; · сбережения в спекулятивных целях, на приобретение ценных бумаг и др. Кейнс разработал теорию национального продукта и обосновал теорию мультипликатора, показателя, характеризующего макроэкономические взаимосвязи. В качестве исходных посылок Дж. М. Кейнс, как и неоклассики, использует: 1. показатели совокупного спроса, где Y = C + I и совокупного предложения, где Y = C + S. Но по Кейнсу величина потребительских расходов, как и сбережений, определяется величиной дохода, то есть Y = C(Y) + S(Y). Основываясь на этом, Кейнс вводит в экономический анализ ряд новых показателей: · среднюю склонность к потреблению (APC) и среднюю склонность к сбережению (APS); · предельную склонность к потреблению (MPC) и предельную склонность к сбережению (MPS). · Величина сбережений определяется величиной потребительских расходов: S = S(Y) = Y – C(Y). Сбережения являются основой инвестиций в экономике. Величина инвестиций зависит не только и не столько от нормы ссудного процента, она, прежде всего, зависит от внутренней нормы окупаемости инвестиций. Норма ссудного процента определяется на денежном рынке, на кредитном рынке на основе соотношения спроса и предложения денег. Поэтому не может быть автоматического регулирования инвестиций и сбережений, поскольку сберегают одни люди, а инвестируют – другие, мотивы их могут не совпадать. В экономике реальный сектор экономики органически связан с денежным рынком. 2. Для неоклассиков основной проблемой являлась ограниченность ресурсов, по Кейнсу совокупное предложение эластично, поэтому проблема ограниченности ресурсов отсутствует. Основной проблемой в этих условиях является неполное использование ресурсов, особенно труда. Доходы по труду – это основной компонент совокупного спроса. 3. Дж. М. Кейнс рассматривает экономику в краткосрочном периоде, поскольку циклические колебания перепроизводства происходят в краткосрочном периоде. В этом периоде более действенной является политика регулирования совокупного спроса, именно эффективного спроса. 4. Неоклассическая модель учитывала гибкость ценовых механизмов. Но в XX веке, в условиях несовершенной конкуренции действует жесткая ценовая политика в силу действия контрактной системы, действий монополий, олигополий, профсоюзов, установления государством минимального уровня заработной платы. Поэтому цены на рынке благ (P), номинальная заработная плата(w), реальная заработная плата (w/p), норма ссудного процента (i) – неэластичны. Потребление и сбережения прямо пропорционально зависят от величины дохода. Потребление не может быть равно нулю даже при нулевой величине дохода (C0 > 0). Потребитель в этом случае живет либо в долг, либо за счет родителей (детей), либо за счет прошлых накоплений. Сбережения в этом случае меньше нуля (S < 0).
Рис. 32. Зависимость потребления и сбережений от дохода
Величина потребления и сбережений зависит от дохода, но, какая часть дохода используется на потребление, а какая на сбережения, определяется такими показателями как средняя склонность к потреблению и средняя склонность к сбережению: · средняя склонность к потреблению APC (average propensity to consume): APC = C/Y, где 0 < APC< 1; · средняя склонность к сбережению APS (average propensity to save): APS = S/Y, где 0 < APS < 1. Сумма средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению равна 1: APC + APS = C/Y + S/Y = Y/Y = 1. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению показывают, на сколько, в какой мере, увеличатся (уменьшатся) потребительские расходы или сбережения при изменении дохода: предельная склонность к потреблению MPC (marginal propensity to consume): MPC = ∆C/∆Y, где 0 < MPC < 1; предельная склонность к сбережению MPS (marginal propensity to save): MPS = ∆S/∆Y, где 0 <MPS < 1. Предельная склонность к потреблению: 0 < ∆C/∆Y < 1. Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1: MPC + MPS = ∆C/∆Y + ∆S/∆Y = ∆Y + ∆Y = 1. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению определяют динамику совокупного спроса и совокупного предложения, что, соответственно, определяет возможности развития производства. Макроэкономическое равновесие в кейнсианской модели можно рассмотреть двумя методами, как зависимость: 1. потребления, инвестиций и дохода; 2. сбережений, инвестиций и дохода. Рассмотрим зависимость потребления, инвестиций и дохода, то есть, используем метод доходов и расходов, при этом предположим, что инвестиции постоянны (автономные инвестиции) и не зависят от дохода.
Рис. 33. Макроэкономическое равновесие: взаимосвязь потребления, инвестиций и дохода
В точке Е0 доходы населения равны потребительским расходам (AD0 = C); в точке Е1 совокупный спрос учитывает и инвестиционные расходы (AD1 = C + I1). Совокупный спрос (расходы) равен совокупному доходу (Y1). На рынке потребительских товаров и услуг наблюдается равновесие, но предположим, что при таких объемах производства не обеспечивается полная занятость. Достичь полной занятости можно путем увеличения инвестиций в производство. В этом случае необходима поддержка государства. В результате увеличения инвестиций изменяется совокупный спрос (AD2 = C + I2),. устанавливается в экономике новое равновесие в точке E2 на уровне Y2. В этом случае обеспечивается полная занятость, растут доходы. Но в соответствии с «психологическим законом» уменьшаются потребительские расходы, совокупный спрос меньше объемов произведенной продукции. Предприятия, столкнувшись с трудностями сбыта, сокращают производство до уровня Y1. В результате растет безработица, со временем на рынке потребительских товаров и услуг установится равновесие. При равновесном рынке благ наблюдается в экономике по выражению Дж. М. Кейнса «разрыв безработицы», то есть экономика может достигнуть равновесия при неполном использовании ресурсов. Если рассмотреть состояние экономики при Y0 с учетом того, что равновесие в экономике имеет место при Y1. При Y0 совокупный спрос превышает объемы производства, в этом случае имеет место «разрыв инфляции». И в том и другом случае необходима поддержка государства.
Рис. 34 Метод «изъятий и инъекций»
Такие же выводы можно сделать, рассматривая макроэкономическое равновесие вторым методом: взаимосвязь сбережений, инвестиций и дохода, этот метод еще называют методом «изъятий и инъекций» Оба метода показывают, что «невидимая рука рынка» не действует, необходимо государственное вмешательство в рыночный механизм по поддержке макроэкономического равновесия. Дж. М. Кейнс предложил с этой целью использовать либо «политику экспансии», если экономика столкнулась с трудностями сбыта, безработицей, либо «политику сдерживания», если в экономике наблюдается рост инфляции. С этой целью он рекомендовал использовать налогово-бюджетные и денежно-кредитные механизмы. Теория мультипликатора. Понятие мультипликатор (multiplier) и показатель Km в экономический анализ было введено английским экономистом, учеником Дж. М. Кейнса, Р. Кан, при разработке им мер по решению проблемы занятости для США в 30 –х гг. XX века. Заслугой Дж. М. Кейнса является введение этого показателя в макроэкономический анализ. Мультипликатор – это коэффициент умножающего воздействия на совокупный доход (объем выпуска продукции) изменения расходов (прежде всего инвестиций) на единицу. Мультипликатор можно определить как отношение изменения дохода к вызвавшему его исходному изменению расходов. Действие мультипликатора основывается на двух взаимосвязанных процессах: 1. в экономике имеют место непрерывно повторяющиеся процессы: расходы одного субъекта превращаются в доходы другого субъекта, который часть этих доходов расходует, тем самым обеспечивает доходы третьему субъекту и т.д. В результате общая сумма доходов будет больше, чем сумма расходов; 2. изменения дохода способствуют изменениям величины потребительских расходов и сбережений. Представим в общем виде общественный продукт по доходам и расходам: C(Y) + I = Y = C(Y) + S(Y), где C(Y) + I –совокупный спрос; C(Y) + S(Y) – совокупное предложение. Выведем из приведенного равенства значение I (инвестиций): I = Y – C(Y) = S(Y). Дифференцируя обе части уравнения получим: ∂I = 1 – C'(Y) ∂Y = S'(Y) ∂Y, где ∂ – символ дифференцирования; C'(Y) – производная потребительской функции по доходу; S'(Y) – производная функции сбережений. Функция сбережений зависит от уровня дохода и от потребительской функции. Выведем коэффициент мультипликатора: Km = ∂Y/∂I = 1 / 1 – C'(Y) = 1 / S'(Y). Коэффициент мультипликатора показывает, что изменение дохода зависит от изменения инвестиционной активности обратно пропорционально норме сбережений. Такое изменение дохода приведет общую сумму сбережений в соответствие с новым уровнем инвестиционной деятельности в экономике. Это означает, что если инвестиции изменились (+, –) на какую-то величину, то через определенный период времени величина сбережений изменится на эту же величину при данной норме потребления. Сам мультипликатор: Km = 1/1 – C'(Y): 1. характеризует зависимость изменения дохода (Y) от величины нормы потребления C'(Y). Поэтому увеличение предельной нормы сбережений S'(Y) приводит к уменьшению значения мультипликатора. В результате изменение инвестиций обеспечит меньшие изменения в доходе. Здесь действует парадокс бережливости; 2. изменение инвестиций с учетом нормы потребления, характеризует величину инъекций в экономику; 3. мультипликатор действует как в сторону увеличения, так и уменьшения величины объемов производства и, соответственно, совокупного дохода. Поэтому он может действовать как фактор повышения деловой активности, так и как дестабилизирующий фактор. Для обеспечения стабильного развития экономики следует регулировать величину мультипликатора инвестиционных расходов. В условиях высокой деловой активности высокий мультипликатор может приводить к росту цен и инфляции; 4. Теоретически значение мультипликатора может меняться от единицы до бесконечности, это определяется колебаниями нормы потребительских расходов по доходу от нуля до единицы (0 < MPC<1). Мультипликатор не действует, если MPC =0.
Вопросы для самопроверки 1. В чем состоят особенности кейнсианского подхода к характеристике макроэкономического равновесия? 2. В чем суть психологического закона Дж. М. Кейнса? 3. Каков характер взаимосвязи между сбережениями и инвестициями в модели Кейнса? 4. Какими причинами объясняется действие мультипликатора? 5. Потребление или сбережения в большей мере определяют действие мультипликатора?
Date: 2015-09-22; view: 394; Нарушение авторских прав |