Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I. Введение в экономическую теорию. Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение





1. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ЭКОНОМИЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ, ЭКОНОМИКА

Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов: «хозяйство и «закон», в буквальном изначальном смысле экономику следовало бы трактовать как экономия – хозяйство, ведущееся в соответствии с законами, правилами, нормами. В наше время следует иметь в виду, что слово «экономика» имеет два, а то и три разных значения.

Во-первых, экономика – это само хозяйство в широком смысле слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни и удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения и улучшение условий существования.

Во-вторых, экономика – это наука, изучающая экономические законы развития общественно-экономических формаций. То есть изучает характер взаимодействия производительных сил и производственных, экономических отношений конкретно-исторического этапа в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта. Это определение науки в широком понимании как политической экономии.

В-третьих, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве, направленных на выяснение законов такого использования редких, ограниченных ресурсов, при котором достигается наиболее полное удовлетворение безграничных потребностей общества.

В этом смысле это наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов. Это определение науки как чистой экономической теории.

Для того чтобы разделить терминологически экономику как хозяйство и как науку, слово «экономика» в иностранной и, прежде всего в англоязычной литературе разделяется на два понятия: «экономика» и «экономикс». Первое понятие означает хозяйство, то есть экономику в ее непосредственном, натуральном, реальном проявлении, а второе – экономическую науку, а точнее экономическую теорию. Такое разделение способствует большей четкости, определенности понимания экономики.

Предмет экономики как самостоятельной области знаний вырисовался около 300 лет назад, когда зародилась политическая экономия – предвестник будущих экономических теорий и классический этап в экономической науке (родоначальник термина – А. Монкретьен, 1615 г.). За последние 150 лет представления о предмете экономической науки трансформировались. На вопрос о том, что изучает экономическая наука, ученые экономисты дают неоднозначные ответы. Можно выделить, по крайней мере, три заметно отличающихся подхода к формированию предмета экономики как науки.

Вначале зародилось представление об экономической науке как о науке, изучающей проблемы создания и использования, материальных благ, получение материальных средств существования. Истоки такого подхода четко представлены у отца экономики А. Смита и явно отражены в определении, принадлежащем перу выдающегося английского экономиста А. Маршалла о том, что «…экономическая наука изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния». Ограниченность подобной формулировки с позиций современных экономических представлений заключена в том, что в ней из сферы экономической деятельности исключено, так называемое нематериальное производство в виде духовной, интеллектуальной деятельности, услуг. К тому же в этом определении экономическая наука оказывается привязанной к сфере производства, тогда как обращение, обмен, потребление товаров остаются вне поля зрения.

Широко распространен подход к определению предмета экономической науки, как науки, изучающей поведение людей в условиях «ограниченности ресурсов». Согласно этому подходу главная задача экономической науки состоит в анализе возможных (альтернативных) способов использования ограниченных ресурсов, необходимых для достижения определенных целей, позволяющих выбрать лучшую альтернативу. Иначе говоря, экономическая наука изучает поведение людей и советует им, как поступать в условиях, когда приходится сопоставлять цели и ограниченные средства их достижения с учетом различных возможностей использования этих средств.

Более полным, комплексным выглядит определение экономической науки, как науки, изучающей деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Так, американский экономист П. Самуэльсон, один из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике, получивший мировую известность как автор учебника «Экономика», характеризует предмет изучения экономической теории как «налаживание и осуществление потребления и производства», и как «виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми». Этот же ученый приводит и следующие возможные определения предмета экономической теории:


1. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

2. Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например, машины, концерты, дороги, яхты) и распределение их среди членов общества в целях потребления.

3. Наука о деловой повседневной жизни людей, получение ими средств к существованию и использование этих средств.

4. Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

5. Наука о богатстве.

Соединяя разные подходы, можно прийти к обобщенному определению экономической науки, которое в формулировке П. Самуэльсона выглядит следующим образом: «Экономическая теория – это наука о том, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевое назначение для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов и групп общества».

Можно обойтись более лаконичной формулировкой, в определении предмета экономики – это наука о законах рационального поведения субъектов хозяйства, направленного на максимизацию их выгоды (цели) в условиях ограниченных ресурсов.

Существует и еще одно оригинальное определение. Согласно этому определению экономическая наука есть совокупность знаний, позволяющих дать ответ на три группы взаимосвязанных вопросов:

1. Что следует производить и в каком количестве?

2. Как производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?

3. Для кого производятся, кому предназначаются произведенные товары и услуги, как они распределяются?

Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй – технологию, а на третий – сферу потребления произведенного продукта и характер распределения созданного продукта.

Принципиально важно понимать, что экономическая наука не ограничена заранее заданными пределами, она постоянно расширяет свое поле действий, проникая в другие области, в особенности – в социальные и гуманитарные науки. Задача экономики как науки – выявить законы, управляющие процессом движения общественного производства с учетом его социальных и функциональных характеристик, то есть с точки зрения классового подхода, отражающего специфику отношений собственности, особенности конкретно исторического этапа развития общества. С другой точки зрения, задача экономической науки состоит преимущественно в выявлении рациональных форм хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов, которыми располагает общество на данном этапе: природных, финансовых, трудовых, научно-технических и материальных. Социальный аспект дает возможность понять особенности побудительных мотивов в действиях отдельных лиц, групп людей, а именно социально-экономическую сущность отношений производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, то есть сущность конкретно-исторического этапа развития общества. Функциональный аспект дает возможность понять принципы выбора путей рационального хозяйствования в условиях ограниченности ресурсов, разделения труда, доходящего до специализации, и рыночного хозяйства, заставляющего сопоставлять результаты с затратами, при использовании ограниченных ресурсов, которыми располагает общество.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем определяется многообразие трактовок понятия экономика?

2. В чем различие таких понятий как «экономика» и «экономикс»?

3. Какое из приведенных определений понятия экономика на ваш взгляд является более полным?

4. Каковы основные задачи экономики как науки?

5. В чем состоят особенности социального и функционального аспектов экономики как науки?

 







Date: 2015-09-22; view: 393; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию