Ссылка на предм. программу
| Цели обучения
11-класс
| |
Учащиеся должны...
|
1.Частицы и их строение
| 11-й класс
| Категория ЦО
(1-Знание и понимание, 2-Применение, 3-Кр.мышление и иссл., 4–Коммуникация и рефлексия)
|
| понять эволюцию моделей атома
|
|
| понимать смысл массового числа, атомного (протонного) номера
|
|
| уметь написать и работать с полным обозначением атомного символа
|
|
| уметь рассчитать относительную атомную, молекулярную, молярную массу
|
|
| понимать число Авогадро и моль (частиц).
|
|
| понимать, когда используются эмпирические и молекулярные формулы
|
|
| анализируя полученные данные, уметь выводить эмпирические и молекулярные формулы
|
|
Строение атома
| понимать, как образуются изотопы и природу радиоактивности
|
|
| понимать значение кривой элементов протон/нейтрон (р / n)
|
|
| уметь предсказывать влияние радиоактивного распада на количество протонов, нейтронов и нуклонов
|
|
| уметь писать простые ядерные уравнения
|
|
| понять эволюцию моделей атома: работы Дальтона, Томсона, Резерфорда, Бора, "квантовая модель"
|
|
| знать блок-схему масс-спектрометра
|
|
| понять функции основных частей масс-спектрометра
|
|
| уметь интерпретировать простой масс спектр для определения относительной атомной и относительной молекулярной массы веществ
|
|
Распределение электронов в атомах
| - понимать и уметь работать с моделью атома: уровень, подуровень, орбиталь
|
|
| вспомнить форму орбиталей S, P, D, F (заполнение
|
|
| понять правила заполнения уровней и подуровней
|
|
| вспомнить мнемоническое правило Клечковского (Aufbau), описывающее распределение электронов на энергетических орбиталях
|
|
| уметь писать электронные конфигурации первых 36 элементов
|
|
| понимать энергию ионизации
|
|
| понимать факторы, влияющие на энергию ионизации: заряд ядра, расстояние от ядра, экранирование
|
|
Химические связи и их классификация
| понимать процесс образования ионов и знать заряд полученного иона
|
|
| понимать, что ионная связь образуется в результате электростатического притяжения противоположно заряженных ионов
|
|
| уметь вывести формулы ионных соединений методом нулевой суммы зарядов
|
|
| понять, как взаимосвязаны типы связей в соединениях и структуры их ионных решеток
|
|
| понять, как взаимосвязаны ионные решетки и наблюдаемые свойства ионных соединений
|
|
| понять образование связей вследствие взаимообмена электронами
|
|
| понимать связь в гомоядерных двухатомных молекулах
|
|
| знать и понимать образование двойных и тройных связей
|
|
| понять образование высокомолекулярной ковалентной решетки
|
|
| понять свойства ионной и ковалентной (атомной) решеток
|
|
| уметь рисовать диаграмму "точек и крестов», чтобы показать образование ковалентных соединений
|
|
| понять природу металлических решеток
|
|
| понимать природу металлической связи, возникающей вследствие делокализации электронов
|
|
| уметь рисовать простую металлическую решётку и металлическую связь
|
|
| понять, как взаимосвязаны металлическая связь и наблюдаемые свойства металлов
|
|
| уметь сравнивать и сопоставлять свойства и структуры молекул, связанных различными видами связи
|
|
| понять концепцию электроотрицательности/ электроположительности
|
|
| понимать свойства вещества, на которые оказывает влияние электроотрицательность
|
|
| понимать полярность связи, причины ее возникновения и последствия
|
|
| понять причины возникновения и последствия влияния диполь-дипольных сил
|
|
| разобраться в причинах возникновения и последствиях влияния ван-дер-Ваальсовых (индуцированного диполь-дипольного) сил
|
|
| понять причины возникновения и последствия влияния водородных связей
|
|
| уметь сравнить особенности трех видов сил: диполь-дипольных, ван-дер-Ваальсовых, водородных, а также последствия их влияний
|
|
| понимать, что существуют электронные пары, участвующие и не участвующие в образовании связи
|
|
| знать и понимать причины возникновения ковалентной донорно-акцепторной связи
|
|
| уметь использовать теорию отталкивания оболочек валентных электронных пар (VSEPR) для предсказания формы молекулы
|
|
| уметь рисовать форму молекулярной оболочки
|
|
| понимать значение аналитических методов в современной химии
|
|
| вспомнить предыдущие работы по хроматографии и понять, газо-жидкостную хроматографию в качестве их продолжения
|
|
| понимать значение газо-жидкостной хроматографии в качестве начальной стадии процессов, в различных видах анализа
|
|
| вспомнить блок-схему и работу масс-спектрометра
|
|
| понимать на элементарном уровне образование молекулярного иона и его последующее разложение
|
|
| знать в общих чертах основу пика M +1
|
|
| уметь найти относительную молекулярную массу вещества на основе его масс-спектра (упрощенного)
|
|
| уметь предполагать структуру вещества согласно его масс-спектру
|
|
| понять причины поглощения молекулами инфракрасных частот
|
|
| понимать и знать, где находятся характерные пики, соответствующих функциональных групп и уметь использовать это для идентификации соединений
|
|
| понимать последствия инфракрасного поглощения для глобального потепления
|
|
| уметь интерпретировать C-13 ЯМР и протонный ЯМР и то, как спектры были получены
|
|
| понимать, как получают простой C-13 ЯМР спектр и уметь его интерпретировать
|
|
| понимать, как получают простой протонный ЯМР спектр и уметь его интерпретировать
|
|
| связать это с использованием магнитно-резонансной томографии
|
|
| понимать, что эти методы могут дать информацию, как эмпирический анализ спектральных данных, так и в сравнении со спектрами известных веществ
|
|
2. Закономерности протекания химических реакций
| 11 –й класс
| Категория ЦО
|
Периодический закон и периодическая система
| -знать различные формы периодической таблицы, как исторические, так и современные
|
|
| уметь использовать правило Клечковского для объяснения формы современной периодической таблицы
|
|
| понимать значение S, P, D и F блоков
|
|
| пользуясь периодической таблицей, уметь назвать и записать электронную конфигурацию для любого элемента
|
|
| знать периодичность в таблице и уметь объяснить это с точки зрения эффективного заряда ядра, энергии ионизации, типа связи и т.д.
|
|
| вспомнить и уметь объяснить общие тенденции изменения свойств элементов с точки зрения их температуры плавления и кипения, атомных радиусов, первичной энергии ионизации, кислотно / основных свойств
|
|
| вспомнить и уметь объяснить общие тенденции изменения свойств элементов Na и Ar в качестве примера
|
|
| знать и уметь объяснить тенденции в изменении свойств элементов в группе следующих свойств элементов: тип связи, точки плавления и кипения, реакционная способность и др. с точки зрения эффективного заряда ядра
|
|
| знать и уметь объяснить тенденции в изменении свойств элементов группы 1 и 17, в качестве примера
|
|
| понимать и уметь объяснить тенденции в изменении значений электроотрицательности, температуры кипения, учитывая снижение окислительной способности элементов вниз по группе
|
|
| понять реакции замещения галогенов
|
|
| понимать и уметь объяснить тенденции в снижении активности галоид- ионов
|
|
| уметь распознавать галоид ионы с использованием нитрата серебра и раствора аммиака
|
|
| знать образование хлорной воды и реакцию хлора с водным раствором гидроксида натрия
|
|
| understand the use of chlorine as a water treatment and understand the balance of risks and benefits in this process
|
|
| понимать и уметь объяснить тенденции в изменении точек плавления, атомных радиусов, первичной энергии ионизации, электроотрицательности (электроположительности)
|
|
| знать и уметь объяснить тенденции в активности элементов в реакциях с водой, относительной растворимости их гидроксидов и сульфатов
|
|
| знать и уметь объяснить области использования Mg(OH)2 и Ca(OH)2
|
|
| знать использование BaCl2 в определении сульфатов, и использование BaSO4 в медицине
|
|
Закон сохранения массы
| -уметь проводить расчеты, включающие количество вещества, выраженное в молях
|
|
| уметь выразить концентрацию растворов в моль/дм-3
|
|
| вспомнить и понять использование понятия "молярный объем"
|
|
| знать уравнение идеального газа и уметь его применить
|
|
| знать, как балансировать уравнения
|
|
| знать уравнивание ионных уравнений
|
|
| уметь проводить расчеты включающие титрование
|
|
| уметь вычислять теоретический и практический выход реакции
|
|
| понять что такое экономия атома, и уметь его рассчитывать
|
|
Электрохимический ряд напряжения металлов
| - вспомнить из предыдущих классов, что окисление – это обогащение кислородом, восстановление - обогащение водородом, а также окисление и восстановление как процессы присоединения и отдачи электронов
|
|
| знать и уметь объяснить правила определения степени окисления, а также определять степени окисления отдельных элементов в веществах
|
|
| уметь писать окислительные и восстановительные полуреакции и соединять их в общее редокс уравнение
|
|
| использовать понятие электродного потенциала для создания электрохимического ряда металлов
|
|
| понять электрохимическую ячейку с точки зрения обычных представлений
|
|
| знать, что для использования стандартного электродного потенциала требуются стандартные условия
|
|
| понять, как электрохимическая ячейка используется для измерения электродного потенциала
|
|
| уметь использовать стандартный электродный потенциал для расчета ЭДС гальванического элемента и предсказать направление редокс реакции
|
|
| понять гальванический элемент как источник энергии, включая составляющие коммерческих батареек
|
|
| понять процессы зарядки и разрядки гальванических эле ментов
|
|
| понять строительство и эксплуатацию водородно-кислородных топливных элементов
|
|
| понять преимущества и потенциальные риски топливных элементов
|
|
3. Энергетика химических реакций
| 11-й класс
| Категория ЦО
|
Экзо-эндо термические реакции
| - понимать и уметь определить энтальпию и изменение энтальпии (∆H)
|
|
| понять необходимость стандартных энтальпий и уметь определить стандартную энтальпию
|
|
| понимать, что химические реакции включают образование и обрыв химических связей, и концепцию энтальпии связи
|
|
| используя данные уметь определить энтальпию связи
|
|
| уметь использовать значение энтальпии связи для оценки ΔH реакций
|
|
| уметь определять простые изменения энтальпии и экспериментально вычислить изменение энтальпии из экспериментальных данных
|
|
| понять основной принцип закона Гесса и уметь использовать его для расчета в реакциях изменения энтальпии
|
|
| рассчитать ΔH реакции, используя энтальпию связи
|
|
| уметь строить цикл Борна-Габера и сравнить энергию, рассчитанную данным путем с результатами других расчетов
|
|
| уметь определять и использовать понятия изменение свободной энергии (∆G) и изменение энтропии (∆S)
|
|
| понимать, что знание изменения значения энтальпии не достаточно для объяснения спонтанного изменения и учесть при этом роль энтропии
|
|
| знать и уметь использовать уравнения ΔG = ΔH - TΔS чтобы показать, как ΔG меняется с изменением температуры и найти температуру, при которой реакция будет проходить
|
|
Скорость химической реакции
| - вспомнить и применять предыдущие знания о состояниях материи и простой теории столкновений
|
|
| уметь применять уравнения идеального газа и молярного объема для реакций, протекающих с участием газов
|
|
| понимать значение энергии в столкновениях, происходящих в газовой и жидкой средах, распределение Максвелла Больцмана и энергию активации
|
|
| использовать эти понятия, чтобы дать исчерпывающее описание влиянию температуры и концентрации на скорость реакции
|
|
| понимать, что скорость химических процессов может быть представлена с помощью уравнения скорости реакции
|
|
| вспомнить общее уравнение скорости, понять, что такое константа скорости и чему равен порядок реакции
|
|
| уметь определить, как изменяется скорость реакции с изменением внешних условий
|
|
| уметь выполнять простые расчеты скорости реакций и констант скорости
|
|
| знать смысл и определение понятия "катализатор"
|
|
| понять процесс катализа, и как он работает
|
|
| различать гомогенные и гетерогенные катализаторы
|
|
| уметь описать процесс гетерогенного катализа с точки зрения теории частиц
|
|
Химическое равновесие
| вспомнить и уметь использовать предыдущие знания о равновесии, в том числе понятие динамического равновесия
|
|
| уметь предсказать влияние изменения температуры, концентрации и давления на химическое равновесие
|
|
| понять, почему катализатор не влияет на состояние равновесия
|
|
| понимать важность химического равновесия для промышленной химии
|
|
| понимать (с примерами) почему условия реакций для производственных процессов с участием равновесия часто компромиссны
|
|
| уметь писать константы равновесия (Кс) для данной реакции
|
|
| уметь прогнозировать влияние изменения температуры на Кс и понимать, что Кс не зависит от изменений концентрации или добавления катализатора
|
|
4. Химия вокруг нас
| 11-класс
| Категория ЦО
|
Химия углерода и его соединений
| - знать и понять, как использовать формулы различного типа
|
|
| понимать, что органические соединения обычно состоят из углеводородного компонента и функциональной группы
|
|
| различать общие функциональные группы
|
|
| понимать и уметь использовать номенклатуру IUPAC
|
|
| понять формирование веществами гомологического ряда и понять сходство свойств его членов
|
|
| понять, почему возникает изомерия и уметь написать изомеры для данной молекулярной формулы
|
|
| понять формирование сигма и пи связи и знать, в каких случаях они возникают, их влияние для молекулы
|
|
| понять концепцию насыщенности и применить его к алканам, в качестве основы гомологических рядов
|
|
| знать роль алканов в качестве топлива, продуктов их сгорания и экологические последствия, возникающие вследствие сжигания углеводородного топлива
|
|
| вспомнить детали фракционирования нефти и области применения его фракций
|
|
| понять гомолитический разрыв связей и образование свободных радикалов
|
|
| понять процессы каталитического крекинга и термического крекинга в условиях свободных радикалов
|
|
| знать и понимать механизм фотохимического хлорирования
|
|
| понимать термин «ненасыщенности» и его последствия для соединения
|
|
| назвать реакции определения ненасыщенности веществ
|
|
| признать возможности геометрической изомерии («E-Z» или цис-транс-изомерия) и понимать что, это стереоизомерия
|
|
| понимать термины «электрофил» и «нуклеофил» и уметь классифицировать реагенты
|
|
| понять механизм электрофильного присоединения. привести примеры и применять механизм для новых случаев
|
|
| уметь прогнозировать продукты присоединения к несимметричным алкенам
|
|
| знать, некоторые промышленно важные реакции присоединения
|
|
| понять полиприсоединение
|
|
| понять на молекулярном уровне, почему полимеры являются относительно инертными
|
|
| знать результаты производственных процессов (поли) алкенов
|
|
| знать, некоторые распространенные области применения (поли) алкенов и понимать необходимость их утилизации
|
|
| понимать и уметь применять классификацию спиртов
|
|
| понимать окисление спиртов и их продукты
|
|
| понимать продукты дегидратации спиртов
|
|
| понимать два основных способа получения этанола, а также преимущества и недостатки каждого из них
|
|
| понять экологические проблемы, в том числе с биоэтанола топливом и понять концепцию углеродной нейтральности
|
|
| уметь обсуждать биотопливо в данном контексте
|
|
| вспомнить синтез хлоралканов
|
|
| понять экологические проблемы, связанные с галогеналканами и понять механизм разрушения озонового слоя
|
|
| знать экологически менее вредных заменителей галогеналканов
|
|
| знать, что галогеналканы реагируют с нуклеофилами
|
|
| понять механизм реакций нуклеофильного замещения
|
|
| уметь писать уравнения и механизмы в общем виде, и некоторые общие примеры
|
|
| понять реакции элиминирования и его механизм
|
|
| понимать конкуренцию между реакциями замещения и элиминирования
|
|
| понимать роль галогеналканов в качестве промежуточных продуктов при синтезе (включая производственные процессы)
|
|
| | | |