Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политические интересы и идеи





В классической философии политики большое внимание уделялось проблемам интереса. Гоббс прямо указывает, что люди защищают свои интересы, и поэтому они нередко конфликтуют между собой. Гельвеций подчеркивал, что интерес есть единственная и универсальная движущая сила для людей2. Гольбах подробно анализирует роль интересов в общест­венной жизни. «Интересом называют, — пишет он, — объект, с которым

Более подробно об этом см. разд. IV, пп. 7-9, 13. 2 Гельвеций. Соч.: В 2 т. Т. 2. М, 1974. С. 260. 54


каждый человек связывает — в зависимости от своего темперамента и своих идей — представление о своем счастье; иначе говоря, интерес — это попросту то, что каждый из нас считает необходимым для своего сча­стья»1. Интерес, продолжает французский философ, представляет собой единственный мотив действий людей, поскольку каждый человек трудит­ся для своего счастья. Отсюда Гольбах делает вывод о том, что нет ни од­ного бескорыстного или лишенного интереса человека. Бескорыстным человека называют не потому, что у него нет интереса, а потому, что лю­ди одобряют его интерес, если, скажем, он оказывает помощь кому-нибудь в беде. Гегель тоже подчеркивал важную роль интересов в обществе. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов, их характеров и способностей, и притом таким образом, что побудитель­ными мотивами в этой драме являются лишь эти потребности, страсти, интересы и лишь они играют главную роль»2.

Исключительно большое значение интересам придавали Маркс и Эн­гельс. Прежде всего, они выделили экономические интересы как главные побудительные причины действий и поступков людей. Они указывали, что любые конфликты между социальными классами в конечном итоге связаны с экономическими интересами. Господствующий класс заинтере­сован в сохранении своего господствующего положения в обществе, а не­господствующий класс — в уничтожении тех социально-экономических и политических порядков, из-за которых не может удовлетворить свои по­требности. «...Борьба между крупными землевладельцами и буржуазией, так же, как и борьба между буржуазией и пролетариатом, велась прежде всего ради экономических интересов, для которых политическая власть должна была служить всего лишь средством»3. Эти потребности носят первичный характер, ибо без их постоянного удовлетворения человек просто-напросто не сможет выжить, не сможет воспроизвести себя как биосоциальное существо. Духовные интересы вторичны в том смысле, что в первую очередь следует удовлетворить материальные потребности, а не в том смысле, что без них можно обойтись. Человек становится на­стоящим человеком лишь тогда, когда удовлетворяет свои духовные по­требности, потому что человек — единственное существо, имеющее внут­ренний мир, обогащение которого как раз связано с духовными интере­сами. Человек в подлинном смысле слова — это творец и потребитель как материальных, так и духовных потребностей. Но если удовлетворение материальных потребностей указывает на связь человека с животным ми­ром, то удовлетворение духовных потребностей выделяет человека из всей природы, интерес связан не столько с отдельным индивидом, сколь-

1 Гольбах П. А. Избр. произв.: В 2 т. Т. I. M., 1963. С. 311.

Гегель. Философия истории. СПб., 1993. С. 73. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 309.


ко с социальными группами, с кастами, с социальными классами, в це­лом с государством и т. д. Конечно, отдельные индивиды, особенно поли­тики, тоже имеют свои интересы. Но они их реализуют через групповые, классовые, государственные и иные интересы. Отдельный индивид мо­жет и не осознавать свои интересы, свою принадлежность к той или иной социальной группе, к тому или иному социальному классу. Но, кро­ме классовых и групповых интересов, есть еще государственные или на­циональные интересы. Духовные и иные интересы многообразны. Их можно разделить на интересы к искусству, к политике, к философии, к религии, к науке и т. д. Я буду говорить только о политических интере­сах. Прежде всего следует подчеркнуть, что политики должны быть заин­тересованы в сохранении материальных и духовных ценностей, которые были созданы людьми независимо от их социальной и классовой принад­лежности. Они также должны быть заинтересованы в защите националь­ного суверенитета государства, ибо потеря национальной независимости может обернуться катастрофой для всех классов и групп.

Каждый класс имеет свои интересы, реализация которых требует оп­ределенного теоретического обоснования. Этим занимаются политиче­ские партии и идеологи класса. Они разрабатывают классовую идеоло­гию, политические программы, в которых излагаются цели и задачи пар­тии, а также средства их достижения. Идеологи партии в научном или псевдонаучном плане доказывают, что их партия действительно выража­ет интересы всего общества. Иначе говоря, они представляют интересы своего класса как интересы всего государства и тем самым пытаются убе­дить всех граждан в том, что наиболее оптимальным вариантом развития и стабильности общества является реализация политических установок данного класса. В пропаганду этих установок включаются все средства массовой информации - мощнейший механизм обработки общественно­го мнения. Сама политическая программа выступает как главное средст­во распространения политических установок партии. Встает вопрос об истинности или ложности самой пропаганды. Трудно выделить критерий истинности пропаганды, но несомненно одно: наряду с истинными ут­верждениями в пропаганде все больше встречаются софистические ло­зунги, а то и просто обман, особенно это касается буржуазных партий, стоящих у власти и стремящихся к ее сохранению. Пропаганда — это иг­ра, но игра серьезная и порой опасная, поскольку последствия ее могут оказаться трагическими для общества.







Date: 2015-09-24; view: 404; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию