Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Синтаксис сложносочиненного и сложноподчиненного предложения





Сложносочиненное предложение

Между частями сложносочиненного предложения, связанными сочинительными союзами, ставится запятая: На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна.

Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними ставится тире: Один прыжок – и лев уже на спине буйвола.

Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится, если:

1) части предложения имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение: В начале апреля зацвела черемуха и запели соловьи; Когда началась гроза, игра прекратилась и все перешли на террасу;

2) части сложносочиненного предложения являются назывными или вопросительными предложениями: Который теперь час и сколько времени осталось до отхода поезда?

3) части сложносочиненного предложения являются безличными предложениями и имеют синонимичные слова в составе сказуемого: Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.

Сложноподчиненное предложение

Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется от главной запятой.

1) Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая: Я стал думать о том, что приближается отпуск, что появится много свободного времени, что можно будет куда-нибудь поехать отдохнуть.

2) Между однородными придаточными предложениями, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая не ставится: Получили известие, что Волга стала и что через нее потянулись обозы.

3) При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и относительном слове), а также при сочетании подчинительного союза и сочинительного запятая между ними ставится, если дальше не следует вторая часть сложного союза – то, так, но: Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики.

4) Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не или повторяющийся сочинительный союз и, или, либо, то придаточная часть не отделяется от главной запятой: Важно не что он сказал, а как он это сказал.

5) Придаточная часть, состоящая из одного относительного слова, запятой не отделяется: Он обиделся, но не сказал почему.

 

Задание 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сформулируйте правила, в соответствии с которыми расставлены знаки.

1. Тропинка обогнула куст орешника и лес сразу раздался в стороны. 2. Продолговатая тень машины метнулась мимо и точно стремясь настигнуть ее или ветром разодрать себе лицо Скутаревский пустил на предельную скорость. 3. И млея и силы накапливая спит строй сосновых высот и лес шелушится и каплями роняет струящийся пот. 4. Бывает за одним таким вихрем следует несколько других и долгие часы они шипя кружат по пустыне и сталкиваются и рассыпаются и рождаются вновь. 5. Так как я ел мало, то в голове моей странно шумело и я покачивался. 6. И было солнечное утро и был бодр и красив молодостью и бодростью Никульев и стоял босой и руки по швам глупорожий Кузя, – когда вошла в контору Арина Арсеньевна. 7. Мгновенье и я уже никогда не увижу этого солнца этой воды этого ущелья. 8. Это кто такие и что им надобно? 9. Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад. 9. Лет пятнадцать такой работы и машина человеческого организма совершенно разбита. 10. И до вечера в саду толпится народ и слышится около шалаша смех и говор и раздается иногда топот пляски.

Задание 2. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

1. Было видно что знали его здесь хорошо и жилось ему суматошно молодо и весело. 2. Когда приблизился рассвет и воздух побледнел все обнаружилось словно вывернулось наизнанку. 3. Если он бежит с чайником за водой то ему казалось что он или опоздает на поезд или его ошпарят кипятком. 4. И в один майский день когда небо зеленело от холода пришло великое известие что мы победили и война окончена. 5. Не могу судить много ли он знал но он постоянно обнаруживал свои знания так как хотел чтобы и другие также знали. 6. Узнав кто мы и откуда идем удэгеец сказал что ему известно было что мы должны спуститься по Иману об этом он услыхал от своих сородичей живущих по реке и что там внизу нас давно уже ожидают. 7. Я знаю о чем он думает и что он там видит в этом своем море которое по его убеждению при терпении и подходящем времени может показать все что оно видело за свой долгий-долгий век. 8. А пассажиры еще долго говорили о граче предвестнике весны о картине Саврасова «Грачи прилетели» о том что Москва постепенно превращается в сад где будет привольно всякой птице и скоро весь город будет с утра до ночи звенеть от птичьего пения.


Задание 3. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обратите внимание на пунктуацию при сочетании союзов.

1. Дорога впереди была известна проезжали по ней и где медсанбат знали. 2. Полчаса спустя он вернулся домой в свою комнату и когда призванный завываниями гонга вошел в гостиную он увидел в ней того самого черномазого незнакомца который наткнулся на него в роще. 3. Он в течение часа консервировал в слезах как в спирту свою молодость и когда у него не стало слез все распалось унеслось исчезло. 4. Он имеет идею и если даже самый счастливый шаг не направлен к ней хотя бы по кривой он не делает его вовсе. 5. Я подумал что ежели в сию решительную минуту не переспорю старика то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. 6. Я спал долго потому что когда проснулся была уже ночь. 7. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. 8. Таким образом противник сам для себя создает обстановку в которой если мы без колебания будем решительны и смелы он сам подставит нам для разгрома свои главные силы. 9. А потом улегшись у себя в клетушке где пахло пшеном думала что если Николай Никитич ее не отпустит в театральную школу то она просто сбежит а когда ее примут будет просить у старика прощения. 10. Вздохнув она рассказала что когда на чердаке затопили печь то весь дым повалил в горницу.

Задание 4. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Приведите соответствующие правила. Начертите схемы предложений.

1. Шаровая молния средних размеров может образоваться или когда крупная капля росы попадает в канал грозового разряда или когда плотность ее вещества мало отличается от плотности окружающего воздуха. 2. Ей пробовали рассказывать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать того что он сказал. 3. Он знал что увидит там Ильина которого не видел с тех пор как отправил его на задание знал что придется с ним разговаривать но не представлял себе как и о чем и вообще черт его знает как себя с ним держать. 4. Размеренно билось его сердце и даже если бы сейчас его арестовали и повели скованного он казалось не возражал бы.

 

Занятие 7







Date: 2015-09-24; view: 1290; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию