Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Связь политики с экономикой и идеологией
1 Как отмечалось выше, предметом политологии является политическая жизнь. Казалось бы, оба термина – «политическая жизнь» и «политика» – схожи по своему смыслу и потому идентичны по содержанию. Часто они именно так и используются. Однако тождественность их кажущаяся. При всей их близости они разные. И понять это можно лишь выяснив, что такое политика[1]. Политическая жизнь в своей эволюции проходит как минимум два этапа. Первый – догосударственный, без качественно сложившейся политики и второй этап, когда возникает государство, сутью которого является осуществление политики. Исторически государству предшествовала власть старейшин, вождей, военачальников, которые с появлением имущественных различий в общине стали выражать и защищать интересы не всех, а только обогатившихся ее членов. Их действия состояли в том, чтобы держать в повиновении и при необходимости подавлять силой одних в интересах других, тех, кому они служили. Это стало главной задачей их властных действий. Появление политики происходит тогда, когда управление – организация труда и всякой другой совместной деятельности (без чего они не могут существовать) стало осуществляться в интересах определенных групп людей, отличающихся прежде всего своим экономическим положением. Главное свойство, делающее управление политическим – это осуществление его в интересах части общества (класса, сословия, социальной группы). Поэтому переход к самоуправлению или к управлению в интересах всего общества приводит к утрате им политического смысла. Политика генетически, по своему историческому происхождению, есть порождение политической жизни, а не напротив, как часто утверждается. Она возникает, точнее, вызревает из таких своих форм, в которых социальные группы участвуют еще недостаточно осознанно, преимущественно стихийно. Но с тех пор, как в обществе возникает государство с осуществляемой им политикой, начинается новая полоса в развитии политической жизни. Указанные особенности первоначальных форм участия людей в политике вытекают из специфики политической жизни, суть которой объясняется смыслом обоих обозначающих ее слов. При этом второе слово («жизнь») указывает не только на полноту, всеохватность политических жизнепроявлений какого-то субъекта, но и на их, так сказать, естественность, на то, что этим его проявлениям политического свойственна определенная стихийность. Последняя характерна и для тех современных форм политической жизни, в которых сознание уступает место настроениям. Итак, политика возникает из первичных форм политической жизни. Её появление знаменует новое состояние политической жизни. То состояние, в котором ее специфика проявляется с наибольшей силой. В этом заключается разница между политикой и политической жизнью. Вместе с тем, появление политической власти в немалой степени было вызвано необходимостью согласования интересов разных социальных групп, регулирования их взаимоотношений. Политическая власть изначально стремилась к тому, чтобы предотвратить центробежные или, говоря по современному, сепаратистские устремления в обществе и тем самым обеспечить его целостность. Такая политика власти распространялась на все группы населения. Благодаря ей общество предохранялось от хаоса и распада. И потому политика в той или иной мере отвечала интересам всех его членов. Следует подчеркнуть, что одним из назначений политики является её холизматичность – обеспечение целостности общества, которая в условиях современности в связи с возрастанием экологической угрозы принимает особое значение. Значение политики, в поле которой оказываются все слои населения, усиливается по мере роста цивилизованности общества и совершенствования его политического устройства. Таким образом, политика издавна существует в двух видах: во-первых, как подчинение одной части общества другой, той, чьи интересы она выражает; во-вторых, как управление всем обществом (см. схемы №№ 2,3). Эти разновидности политики различаются и тем, что первая имеет классовое содержание, а вторая – является по своему смыслу технологической (надклассовой), так как осуществляется в интересах не столько определенных социальных групп, сколько всего общества. Если первая приводит к разобщению общества, к закреплению существующих в нем социально-экономических различий, то вторая – к его интеграции, к размыванию имеющихся в нем этих барьеров. Как правило обе политики осуществляются одновременно и представляют единое целое. В этом состоит внутренняя противоречивость политики, которая имеет значение для ее саморазвития. С учетом особенностей обоих видов политики определяется и ее сущность: это действия владеющих властью социальных сил с целью подчинения экономических и идейных оппонентов и управления всем обществом. В сущности политики находит выражение ее общественное назначение: она служит созданию условий для эффективного функционирования связанных с властью социальных групп и обеспечению целостности всего общества. Здесь политика, и это важно подчеркнуть, рассматривается как властная, как исходящая от власти и осуществляемая ею и ее сторонниками. В реальной жизни в политике участвуют и те социальные силы, которым власть не принадлежит. Целью их политических действий является завоевание власти, присутствие в ней. Это говорит о том, что политика формируется не только властью и её сторонниками, но и её политическими противниками, Поэтому взятая в целом политика предстает взаимонаправленной. Это не снижает значения указанных направлений политики. Уже из определения политической жизни как всего, что относится к политике, следует, что она шире политики и отличается от неё качеством политического, включает в себя наряду с политикой еще и то, в чём она слабо выражается. Политическая жизнь – структурированное образование и состоит из политики и её силового поля, представляющих собой её сердцевинную и периферийную части (см. схему №4). Силовое поле политики характеризуется влиянием за её пределами, когда она применяется, например, для решения социальных, экономических проблем. Такое их различие позволяет говорить о разнице в их содержании, которая заключается в разной степени зрелости политики и её силового поля, о разной концентрации в них политического. По мере своей зрелости политика становится ядром политической жизни, выражающим её качественное отличие. Тем самым, она превращается в главную часть политической жизни, определяющую её качественные особенности и в значительной степени влияющую на происходящие в ней изменения. Исторически возникшая из политической жизни политика является наиболее развитым ее состоянием.
2 С учетом вышесказанного, к основным частям политики относятся: 1) те, кто ее осуществляет; 2) те, на кого она направлена; 3) ее идейные основания; 4) ее назначение и главные направления. 1) Их называют субъектами политики. Они разнородны по своему составу и включают в себя: политические институты (государство, партии, элиты) и принимающие участие в политике социальные субъекты (классы, этносы, группы людей), и те и другие (исключая государство) могут быть властными (защищающими власть, ее политику) или безвластными (борющимися с ней, стремящиеся к ее завоеванию). 2) Их называют объектами политики. Для государственной власти таким объектом является общество, а для социальных сил, противостоящих власти, объектом является эта государственная власть. 3) Субъекты политики действуют, руководствуясь своими политическими интересами, установками, взглядами, идеалами. Основу их составляют либеральные, социалистические и другие идеи. Связь субъекта с определенной идеологией находит отражение в целях и характере его политических действий. 4) Осуществляемая государством политика имеет разное назначение. Так, при демократической власти она направлена, в частности, на: - обеспечение стабильности общества; - согласование интересов разных социальных групп, предотвращение и разрешение между ними конфликтов; - управление общественными процессами; - гарантирование прав и свобод личности. Политика, проводимая государственной властью, касается разных сторон жизни общества и соответственно им обозначается как экономическая, социальная, демографическая, аграрная, военная и т.д.
3 Роль политики в обществе тесно связана, переплетается с ролью в нем экономики и идеологии – двух других важнейших составляющих общественной жизни. Первая находится в зависимости от утвердившихся в нём отношений по поводу собственности на средства производства и оказывает решающее влияние на все изменения в нём, включая политические. В действиях субъектов политики находят выражение их коренные экономические интересы. Политика государства является концентрированным выражением экономики, экономических интересов господствующих в обществе классов и социальных групп. Тем самым экономика является определяющим политику фактором. Однако влияние ее не абсолютно. В определенных исторических условиях, при стечении обстоятельств роль политики оказывается решающей для всей жизни общества. Большое влияние на политику оказывает и идеология. Философские, правовые, моральные представления имеют важное значение для разработки и обоснования политики, оказывают влияние на мотивацию и целеполагание политических действий людей. В сильной зависимости находится политика, в частности, от морали. Моралью, существующими в обществе нравственными нормами поверяются (оцениваются) поступки политических деятелей, мероприятия государственной власти. «Сила» общественной морали в том, что ее нормы и ценности разделяются подавляющей частью населения. В нравственном сознании многих людей сложилось мнение, что политика – «дело грязное», так как служит чаще всего неправедным целям, осуществляется людьми «с нечистыми руками». И история дает немало фактов этого. К сожалению, много их и в современной политической жизни России. Большие претензии к политике в отношении того, что задачи, даже благородные, ею часто решаются безнравственно. При этом многие мыслители-политологи положительно оценивают такую политику. В политике, заявляли они, «цель оправдывает применение всех средств», «осуществление властью политики неизбежно связано с использованием силы». Вместе с тем, нельзя не отметить того, что политики, руководствуясь высокими моральными ценностями, больше думают о последствиях принимаемых ими решений. Следование морали предостерегает их от грубых ошибок. Но зависит не только политика от идеологии, но и идейные представления от политики: в них, в свою очередь, находят выражение политические интересы разных социальных групп. В угоду им, зачастую, формулируются конституционные принципы и правовые нормы, политической интерпретации и цензуре подвергаются взгляды их идейных оппонентов. Следует отметить и то, что взаимное влияние политики, экономики и идеологии является, как правило, опосредованным, так как занятие людей ими, участие в данных формах общественной жизни происходит на почве социальной (этнической, профессионально-трудовой, семейной) жизни. Она-то и служит связью политики, экономики, идеологии, опосредует их воздействие друг на друга. К тому же, возникающие в самой социальной жизни проблемы для своего разрешения часто нуждаются в применении экономических и политических средств. Схема № 1. политика
Место исторически доля политики политической постоянно возрастает жизни Date: 2015-09-24; view: 499; Нарушение авторских прав |