Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в проблему





В.И. Медведев, А.А. Алдашева

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

 

Издание второе, дополненное

 

Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по педагогическим, психологическим и экологическим

направлениям и специальностям

 

Москва • «Логос» • 2001


 

УДК 502/504

ББК20.1

М42

 

 

Рецензенты:

А.В. Брушлинский (Институт психологии РАН)

Н.П. Лаверов (Российская академия наук)

 

Медведев В.И., Алдашева А.А.

М42 Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп. - М.: Логос, 2001. -384 с.

ISBN 5-94010-036-8

 

Рассматривается экологическое сознание как один из важнейших элементов сознания вообще. Представлены различные виды экологического сознания, процесс его исторического развития, роль когнитивных процессов, конфликты, возникающие в нем. С этих позиций анализируется экологическое поведение и экологическое воспитание, а также роль общественных экологических движений. Во втором издании в отличие от первого (М.: Логос, 2001) расширен раздел об экологическом воспитании (гл. 17), кроме того оно дополнено примерной программой учебного курса «Экологическое сознание».

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Экология». Может использоваться учителями и преподавателями общеобразовательных и профессиональных учебных заведений при освещении экологической проблематики. Представляет интерес для экологов, психологов, философов и социологов.

ББК20.1

ISBN 5-94010-036-8

 

 

© Медведев В.И., Алдашева А.А., 2001

©«Логос», 2001


Глава 1

ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ

 

Совсем недавно экология рассматривалась как относительно узкая область изучения взаимоотношений между живыми объектами, находящимися в ограниченном регионе, и представляла практический интерес лишь для немногих специалистов-биологов. В настоящее время экология превратилась в глобальную проблему, затрагивающую широчайшие аспекты взаимоотношения человека с окружающей средой, - проблему, определяющую не только государственную, но и межгосударственную политику и в итоге - будущее всего человечества.

Правда, следует сказать, что отдельные ученые, и в первую очередь В.И.Вернадский, идеи которого намного опередили свое время, рассматривали некоторые теоретические вопросы экологии как вопросы развития, эволюции человеческого общества и планеты в целом.

Нет нужды подробно объяснять возросший интерес ученых и общества к экологическим проблемам и причины их превращения в политические и социологические. Остановимся лишь на некоторых из них.

С одной стороны, давно существовали проблемы, связанные с освоением и проживанием человека в районах с экстремальными климатическими и иными природными условиями, с другой стороны, - проблемы, которые были призваны решить два вопроса: как влияют эти условия на здоровье и деятельность человека и как влияет человек на состояние живой и мертвой природы в районах ее освоения.

Так, уже в конце XIX и в XX в. в связи с истощением известных и поиском новых источников минеральных и других сырьевых ресурсов большое значение приобрели вопросы организации жизни и деятельности людей в условиях высокогорья, где работают различные горнодобывающие предприятия, расположенные иногда на высотах, превышающих 5000 м над уровнем моря. Отходы этих предприятий загрязняют поверхность, особенно поверхность ледников, формирующих в основном при таянии многие реки, загрязненные воды которых используются жителями равнин для питья и приготовления пищи. Строительство горных гидростанций, связанное с этим возведение плотин и появление огромных водохранилищ приводят к значительным изменениям экологической обстановки, не говоря уже об изменении характера сейсмической активности в регионе.

В последнее время для России особую важность приобрели проблемы, связанные с освоением человеком приполярных регионов и шельфа Северного Ледовитого океана вследствие расширения районов добычи нефти, газа и других полезных ископаемых. Экологическое равновесие в этих районах необычайно хрупко, поэтому даже небольшие его нарушения потребуют десятилетий, чтобы восстановить это равновесие, а условия труда человека в суровом климате Севера значительно отличаются от обычных.

Своеобразны и процессы взаимодействия человека и природы в аридных зонах.


При возникновении новых условий жизни и деятельности человека, не встречавшихся ранее, прогнозируются такие виды деятельности, как освоение дна океана и обеспечение длительного проживания человека в водной среде, работа на промышленных высокоточных и высокочистых производствах, расположенных в космосе, работа в сверхглубоких рудниках и т. п.

Следует отметить, что ранее изучение этих проблем проводилось односторонне: исследовались проблемы влияния среды на человека и почти не рассматривалось влияние человека на среду, на отношения, сложившиеся между ее элементами. Почти в стороне оставался тот фактор, что люди и ранее тысячелетиями жили в районах с экстремальными условиями: на Крайнем Севере, в жарких пустынях, в условиях горной местности - и также тысячелетиями вырабатывались такие формы жизнедеятельности и хозяйства, которые почти не нарушали экологическое равновесие региона. Взаимодействие человека и природы заключалось в основном в его приспособлении к условиям обитания и в использовании таких средств для поддержания жизни, которые не изменяли существующий экологический баланс. Этнографы уже давно отметили тот факт, что чем труднее природные условия, тем бережнее человек относится к природе, тем больше он создает правил поведения и табу, направленных на охрану природы. Подтверждение этому мы находим в романе известного путешественника и этнографа К.Арсеньева «Дерсу Узала», который создал трогательный образ человека, полностью слившегося с природой.

Другая причина, по которой экологическая проблема превратилась в глобальную, заключается в том, что любая форма промышленного и хозяйственного освоения районов проживания человека связана с резким нарушением экологического баланса и таким вторжением в структуры взаимоотношений в природе, которое приводит во многих случаях к антропогенным катастрофам, в том числе и геологического характера, например в результате снижения или повышения уровня подземных вод.

Отсутствие необходимого опыта взаимодействия с объектами природы даже в районах с благоприятными условиями проживания и давно обжитых человеком при интенсификации производства и стремлении решить какую-либо одну проблему, не учитывая всех последствий такого решения, может привести к крайне нежелательным результатам. Хорошо известны печальные результаты подобных решений, например использование некоторых химикатов в сельском хозяйстве или борьба в Китае с так называемыми «вредными» животными - воробьями. Следует также упомянуть и случаи грубого нарушения природоохранных процедур, что превратило в «мертвые» Великие озера в Северной Америке и ряд рек в Западной Европе.

Научно-технический прогресс и развитие производительных сил, особенно связанных с атомной энергетикой и ее военным использованием, сыграли большую роль в становлении проблем экологии. Анализ такого развития в мирных условиях привел к прогнозированию появления глобальных антропогенных воздействий: парникового эффекта, повсеместного потепления, изменения воздушной среды и климата, исчезновения озонового слоя и других, которые ставят под угрозу само существование человечества.

Следует указать, что в решение экологических проблем вовлечено большое число людей. Это связано с массовой урбанизацией, стремительным ростом мегаполисов, их отчуждением от живой природы и, на что указывают многие авторы, отдалением людей друг от друга и необходимостью в связи с этим поиска иных собеседников, что породило тягу людей к природе, желание ее сохранить. Вместо одиночек, заботящихся о сохранении биоразнообразия, о сохранении ландшафтов, уникальных явлений природы и т. п., появилось массовое течение, имеющее политический характер и способное заставить все общество прислушаться к своему мнению.


Таким образом, современная экология рассматривает вопросы о роли и месте человека в системе природных взаимоотношений и в итоге о путях эволюции природы и человека, эволюции общества.

Полем, на котором развертывались все эти события, было, конечно, сознание человека, так как все стороны отношения к природе и взаимодействия с ней были сознательно предприняты человеком на основе опыта предшествующих поколений и собственного понимания, которые формируют по ходу событий план поведения. Можно сказать, что образовался особый участок в сфере индивидуального и массового сознания, в котором разрабатываются и решаются проблемы взаимодействия личности и общества с природой, отражающие динамику такого взаимодействия, где происходит выработка необходимых поступков, действий и поведения, формирование философской концепции диалектической связи человека и природы. Эта сфера и есть то, что мы склонны обозначать как экологическое сознание. Многие авторы, разрабатывавшие психологические аспекты экологического поведения, обычно используют термин «экологическая психология», включая в него преимущественно вопросы влияния на психику человека экстремальной природной среды.

Нам вообще кажется сомнительной правомерность использования словосочетаний типа «космическая психология», «морская психология», «авиационная психология» или, что звучит чудовищно, «полярная психология». Было бы правильнее, на наш взгляд, говорить о психологии человека в космосе, психологии летчика, подводника, полярника и т. п. С этих позиций термин «экологическое сознание» представляется наиболее приемлемым, так как он подразумевает психологию человека в его взаимодействии с природой.

Почти вся наша книга посвящена главным образом рассмотрению вопроса, как отражается динамика внешнего мира в сознании человека, что и определяет ее название.

Пожалуй, наиболее правильным и наиболее общим является определение экологического сознания как сформированной в виде понятийного аппарата системы отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком. Система отношений предполагает их активный динамический характер.


Вдумчивый читатель легко может понять, что предлагаемая нами формулировка очень близка к определению такой области сознания, как мировоззрение. Мы сознательно пошли на это, так как рассматриваем экологическое сознание как один из базовых элементов мировоззрения. Очевидно, столь широкое определение экологического сознания предполагает необходимость формулирования ряда частных определений этого понятия в зависимости от того, какой аспект взаимоотношений человека с внешней средой рассматривается в данный момент. В ходе изложения различных вопросов, связанных с проблемами экологического сознания, его отдельных составляющих, мы будем использовать и несколько иные его определения.

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой выделяются два аспекта. Первый аспект - это влияние среды на человека, которое может изменить протекание его физиологических и психологических функций и процессов, а второй - влияние человека на среду и отражение этого влияния, его причин, форм и результатов в сознании человека, т. е. осознание антропогенного воздействия. Эти два аспекта формируют в экологическом сознании представление о месте человека в данной экологической системе - о его роли как активного или пассивного звена системы или же как субъекта, находящегося вне системы, независимого от нее и от последствий вмешательства в эту систему.

Первый аспект довольно много изучался и продолжает изучаться разными исследователями и, как правило, связан с выявлением особенностей изменения процессов и функций поведения, характера протекания трудовых процессов, приемов и навыков при воздействии некоторых природных или антропогенных факторов, превышающих обычно существующие по ряду параметров. Подробно было изучено влияние на человека высоких и низких температур, гипоксии, повышенного содержания в воздухе углекислого газа, окислов азота и примесей других промышленных газов. Исследовано действие ускорений, вибраций, различных видов электромагнитных излучений, шумов различной интенсивности и спектрального состава. Получены интересные данные по влиянию различного вида режимов - питьевого, пищевого, светового и т. п.

Этому аспекту посвящено довольно большое количество литературы, в которой, правда, доминирует физиологическое направление, связанное с изучением возможностей появления патологических процессов и их динамики. Анализируя работы, относящиеся к теме «экология человека», можно увидеть, что они развивают направление, также связанное с экологической физиологией. Собственно психологических исследований значительно меньше, и они в основном содержат данные по изменению некоторых психологических функций или процессов под влиянием того или иного фактора или в том или ином регионе, т. е. работы типа «влияние пребывания в условиях высокогорья на оперативную память человека». Буквально единичные работы посвящены попытке какого-либо обобщения, стремлению создать нечто вроде «психологии экстремальности».

Многие исследования по этой проблеме посвящены влиянию какого-либо одного фактора на функциональное состояние человека. Они оказались чрезвычайно важными для расшифровки и понимания механизмов действия фактора на организм, для выяснения места данного фактора в суммарном эффекте влияния природных условий.

Исследования, выполненные в лабораторных условиях, позволили создать ряд достоверных моделей, раскрывающих звенья сложнейшей системы «человек - природный фактор».

Однако изолированное действие какого-либо фактора среды встречается в реальных условиях крайне редко, так как обычно на человека действует комплекс взаимодействующих факторов, которые образуют экологическую систему. Их совместное действие на человека, как правило, обозначается или региональным, или профессиональным термином. Так, говорят, например, о человеке в условиях аридной зоны, высокогорья, условиях Арктики или Антарктики, влажных тропиков и т. п. Там, где особенности труда накладываются на фон природных факторов, говорят о труде летчика, моряка, работника нефтеперерабатывающих заводов и т. п. Обычно в таких исследованиях при региональном подходе выделяют какой-либо один или несколько наиболее значительных факторов, а остальные рассматривают как некий фон, на котором происходит действие главных факторов.

Исследуя состояние и деятельность человека в условиях аридной зоны, ученые принимали в качестве ведущего фактора действие высокой температуры. Позднее начали изучать человека при взаимодействии двух факторов - высокой температуры и состояния водного баланса, изучалось взаимодействие трех факторов, где к двум основным присоединялся ветер, и т. д.

При профессиональном подходе использовалась такая же методология, но ведущим фактором было какое-то звено, связанное с профессиональной деятельностью, например перегрузки, возникающие у летчиков при ускорении, токсическое действие кислорода или азота - у водолазов, высокие температуры окружающей среды - у работников так называемых «горячих цехов», например, в сталелитейной промышленности.

В последнее время большое внимание уделяется такому фактору, как катастрофа, независимо от того, с каким физическим явлением она связана и имеет ли она природный или антропогенный характер. Это привело к появлению в психологии специального раздела, посвященного проблемам психических реакций человека, ожидающего, переживающего или пережившего катастрофу.

Полученные во многих исследованиях данные позволили выйти на более широкий уровень обобщений, найти и описать те элементы в физиологических, психологических и поведенческих реакциях, которые присутствуют во всех видах взаимодействия человека с внешней средой, независимо от числа и природы действующих факторов. Ничего необычного в таком обобщении нет, в биологических науках довольно четко прослеживается линия Декарта - Спенсера - Сеченова, предполагающая наличие одного системообразующего механизма, на базе которого формируются самые различные структуры. В последнее время эта позиция получила довольно значимое подкрепление в виде ряда положений синергетики.

Представляется, что существуют две основные составляющие такого обобщенного ответа: одна - формирование в сознании человека образа воздействия, его значимости, последствий его взаимодействия с человеком и возможных ответных действий и вторая - формирование на основе этого образа функционального состояния, обеспечивающего соответствующие действия человека, которые необходимо предпринять в ответ на действие фактора.

Конечно, здесь возможно появление многочисленных частных видов ответа, зависящих от многих параметров воздействующего фактора: его физической природы, интенсивности и длительности действия, прерывистости, фронта нарастания, химических и информационных особенностей и т. п., а также от исходного функционального состояния человека, его тренированности, опыта, средств искусственной защиты, но все эти особенности имеют одну инвариантную основу. Этой инвариантной основе посвящена специальная глава нашей книги, но уже здесь следует сказать, что такой обобщенный ответ обусловлен свойственным живым структурам механизмом адаптации.

Формирование в сознании человека образа воздействия является очень сложным процессом и не всегда может быть изучено посторонним наблюдателем. Трудности такого изучения связаны с тем, что этот образ не всегда существует в вербализованной форме, в зависимости от целого ряда условий он может быть ложным или замаскированным посторонними, не имеющими отношения к сущности ситуации факторами. Обычно формируется какой-либо один из двух типов эмоциональной окраски образов: образ угрозы, предполагающий возможность разрушительного действия на человека или на общество, и образ соответствия, наличие которого благоприятствует условиям жизни и деятельности отдельного человека или человечества в целом.

Формирование адекватного функционального состояния также может иметь множество вариантов. Так, возможны различные степени адекватности, которая всегда имеет частный характер: состояние, адекватное для протекания одного процесса, может быть совершенно неадекватным для другого, параллельно протекающего процесса.

Однако существенно главное: эти два элемента ответа всегда присутствуют при взаимодействии человека со средой и всегда являются составной частью экологического сознания. В одних случаях они четко вырисовываются в сознании в виде концепции, на основе которой строятся планы и структура поведения, в других - находятся где-то на периферии невербализованного сознания и поведение человека определяется репродуктивными реакциями, основанными главным образом на общих закономерностях реагирования человека в стохастическом мире, в частности формирования ответа на событие, свершение которого имеет наибольшую вероятность.

Если параметры, характеризующие отношения человека и внешней среды, не выходят за какие-либо граничные условия, определяемые физиологическими, психическими или социальными особенностями, то образ воздействия является смазанным и выступает в сознании лишь в виде неопределенного ощущения. Более активен в этих условиях человек, если это состояние близко к образу соответствия, что побуждает к поиску ситуации, в которой эти ощущения усиливаются и формируется полноценный образ соответствия.

Если физические параметры или семантика воздействия среды на человека превышают определенные границы, начинает активизироваться вербализованная часть сознания, возникает ощущение дискомфорта, но имеющее четко ориентированный характер и являющееся базой для появления образа угрозы или образа соответствия. Этот образ, как правило, включает черты реально действующего фактора, однако видоизмененные в соответствии с рядом условий, например степенью знакомства с фактором, ожидаемым эффектом действия и т. п.

Образ угрозы определяет и формирование ответной реакции, начиная с такой общей оценки, как самочувствие, и кончая сложнейшей картиной стратегии индивидуального или коллективного, активного или пассивного воздействия на угрожающий фактор с целью его устранения или нивелирования его влияния.

Очень важно подчеркнуть, что формируется реакция не на фактор, реально существующий, или на его реальные параметры, а на образ, представление об этом факторе. Как известно из литературы, имеется большое количество данных, подтверждающих правоту этого утверждения, начиная со специального научного направления, разрабатывающего проблемы так называемого «пла-цебо эффекта», описания различного вида суггестивных воздействий и кончая чрезвычайно интересным феноменом, обозначенным нами как «опережающая адаптация», когда адаптационные изменения начинаются до момента реального появления адаптогенного фактора.

Таким образом, можно прийти к заключению, что этот первый аспект рассмотрения проблем взаимоотношения человека с внешней средой, где на первый план выдвигается влияние на человека природных или антропогенных факторов, характеризуется оценкой значимости фактора и возникающего на его основе состояния человека. Следует в этом случае определить границы и правомочность использования термина «экологический», будь это экологическое сознание, экологическая психология, экологическая физиология и т. п.

Данное в начале этой главы определение экологического сознания позволяет широко толковать этот термин, поскольку человек немыслим вне среды. Однако есть опасение, что это может привести к полному растеканию термина «экологический»: исчезнет его целевая специфичность, что в итоге может довести до абсурда, иногда характерного для некоторых публикаций.

Это опасение касается и проблемы влияния среды на человека. Здесь возникла довольно сложная, хотя и несколько забавная ситуация. Дело в том, что в отличие от других наук, изучающих связи во внешней среде, в том числе и связи живой природы, экология изучает организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов, экосистем, биогеоценозов и биосферы (БСЭ, 1979, Т. 29). В.И.Вернадский, П.Тейяр де Шарден и другие ученые, рассматривая понятие ноосферы и вводя его в экологию, также подразумевали надорганизменный уровень, определяя его главным образом понятием «человечество». Поэтому такие термины, как экологическая физиология, экологическая психология и т. п., неправомочны, как неправомочно и включение в эти понятия рассмотренного выше вопроса о влиянии факторов внешней среды на физиологическое и психологическое состояние человека. Действительно, анализируя приводимые в таких работах данные, легко увидеть, что они просто описывают процессы, протекающие у человека при действии того или иного природного фактора.

Однако есть некоторое оправдание такому содержанию понятия «экология». Это связано с тем, что в отличие от всего остального органического мира человек является не только биологическим объектом, но и выступает как социальная ячейка и над-организменные (в данном случае общественные) закономерности теснейшим образом переплетаются с индивидуально-личностными, где одно зависит от другого и определяет его.

В этом плане оправдано и разделение всех действующих на человека факторов на постоянно действующие, составляющие то, что называется средой обитания, включая климатические, эда-фические (почва, вода), геоморфологические, биотические и ан-тропические факторы, возникающие при выполнении профессиональных обязанностей с использованием технических орудий труда и исчезающие после прекращения деятельности, например ускорение, вибрация, некоторые виды шумов, искусственные световые режимы и т. п. С этих позиций можно принять даже такое направление, как выделяемая некоторыми авторами «экологическая физиология труда», изучающая особенности выполнения профессиональных обязанностей в различных климатогеографиче-ских регионах, например при вахтенных видах труда, работе на полярных или высокогорных станциях и т. п., хотя это, конечно, не укладывается в рамки классической экологии.

Авторы настоящей работы предпочитают оставаться на более строгой позиции, стараясь избегать широкого толкования понятия и отказываясь даже от использования термина «экологическая психология». Однако в связи с тем, что проблема влияния среды на человека явлется очень важной с практической точки зрения, мы решили включить в книгу главу, где будут рассмотрены некоторые аспекты этой проблемы (глава 14).

Иное положение с термином «экологическое сознание», который определяет наши знания, отношения и действия, связанные с проблемами воздействия человеческого общества на среду, т. е. рассматривает второй аспект проблемы взаимодействия человека и среды.

Отношение человека к природе еще с древнейших времен являлось не только элементом сознания, но и было предметом рассмотрения в процессе формирования наиболее важного этапа становления сознания - формирования Я и неЯ в их противопоставлении и слиянии. В какой-то мере можно согласиться с мнением Л. Леви-Брюля о наличии эволюционно качественного отличия мышления, психики дологического мышления первобытного человека, наличии закона партиципации (сопричас-тия), отражающего самый начальный этап разделения в сознании Я и неЯ.

Начиная с полного отождествления себя с природой, через мифологическое сознание, рационализм и кончая современными взглядами как ученых, так и представителей различных движений за сохранение природы, содержание экологического сознания значительно менялось. На протяжении всей истории человечества первоначальное созерцательное и описательное отношение к связям человек - среда видоизменялось в первую очередь по чисто экономическим проблемам, на основе которых строились как политические, так и философские концепции, связанные с пониманием и расшифровкой причин и видов потребностей человека, удовлетворяемых благодаря использованию природных ресурсов. На ранних этапах экологического сознания, вероятно, доминировали две составляющие: природа дающая и природа, среда угрожающая. Вторая была связана как с природными катастрофами, так и с возможностью нападения хищных животных. Если судить по наскальным и пещерным рисункам, приоритет все-таки отдавался первой.

Скорее всего, несмотря на незначительные связи между отдельными трибами и племенами на ранних этапах развития человечества, в регионах с одинаковыми природно-климатичес-кими условиями у людей, населяющих эти регионы, было близкое по содержанию и механизмам экологическое сознание. Об этом говорят результаты анализа сознания у разобщенных племен, существующих в близких к природным условиям, до сих пор на ранних стадиях общественного развития. На это указывают также сравнительно-мифологические анималистические исследования.

По мере накопления исторического опыта укрепления и развития общественных отношений, расширения цивилизационно-го процесса менялись взгляды на природу, в результате чего появился новый компонент экологического сознания - прогнозирование последствий воздействия человека на природу, а в общественном сознании все сильнее звучали мотивы охраны природы. Большую роль в формировании современного экологического сознания сыграли некоторые экологические катастрофы, вызванные хищническим отношением к природе, особенно катастрофы, связанные с землепользованием - уничтожением лесов, эрозией почвы, ее истощением и т. п.

В современную эпоху происходит значительное снижение биологического разнообразия, истреблены и исчезли такие представители животного мира, как европейский тур, тасманийский волк, Стеллерова корова (морская корова Стеллера). Однако это не вызвало заметного резонанса в общественном сознании, хотя отдельные ученые и представители культуры уже в XIX веке указывали на недопустимость подобного отношения к природе.

Более подробно проблема истоков экологического сознания будет рассмотрена в главах 3 и 11, однако уже здесь следует указать, что можно выделить несколько этапов развития экологического сознания, которые связаны с изменением общественно-экономических отношений и со степенью удовлетворения потребностей человека. Эти этапы связаны с одомашниванием животных, развитием земледелия и появлением оседлости, совершенствованием систем защиты от нападения животных, появлением городов и промышленности, с великими географическими открытиями, появлением стабильных государств и, на что обычно обращают мало внимания, - с развитием права.

Наибольшую остроту проблема экологического сознания приобрела к середине XX в. Это было связано со многими причинами. Большую роль, конечно, в этом сыграл научно-технический прогресс и в первую очередь его топливно-энергетическая составляющая, что привело к невиданному ранее вмешательству человека в окружающий мир,.к нарушению сложившихся экологических связей. Появились признаки глобальных изменений в природе, что способствовало консолидации коллективного экологического сознания. Первыми за судьбу человечества обеспокоились ученые, деятели культуры и наиболее передовая часть общества. Беспокойство было связано с тем, что если геологические катастрофы развивались в течение десятков тысяч или даже сотен миллионов лет, то сравнимые по масштабу антропогенные природные катаклизмы будут развиваться на глазах одного-двух поколений. Все это, конечно, не могло не сказаться на содержании современного экологического сознания.

Важно то, что существовавший ранее и доминировавший в экологическом сознании основной модус взаимоотношения человека с природой, основанный на чисто вещных аспектах удовлетворения материальных потребностей, все более и более стал включать духовно-нравственный элемент. В известной мере завершился очередной виток спирали развития, и человек после длительного периода отчуждения от природы вновь стал ощущать себя неразрывным элементом целостной гармонии природы. Конечно, скептики могут считать, что это лишь голубая мечта авторов, но увеличивающийся с каждым годом поток публикаций и некоторые положения современного экологического сознания, приводимые в этой работе, позволяют быть уверенным в этом предположении. Действительно, появились такие компоненты духовной жизни общества, как философия экологии, экологическая этика, экологическая нравственность (к сожалению, чаще приходится говорить об экологической безнравственности!). Некоторые аспекты такой ситуации рассматривает Э. Фромм в своей работе «Революция надежды».

Трудность анализа понятия «экологическое сознание», стоящая перед авторами, заключалась в опасности чрезмерного расширения понятия, что было обусловлено не только широтой данного нами обобщенного определения, но и большим числом публикаций, вводящих в понятие экологического сознания многие феномены, по нашему мнению, не связанные с ним.

Вероятно, это тоже толкает нас на ошибки, аналогичные тем, в которых мы только что упрекали других авторов. Мы ясно представляем себе, что философия экологии есть качественно выделенный раздел философии природы, экологическая эстетика - это эстетика, направленная на объекты природы, а экологическая нравственность - это нормы, адресованные к одной (среди многих) форме ограничений взаимодействия. Однако мы сознательно идем на некоторые противоречия, чтобы подчеркнуть особую роль объектов природы и природы как целого в человеческом сознании и роль сознания в выборе форм и способов взаимодействия с природой.

Некоторые аспекты этой проблемы были затронуты еще в работе А.Н. Северцева «Психика как фактор эволюции». Они также рассматриривались в ряде философских и поэтических эссе таких авторов, как Эмерсон, Торо, хотя носили во многом созерцательный характер. Вообще, следует сказать, что научный анализ такого чувства человека, как эстетика природы, пока еще серьезно не начат, хотя некоторые исследования, связанные главным образом с проблемой восприятия, были проведены при анализе отражения динамики пейзажа в живописи (например, Арнгейм).

Наибольший вклад в проблему взаимоотношения человека и природы, хотя и с несколько разных исходных позиций, был внесен двумя великими учеными современности: П.Тейяром де Шар-деном и В.И.Вернадским - «отцами» антропокосмизма, согласно которому на определенном этапе эволюции человек становится наиболее мощной движущей силой эволюции и несет ответственность за ее результаты. Коллективное сознание формирует духовную среду Земли (ее ноосферу) и определяет цели и пути эволюции (ортогенез).

Это и обусловило внутреннюю направленность основного содержания книги. Несмотря на то, что в ней рассматриваются различные психологические и даже физиологические проблемы, разбираются многие аспекты взаимоотношения человека и природы, главный пафос книги, по мысли авторов, заключается в анализе сознательного, целенаправленного отношения человека к природе, т. е. приоритет отдается не вопросам влияния среды на человека, а вопросам ответственности человека перед самим собой как движущей силы, способной воздействовать на систему и структуру мироздания и на установившиеся отношения в природе Земли.

Причины, обусловливающие сложность и важность рассматриваемого вопроса, можно разделить на две группы. С одной стороны, отношения человека к природе определяются необходимостью удовлетворения ряда материальных потребностей, которые реализуются путем использования объектов природы, как органических, так и минеральных. Удовлетворение таких потребностей характеризуется вторжением человека в существовавшие до него экологические отношения и формированием новых.

Эти отношения человека к природе (их можно назвать первичными) являются как бы базой, формирующей экологическое сознание, где человек выступает как потребитель и как собственник. В целом эта форма отношения свойственна не только человеку, но и всей живой природе, для которой обмен веществ является определяющим фактором жизни. В процессе потребления возникают регулирующие закономерности, обеспечивющие относительную стабильность природы, зависящую только от геоморфологических и климатических факторов.

Мозг человека, создавший орудия труда, обнаруживший скрытые богатства природы, в то же время дал возможность совершать действия, нарушающие законы устойчивой стабилизации. В итоге разрушается существующая гармония природы, что может отрицательно сказаться на судьбе человечества. Можно предположить, что именно это вносит в первичное, чисто антропоцентрическое экологическое сознание принципиально новые элементы, которые и составляют вторую группу причин.

Коллективное сознание человеческого общества, направленное в будущее, видит опасность безудержного расхищения природы и стремится ограничить потребление, сохраняя ее богатства и резервы. Подобный разумный антропоцентризм в своем крайнем виде выглядит как отказ от антропоцентризма вообще или как перенос на природу закономерностей и понятий, свойственных только человеческому обществу. Это вносит в проблему экологического сознания дополнительные сложности, связанные с тем, что отношения человека к природе, отношения между объектами природы рассматриваются во многих случаях через призму категорий, которые исходно чужды природе, несвойственны ей. В первую очередь это относится к понятиям морали и этики, так как мораль и этика - это императивы человеческого общества.

Тем не менее в некоторых теоретических предпосылках, которые лежат в основе ряда общественных движений экологической направленности, на природу и отношения в ней безоговорочно распространяются некоторые моральные и этические категории, что создает на практике целый ряд совершенно абсурдных ситуаций, затрудняющих формирование экологического сознания в том его понимании, которое соответствует взглядам В.И.Вернадского и П.Тейяра де Шардена. Такое положение, конечно, является прямым, хотя и преувеличенным следствием уже упомянутого нами антропоцентризма экологического сознания.

Из изложенного вытекает необходимость специального рассмотрения вопроса о допустимости, границах и формах переноса некоторых аспектов человеческих взаимоотношений на природу и, вероятно, более тщательном и осторожном анализе содержания экологического сознания. Наибольшую сложность эта проблема представляет в случае, когда исследуется часть экологического сознания, связанная с отношением человека к животному миру, что выражается в формировании некоторых разделов биоэтики.

Экологическое сознание, как и сознание вообще, имеет много форм и проявлений, поэтому различны подходы к его рассмотрению и изучению. Так, можно рассматривать экологическое сознание как генерализованную форму осознания потребностей человека, источников их удовлетворения и способов такого удовлетворения. По мере расширения возможностей человека удовлетворять свои потребности и увеличения числа самих потребностей эта форма на некоторых этапах развития экологического сознания постепенно выступает во все более замаскированном виде, но остается даже на высших этапах развития экологического сознания.

Вероятно, необходимо рассматривать экологическое сознание как реакцию на угрозу, как форму проявления психологического стресса с его элементами фрустрации. Исходя из положения, что многие виды взаимоотношений человека с объектами природы являются исходно конфликтными, например с позиций различных социальных групп, возможно рассматривать экологическое сознание, исходя из ряда положений конфликтологии. Большой интерес представляют трактовки экологического сознания с позиции когнитивного анализа, рассмотрение роли и места рефлексии в экологическом сознании. Вместе с тем, следует все-таки иметь в виду, что это, скорее, не разные подходы, а изучение различных сторон, различных составляющих экологического сознания.

Предлагаемая читателю книга является попыткой авторов рассмотреть круг указанных в этой главе вопросов и проблем экологического сознания. В то же время мы пытались найти ответ на главный вопрос: как должен использовать человек свои неограниченные возможности по преобразованию природы и бывает ли «совершенная экология»?

При написании работы мы столкнулись, к сожалению, с неизбежной трудностью не только в использовании необходимой терминологии, но и наличием иногда противоречивых определений того или иного термина. Главная сложность, вытекающая из диалектической сущности экологического сознания, состояла в том, чтобы, отразив эти противоречия, создать у читателя целостное представление об этом сознании, что не исключает появления при ознакомлении с работой иных, чем у авторов, позиций и мнений.


 







Date: 2015-09-22; view: 418; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию