Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь основных понятий. Акцентуации ‑ варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в⇐ ПредыдущаяСтр 76 из 76
Акцентуации ‑ варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (по А.Е.Личко). Акцептор действия (предвосхищение) ‑ основное понятие учения П.К.Анохина о функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта. Анализ продуктов деятельности (творчества) ‑ опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Ананказмы (от греч. ананке ‑ судьба, принуждение) или обсессии (от лат. блокада, осада) ‑ спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия, которые, в отличие от фобий, не требуют для своего возникновения каких-то конкретных условий. Анкетирование ‑ получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Аннулирование (undoing) ‑ вторичная психологическая защита, попытка уравновесить некоторый аффект с помощью отношения или поведения, магически его уничтожающего; преемник типа защиты «всемогущественный контроль». Асоциальным называется поведение, направленное на разрушение или нанесение вреда существующим социальным системам (по Я.Рейковскому). Астеник, или лептосоматик (leptos ‑ хрупкий, soma ‑ тело) ‑ «худой и высокий». Атлетик (athlon ‑ борьба, схватка) ‑ «крепыш» с хорошо развитой мускулатурой, высокого или среднего роста. Аутизм ‑ уход в себя, в свои переживания от внешнего мира; аутизм как состояние присущ каждому человеку. Аутистичность ‑ природная склонность чувствовать движение своей души более или менее самостоятельным от тела в своем происхождении, чувствовать свою душу «самособойной» (аутистической) частицей вечного Духа, правящего миром (по М.Е.Бурно). Отрыв от реальности, приводящий к идеалистическому мироощущению. Аутичность ‑ впечатление внешней замкнутости, причиной которой является не отсутствие коммуникативных навыков, а душевные качества и мотивы. Беседа ‑ метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. Биогенетические теории ‑ учения, в которых формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Биографический и автобиографический методы ‑ описание развития человека на протяжении длительного периода времени, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Валидностъ эксперимента ‑ пригодность, понимаемая как соответствие целей, методов и результатов. Степень приближения данного эксперимента к бесконечному безупречному эксперименту. Время реакции ‑ время между восприятием раздражителя и ответом на него; свидетельствует о процессуальности психики. Всемогущий контроль ‑ первичная психологическая защита, основанная на убежденности в возможности контролировать все происходящее. Гендерная роль ‑ переживание себя мальчиком или девочкой без осознания перспектив своей полоролевой идентичности; возникает у ребенка в период раннего детства. В дальнейшем подкрепляется гендерной схемой. Гендерная схема ‑ обусловленные полом нормы поведения, представление о превращении мальчика в мужчину и девочки в женщину; является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни. Гениальность ‑ это интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья. Гемограмма ‑ вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения. Графология ‑ область психогностики, наука о почерке, диагностирующая признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека. Больше других ею занимался аббат Мишон. Гуманитарная парадигма познания ‑ система осознаваемых и неосознаваемых установок, ориентирующая на уникальность рассматриваемого явления, опирающаяся на опыт единичных случаев, не ставящая перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных, использующая наряду с понятийным аппаратом язык символов. Гуманитарная парадигма всегда исторична ‑ т.е. стремится к рассмотрению явления в его становлении, анализу и прогнозу последствий. Действия ‑ феномены, обладающие временной протяженностью (в терминологии В.Штерна). Деперсонализация ‑ неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации; чувство своей эмоциональной измененности. Депрессивные состояния (от лат. depression, подавление) ‑ состояния подавленного настроения и угнетения потребностей. По К.Ясперсу, выделяют депрессивные реакции ‑ психологически понятные ответы на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его начального настроения, и фазы ‑ состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как обострение трудных особенностей характера. Дефензивностъ (от лат. defense ‑ оборонять) ‑ стремление человека при встрече с жизненными трудностями занимать избегающую или оборонительную позицию. Диатетическая пропорция (пропорция настроения) ‑ по Э.Кречмеру, смесь радости и грусти, обычно присущая настроению циклоида. Динамичность нервной системы ‑ скорость образования условных реакций. Дисгармонический инфантилизм ‑ результат неравномерности развития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт. Диссоциация ‑ примитивная психологическая защита, заключающаяся в образовании множественной личности, способной реагировать одной из своих частей, приводя к слабой предсказуемости поведения. Дисфория (от греч. досада, раздражение) ‑ особое состояние психики, состоящее из мрачно-тоскливого настроения, тревожной подозрительности и мрачной злобноватости. Дифференциальная когнитология ‑ область психологии способностей, обращенная к проблеме генезиса креативности (творческих способностей, талантливости, гениальности человека). Дифференциальная психология ‑ отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий (наука о закономерностях психического варьирования). Понятие введено В.Штерном в 1900 году. Дифференциальная психофизиология ‑ наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы. Дневниковый метод ‑ описание развития и поведения человека, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой). Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов) ‑ учения, в которых развитие понимается как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. Естественнонаучная парадигма познания ‑ система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента. Генезис свойств и закономерностей рассматривается не всегда. Идентификационная модель средовых влияний на интеллект: наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (МакАски и Кларк). Идентификация ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в отождествлении себя с другим человеком или его отдельными чертами. Идиографический подход в науке утверждает в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, применяет метод отдельных случаев (case-method). Изоляция ‑ вторичная психологическая защита, проявляющаяся в отделении чувств от размышлений. Интеллектуализация ‑ вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств. Импульсивность/рефлексивность ‑ тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы. Импунитивная реакция ‑ отвлечение от конфликта и обесценивание его значения. Интрапунитивная реакция ‑ обвинение самого себя. Интроверсия ‑ рефлексия, препятствие контакту с объектами, сомнение и недоверие к ним (по К.-Г.Юнгу). Затруднения в общении (по Г.Ю.Айзенку). Индивид ‑ это физический носитель психологических характеристик человека. Интегральная индивидуальность ‑ особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по B.C.Мерлину). Интервью ‑ особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой ‑ ведомым. Индивидуальный стиль деятельности ‑ это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект взаимодействия человека со средой. Интроекция ‑ примитивная психологическая защита, в результате которой идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри; обычно встречается вместе с проекцией и проективной идентификацией. Ипсилатеральный ‑ расположенный в том же полушарии. Квалификационный профиль ‑ часть профессиограммы, в которой количественно определены необходимые работнику качества. Когнитивный стиль в широком смысле слова ‑ способ переработки информации, ее получения, хранения и использования. Компартментализация (раздельное мышление) ‑ вторичная психологическая защита, задача которой состоит в возможности конфликтующим состояниям сосуществовать без чувства стыда или тревоги. Компульсии ‑ навязчивые, упорные, нежелательные действия. Контрлатеральный ‑ расположенный в противоположном полушарии. Кристаллизованный интеллект ‑ это широкая область интеллекта, включающая умения формулировать суждения, анализировать проблемы и строить обобщения. Этот тип интеллекта развивается с опытом и образованием, опирается на осведомленность и прогрессирует на протяжении всей жизни человека (по Д.Хорну). Лабильность нервной системы ‑ скорость возникновения и прекращения нервных процессов. Личность ‑ системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности (по А.Н.Леонтьеву). Локус контроля ‑ склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж.Роттером). Интерналы ‑ люди с внутренним локусом контроля. Экстерналы ‑ люди с внешним локусом контроля. Мезоморфный тип ‑ отличающийся могучим сложением, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии (от лат. soma ‑ тело). Метод ‑ в переводе с греческого путь (познания). Метод генеалогический ‑ метод исследования семей и родословных. Метод моральных дилемм ‑ использование историй с незавершенным концом для диагностики уровня морального сознания человека и выявления его способности к моральной аргументации (использовался Л.Кольбергом). Методы аппаратные – предназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко. Методы интроспективные ‑ основанные на данных субъективного опыта. Методы констатирующие ‑ фиксирующие актуальное состояние изучаемого явления. Методы психогенетические – направлены на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств. Методы формирующие ‑ те, в которых конечное состояние изучаемого качества или явления отличается от начального. Методы экстраспективные ‑ опирающиеся на объективный результат, доступный измерению. Морализация ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в направлении желаний в область моральных обязательств; более зрелая версия защиты расщепления. Мудрость ‑ это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или неясным вопросам (по П.Бальтесу). Наблюдение ‑ целенаправленное систематическое восприятие человека, по результатам которого дается экспертная оценка. Навязчивости ‑ разнообразные тягостные мысли, переживания, действия, желания, страхи, навязывающиеся человеку против его воли (по К.Вестфалю). Надежность эксперимента ‑ устойчивость результатов во времени. Номотетический подход в науке ‑ стремление к отражению общих (типологических) свойств явлений и обозначению их в терминах. Норма ‑ понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержание. Нормальные значения показателей ‑ расположенные в средней части кривой нормального распределения. Обычно их больше, чем субнормальных или супернормальных. Ноогенные неврозы ‑ неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей (по В.Франклу). Одаренность можно понимать как: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня). Основной психофизический закон Фехнера‑Вебера: Е = const In R, где Empfindung ‑ величина ощущения, a Reiz ‑ величина раздражителя. Отреагирование (действие вовне, отыгрывание, acting out) ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в выражении отношений переноса посредством реального поведения, направленного на другой объект. Отрицание ‑ первичная психологическая защита, заключающаяся в отказе признавать наличие проблемы. Пикник (pyknos ‑ плотный, толстый) ‑ «широкий и тяжелый» человек. Пластичность в структуре темперамента ‑ показатель вязкости или гибкости мышления и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию (по В.М.Русалову). Подвижность нервной системы ‑ переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости. Поворот против себя (аутоагрессия) ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя. Полезависимость/поленезависимость ‑ умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры. Половой диморфизм ‑ наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей. Половой дипсихизм ‑ наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола. Половой дихрономорфизм ‑ временное несовпадение проявления женских и мужских признаков. Примитивная идеализация (и обесценивание) ‑ первичная психологическая защита, основанная на вере, что некая всемогущая сила обеспечивает защиту. Примитивная изоляция ‑ первичная психологическая защита, заключающаяся в уходе в другое состояние сознания. Проективная идентификация ‑ примитивная психологическая защита, являющаяся результатом проекции и интроекции. Проекция ‑ примитивная психологическая защита, в результате которой внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне; часто встречается вместе с интроекцией и проективной идентификацией. Профессиограмма ‑ описание социально-экономических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии. Профессионально значимый признак ‑ характеристика индивидуальности, которая имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности. Просоциальное поведение служит сохранению и укреплению существующих социальных систем (по Я.Рейковскому). Психограмма ‑ характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека. Синтальность (sintality) ‑ диапазон изменчивости черты внутри группы (по Р.Кеттеллу). Синтонностъ (от греч. sintonia ‑ созвучность, согласованность) ‑ непосредственность, способность реагировать на состояние других людей и отвечать им в тон настроения. Склонности ‑ феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в терминологии В.Штерна). Смещение ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении драйва или аффекта с одного объекта на другой, потому что его направленность изначально скрывается. Социогенетические теории ‑ учения, в которых формирование индивидуальности понимается как обусловленное внешними условиями (средой), а человек изначально ‑ чистая доска (tabula rasa). Социоэтология ‑ наука об инстинктивных основах социального поведения. Специальная теория индивидуальности ‑ это учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека. Способности ‑ индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Среда ‑ изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни. Срезы «поперечные» ‑ исследование, ведущееся на отдельных и различных по возрасту группах людей; термин введен А.Гезеллом. Срезы «продольные» (логнитюдные) ‑ исследование, ведущееся на одной и той же выборке в течение продолжительного времени. Использовались в исследованиях Щелованова, Фигурина по фиксации ежедневного поведения детей, самый длинный, Боннский, лонгитюд продолжался 60 лет. Стиль лидерства (руководства) ‑ способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения (по К.Левину). Чаще всего выделяют стили автократический (авторитарный, директивный), демократический (кооперативный, недирективный) и свободный (попустительский). В современной психологии управления выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функциональный» стиль) и сосредоточенный на взаимоотношениях в группе («аффективный» стиль), цели которых открываются самими названиями. Стиль жизни ‑ уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А.Адлеру). Стиль жизни определяется проблемой (дефектом, изъяном), в результате которого возникает цель, приводящая к появлению присущего человеку индивидуального способа жизни и позволяющая освободиться от чувства неполноценности. Адлер выделял 4 стиля: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный. Стиль общения ‑ результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов. Стиль родительского воспитания ‑ способ воздействия на детей, характеризующийся уровнем контроля за их поведением и эмоциональной теплотой отношений. Чаще других выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили. Стиль человека (от греч. stylos) ‑ устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой. Сублимация ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в разрядке аффективного импульса посредством конструктивного, творческого поведения; считается наиболее эффективной защитой. Субнормальные значения ‑ расположенные в области низких значений кривой нормального распределения. Супернормальные значения ‑ расположенные в области высоких значений кривой нормального распределения. Текучий интеллект ‑ это те способности, благодаря которым человек обучается всему новому (т.е. память, индукция, восприятие новых связей и отношений и т.д.). После окончания юношеского возраста его развитие идет на спад. Текучий интеллект отражает биологические возможности нервной системы ‑ ее работоспособность и интегративность (по Д.Хорну). Темп в структуре темперамента ‑ это скорость моторно-двигательных операций (по В.М.Русалову). Темперамент ‑ закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. По В.М.Русалову, темперамент ‑ психобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, охватывающее все богатство содержательных характеристик человека. Теория «среднего человека» ‑ статистически подтвержденное социологическое учение, согласно которому человек стремится поступать так, как поступает большинство людей. Создана А.Кетле; критиковалась отечественной наукой за «буржуазность». Тестикулярная феминизация (синдром Морриса) ‑ наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, в результате чего развитие организма, обладающего мужским набором хромосом и семенниками, идет по женскому направлению. Тестирование ‑ краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тревожность ‑ склонность переживать реальные и мнимые опасности, отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости поисков, горячки, взбудораженности, переходящих в ажитацию, возбуждения, часто имеющего непродуктивный и демобилизующий характер. Уровень притязаний ‑ те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми. Факторный анализ ‑ один из методов установления качеств, не поддающихся непосредственному наблюдению. Феномен ‑ явление. Физиогномика ‑ область психогностики, в которой основой для предсказания поведения человека являются черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека. Основана Лаватером. Френология (краниоскопия) ‑ область психогностики, определяющая особенности человека по форме строения черепа. Развивалась Галлем. Фрустрация (от frustration) ‑ вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом). Функциональная асимметрия и специализация полушарий ‑ характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями. Фобии (от греч. фобос ‑ страх, боязнь) ‑ навязчивые страхи конкретного содержания, охватывающие человека лишь в определенной обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными проявлениями (пот, сердцебиение, затруднение дыхания и пр.). Характер ‑ своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь ‑ в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер ‑ это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности. Характерология ‑ форма донаучного познания психики людей, стремящаяся свести различия между людьми к простым типам. Иногда термин используют для обозначения области дифференциальной психологии, посвященной изучению характера. Черта ‑ это присущая индивидууму предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г.Оллпорту). Экзопсихика ‑ отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий (по А.Ф.Лазурскому). Эксперимент ‑ метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным. Экологическая среда ‑ система взаимодействий человека и мира (по У.Бронфенбреннеру). Представляет собой систему из четырех концентрических структур. Микросистема ‑ структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. Мезосистема ‑ структура взаимоотношения двух и более сред. Экзосистема ‑ среда, в пространстве которой происходят значимые события. Макросистема ‑ ценности, законы и традиции культуры, в которой живет субъект. Экспозиционная модель средовых влияний на интеллект: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (Зайонч и Маркус). Экстраверсия ‑ обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира (по К.-Г.Юнгу). Влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт (по Г.Ю.Айзенку). Экстрапунитивная реакция ‑ обвинение других людей и внешних обстоятельств. Эктоморфный тип ‑ худой и высокий, обладающий слабым развитием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тонкими длинными конечностями, обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum ‑ мозг). Эмоциональность в структуре темперамента ‑ мера чувствительности к расхождению реального и желаемого результата (по В.М.Русалову). Эндоморфный тип ‑ с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями, проявляет склонность к висцеротонии (от лат. viscera ‑ внутренности). Эндопсихика ‑ основные психические и психофизиологические функции (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; в основном задается врожденными биологическими механизмами (по А.Ф.Лазурскому). Эргичностъ в структуре темперамента ‑ желание умственного и физического напряжения, показатель избытка или недостатка сил (по В.М.Русалову). Я.-концепция ‑ система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеальное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других). L (life record data) ‑ данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни. Т (objective test data) ‑ данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией. Q (questionnaire data) ‑ данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов.
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 122-128. 2. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 172-178. 3. Анастази А. Дифференциальная психология. ‑ М.: Апрель-Пресс, 2001. ‑ 745 с. 4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. ‑ М.: Педагогика, 1982. 5. Волков П. Разнообразие человеческих миров. ‑ М., Аграф, 2000. ‑ 512 с. 6. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий... // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 262-269. 7. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. ‑ М., 1995. 8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ‑ Л., 1988. 9. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. ‑ М.: Международная педагогическая академия, 1994. ‑ 146 с. 10. Гуревич КМ. Проблема социального и биологического в дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 53-58. 11. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. ‑ М.: Планета детей, 1997. 325 с. 12. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии. ‑ 1977. ‑ № 7. ‑ С. 109-125. 13. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 148-152. 14. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 167-171. 15. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 78-83. 16. Крайг Г. Психология развития. ‑ СПб.: Питер, 2000. ‑ 980 с. 17. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 219-247. 18. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 179-198. 19. Леонгард К. Акцентуированные личности. ‑ Ростов/н/Д.: Феникс, 2000. ‑ 530 с. 20. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 69-73. 21. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 140-147. 22. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 15-20. 23. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. ‑ М.: Смысл, 1999. ‑ 534 с. 24. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. ‑ М.: ЭКСМО, 1999. ‑ 407 с. 25. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. ‑ СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. ‑ 132 с. 26. Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 84-100. 27. Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 160-166. 28. Небылицын ВЛ. Основные свойства нервной системы человека. ‑ М., 1966. 29. Небылицын ВД. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 153-159. 30. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 21-23. 31. Психология конституциональных различий у У.Шелдона (резюме) // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 248-251. 32. Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 101-121. 33. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. ‑ М.: Аспект Пресс, 1999. ‑ 445 с. 34. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. ‑ М.: Педагогика, 1988. ‑ 330 с. 35. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. ‑ М.: Смысл, 1992. ‑ 37 с. 36. Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ‑ М.: Инфра+, 2000. 37. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. ‑ М.: Педагогика, 1989. ‑ 200 с. 38. Теплое Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 24-31. 39. Теплое Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑. С. 129-139. 40. Теплое Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 32-38. 41. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 252-261. 42. Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. 4.1. ‑ М., 1995. 43. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. ‑ М.: Наука, 1998. ‑ 335 с. 44. Юнг Г.-К. Психологические типы. ‑ СПб.: Ювента; М.: Прогресс, 1995. ‑ 711 с. 45. Юнг Г.-К. Психология бессознательного. ‑ М.: Канон, 1994. ‑ 330 с. Дополнительная 1. Адлер А. Наука жить. ‑ Киев: Port-Royal, 1997. ‑ 285 с. 2. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей // Вопросы психологии. ‑ 1980. ‑ № 3. ‑ С. 101-108. 3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. ‑ М., 1991. 4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. ‑ М., 1984. 5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова ЕД. Методика многостороннего исследования личности. ‑ М.: Фолиум, 1994. ‑ 173 с. 6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. ‑ М.: 1986. ‑ 421 с. 7. Битянова М.Р. Социальная психология. ‑ М.: МПА, 1994. ‑ 105 с. 8. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. ‑ М.: Изд-во МГУ. ‑ С. 118-127. 9. Геодакян В А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. ‑ М.: Наука, 1989. ‑ С. 171-189. 10. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. ‑ М., 1970. 11. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. ‑ М., 1992. 12. Дмитриева МА., Крылов АА., Нафтульев AM. Психология труда и инженерная психология. ‑ Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. ‑ 220 с. 13. Дольник В.Р. Жизнь ‑ разгадка пола или пол ‑ разгадка жизни? // Химия и жизнь. ‑ 1995. ‑ № 9-12. 14. Дорфман Л.Я. Стили активности ‑ методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. ‑ М.: Смысл. 1998. ‑ С. 34-51. 15. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Ч. 1 и 2. ‑ Саратов, 1990. 16. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. ‑ Ростов/н/Д.: Феникс, 1997. ‑ 780 с. 17. Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. ‑ Т. 14. ‑ № 5. ‑ С. 13-23. 18. Климов ЕЛ. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. ‑ Казань, 1969. 19. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подрост ков. ‑ Минск, 1988. 20. Кочубей Б.И. Исследования по психогенетике человека // Вопросы психологии. ‑ 1982. ‑ №1. ‑ С. 134-140. 21. Краткий психологический словарь. ‑ М., 1985. 22. Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий // Вопросы психологии. ‑ 1982. ‑ Т. 4. ‑ С. 37-50. 23. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1 и 2. ‑ М., 1983. 24. Леонтьев ДА. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). ‑ М., 1992. 25. Лефевр В А. От психофизики к моделированию души // Вопросы философии. ‑ 1990. ‑ № 7. ‑ С. 25-32. 26. Литвак М.Е. Предисловие // К.Леонгард. Акцентуированные личности. ‑ Ростов/н/Д.: Феникс, 2000. ‑ С. 3-26. 27. Лучшие психологические тесты. ‑ Петроком, 1992. 28. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии. ‑ 1987. ‑ № 5. 29. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. ‑ М.: Класс, 2001. ‑ 472 с. 30. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. ‑ М., 1985. 31. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. ‑ М., 1968. 32. Мешкова ТА. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека // Вопросы психологии. ‑ 1982. ‑ № 4. ‑ С. 144-151. 33. Мухина B.C. Возрастная психология. ‑ М.: Академия, 2000. ‑ 453 с. 34. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. ‑ 1997. ‑ № 5. ‑ С. 20-31. 35. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники. ‑ М., 1992. 36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. ‑ М., 1999. ‑ 445 с. 37. Орлов А.Б. Психология личности и сущности чело века: парадигмы, проекции, практики. ‑ М., 1995. ‑ 142 с. 38. Рейковский Я. Просоциальная деятельность и понятие собственного «Я» // Вестник МГУ. ‑ Сер. 14. Психология. ‑ 1981. ‑ № 1. 39. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. ‑ М., 1988. 40. Рубинштейн СЛ. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 59-68. 41. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. ‑ Т. 14. ‑ 1993. ‑ № 6. ‑ С. 55-644. 42. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. ‑ 1991. ‑ № 5. ‑ Т. 12. ‑ С. 3-16. 43. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. ‑ 1986. ‑ Т. 7. ‑ № 4. ‑ С. 23-35. 44. Флоренская ТА. Диалог в практической психологии. ‑ М.: ИПАН, 1991. ‑ 244 с. 45. Франкл В. Человек в поисках смысла. ‑ М., 1982. 46. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. ‑ Киев; М., 1998. ‑ 283 с. 47. Хорни К. Женская психология. ‑ СПб., 1993. ‑ 220 с. 48. Хорни К. Невроз и развитие личности. ‑ М., 1996. 49. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. ‑ СПб.: Пи тер, 2001. ‑ 602 с. 50. Черноушек М. Психология жизненной среды. ‑ М., 1989. 51. Шрейдер ЮЛ. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания // Вопросы философии. ‑ 1990. ‑ № 7. 52. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. ‑ СПб.: Питер, 2000. ‑ 656 с. 53. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М.: Прогресс, 1996. ‑ 338 с. 54. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. ‑ М.: София, 2001. ‑ 495 с. 55. Этическая мысль. ‑ М., 1988. 56. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности (Биосоциальные факторы повышенной умственной активности) // Человек. ‑ 1997. ‑ № 2‑6; 1998. ‑ № 1.
Date: 2015-09-24; view: 481; Нарушение авторских прав |