Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Еврорынок: структура и особенности

 

Еврорынок представляет собой совокупность денежных средств в долларах США и других валютах, функционирующих в качестве ссудного капитала за пределами национальных границ и не подлежащих контролю со стороны государственных органов. Еврорынок стал ядром мирового рынка капиталов. С момента своего возникновения Еврорынок развивался исключительно высокими темпами. По мере развития Еврорынка значение национальных рынков в международной миграции капитала ослабло. В 80-х годах на мировом рынке капиталов обнаружилась тенденция к расширению ссудных операций, опосредуемых выпуском ценных бумаг (секъюритизация).

На еврорынке совершаются депозитно-ссудные операции в иностранных валютах за пределами стран-эмитентов этих валют, т. е. в евровалютах. Развитие еврорынка первоначально происходило в форме рынка евродолларов. Появление евродолларов стало результатом депонирования доллара в зарубежных банках и использования его для кредитных операций. Затем операции еврорынка распространились и на другие валюты: появились евромарки, евростерлинги, еврофранки и т. д.

 

30. Валюта. Понятие и классификация

 

Валюта денежная единица страны использующаяся во внешнеэкономических связях и имеет три значения:

- денежная единица данной страны;

- денежная единица иностр государств;

- международные счётные единицы.

Классификация:

- принадлежность;

- соотношение валютных курсов;

- сфера и режим применения.

По принадлежности:

- национальная;

- иностранная;

- международная;

- региональная;

- резервная.

Сфера и режим применения:

- СКВ (не имеющая ограничений в своём движении);

- частично конвертируемая;

- неконвертируемая.

По соотношению валютных курсов:

- сильная и слабая;

- твёрдая и мягкая.

 

31. Валютные курсы и режимы курсообразования

 

Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализации хозяйственных связей. Валютная система-форма организации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, международная (региональная) валютные системы. Валютные курсы бывают:

Важным элементом контроля валюты яв-ся валютные курсы – это стоимость валюты одной страны, выраженная в определённой ст-ти другой страны в зависимости от покупки и продажи различают курсы покупателя и курсы продавца. Разница м/у этими курсами – СПРЕД, а в зависимости от объёма сделки – МАРЖА.

Различают понятия кросс- курс - соотношение двух валют, яв-ся производным от их курсов по отношению к третьей валюте. Фиксинг – курс, котрый ис-ся для расчетов для аналитических целей. В зависимости от регулирования курс мож6ет быть: ПЛАВАЮЩИЙ – определяется под влиянием спроса и предложения, РЫНОЧНЫЙ, складывается под влиянием рыночной конъюнктуры.

В зависимости от видов сделок различают курс – СПОД (текущих сделок) и курс Форвард (срочных сделок)

Режимы валютных курсов:

- Свободно плавающие валютные курсы

Свободно плавающие валютные курсы определяются беспрепятственной игрой спроса и предложения;

- Фиксированные валютные курсы;

- Режим с привязкой к какой- нибудь валюте.

Факторы, влияющие на валютные курсы:

-Уровень развития национальной экономики

-Конкурентоспособность товаров на мировом рынке

-Конъюнктурные факторы

-Способ конвертации

-валютные интервенции ЦБ

-сезонный фактор.

Модели курсообразования (валютные режимы)

-Привязка к какой-либо одной из ведущих мировых валют

-"Ограниченное плавание"

-Образование курсов на базе валютной корзины

-Режим совместного колебания валютных курсов

-"Независимое плавание"

-регулирование движения курсов национальных валют

-различные модели жесткого регулирования курсообразования

 

32. Международная валютная система, её элементы и этапы развития

 

Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в международной денежной сфере.

Различаются национальная, мировая, региональная валютные системы.

3. Мировая валютная система и ее эволюция

Этапы эволюции МВС:

1)система золотого стандарта (конец Х1Х в.) первая МВС Парижская

2)система золото-девизного стандарта (1922 г., Генуэзская конференция)

3)Бреттон-Вудская система (1944 г.)

4)Ямайская конференция (1976 г.).

Мировая валютная система – форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства.

Основные элементы МВС:

национальные и коллективные резервные валютные единицы

состав и структура международных ликвидных активов

механизм валютных паритетов и курсов

формы международных расчетов

режим международных валютных рынков и рынков золота

международные валютно-кредитные организации.


33. Золотой стандарт

 

1867 год – возникновение первой в мире валютной системы в Париже ("Золотой стандарт")

Золотой стандарт - система валютных отношений, при которой каждая страна выражала стоимость своей валюты в определенном количестве золота, а центральные банки или правительства обязаны были покупать и продавать золото по фиксированной цене. Золотой стандарт играл в известной степени роль стихийного регулятора производства, внешнеэкономических связей, денежного обращения, платежных балансов, международных расчетов.

Существование мирового стандарта вплоть до 1 мировой войны придавала не только стабильность валютной системы, но и лежало в основе стабильного развития экономики стран. Так, одним из основных условий денежной реформы в России в конце 19 в., проводимой министром финансов с. Ю. Витте, было введение золотого стандарта рубля, что позволило превратить его в одну из самых стабильных валют в мире. Валютный кризис, разразившийся в период Первой мировой войны, завершился новой валютной системы (Генуэзская).

 

34. Ямайская валютная система

 

Ямайская валютная система - действует с 1976 г., основана на долларовом стандарте и демонетизации золота, разрешает введение любых валютных курсов, формально признает Специальные права заимствования (СДР) в качестве основы валютной системы, стоимость которых определяется корзиной валют, т. е. набором ведущих валют в определенных соотношениях.

Мировая валютная система, созданная после краха Бреттон-Вудской системы, на основе решений МВФ в 1976 г. в г. Кингстоне столице Ямайки. Главный принцип состоит в отмене системы фиксированных валютных курсов и переходе к использованию плавающих валютных курсов. Это обусловило фактическое создание международных финансовых рынков, когда появилась возможность получать доходы от валютно-кредитных операций на основе различий в валютных курсах и процентных ставках. С. в. я. провозгласила демократизацию золота как денежного товара. Специальным решением МВФ с 1978 года была ликвидирована золотая доля во взносах в уставный фонд МВФ.

 

35. Основы Бреттон – Вудской МВС и причины её краха

 

1944г. Бреттон- Вудс. Участвовали 44 страны. Это системаоснована на ряде структурных принципах:

1) Официально установленные паритеты валют к доллару США, который конвертировался в золото по фиксированному курсу.

2) Была определена официальная цена золота.

3) Было установлено, что фиксированные золотые паритеты и курсы валют могли колебаться в пределах + - 1% паритета

4) Обеспечение конвертируемости 2 резервных валют доллара США и фунта стерлингов в золото по офиц. курсу.

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы

1. Неустойчивость и противоречия экономики. Начало валютного кризиса в 1967 г. совпало с замедлением экономического роста.

2. Усиление инфляции отрицательно влияло на мировые цены и конкурентоспособность фирм, поощряло спекулятивные перемещения "горячих" денег. Различные темпы инфляции в разных странах оказывали влияние на динамику курса валют, а снижение покупательной способности денег создавало условия для "курсовых перекосов".

3. Нестабильность платежных балансов. Хронический дефицит балансов одних стран (особенно США, Великобритании) и активное сальдо других (ФРГ, Япония) усиливали резкие колебания курсов валют соответственно вниз и вверх.

4. Несоответствие принципов Бреттон-Вудской системы изменившемуся соотношению сил на мировой арене. Валютная система, основанная на международном использовании подверженных обесценению национальных валют – доллара и отчасти фунта стерлингов, пришла в противоречие с интернационализацией мирового хозяйства. Это противоречие Бреттон-Вудской системы усиливалось по мере ослабления экономических позиций США и Великобритании, которые погашали дефицит своих платежных балансов национальными валютами, злоупотребляя их статусом резервных валют. В итоге была подорвана устойчивость резервных валют.

5. Активизация рынка "евродолларов". Поскольку США покрывают дефицит своего платежного баланса национальной валютой, часть долларов перемещается в иностранные банки, способствуя развитию рынка евродолларов. Этот колоссальный ранок долларов "без родины" сыграл двоякую роль в развитии кризиса Бреттон-Вудской системы. Вначале он поддерживал позиции американской валюты, поглощая избыток долларов, но в 70-х годах евродолларовые операции, ускоряя стихийное движение "горячих" денег между странами, обострили валютный кризис. Избыток долларов в виде лавины "горячих" денег периодически обрушивался то на одну, то на другую страну, вызывая валютные потрясения и бегство от доллара.

6. Дезорганизующая роль транснациональных корпораций (ТНК) в валютной сфере: ТНК располагают гигантскими краткосрочными активами в разных валютах, которые более чем вдвое превышают валютные резервы центральных банков, ускользают от национального контроля и в погоне за прибылями участвуют в валютной спекуляции, придавая ей грандиозный размах.


36. Европейская валютная система. Причины и этапы развития

 

В 1979 г. Была образована ЕВС, представляющая собой сеть двухсторонних договоренностей стран- участниц. Курсы валют были зафиксированы, исходя из доли ВВП страны, доли в объеме торговли и центрального курса корзины валют ЭКЮ. На основе ЭКЮ далее рассчитываются все основные паритеты.

Страны участницы поддержали фиксированный курс валют с помощью интервенции. Интервенции применялись в том случаи, если курс валют отклонен от центрального в пределах +-2, 5% далее курс мог отклоняться +-1, 5%.

В качестве платежного инструмента использовался ЭКЮ, которое базировалось на резервах, создаваемых в европейском фонде валютных коопераций. Этот резерв состоял из взносов в ЦБ, 20% своих запасов при этом золотом и долларами.

Европейский фонд снабжал ЦБ соответственно с внесением авуаром.

Маастрикский договор. В результате этих договоренносте осуществлялся переход к следующему этапу интеграции, который был связан с экономич. и валютным союзом.

1этап. Предполагалось выравнивание курса валют, создание Европейской системы ЦБ.

2. эт Предполагалось введение в валютную систему стран единой валюты, которая заменила бы другие валюты.

3эт. Предполагалось выведение единой валюты в наличный оборот.

 

37. Международные валютно-кредитные и финансовые организации и их значение в регулировании международного финансового рынка

 

Международные валютно-кредитные организации – международные финансовые организации, созданные, на основе межгосударственных отношений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи.

В число таких организаций входят: Банк международных расчетов; Международный валютный банк; Международный банк реконструкции и развития; Международная ассоциация развития; Международная финансовая корпорация; Европейский инвестиционный банк; региональные международные банки развития.

 

38. Проблемы участия в междунар валютн-кредитн и финанс организ

 

С 2000г общее улучшение эконом конъюнктуры в рос позволило не прибегать в последнее время к финн помощи междунар валютного фонда. Ранее сотрудничествотросс с фондом осуществлялось на основе регулярно согласуемых программ, определявших параметры оказания финн содействия по линии МВФ. Начиная с 1992грос использовала ресурсы МВФ. В последние 4 года Россия не обращалась за кредитами МВФ. Продолжается плодотворное сотрудничество Росс со Всемирн банком и Европейск банком реконструкции и развития (ЕБРР), успешная реализация проектов кот на территории Росс способствует развитию инфраструктуры и эконом реформам. В июне 2002г совет директоров всемирного банка утвердил нов стратегию деятельности банка в России. Ее особенность заключается в том, что объем заимствований, предоставляемых тросс в этот период, не будет ограничен, а основными направлениями работы станут развитие конкуренции, управление гос сектором, соц вопросы, борьба с распостранением инфекцион заболеваний и защита окруж среды

Европ банк реконструкции и развития фактически стал крупнейшим инвестором в реальный сектор росс эк-ки. С начал деятельности ЕБРР в Росс были одобрены проекты на общую стоимость около 21, 6 млрд. долл. В конце 2002г ЕБРР подписал рекордный за всю историю Банка кредит на сумму 234 млневро на проект защиты С-Пб от новоднений. Основными приоритетами ЕБРР явл следующ:осуществление финансирования инфраструктурных проектов привлечения стратегических инвесторов на рос предприятия, усиление темпов развития малого бизнеса и поддержка реформ в финн секторе.

 

39. Иностранный капитал как фактор национального развития Иностранных инвестиций в РФ

 

Экспорт государственного капитала осуществляется в целях обеспечения национальных

экономических интересов. В ряде случаев экспорт государственного капитала ставит целью либо поддержать политические режимы, либо способствовать их трансформации в желательном для инвестора направления. Экспорт капитала из одной страны есть импорт для другой. Частные компании могут брать взаймы или создавать совместные предприятия с иностранными фирмами с целью получения новых технологий, освоению управленческого опыта, укрепление своих позиций внутри страны и проникновение на мировые рынки. привлекая иностранный капитал, гос-ва стремятся создать благоприятные условия для достижения высоких темпов экономического роста. Иностранный капитал более охотно идёт в страны со стабильным законодательством, регулирующим иностранные инвестиции, с устойчивым политическим режимом и благоприятным инвестиционным климатом.

В России в 90 –е годы по причине неблагоприятного инвестиционного климата (т. е. вся совокупность факторов, которая определяет возможность и перспективы эффективности вложения капитала и степень риска) приток иностранных инвестиций оказался значительно небольшим.

 


40. Платёжный баланс. Структура и факторы, влияющие на него

 

Международные экономические отношения проявляются в различных формах и с различной интенсивностью. Однако возникает необходимость обощение всей их суммы в некоторых экономических понятиях и показателях. Одним из таких понятий является внешнеторговый баланс страны.

Платёжный баланс – это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран, которые произошли в течение определённого периода времени

Платёжный баланс – это баланс отражающий соотношение денежных поступлений, полученных данной страной из-за границы, и всех платежей, произведённых этой страной за границу за определённый период (год, квартал ит. д.). Превышение поступлений над платежами составляет активное, положительное сальдо П. б. Превышение платежей над поступлениями составляет пассивное, отрицательное сальдо П. б. (дефицит). В П. б. отражаются многообразные экономические отношения между странами, вызывающие различные международные платежи (внешняя торговля, вывоз капитала и др.), а также международные связи в политической, научно-технической и культурной областях (например, расходы на содержание иностранных представительств, на поездки делегаций и туристов, приобретение патентов и лицензий, переводы частных лиц ит. п.).

5. Платежный баланс

5. 1. Платежный баланс – сопоставление всех денежных сделок, осуществляемых между резидентами стран и внешним миром.

5. 2. Структура платежного баланса


 

Основные статьи Кредит Дебет Нетто
Счет текущих операций (или текущий платежный баланс) Поступления денежных средств в страну Платежи (отток) денежных средств из страны  
Счет капитала (баланс движения капиталов)      

 

Факторы, влияющие на состояние платежного баланса:

1. Показатели национального макро экономического регулирования:

Национальный доход

Уровень процентных ставок

Величина и объем денежной

Эмиссии

2. Внешнеэкономические показатели:

Коммерческие

-тарифы

-авансовые платежи

-налоги

-субсидии

-лицензии и квоты

Валютные

-валютные ограничения в торговле

-ограничения суммы вывоза прибыли

-налоги на прибыль, вывозимую за пределы страны

-запрет конвертации

 

41. Роль ТНК в мировом хозяйстве

 

Современное поколение начала 21 в. – это компании, развивающиеся в рамках региональных интеграционных группировок. Для свойственен глобальный характер бизнеса (информационные технологии и инновационный бизнес). На сегодняшний день 75 тыс. транснац. компаний, 850 тыс. филиалов, наибольшее число филиалов в развивающихся странах. На долю транснациональных компаний приходится 50 % объёма промышленного пр-ва, более 2/3 объёма внешней торговли. Они контролируют с/х, минеральные ресурсы.

Наиболее общая х-ка транснац. компаний может быть дана по уровню индекса транснац.

 

= сумма зарубежных активов / общие активы + объём продаж / к общему объёму + число работающих за рубежом / общее число работающих

 

транснац. компании имеют в своей дея-ти последствия разного рода, как " +", так и "-"

могут быть выделены как в странах базирования так и в странах принимающих.

"+" для страны базирования: компания имеет возможность получать доходы от оптимального распределения ресурсов не только в национальной экономике, но и в мировом хоз-ве. При этом экономия за счёт эффекта масштабов, экономия на инвестициях и подготовка кадров в маркетинговую стратегию. Так же компания сохраняет технологическое лидерство за базирующей страной, возможность репатриации прибыли в нац. экономику за счёт прибыли, полученной за рубежом

"-" для баз. стран. – отвлечение средств за счёт инвестиций собственной экономики.

Ликвидация возможных рабочих мест на предприятии компании при перенесении её за рубеж.

"+" для принимающих стран: возможность привлечения иностранного капитала для инвестирования сфер нац. экономики, возможность выхода в сферы современных технологий; выход на мировые рынки и рост занятости

"-": утечка мозгов, деформация экономической структуры принимающей страны.

 

42. Евро: история возникновения и перспективы

 

1 января 1999 г. в рамках Европейского союза (ЕС) созданы Европейский экономический и валютный союз (ЭВС) и введена единая валюта для стран-членов ЭВС под названием евро, которая в течение определённого срока заменила национальные валюты соответствующих стран.

Это событие является закономерным, весьма важным и в определенном смысле завершающим этапом в развитии западноевропейского интеграционного процесса, начало которому положил Римский договор, подписанный 25 марта 1957 г., о создании Европейского экономического сообщества ("Общего рынка") в составе шести стран: Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга.

После переговоров в Маастрихте в 1992 г. главами государств-членов ЕВС было принято принципиальное решение о поэтапном реальном формировании Экономического и валютного союза, основанного прежде всего на введении единой европейской валюты.

Главные компоненты ЭВС — единая валюта, получившая наименование "евро", и единый Европейский центральный банк, которые неразрывно связаны друге другом. Подобно тому, как каждая национальная валюта всецело находится под юрисдикцией и контролем соответствующеюго государства в лице центрального банка, так единая, наднациональная валюта непременно требует наличия наднационального, международного органа, который осуществлял бы единую для всего региона денежно-кредитную политику.

 


43. Международная миграция рабочей силы: понятие, виды, этапы развития

 

Международная миграции: это перемещение людей из одной страны в другую с изменением численности населения. Это перемещение может осуществляться на срок более года. Формы миграции:

- эмиграция (выезд за пределы страны по трудовым мативам);

- имиграция (въезд на территорию страны по трудовым, экономическим мативам);

- реэмиграция (возвращение уехавших);

- утечка умов.

Существует 5 основных типов миграции:

1) поселенцы на постоянное место жительства;

2) контрактные – на срок действия трудового договора;

3) профессионалы – высокий уровень образования, транснациональная рабочая сила;

4) нелегальные эмигранты

5) лица ищущие убежище (беженцы).

Этапы:

1. Подневольная эмиграция. Захват рабочей силы

2. Сохраняется принудительная миграция

3. выезд по экономическим и трудовым причинам сопровождался и политическими гонениями.

4. Современный этап после 2 МВ. Высокий уровень миграции, глобальный характер, формирование новых центров притяжения рабочей силы.

Последствия.

Для стран экспортёров это +: получение доходов валютных средств, снижение давления на рынок труда; "-":отток квалифицированных кадров.


44. Особенности современного этапа ММРС

 

Современный этап – характеризуется высокой динамикой роста миграции, имеет глобальный характер

Традиционные центры: Западная Европа, США. Австралия, Новая Зеландия.

Сегодня новые индустриальные страны:

- Юга - Восточная Азия, в этом же регионе находятся поставщики рабочей силы.

- Латинская Америка (Мексика активно экспортирует рабочую силу)

- Южная Африка (горнорабочие)

- Ближний Восток (нефтедобывающие страны) \

- Израиль

- Россия (Превращается в страну принимающая эмигрантов)

на сегодняшний день сформировалось 5 направлений: 1) Из развивающихся стран в развитые – получение работы, опыта, знаний, изменения качества и условий жизни

2) из стран с переходной экономикой в развитые – высокая доля утечки мозгов

3) из развитых стран в развитые – возможность получения образования, межкультурные связи, повышение карьеры, перепады в уровне ЗП

4) Из развивающихся в развивающиеся – Азия и Латинская Америка, СНГ.

5)из развитых в развивающиеся – волантёрское движение

 

49. Основные формы и этапы региональной экономической интеграции.

Основные формы региональной интеграции

-зона свободной торговли, когда страны-участницы ограничиваются отменой таможенных барьеров во взаимной торговле

-таможенный союз, когда свободное перемещение товаров и услуг внутри группировки дополняет таможенный тариф по отношению к третьем странам

-общий рынок, когда ликвидируются барьеры м\д странами во взаимной торговле, для перемещения раб силы и капитала

-экономический союз, кот предполагает в дополнение ко всем вышеперечисленным мероприятиям проведение государствами-участниками единой экономической политики

 

45. Трудовая миграция и её последствия для стран экспортёров и стран импортёров рабочей силы

 

международная трудовая миграция – объективный многогранный процесс, в основе которого лежат как экономические, так и внеэкономические факторы.

 

Страна-экспортер рабочей силы Позитивные Негативные
1. Приобретение работником новой квалификации 1. Потеря квалифицированной рабочей силы
2. Сокращение дефицита платежного баланса 2. Усиление зависимости от иностранного спроса не только на товары, но и на рабочую силу
3. Ослабление напряжения на внутреннем рынке труда 3. Переориентация капитальных вложений с освоения производственных ресурсов на потребление
4. Облегчение структурной и технологической перестройки производства 4. Рост инфляции
Страна -импортер рабочей силы 1. Облегчение структуры региональных сдвигов 1. Блокирует внедрение трудосберегающей технологии
2. Содействие вертикальной мобильности местных работников 2. Осложняет ситуацию на внутреннем рынке рабочей силы
3. Снижение стоимости рабочей силы, общих издержек, связанных с сокращением численности рабочей силы 3. Увеличиваются расходы на содержание безработных иностранцев и их семей
4. Торможение роста цен, благодаря склонности иностранных работников к сбережениям  
5. Повышение качества рабочей силы путем отбора более молодых, квалифицированных работников  

 

Трудовая миграция

Международная миграция рабочей силы: понятие, виды, этапы развития.

Формы миграции:

- эмиграция (выезд за пределы страны по трудовым мативам);

- имиграция (въезд на территорию страны по трудовым, экономическим мативам);

- реэмиграция (возвращение уехавших);

- утечка умов.

Последствия.

Для стран экспортёров это +: получение доходов валютных средств, снижение давления на рынок труда; "-":отток квалифицированных кадров. Для стран-импортёров – наоборот: вывоз валюты за пределы государства, увеличение давления на рынок труда, приток квалифицированных кадров.

 

46. Регулирование процессов МТМ в современных условиях

 

Осуществляется через международные миграции: международная миграционная организация, региональная организация:

СОПЕМИ – регулирует эмиграционные процессы, регулирование на нац. уровне осуществляется путём проведения эмиграционных и иммиграционной политики. Эмиграционная политика складывается из законов условий выезда из страны с договоренностями на двухсторонней основе о трудоустройстве за рубежом и мониторинга условий занятости.

Иммиграционная политика основывается на правилах доступа в страну. Дифференциация мигрантов по категориям, по регионам, по возрасту и образованию и установлению полит. квот на пребывание в стране и условий получения трудовой визы и на программах реэмиграции.

 

47. Влияние внешней миграции на экономику России

 

По экспертным оценкам, трудовых мигрантов только в Москве не менее 3-5 млн. человек. В их числе украинцев – 17%, армян – 15%, азербайджанцев – 8%, грузин – 7%, белорусов около 3%. Из дальнего зарубежья в Москве оседает не более 7% трудовых мигрантов. Самые многочисленные группы составляют выходцы из Китая, Турции, Афганистана, Вьетнама. Россия занимает одно из первых мест в мире по объёмам денежных средств, как получаемых её гражданами из-за рубежа, так и отправляемых из неё в другие страны рабочими-мигрантами. Согласно данным Всемирного Банка, гостарбайтеры отправили домой за 2007 год из России 11, 4 млрд. долл. Это пятый по величине показатель после США. Главный экономический эффект, который получает Россия – денежные переводы мигрантов, работающих за рубежом. По статистике Банка России, за 2007 год в РФ через системы денежных переводов и почту поступило 10, 2млрд. долл.: из стран дальнего зарубежья поступило 8, 2 млрд. долл., а из стран СНГ – около 2 млрд. долл. По числу трудовых мигрантов из России в последние годы выделяются Кипр, США, Япония, Мальта, Греция. Среди стран СНГ лидирует Казахстан, откуда в Россию пришло 835 млн. долл., Узбекистан (249 млн. долл.), Украина (196млн. долл.) Киргизия (132млн. долл.) Однако для России денежные переводы трудовых мигрантов из-за рубежа не играют принципиальной роли для развития экономики. Как правило, они тратятся домохозяйствами мигрантов на текущее потребление.

 


48. Экономическая интеграция. Сущность, предпосылки и цели

 

Интеграция – это одна из форм международных экономических отношений имеет ряд существенных характеристик, которые отличают её от других форм: 1) взаимопроникновение и переплетение национальных хоз. комплексов и развития их в рамках кооперации и специализации 2) сближение законодательных норм и стандартов 3) целенапрвленное регулирование интеграционных процессов со стороны гос-в

Предпосылки

Предпосылками служит: 1) совместимость хоз. механизмов, которые предполагали похожие или одинаковые уровни развития и зрелости рыночной экономики.

2) наличие общих границ и исторически сложившиеся системы экономических отношений, транспортные, культурные традиции 3) наличие единых социальных проблем. 4) эффект домино - на внутрихоз. регионах сотрудничество членов группировки, заставляет вступать страны соседи. 5) политическая воля:наличие стран интеграции

Цели:

1) повысить национальную конкурентоспособность и противостоять вызовам глоболизации 2) использование преимущества экономики масштаба, снижение трансанкционных издержек, содействие модернизации 3) канал передачи опыта развития рыночной экономики 4) увеличение ёмкости рынка 5) добрососедские отношения

Тенденции: 1) углубление интеграции во всех регионах мира 2) переход развивающихся открытой экономики и формирование институционных группировок. 3) активное участие развивающихся стран в интеграционных процессах с развитыми странами

 


49 ЕС: этапы и перспективы развития

 

Этапы:

1. в декабре 1973 г. присоединились Дания, Великобритания, Ирландия;

2. в январе 1981 г. десятым членом ЕЭС стала Греция;

3. в январе 1986 г. были приняты Испания и Португалия;

4. в январе 1995г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция;

5. в мае 2004 г. произошло наиболее значительное расширение ЕС, когда в 6. его состав были приняты сразу 10 стран: Венгрия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.

Перспективы развития:

То, что Евросоюз не остановится в своем территориальном развитии после мая 2004 г., понимают все — и еврооптимисты, и евроскептики. Вопрос в другом: насколько быстро и активно будет происходить дальнейшее расширение ЕС. В декабре 2004 г. Евросоюз начал официальные переговоры о возможных сроках и порядке вхождения в эту организацию Турции. Вопрос этот крайне сложный и болезненный.

Где же может пройти возможная граница максимального расширения Евросоюза? По мнению аналитиков из ЕС, в европейскую интеграцию могут влиться все из 45 членов Совета Европы— отдельного от ЕС консультативного органа, в который входят такие государства, как Россия, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан. Наибольшие шансы на вступление имеют страны, входящие в Европейское экономическое пространство. Это прежде всего члены Шенгенской зоны Исландия и Норвегия (последняя предпринимала две попытки вступить в ЕС, в 1973 и 1995гг., но оба раза на референдумах побеждали противники евроинтеграции). Всем стандартам ЕС соответствует и Швейцария, но в ближайшее время ее пресловутый нейтралитет будет серьезным препятствием для врастания в Евросоюз.

Из соседей ЕС на востоке наиболее вероятно вступление в союз уже в ближайшие десятилетия Хорватии, Македонии и Албании. Там же, но не столь скоро, могут оказаться Босния и Герцеговина, Черногория и Сербия (две последние республики, скорее всего, войдут в европейский дом порознь). Из стран бывшего СССР наиболее вероятен приход в Европейский Союз Молдавии и Украины (величина последней не очень сильно пугает европейских аналитиков, сУкраиной активно сотрудничают). После этого может наступить черед Белоруссии и республик Закавказья. Вступление в ЕС Кипра в дальней перспективе открывает дорогу в европейское пространство другой азиатской по расположению, но европейской по духу стране — Израилю.

 

50. Расширение ЕС: критерии, цели, проблемы

 

Критерии:

1. Уровень инфляции не превышает более чем на 1, 5 % средний уровень в трех странах-членах ЕЭС с наиболее низким уровнем инфляции.

2. Государственная задолженность не должна составлять более 60 % от ВВП.

3. Государственный дефицит не должен составлять более 3 % от ВВП.

4. На протяжении, по меньшей мере, двух лет должны соблюдаться пределы колебаний валютного курса, предусмотренные механизмом обменных курсов, без девальвации по отношению к валюте других стран-членов ЕЭС.

5. Долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2 % средний показатель для трех стран с наиболее низким уровнем инфляции.

 


51. ЕС и РФ: перспективы стратегического партнёрства

 

Перспективы дальнейшего развития связей РФ – ЕС на ближайшие три-пять лет можно оценить как умеренно оптимистические. Существует два сценария развития отношений: вступление РФ в будущем в ЕС, что мало вероятно, и развитие с Союзом тесных партнёрских отношений. Долговременной целью России должно быть не вступление в Европейский Союз, а развитие отношений ассоциации с ним, существенное углубление инвестиционного и научно-технического сотрудничества с ЕС.

Большим шагом на встречу к укреплению партнёрских отношений стало принятие "дорожных карт"

а) "Дорожная карта" по общему экономическому пространству;

б) "Дорожная карта" по общему пространству свободы, безопасности и правосудия;

в) "Дорожная карта" по общему пространству внешней безопасности;

г) "Дорожная карта" по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты.

 

52. Основные центры интеграционных процессов

 

Мировые центры:

1) ЕС – 25 официально существующих стран участников. Различают ставрых членов (15 стран) и Еврозона (12 стран)

2) НАФТО – три гос-ва: США, Канада, Мексика.

3)АТС: азиатско-тихоокеанское сотрудничество(21 страна) Отношение м/у развитыми и развивающимися странами.

Основные типы объединения 1) Зона свободной торговли – предполагает ликвидацию или существующее сокращение торговых барьеров на пути движения товаров и услуг. 2) Создание единых правил и условий торговли вырабатывается совместно по отнош.. 3-х лиц 3) общий рынок – это создание условий для свободного перемещения не только товаров и услуг, но и свободной рабочей силы. 4) Экономический и валютный союз – это нетолько условия свободного движения, но и согласование политик стран, создание спец. органов регулирования дея-ти этого союза 5) полна экономическая интеграция предполагает, что в органах этого союза вырабатывается политика и эти страны исполняют его.

 

53. Интеграция в СН: состояние и перспективы

 

К нач. 21в. в результате непоследовательности действий и сохраняющихся существенных различий в интересах стран-членов СНГ переживает сложные времена. Содружество достаточно успешно выполнило первую задачу – сделать минимальными политические издержки становления суверенитета бывших республик. Однако вторую задачу – создание эффективно действующего экономического Содружества и реальное осуществление в его рамках процесса международной экономической интеграции – решить в полной мере не удается.

Произошло резкое сокращение взаимных экономических связей стран-членов СНГ.

В настоящее время ни одна из стран СНГ не выступает за прекращение его деятельности и не выходит из его состава. Сохранение СНГ поддерживается большинством населения стран-участниц этой организации. Однако неопределенным остаются дальнейшие цели и приоритеты Содружества, а принятые в рамках этой организации решение зачастую не выполняются.

В целом, несмотря на все сложности современного экономического положения, возможно повышения эффективности взаимного эконом. сотрудничества и на этой основе перехода к динамичному экономическому росту в странах СНГ сохраняются. Для этого нужны политическая воля и соответствующие последовательные шаги со стороны руководителей стран Содружества, а также активизация связей хозяйствующих субъектов этих стран на микроуровне.

 

54. Природно-ресурсный потенциал

 

Совокупность природных ресурсов, объектов, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие условия), которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности

Природно-ресурсный потенциал (природные ресурсы) мирового хозяйства многообразен. Он включает энергетические, земельные и почвенные, водные, лесные, биологические (растительный и животный мир), минеральные (полезные ископаемые), климатические и рекреационные ресурсы.

Природные ресурсы -- пространственно-временная категория; их объем различен в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества. Природные ресурсы являются необходимым (но не обязательным) условием развития экономики. Достижения научно-технического прогресса ведут к тому, что воздействие природно-ресурсного фактора на экономику развитых стран заметно ослабевает. В последние десятилетия быстро развивались страны, где отсутствуют необходимые полезные ископаемые (Япония, Южная Корея, Сингапур). Но при прочих равных условиях наличие богатых и разнообразных природных ресурсов дает странам -- их обладателям дополнительные преимущества.

Роль природных ресурсов в мировой экономике

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой природных ресурсов (особенно полезных ископаемых) потребляется больше, чем они их имеют. Недостающие ресурсы ввозят преимущественно из развивающихся стран. В силу этого огромные сырьевые потоки движутся в три основных центра их переработки: Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию. Такое положение дел порождает две проблемы: зависимость развитых стран от поставок сырья и сырьевую ориентацию экспорта многих развивающихся государств.

Неравномерность размещения минеральных ресурсов в недрах Земли, а также различная обеспеченность стран земельными и лесными ресурсами способствуют развитию международного разделения труда и на этой основе -- международных экономических отношений.

 

55. Человеческие ресурсы в мировом хозяйстве

 

Человеческие ресурсы яв-ся наиболее важной составляющей мирового хоз-ва. На сегодняшний день мир населяют 6, 4 млрд. чел. при этом динамика к 2010 году - 6, 8 млрд. чел

Население можно характеризовать:

1) по этническому составу. 3-4 тыс. этноса; 96 % населения земли- это народы менее 1 млн. сегодня землю населяют 4 расы: Европеоидная; монголоидная; мигроидная и автралоидная; но есть смешанная: мулаты, самбо – негры+ индейцы; молокосийцы - негры и австралийцы. Насчитывается 4-5 тыс народов мира, при этом существуют гос-ва имеющие несколько гос. языков. (например: Сингапур 4 языка.). основные религии: христианство, буддизм, и т. д.

2) по возрастному

3) по гендерному (половому) (страны с преимущественно мужским или женским населением: а) мужское население (Китай, Индия) б) равное кол-во (Латинская Америка) в) женская (Европа). В конце 20 века мужчины превышали женское население на 20 млн.

4) по профессиональному составу. (наиболее высоко квалифицированная рабочая сила размещена в Европе и Северной Америке. Наименее: африканский регион, Азия и Океания.

5)по экономику отраслевому: трудоспособные, нетрудоспособные, дотрудоспособные.

Наиболее молодым континентом яв-ся африканский континент:.

В целом по населению мира продолжается рост населения при снижении в численности прирастающего населения. Продолжается рост при снижении роста индекса человеческого потенциала, продолжается неравномерность по территории земного шара. При этом в промышленно развитых странах развиваются процессы старения населения и возрастания нагрузки на поддержание нетрудоспособного населения. Имеет место интенсификация миграционных процессов.

 

56. Мировая транспортная система

 

- все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности. Общая длина транспортной сети мира (без морских путей) превышает 35 млн км.

Изменение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной устойчивостью за послевоенный период — и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием), как и внутренний валовой продукт. За 40 лет удельный мировой грузооборот на тонну произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и километрическая подвижность населения увеличились в 3, 5—4 раза. Основные параметры мировой транспортной системы и их динамика.

Общая протяженность транспортной сети по видам путей сообщения в последние десятилетия существенно стабилизировалась. В то же время происходит значительное качественное изменение сети: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов с крупным диаметром труб. Данные о перевозках показывают масштабность выполняемой транспортной работы: душевой грузооборот

В регионе сформировался свой особый тип транспортной системы, для которого характерны многосторонность, многовидимость, сбалансированность, высокий уровень развития всех или почти всех видов транспорта.

 

57. Международные транспортные организации и их значение в регулировании транспортной системы

 

Международная транспортная инфраструктура чаще всего создаётся за счёт гос-ва и контролируется гос-вом. Транспортные средства как правило находятся в частной собственности, а на рынке транспортных услуг оперируют чаще всего транспортные компании. Международные перевозки и международные транспортные пути неотделены от внутренних и одни и те же транспортные фирмы могут заниматься внутриними и международными перевозками.

Международные перевозки регулируются многосторонними соглашениями на региональном и обще – мировом уровнях. В этой сфере действует многочисленные около 100 межгосударственные организации, в том числе и органы ООН: Международная морская организация (ИМО), международная организация по гражданской авиации (ИКАО) Россия участвует в этих организациях

 

58. Тенденции развития мир. рынка транспортных услуг

 

–единообразный коммерческо-правовой режим;-комплексное решение финансово-экономических аспектов функционирования системы;-использование систем электронного обмена данными, обеспеч. слежение за передвижением груза, передачу информации и связь;-единство всех звеньев тр-ой цепи в организ. -технологич аспекте, единая форма взаимодействия т координации всех звеньев тр-ой цепи, обеспечивающих это единство;-кооперация всех участников трансп. системы;-комплексное развитие трансп. инфраструктур разл видов тр-та. Принцип единообразия коммерческо-правового режима предусматр:-совершенствование правилперевозок гр(в частности контейнеров) в междунар. сообщении на всех видах тр-та с целью их взаимной увязки в соответствии с выбранными критериями эффективности логич. трансп. системы;-урощение таможенных процедур;-разработку и внедрение новых унифицированных перевозочных документов для внутреннего транспорта (тр. общей интермодальной цепи, но функционирующей только на территории своей страны), учит. общий критерий логической трансп системы;-использ. стандартн. коммерческих и перевозочных документов междунар. образца для работы на внешнем трансп. рынке;-становление унифицированных тарифных правил грузоперевозки транзитных грузов и гр. внешней торговли в междунар сообщении;-разработку метода, обоснованного распределения сквозного факта в СКВ между всеми звеньями логистической трансп. цепи. Необходимым условием функционирования интермодальной системы явл. наличие инф. системы, с пом. которой осуществл. исполнение заказа(договор о грузоперевозке), т. е. планирование, управление и контроль всего процесса доставки груза благодаря опережающей, сопровождающей и заканчивающей процесс доставки инф-ии. В настоящее время в мировой практике широко применяются разл. системы электронного обмена данными, степень использования которых определяет уровень конкурентоспособности различных логистич., трансп. систем на мировом рынке трансп услуг. Принцип внедрения новых форм взаимодействия всех звеньев трансп цепи особенно важен для функционирования интермодальной трансп системы, поскольку эффективность такой системы существенно зависит от её организации. Гарантом и организатором взаимодействия всех звеньв трансп цепи в системе явл. оператор междунар интермодальн доставки грузов. –единый трансп документ междунар образца; -доставка от двери до двери, либо в других границах, предусотр единым трансп документом;-единая ответствен за исполнение и сохранность грузов.

 

59. Роль транспорта РФ в мировой транспортной системе

 

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:

· поэтапное приведение законодательной и нормативной правовой базы в области транспорта, в том числе, на региональном уровне, в соответствие с нормами и правилами ВТО;

· формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС;

· активное участие в создании общеевропейского транспортного пространства;

· развитие сотрудничества с ЕС в целях обеспечения эффективного взаимодействия транспортных систем России и Евросоюза;

· расширение и углубление сотрудничества России с международными организациями и в реализации межгосударственных соглашений в области транспорта, принимаемых на многосторонней и двусторонней основе;

Экспорт транспортных услуг развивается в следующих основных направлениях:

· повышение доли российских транспортных организаций в доставке импортных грузов, перевозках транзитных грузов, грузов третьих стран

Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях:

· активная поддержка международных норм и правил в области транспортной деятельности,

· в период вступления России в ВТО - обеспечение необходимой защиты наиболее слабо развитых сегментов рынка транспортных услуг

· разработка и реализация мер, стимулирующих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями

 


<== предыдущая | следующая ==>
 | Родословная запись Камбиса, понравилась царю Мидии Астиагу. Он выдавал замуж дочь Мандану

Date: 2015-09-24; view: 1080; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию