Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия в системе культуры. Предмет и функции философии





Слово «культура» восходит к латинскому «culture», что означает возделывание, обработку почвы; первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах как агротехнический термин. Впоследствии, Цицероном этот термин был перенесён на человека и стал обозначать его воспитание и образование. Понятие «культура» как явление созданное, неприродное начали противопоставлять понятию «природа». Именно с тех пор мир культуры воспринимается не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой. Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, философия, наука, искусство, техника, предметы быта, язык, традиции и др.).

Основные формы культуры мифология, искусство, мораль, религия, право, идеология, экономика, наука, философия и др. Каждая из перечисленных форм удовлетворяет определённую общественную потребность.

Философия– форма культуры, которая создает обобщённую картину мира и места человека в нем, изучает возможности человека познавать и преобразовывать действительность, разрабатывает понятийно-категориальную структуру мышления человека и др. Термин «философия» в переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.

Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философские знания древних охватывали как практические наблюдения и выводы, зачатки наук, так и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством поведения и образа жизни человека.

Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска единой основы для всех явлений мира, единства мира и человека, гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами.

Философия – это рационально-критическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.

Хотя предметная область философии претерпевала исторические изменения, в ней можно вычленить основные темы и направления поисков:

1) раскрытие сущности мира, принципов его устройства; поиск первоосновы всего существующего. Это вопросы: что представляет собой мир, в котором мы живем, как он возник, каково его прошлое и будущее?

2) осмысление специфики и сущности человеческого бытия в мире, смысла существования человека в мире.

3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. В рамках этой темы разрабатываются вопросы познаваемости мира, условий и механизмов познавательной и преобразующей деятельности человека, возможностей и границ разных познавательных способностей человека, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения и др.

4) рассмотрение социальных и межличностных отношений, в систему которых включен человек. В ряду этих вопросов важнейшие – общество, его структуры, факторы и динамика развития, специфика законов общественного развития, возможности человека влиять на протекание исторических событий и процессов и др.

Все эти обозначенные проблемы философии присутствуют в той обобщающей формулировке основных тем философии, которую дал Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? А поскольку философия при решении всех проблем ориентирована на человека и высшие нравственные ценности (каким надо быть, чтобы быть человеком?), он свёл три свои вопроса к четвертому: что есть человек?

Функции философии:

Мировоззренческая – философия способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения – важнейшая ценностно-регулятивная система, она формирует ценностные установки и ориентации человека, которые воплощаются в его деятельности и поведении.


Познавательная – одна из основополагающих функций философии. Философия имеет целью адекватное достоверное познание действительности.

Методологическая – философия вырабатывает фундаментальные идеи, принципы и правила познавательной деятельности человека, методы познания окружающей действительности. Она разрабатывает понятийно-категориальный аппарат познания, который помогает человеку мыслить точно и концептуально.

Критическая – философия подвергает сомнению наличное знание, исследует его философские основания и предпосылки, способы обоснования и границы. Это расширяет границы познания, увеличивает степень обоснованности и достоверности знания.

Конструктивно-эвристическая – философские основания участвуют в перестройке нормативных структур науки и картины мира, помогают строить новые теории.

Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – моральных, этических, идеологических и т.д.

Социальная – философия исследует общество, историю, современное состояние и тенденции его развития, выявляет его структуру, движущие силы, вскрывает противоречия, ищет пути совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция – культивирование гуманистических ценностей и идеалов, формирование ценностных установок и ориентаций человека, поиск смысла жизни человека.

Прогностическая функция – на основании критического анализа истории развития культуры, общества, познания, науки и их современного состояния философия способна вырабатывать категориальные матрицы, идеи и принципы, которые являются избыточными (опережающими) по отношению к наличной культуре и позволяют прогнозировать тенденции ее развития.

 







Date: 2015-09-24; view: 278; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию