Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы, стратегии и методы помощи в горе





Помощь горюющему человеку — задача весьма деликатная и требующая большого душевного такта. С профессионально-психологической точки зрения она одновременно проста, так как в большинстве случаев требует не каких-либо специальных психотехник, а всего лишь живого человеческого участия, и в то же время сложна, так как люди зачастую оказываются неподготовленными к ее выполнению ни в личностном, ни (если речь идет о специалистах) в профессиональном плане.

Однажды мне попалась на глаза информация о московском «Печальном телефоне». Об этой круглосуточной бесплатной справочной службе сообщалось следующее: «В скорбный час помогает словом и делом. Дает советы и рекомендации: юридические, психологические, религиозные, по ритуальным услугам и ценам». По стечению обстоятельств именно в то время у близких друзей нашей семьи случилось несчастье: умер глава их семейства. Зная, что для его жены эта потеря будет сильным ударом, мне хотелось как-то поддержать ее. Я был немного растерян, слова подбирались с трудом, а тут как раз предлагают психологические советы в скорбный час. Стало интересно: как мне посоветуют вести себя с горюющей женщиной, чем помочь ей. Я набрал указанный в объявлении номер телефона и услышал усталый и, как показалось, равнодушный женский голос, так что даже засомневался: туда ли я попал. Убедившись, что это действительно тот телефон, я описал ситуацию и попросил подсказать: как нам быть в общении с овдовевшей женщиной. На том конце провода возникло явное замешательство. Очевидно, моя собеседница просто не понимала, о чем идет


2.1 ■ Принципы, стратегии и методы помощи в горе 65

речь, и вновь появилось сомнение: может быть, это все-таки не mom телефон? Тогда я вслух прочитал дословно все, что содержалось в рекламном объявлении, и уточнил, возможно ли получить психологическую рекомендацию. В ответ женщина подтвердила, что все действительно так, только психологической помощи или советов они не предоставляют, на чем наш разговор и закончился. Признаться, я был по-человечески разочарован и удивлен непрофессионализмом ответов.

Наверное, не стоит по отдельному эпизоду судить о деятельности всей службы, но от беседы с данной работницей «Печального телефона» действительно стало печально. На мой взгляд, практически все в ее действиях в течение этого короткого разговора было безграмотно: не было личной заинтересованности, желания и попыток установить контакт с клиентом, полностью отсутствовала активность и инициатива в ведении беседы (ни одного вопроса, предложения, рекомендации, только односложные ответы, за исключением последней фразы, что запрашиваемая помощь не предоставляется). Чувствовалось, что консультант не имеет профессионально-важных знаний и умений, необходимых в работе с людьми, потерпевшими утрату, и недостаточно ориентируется в сфере деятельности компании, где работает. А между тем «современное законодательство выделило похоронное дело как самостоятельный вид деятельности, что впервые позволило работникам похоронных служб России заявить о себе как об особом круге специалистов»1, которые должны получать соответствующее образование (например, в Московском государственном университете сервиса), в том числе по общению с горюющим человеком и другим психологическим вопросам похоронного дела.

В целях повышения психологической компетентности работников сферы ритуальных услуг автором данной книги разработана программа практического семинара-тренинга «Психологические аспекты похоронного дела», представленная в приложении.

1 Свириденко Ю. П. Вопросы профподготовки специалистов похо
ронного дела. Образовательные программы Московского государствен
ного университета сервиса // Ритуальное обслуживание: Сборник-спра
вочник / Под ред. В. И. Малышкова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Триада,
Лтд, 2002, с. 219-231.?

3 Зак 746


66 Глава 2. Психологические основы успешного переживания утраты...

Если в описанном выше случае действия профессионала оказались неквалифицированными, то понятно, что и другие люди не застрахованы от ошибок в общении с человеком, потерпевшим утрату. Одним из вариантов неправильного поведения с горюющим человеком является эмоциональное отстранение от него и избегание разговора об утрате и вызванных ею чувствах. Так, одна женщина, потерявшая своего уже взрослого сына, жаловалась на то, что многие ее знакомые, услышав от нее о случившемся несчастье, торопливо извинялись: «О, прости, я не знала», и сразу же переводили разговор на другую тему, оставляя ее наедине со своим горем. За подобным поведением может стоять и элементарное незнание, как нужно вести себя с потерпевшим утрату, и избегание дискомфорта и неприятных эмоций (в том числе тревоги) при встрече с чужим страданием.

Таким образом, самоустранение и бездействие — это первый вариант ошибочного поведения с горюющим. Помимо него встречается немало различных неадекватных действий по отношению к потерпевшему утрату, чаще в форме некорректных или ранящих высказываний. Р. Моуди и Д. Аркэнджел упоминают три разновидности таковых [22, с. 140—148J:

• Несвоевременные высказывания, не учитывающие текущие обстоятельства или психологическое состояние переживающего утрату.

• Неуместные высказывания, порожденные непониманием горя или желанием заглушить его: «Ну, ты еще молода, и снова выйдешь замуж», «Не плачь — ей бы это не понравилось» и т. п.

• Проецирующие высказывания, переносящие на другого человека собственные представления, чувства или желания. Среди разного рода проекций особенно выделяются две:

• Проекция своего опыта, например, в словах: «Ваши чувства мне так понятны». На самом деле любая потеря индивидуальна, и никому не дано в полной мере познать страдание и тяжесть утраты Другого.

• Проекция своих желаний. «Когда сочувствующие говорят: тебе надо продолжать свою жизнь, тебе надо почаще выходить, тебе надо кончать с трауром, — они просто выражают свои собственные потребности» [22, с. 160].


2.1. Принципы, стратегии и методы помощи в горе


67


Date: 2015-09-22; view: 383; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию