Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос 1. Понятия и принципы теории познанияСтр 1 из 5Следующая ⇒ Как известно, большинство философов признает познаваемость мира; к их числу относятся все материалисты, а также многие идеалисты. Независимо от того, какую философскую позицию занимают философы при исследовании процессов познания, они обязательно в структуре познавательных отношений выделяют два основных элемента: 1) Объект познания (гносеологический объект); 2) Субъект познания (гносеологический субъект).
?
В первом приближении объект познания – это то, что познается, а субъект познания – это тот, кто познает. Между ними складываются определенные отношения – познавательные отношения. Конкретное понимание объекта, субъекта познания и характера их взаимоотношений зависит от философского направления, которого придерживается тот или иной философ. 1. Домарксовский материализм исходил из того, что процесс познания – это отражение субъектом объекта. Первая материалистическая гносеологическая концепция – концепция «мягкого воска». Согласно этой концепции объект воздействует на субъект и оставляет в нем отпечатки, иначе говоря, субъект, подобно воску, пассивно отражает объект. При этом сознание человека выступает в качестве «чистой доски» (лат.- tabula rasa), на которой природа пишет свои письмена. (Дж. Локк). Таким образом, первый принцип этой гносеологии – принцип пассивного отражения. Второй принцип домарксовской гносеологии – «гносеологическая робинзонада»; согласно этому принципу субъект познания понимается как отдельный индивид, оторванный от общества и лишенный социальной сущности. Гносеологический субъект, подобно Робинзону Крузо, в одиночку познает окружающий мир. Третий принцип этой гносеологии говорит о характере отношения между субъектом и объектом познания. Игнорирование общественно-исторической практики, активного воздействия человека на природу с помощью орудий труда приводит к выводу, что человек и природа находятся без посредников, «с глазу на глаз» (фр.тэт-а-тэт). 2. В идеалистических теориях познания в целом: 1) отрицалось понимание процесса познания как отражения; 2) подчеркивался активный характер субъекта познания; 3) практика понималась как чистая духовная деятельность. В объективном идеализме вместо принципа отражения выдвигался принцип припоминания. Так, древнегреческий философ Платон утверждал: для того, чтобы познать мир, надо закрыть глаза, заткнуть уши и предаться воспоминаниям о том мире идеальных сущностей, в котором пребывала душа человека до его рождения. С точки зрения немецкого философа Гегеля, познание – это диалектический процесс исторического воспоминания. При этом субъект познания имеет социальную сущность (в гносеологии Я Мы). В субъективном идеализме также отрицается принцип отражения, вместо него выдвигается принцип беспредпосылочной гносеологии, который предполагает, что гносеологический объект не существует независимо от гносеологического субъекта. На рубеже XIX-XX вв. швейцарский философ Авенариус развивал теорию принципиальной координации между объектом и субъектом познания («нет объекта без субъекта»). Родоначальник феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (XIX-XX вв.) хотя и говорил, что сознание не создает объект, однако считал, что сознание обладает объектом и основой познания служит феноменологическая редукция, очищающая субъективное сознание от реальности окружающего мира.
|