Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От слова к понятию
Для того, чтобы вычленить из словосочетания (ДАЙ РУЧКУ) отдельные слова (ДАЙ и РУЧКУ), и ребенку, и взрослому надо немало потрудиться. Мама моет сыну ручки и говорит: «Где ручка? Вот ручка у Мити! Вымоем ручки чисто-чисто!» Слово ДАЙ тоже употребляется в сочетании с различными словами и по отношению к разным предметам: «Дай куклу!», «Дай ложку!». Предмет не только много раз показывается малышу, ему дают его потрогать, просят назвать его. Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово ПОМИДОР. Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь. Родители должны знать, что для превращения слова-названия в слово-понятие важно выработать на него большое число двигательных условных связей. Интересный эксперимент, проведенный психологами в Доме ребенка, описан М.М. Кольцовой в книге «Ребенок учится говорить». Изучали две группы детей от 1 года до 1 года 3 месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев ежедневно 10 раз по пять секунд показывали незнакомый предмет (КНИГУ) и говорили: «Книга, это книга». Дети каждый раз обращали взгляд в сторону показываемого предмета. За время наблюдения реакция была повторена 500 раз. С детьми второй группы также использовали КНИГУ, но производили большое количество действий: «ВОТ КНИГА», «ОТКРОЙ КНИГУ», «ЗАКРОЙ КНИГУ», «ПОЛОЖИ КНИГУ» и т.д. — всего 20 такого рода команд, каждая из которых требовала двигательных реакций. В результате на просьбу дать книгу дети из первой группы брали ту книгу, с которой имели дело в предыдущих опытах, и отдавали ее. Когда просили взять еще какую-нибудь книгу, то они либо брали любой другой предмет (куклу, машинку), либо двигательной реакции не следовало вообще. То есть для них слово КНИГА осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Все малыши второй группы выбрали из лежащих перед ними предметов сначала знакомую им книгу, а затем и все остальные. Они не только отличали книги от других предметов, но и смогли обобщить их словом КНИГА. Значит, слово стало для них понятием, относящимся ко многим предметам, в чем-то сходным, а в чем-то различающимся между собой. Следовательно, родители должны учить ребенка производить как можно больше действий с любым предметом: ВОЗЬМИ, ПОЛОЖИ, ОТКРОЙ, ЗАКРОЙ и т.д. Малыш не должен быть предоставлен себе — он должен под руководством взрослого учиться нужным действиям с предметами, потому что это развивает его мышление. Пока сам ребенок не знает, что и как делать, ему надо показать и подсказывать даже самые простые действия, научить его этим действиям. Девочек, скажем, играть в куклы, одевать и раздевать их, кормить, купать и т.д. Мальчиков — складывать из кубиков дом, катать машинки и т.д. Все действия необходимо комментировать: «Вот белое платье. Надень кукле Маше платье, а я тебе помогу. Сейчас мама идет в гости к кукле Кате — топ, топ...» Мама включается в игру и говорит о том, что делает кукла. Так действия с предметами способствуют формированию обобщающих понятий. Различают четыре степени обобщения: 1 степень — слово обозначает один конкретный предмет (ЭТО КУКЛА; ЭТО КУБИК). Оно совпало с ощущениями от него и между ними образовалась прочная связь. 2 степень — слово обозначает уже группу однородных предметов (КУКЛА относится к любой кукле). Значение его шире, менее конкретно, менее связано с каким-то определенным предметом. 1 и 2 степени обобщения доступны детям второго года жизни. 3 степень — слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее название (ОДЕЖДА, ПОСУДА, ИГРУШКИ). Эта степень обобщения достигается детьми к трем годам. 4 степень — слово как бы аккумулирует предыдущие уровни обобщения (ДОБРЫЙ, ЗЛОЙ и т.д.) Такой уровень обобщения доступен лишь к четырем годам. При 1 и 2 степени обобщения ребенок должен связать слово с ощущениями от данного предметами и, главное, действиями, которые он с ним производит. В свое время И.М. Сеченов приводил наглядный пример с колокольчиком: малыш видит его — получает зрительное ощущение, трогает — получает осязательное ощущение, колокольчик издает звук — слуховое ощущение, и, наконец, взрослый говорит «динь-динь». На втором году жизни ребенок уже понимает, что каждый предмет имеет название, что каждое свойство предмета — большой или маленький, красный — синий, соленый — сладкий — тоже имеет название, как и всякое действие — съел, пошел* заговорил. Малыш узнает, что предметы и действия объединяются в группы, имеющие словесные обозначения: еда, игра, посуда и т.д. Date: 2015-09-22; view: 284; Нарушение авторских прав |