Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и особенности регионального туризма
Туризм по определению Международной академии туризма представляет общее понятие для всех форм временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятий оплачиваемой деятельностью вместе временного пребывания. Туризм представляет собой деятельность лиц, путешествующих или пребывающих в местах за пределами своего обычного проживания непрерывно в течение не более одного года в целях досуга либо в деловых и иных целях, не связанная с осуществлением какой-либо оплачиваемой деятельности в месте пребывания.[1] Таким образом, определение туризма базируется на следующих признаках: – туризм есть результат передвижения людей; – туризм всегда включает два элемента: путешествие в пункт назначения и остановку там; – путешествие означает выезд из страны (или региона), где турист постоянно проживает; – путешествие являет собой временное движение туриста по туристскому маршруту. Основными критериями туризма являются следующие: Изменение места, находящегося за пределами обычного местопребывания. Туризм является разновидностью путешествий и охватывает лиц, пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного места жительства. Перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2–3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6–7 дней), меньшую долю занимают 8–12-дневные поездки. Пребывание в другом месте, при этом место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Оно не должно быть связано с трудовой деятельностью (оплатой труда). Этот нюанс следует учитывать, так как поведение человека, занятого трудовой деятельностью, отличается от поведения туриста и не может классифицироваться как занятие туризмом. Еще одним условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 и более месяцев подряд. Лицо, находящееся или планирующее находиться более одного года в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.[3] Выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания (например, ежедневные поездки на работу) не могут быть отнесены к туризму. Оплата труда из источника в посещаемом месте. Суть данного критерия состоит в том, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-либо страну для работы, оплачиваемой из источника в этой стране, считается мигрантом, а не туристом. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления деятельности, оплачиваемой из источника в этом месте (или стране), не считается туристом этого места. Анализ приведенных особенностей и критериев позволяет выделить признаки туризма: – деловые поездки, а также путешествия с целью проведения свободного времени – это перемещение за пределы обычного места жительства и работы. Если же житель города передвигается по нему с целью совершения покупок, то он не является туристом, так как не покидает своего функционального места; – туризм – это не только важная отрасль экономики, но и важная часть жизни людей. Он охватывает отношения человека с окружающей его внешней средой. Следовательно, туризм – это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. Кроме того, туризм – это туроператорская и турагентская деятельность туристских предприятий, а также иных организаторов и посредников (например, транспортных компаний). В настоящее время в профессиональном лексиконе укоренился термин «региональный туризм», который обычно сопоставляется с четко обозначенной территориальной ячейкой - субъектом федерации. Повышенный интерес к региональному измерению туризма в настоящее время вполне закономерен. Реформы начала девяностых сопровождались широкой «суверенизацией» субъектов федерации. Резко повысилась роль границ отдельных территориальных ячеек, утвердилась региональная экономика, региональная политика. Открывшиеся возможности самоуправления и саморазвития поставили вопрос о максимально эффективном использовании всех внутренних ресурсов территориального образования. Поиск новых путей совершенствования отраслевой структуры привлек внимание к туризму, причем со стороны многих территорий, ранее не специализировавшихся на широком предоставлении рекреационных услуг, имеющих образ нетуристского региона.[9] Повышенный интерес к региональному туризму наблюдается не только в нашей стране. Так, в США, население которых можно назвать «активно путешествующим», более 80 % поездок приходится на путешествия внутри страны. Для этого созданы все необходимые условия, причем при минимальном участии со стороны государства [3]. В Российской Федерации наряду с интересом к данному направлению, существуют и определенные проблемы. Так, многие российские регионы в рамках долгосрочных стратегий рассматривают туризм как одно из возможных направлений диверсификации региональной экономики, но происходит этот процесс стихийно, что в свою очередь отражается на эффективности принимаемых решений. Кроме того, имеет место недооценка роли туризма в социально-экономической жизни региона и дискриминации отрасли при выборе приоритетов стратегического развития региона. В настоящее время регулирование туризма осуществляется в рамках узкоотраслевого подхода как совокупности деятельности отдельных турфирм. Это не позволяет рассматривать туризм как средство достижения социального развития, которое оказывает существенное влияние на повышение качества жизни населения региона, рост его доходов и так далее. [5] Не менее важной проблемой является отсутствие мощной системы маркетинговой поддержки. Не осуществляется целенаправленное продвижение туристского потенциала региона на внутренний и внешний рынки с помощью новых технологий, рекламы, средств массовой информации, создания или улучшения имиджа территории и так далее. Немаловажной проблемой является также низкий уровень профессиональной подготовки кадров, работающих в сфере туризма. Все виды потребляемых туристами продуктов (услуг) можно классифицировать следующим образом: – Гостиницы и рестораны (включая обеспечение питанием); – Услуги бюро путешествий и туристических агентств; – Услуги экскурсионных бюро и прочие. В документах о статистике туризма приводится следующий перечень типичных туристских продуктов: 1) Услуги по размещению: услуги гостиниц и прочих средств размещения; услуги вторых домов за собственный счет или бесплатно. 2) Услуги предприятий общественного питания. 3) Услуги пассажирского транспорта: междугородные перевозки железнодорожным транспортом; перевозки дорожным транспортом; перевозки водным транспортом; перевозки воздушным транспортом; вспомогательные услуги, относящиеся к пассажирскому транспорту; сдача в аренду пассажирского транспортного оборудования; техническое обслуживание и текущий ремонт пассажирского транспортного оборудования. 4) Услуги туристических агентств, туроператоров и экскурсоводов: услуги туристических агентств; услуги туроператоров; информационное обеспечение туристов и услуги экскурсоводов. 5) Услуги в области культуры: исполнительское искусство; деятельность музеев и прочие услуги в области культуры. 6) Рекреационные услуги и прочие услуги в области развлечений: спортивная деятельность и услуги в области любительского спорта; прочие услуги в области развлечений и отдыха. 7) Различные туристские услуги: финансовые услуги и страхование; прочие услуги по сдаче в аренду товаров; прочие туристские услуги. Современный этап развития России диктует особые требования и новые подходы к формированию экономического потенциала конкретного региона. По оценкам ВТО, к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии (сегодня это 13-е место).[13] В современных условиях экономическое и культурное процветание целого ряда стран и отдельных регионов во многом определяется уровнем развития туризма. Возрастание внимания к региональным аспектам экономического и социального развития в настоящее время привело к заметному расширению теоретических исследований в этой области. Воздействие туризма на регион осуществляется через экономические функции туризма: воспроизводство, обеспечение занятости, создание дохода, сглаживание и нивелирование платежного баланса.[15] Эффект увеличения дохода в туризме имеет прежде всего региональное значение. Существенное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка от туризма переходит в региональную торговлю, промышленность, сельское хозяйство и т. д. Значения мультипликатора различны в зависимости от характера региональной экономики и степени взаимосвязанности разных секторов ее экономики. В рамках регионального подхода важную роль играет функция сглаживания, проявляющаяся в том, что туризм при определенных условиях может способствовать экономическому развитию депрессивных, слабых в структурном отношении регионов. Создание туристских предприятий в удаленных, малонаселенных или индустриально слаборазвитых регионах частично нейтрализует некоторые негативные явления. В данном случае туризм выполняет выравнивающую функцию, поскольку многие привлекательные в природном или культурном отношении регионы способны с помощью туризма обеспечить себе темпы экономического роста, превосходящие среднестатистические показатели, что означает создание дополнительного дохода и рабочих мест. Влияние туризма на стабилизацию платежного баланса региона осуществляется через функцию нивелирования платежного баланса, в составе которого расходы местных туристов, выехавших за пределы региона, противопоставляются доходам, полученным от потребления товаров и услуг, прибывшими в регион туристами. Регион, в свою очередь, также оказывает воздействие на туризм посредством следующих факторов: – природно-географических (природа, климат, рельеф местности); – культурно-исторических (памятники архитектуры, истории и т.д.); – демографических (возраст населения региона, увеличение числа работающих женщин, рост пропорции одиноких людей); – социально-экономических (повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения, изменение структуры свободного времени); – материально-технических (развитие инфраструктуры – транспорта, средств размещения, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и пр.); – политических (стабильность в регионе, экономическая и финансовая ситуация, уровень безопасности путешествий в регионе). Таким образом, туризм и территория, на которой он развивается, взаимовлияют друг на друга, взаимозависимы и взаимодополняемы. Date: 2015-09-24; view: 3710; Нарушение авторских прав |