Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российская социологическая школа права
Социологический тип правопонимания сформировался во второй половине XIX в. Он предполагал, что право — социальное явление и существует независимо от государства (хотя часть правовых норм может санкционироваться государством), и его истоки нужно искать в обществе. Приверженцами этой теории в Европе — Эрлих, в США — Паунд, а в России XIX в. М.Н. Коркунов, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев. М. Коркунов исходил из идей Иеринга, считая главным содержанием общественной жизни столкновение различных интересов. Он делал вывод, что право есть средство регуляции взаимных интересов и обеспечения общественного порядка. Для него характерно утверждение о релятивности (относительности) права. То, что в одном обществе считается правовым, в другом таковым не является. Следовательно, невозможно противопоставить такие понятия как право и бесправие, право охватывает все элементы общественной жизни и осуществляет разграничение интересов, независимо от того, справедливо оно или нет и кем установлено (законом, обычаем, или просто субъективным правосознанием). Учение об относительности права снимает противопоставление естественного и позитивного права. Право (по Коркунову) не сводится к закону. Закон — лишь один из возможных способов его существования. Особое внимание Коркунов уделял психологическому аспекту права. М. Ковалевский занимался генетической социологией (происхождением различных социальных институтов). Идею права Ковалевский основывал на историко-социологическом методе познания. Сравнивая общества, находящиеся на одном этапе исторического развития с обществами, находящимися на иных этапах, и учитывая общие социологические закономерности развития обществ, можно с большой долей уверенности говорить о том, что в конкретном законодательстве должно быть усовершенствовано, а что с неизбежностью отмирает. Он считал, что развитие позитивного права зависит не от абстрактных идей, а от социально-экономического уклада в обществе. Одним из первых обратил внимание на то, что право является элементом социальной жизни общества, С.А. Муромцев. По Муромцеву, право — не идеальное явление, которое существует независимо, а явление социальное, обусловленное существующими общественными отношениями. Муромцев свел право к правовым отношениям, которые отличаются от неправовых особым способом защиты — организованным (юридическим). Большое внимание он уделял суду и судебной системе. 98. Школа «свободного права» Школа «свободного права» не создала единой концепции права, но подготовила становление психологической, социологической и иных теорий права. Видным представителем школы «свободного права» был австрийский профессор Евгений Эрлих. Наиболее значительное его произведение — «Основы социологии права» (1913 г.). Критикуя юридический позитивизм, Эрлих призывал исследовать «живое право»: Право, по его учению, существует и развивается прежде всего как организационные нормы союзов, из которых состоит общество (семьи, производственные объединения, корпорации, товарищества, хозяйственные союзы и др.). Организационные нормы складываются в обществе сами собой, вытекают из торговли, обычаев, обыкновений, уставных положений различных организаций; эти нормы («самодействующий порядок общества», «общественное право») образуют, по его учению, право первого порядка. Для охраны права первого порядка и регулирования спорных отношений создаются «нормы решений», образующие право второго порядка; эти нормы создаются деятельностью государства и юристов. К праву второго порядка относятся уголовное, процессуальное, полицейское права, которые не регулируют жизнь, а должны лишь поддерживать организационные нормы. Результатом взаимодействия общественного права, права юристов и государственного права является «живое право», которое не установлено в правовых положениях, но господствует в жизни. Закон, по Эрлиху, не столько право, сколько один из способов обеспечения права; применение закона должно быть подчинено только этой цели, и к тому же главным способом существования «права решений» (второй слой права) является свободное нахождение права судьями, рассматривающими конкретные дела. Эрлих писал, что «свободное нахождение права не означает свободу судей от закона», однако утверждал, что задача судей и юристов не в том, чтобы логически выводить решения отдельных случаев из распоряжений закона. В правосудии решающая роль принадлежит не «мертвым параграфам закона», а свободному слову квалифицированных юристов. 99. Зарубежная политическая наука в XIX–XX вв Политическая наука приобрела современные черты (интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы) благодаря деятельности целого ряда социологов и философов. Вильфредо Парето (1848–1923), итальянский социолог и политолог, последователь Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на «львов» и «лис». Смысл и результаты участия масс в политике оценивал скептически, считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, поскольку неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями, способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность. Макс Вебер (1864–1920), немецкий историк, философ и социолог предложил разделить все типы власти на аффективный, или целостно-рациональный, или религиозный, и определяемый эмоциональный, заинтересованностью. Его называют основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами, которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к окружающему миру. Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психиатр и психолог, и его последователи оказали мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем. Фрейд и Юнг выявили новый объект интереса теоретиков политики — роль бессознательного в детерминации политических процессов. Сторонниками этих идей политическое поведение рассматривается в качестве результата неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под воздействием детских впечатлений, воспитания, а политика оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими деструкциями. Date: 2015-09-24; view: 530; Нарушение авторских прав |