Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция





Строительство экономического пояса «Шелкового пути» представляет исключительную важность для Китая и соседних с ним стран. Китай предложил идею экономического пояса «Шелкового пути» на основе концепции строительства «пяти коммуникаций» между странами региона. Под «пятью коммуникациями» имеются в виду: -политические коммуникации, транспортные соединения, торговые коммуникации, денежное обращение, а также отношения, связывающие людей друг с другом. Основная цель идеи экономического пояса «Шелкового пути» заключается в расширении сотрудничества в евразийском регионе. 16 сентября 2013 года, в Астане, Председатель КНР Си Цзиньпин высказал идею создания «экономического пояса Шелкового пути» как новой формы углубления сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и России. Различные аспекты этой идеи начали бурно обсуждаться в Китае и других странах. Идея воссоздания Великого шелкового пути, а точнее, использования этого красивого названия в политических целях не нова. Название было предложено немецким географом и путешественником Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году. «Шелковым путем» или «Шелковыми путями» (немецкий исследователь употреблял оба термина) Рихтгофен назвал совокупность издревле существовавших сухопутных торговых путей из Китая в Европу через Центральную Азию. После присоединения Центральной Азии к России, в политическом и экономическом плане этот регион рассматривался не отдельно, а как часть Российской империи, а затем СССР. После распада СССР интерес к нему различных стран мира возрос. Можно сказать, началась геополитическая конкуренция за Центральную Азию, и в этой конкурентной борьбе бренд Шелкового пути стал использоваться самыми разными силами. В это же время сформировалось несколько подходов к Центральной Азии: российский, европейский, китайский и центральноазиатский. Россия воспринимает Центральную Азию как культурно близкий регион, и для этого есть определенные основания. Государства Центральной Азии более столетия входили в состав России/СССР, в советское время здесь сформировались светские элиты, психология и мировоззрение которых весьма близки российской элите, их представители учились с россиянами в одних вузах и говорят на одном языке. Концепция Шелкового пути воспринимается в России с интересом, но не выдвигается ею в качестве официальной. Россия предпочитает использовать термин «евразийская интеграция» и хотела бы сохранить свое традиционное влияние в Центральной Азии за счет равноправного сотрудничества и добровольного восстановления политических и экономических связей на взаимовыгодной основе. Политическая система большинства центрально-азиатских государств гораздо ближе российской, чем какой-либо другой. Восстановление же десятилетиями налаживаемых экономических и культурных связей между Россией и Центральной Азией полностью отвечает интересам развития обеих сторон. Россию рассматривают в регионе как реальный центр геополитического влияния, способный жестко отстаивать свои интересы, в том числе и за пределами собственных границ. Идея сохранения или воссоздания какой-либо формы объединения бывших республик СССР всегда существовала в правящих кругах многих из них. Экономические проблемы постсоветских государств, и прежде всего России, долгое время не позволяли им заняться реальной интеграцией. В 2010 году три из пяти членов созданного еще в 2001 году, но малоэффективного Евразийского экономического сообщества - Белоруссия, Казахстан и Россия - создали Таможенный союз, предусматривающий единую таможенную территорию.. Страны - участники Таможенного союза стали применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Также укрепляется взаимодействие постсоветских государств и в сфере безопасности. Здесь основную роль играет военно-политический союз, созданный в рамках ОДКБ, в который на сегодня входят практически те же страны: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Важность ОДКБ для многих стран СНГ основана на том, что, несмотря на заверения и обещания других государств и организаций, они понимают, что в случае реальной угрозы со стороны террористов или религиозных экстремистов только Россия и ее союзники способны прийти на помощь. Кроме экономической интеграции есть планы и по образованию политического объединения - Евразийского союза. Хотя конкретных сроков его создания пока нет, сама идея выхода постсоветской интеграции на новый уровень ставит вопрос о ее более глубоких ценностных основах. Согласно словам российского Президента В.В.Путина, «Евразийский союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами».* Идеи Шелкового пути в странах ЕС воспринимают в основном как возможность способствовать экономическому развитию этого региона, что будет помогать его стабилизации. ЕС активно финансирует различные экономические и образовательные программы в ЦА. Географически в ЕС рассматривают возможности выхода в Центральную Азию через Турцию и Кавказ в основном с экономическими целями, хотя и некоторый политический элемент (переориентация Центральной Азии на Европу через прозападные государства Кавказа и члена НАТО Турцию) тоже присутствует. Рассматриваются различные программы развития государств Шелкового пути. К ним можно отнести осуществлявшуюся ПРООН с первого десятилетия ХХI века региональную программу «Шелковый путь: усиление потенциала в целях регионального сотрудничества и развития», в которой участвуют Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Китай, а также совместный проект ЮНВТО/ЮНЕСКО. Интерес Пекина к Центральной Азии имеет в основном стратегический характер, а именно: устранение исходящих отсюда угроз нестабильности и терроризма для самого Китая. Китайский эксперт Ли Фэнлинь отмечал: «Интересы Китая заключаются в следующем: создание благоприятных условий для развития страны, предоставление для северо-западного региона Китая мирной, безопасной и стратегической внешней среды, в том числе в борьбе против «трех зол», обеспечение открытости региона, создание и поддержание отношений вечной дружбы и добрососедства со странами - членами ШОС, развертывание сотрудничества во всех областях - в политике, экономике, безопасности, гуманитарной области - продвижение региональной интеграции, минимизирование негативного влияния от процессов глобализации, достижение гармоничного развития и общего процветания членов ШОС в целом, повышение международного влияния Китая, чтобы вместе со странами внести достойный вклад в создание нового мирового политического и - членами ШОС экономического порядка»18. В труде «Дипломатия Китая в Центральной Азии» Чжао Хуашэн выстраивает иерархическую систему интересов Пекина в этом регионе: на первое место он выдвигает борьбу с терроризмом и обеспечение энергетических интересов, на второе - экономику и ШОС, на третье - геополитические интересы и безопасность границ* 11 Важнейшим средством обеспечения своих интересов в регионе в Китае рассматривают ШОС. Чжао Хуашэн отметил, что ШОС является важнейшей опорой китайской дипломатии в ЦА и имеет для Китая существенное значение. По мнению большинства китайских экспертов, Пекин согласен учитывать традиционные российские интересы в этом регионе. Ли Фэнлинь прямо заявляет: «У Китая нет намерения стать лидером ни на региональном, ни на глобальном уровне. Китай с пониманием относится к стремлению России сохранить свое традиционное влияние в Центральной Азии»*. В Астане, представляя свою концепцию, китайский лидер сформулировал программу действий из пяти пунктов: 1) усиление координации государств региона в политической области; 2) интенсификация строительства единой дорожной сети; 3) развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе; 4) увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах; 5) усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона. Углубление сотрудничества предлагается осуществлять за счет внутренних ресурсов государств региона, а также Китая и России. Стоит отметить, что речь идет о сотрудничестве государств Центральной Азии прежде всего с Китаем и Россией, а уже потом с другими государствами. Также Си Цзиньпин отмечает необходимость политического взаимодействия как основы экономического сотрудничества. Важнейшим фактором углубления сотрудничества в регионе лидер КНР называет взаимодействие функционирующих здесь международных организаций: ШОС и ЕврАзЭС. Это означает, что Китай не рассматривает евразийскую интеграцию, активно продвигаемую Россией, Казахстаном и Белоруссией, как противоречащую китайским интересам или составляющую конкуренцию ШОС, а, напротив, считает ее полезной. Россия также позитивно оценивает китайскую инициативу. Об этом говорится в совместном заявлении, принятом во время визита Президента В.В.Путина в Пекин в мае 2014 года: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации». В документе далее выражается готовность России и Китая продолжить «поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе»*. Практически все государства, которые, с точки зрения Китая, должны быть подключены к проекту «Экономического пояса Шелкового пути», входят и в ШОС. ШОС занимается всеми вопросами, поднятыми Си Цзиньпином, однако не все из них решает достаточно эффективно. Особенно слабо продвигается в ШОС многостороннее экономическое сотрудничество. В совместной декларации 2014 года отмечено, что «между Россией и КНР продолжат дальнейшее развитие регионального экономического сотрудничества. В связи с этим представляется, что программа создания «экономического пояса Шелкового пути» может стать катализатором многостороннего экономического сотрудничества государств ШОС. В то же время на пути осуществления программы «экономического пояса Шелкового пути» стоят два больших препятствия. Первое - безопасность внутри Китая, прежде всего в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где ситуация в последнее время постоянно ухудшается. Второе - противоречие между стремлением Китая активно сотрудничать с соседями и проявляющейся тенденцией занимать более жесткую позицию по территориальным спорам с некоторыми из них, что вызывает серьезные опасения в соседних государствах. Если Пекин будет и дальше продвигать идею экономического пояса, ему придется всерьез задуматься о переосмыслении подходов к этим двум проблемам. Китайское правительство в настоящий момент разрабатывает политику строительства экономического пояса «Шелкового пути». В этой политике предусмотрено существование трех линий. Северная линия представляет собой евразийский континентальный мост, включающий железную дорогу, которая соединяет Китай с Европой через Казахстан и Россию, автомобильную дорогу и торговую систему. Средняя линия предусматривает трансграничное железнодорожное строительство Китай-Киргизия-Узбекистан.

*Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 // http://www.kremlin.ru/ref_notes/1642

В будущем к нему подключится железнодорожная система Туркменистана, Ирана и Турции и далее Европа. Южная линия представляет собой китайско-пакистанский экономический коридор, в который входят железная дорога, автомобильная дорога, энергетические трубопроводы и их сопровождение. Экономический пояс «Шелкового пути» объединяет промышленность, население, ресурсы, информацию. «Шелковый путь» помогает Китаю развивать отношения в западном направлении. Строительство «Шелкового пути» должно снизить уровень противоречий, которые возникают в Центральной Азии ввиду того, что конкуренция Центрально-азиатских стран становится все более жесткой. Главной задачей в достижении поставленной цели является установление сотрудничества между государствами этого региона. Некоторые страны, международные организации и другие страны выдвинули свои планы сотрудничества в Евразии, в том числе: Российский евразийский союз. Стратегия России в Центральной Азии заключается в движении от Таможенного союза к Евразийскому союзу. Цель этой концепции состоит в том, чтобы поддержать свое влияние в регионе и содействовать интеграции стран СНГ. Однако США, ЕС и некоторые страны региона выступают против этой идеи.
США также надеются интегрировать Центральную и Южную Азию, чтобы помочь им избавиться от контроля России. В их план входит строительство дорог, трубопроводов и линий электропередач с севера на юг. В основном планы США содержат экономические цели, однако в реализации этого плана мешают проблемы безопасности в Афганистане. Наконец, международные организации и другие страны поощряют усилия для развития Евразийской транспортной сети. Так, важную роль играет Организация Объединенных Наций. К примеру, благодаря ее международному влиянию, в 2005 году ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций) приступила к реализации проекта регионального сотрудничества Шелкового пути. Региональные организации, такие как АБР и организации Центральной Азии по региональному сотрудничеству и так далее, также сыграли свою роль в возрождении Великого Шелкового пути. Другие страны, такие как Иран, Индия, Турция, также имеют свои собственные планы по строительству Евразийской транспортной сети. Все отмеченные программы по содействию экономическому сотрудничеству при ближайшем рассмотрении ставят своей целью расширение геополитического влияния и защиту собственных долгосрочных интересов на Евразийском континенте. В связи с отсутствием многосторонней координации и сотрудничества конкуренция между крупными державами в Центральной и Южной Азии в различных формах значительно усилилась. Китай объявил стратегию мирного подъема, он дружелюбно относится к другим державам, создает отношения добрососедства с соседними странами. И это не просто лозунг курса международных отношений, а правильный политический выбор. В процессе строительства экономического пояса «Шелкового пути» Китаю приходится выступать в роли координатора по разрешению различных противоречий. Продвижение в области многостороннего экономического сотрудничества возможно исключительно в условиях достижения культурных обменов, укрепления взаимного доверия стран региона. Китай должен координировать отношения между строительством экономического пояса «Шелкового пути» с Российским евразийским союзом, региональными интересами США, планом Европейского союза и программой международных организаций. Единственным способом, который в состоянии обеспечить успех Китаю на этом пути, является сочетание интересов разных сторон и достижение «регионального консенсуса». В плане транспортной сети, выдвинутом разными сторонами, существуют программы, которые дополняются друг друга и содействуют сближению строительства. При этом же наблюдается и множество повторов и противоречий в проектах. В целом, будь то китайский, российский план или программа США или Европейского союза, все они должны стараться избегать порочной конкуренции, им необходимо мирно сосуществовать и стремиться к дополнению друг друга. Это означает, что Китай, США, Россия, Индия, Пакистан, Турции, страны Центральной Азии, Кавказа и страны ЕС должны вместе поделиться своими планами и программами. Им необходимо объединить различные программы в единую систему евразийской интеграции, основанную на общих интересах. Евразийская транспортная сеть должна соединить между собой Восточную Азию, Южную Азию, Западную Азию, Европу, Россию и другие регионы через Центральную Азию. Кроме эффективного использования существующей платформы и различных механизмов, расширения консультаций в различных формах строительство экономического пояса «Шелкового пути» требует комплексного многостороннего механизма обмена. Существующая ШОС может сыграть эту роль. ШОС широко признается странами, находящимися в ареале «Шелкового пути», и большинство стран, располагающихся вдоль экономического пояса «Шелкового пути», имеют статус члена или наблюдателя ШОС. На данный момент отсутствуют лишь консультации с США и Европой. В будущем члены ШОС могут рассматривать вопрос о создании учреждений при Шанхайской организации сотрудничества. Это механизм, специально предназначенный для консультаций с США и Европой. Таким образом, строительство экономического пояса «Шелкового пути» тесно связывается с развитием ШОС, которой отводится интегрирующая роль. Китай и его партнеры должны в многостороннем диалоге найти новый путь евразийского сотрудничества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, в работе были рассмотрены основные направления внешней политики Китая и ее приоритеты при Си Цзиньпине. КНР – государство, которое в настоящий момент является одним из самых влиятельных стран не только в АТР, но и во всем мире. Руководство страны на протяжении многих лет на основных политических принципах грамотно выстраивает внешние отношения. Вот уже в течение нескольких десятилетий Китай ведет активное сотрудничество со многими африканскими странами в особенности с ЮАР. Китай стал вторым по величине торговым партнером Африки после США и его присутствие на континенте неуклонно растет. Каждые три года, начиная с 2000, страны участвуют в саммитах «Форум сотрудничества Китай-Африка», в ходе которых также обсуждаются и социальные проекты на африканском континенте. Конечно, огромное внимание во внешнеполитических отношения уделяется России, которая входит в десятку основных торговых партнеров КНР. Кроме того, Китай и Россия активно взаимодействуют в политических, культурных, социальных вопросах. В 2008 году между Китаем и Россией были окончательно урегулированы все территориальные вопросы, обсуждение которых началось еще в 1964 году.КНР проводит мирную политику в АТР, активно сотрудничает со своими соседями, также мирно старается решать все возникающие противоречия. Тем не менее, взаимоотношения КНР с Российской Федерацией характеризуются тем, что, несмотря на общие стратегические интересы и совпадение видений мировых проблем, сотрудничество КНР с Россией пронизано глубоким недоверием, основанном на растущей мощи КНР, а также на возрастающей конкуренции между Пекином и Москвой в Центрально-азиатском регионе. Можно отметить, что внешняя политика КНР тесно связана с приоритетами внутреннего развития. Вследствие этого, приоритеты внешней политики КНР рассматриваются в Пекине через призму таких внутренних приоритетов, как необходимость поддерживать устойчивый экономический рост и внутриполитическую стабильность, а также объединение Китая. Во многом этот момент определяет характер внешней политики Китая, а также ее задачи и подходы.

 

 

Список используемой литературы.

1. www.easttime.ru, аналитика, основные принципы внешней политики Китая (15.12.10).

2. Статья из газеты «Ren min ri bao» 08.2011, http://china.org.cn http://russian.people.com.cn/31521/7264054.html. Речь Си Цзиньпина от 17.01.11

3. интернет-статья Н.А.Ретунских (Алтайский государственный университет).

4. О.А. Тимофеев. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ.

5. Тимофеев, О.А. «Мягкие» методы международного влияния и трансформация внешнеполитической парадигмы КНР // Вестник ТОГУ. – 2009. – № 4.

6.По материалам трудов Мясникова Владимира Степановича, академика РАН, заместителя директора ИДВ РАН.

7. К АНАЛИЗУ НОВЫХ МОМЕНТОВ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КНР. ЛАРИН АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ

8. http://russian.news.cn/importnews/2013-04/01/c_132275421.htm

9. «Африка- поле битвы США и КНР или «Новый передел» «Черного» Мира», http://maxpark.com/community/5101/content/2116178

10. Лукин А. В. Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция // Международная жизнь. — 2014. — № 7.

11. Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и Китая. 20 декабря 2013 г. // Веб-сайт Российского совета по международным делам — russiancouncil.ru.

12. Ян ЛЭЙ, доцент Нанькайского университета. http://dknews.kz/e-konomicheskij-poyas-shelkovy-j-put-i-evrazijskoe-e-konomicheskoe-sotrudnichestvo/

13. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития. http://perspektivy.info

14. КИТАЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ «ПРОДВИЖЕНИЯ НА ЗАПАД» И «НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» Ларин А., Матвеев В.А.

15. Китай в XXI веке: актуальные тенденции развития ключевых сфер жизни / Колл. авт. Под. ред. А.С. Каукенова. – Алматы: Центр по изучению Китая при ИМЭП, 2008.

16. http://articlekz.com/article/7050

17. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 03.10.2012 // http://izvestia.ru/news/502761#ixzz33MwGpaMY http://izvestia.ru/news/502761#ixzz33MuUlrbY

18. Семинар «Россия и Китай в новой международной среде» (ШОС). 22 марта 2009 // http://www.rodon.org/polit- 11 Чжао Хуашэн: Дипломатия Китая в Центральной Азии. 091009104944

 

 

Date: 2015-09-24; view: 784; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию