Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Строительство экономического пояса «Шелкового пути» представляет исключительную важность для Китая и соседних с ним стран. Китай предложил идею экономического пояса «Шелкового пути» на основе концепции строительства «пяти коммуникаций» между странами региона. Под «пятью коммуникациями» имеются в виду: -политические коммуникации, транспортные соединения, торговые коммуникации, денежное обращение, а также отношения, связывающие людей друг с другом. Основная цель идеи экономического пояса «Шелкового пути» заключается в расширении сотрудничества в евразийском регионе. 16 сентября 2013 года, в Астане, Председатель КНР Си Цзиньпин высказал идею создания «экономического пояса Шелкового пути» как новой формы углубления сотрудничества Китая, государств Центральной Азии и России. Различные аспекты этой идеи начали бурно обсуждаться в Китае и других странах. Идея воссоздания Великого шелкового пути, а точнее, использования этого красивого названия в политических целях не нова. Название было предложено немецким географом и путешественником Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году. «Шелковым путем» или «Шелковыми путями» (немецкий исследователь употреблял оба термина) Рихтгофен назвал совокупность издревле существовавших сухопутных торговых путей из Китая в Европу через Центральную Азию. После присоединения Центральной Азии к России, в политическом и экономическом плане этот регион рассматривался не отдельно, а как часть Российской империи, а затем СССР. После распада СССР интерес к нему различных стран мира возрос. Можно сказать, началась геополитическая конкуренция за Центральную Азию, и в этой конкурентной борьбе бренд Шелкового пути стал использоваться самыми разными силами. В это же время сформировалось несколько подходов к Центральной Азии: российский, европейский, китайский и центральноазиатский. Россия воспринимает Центральную Азию как культурно близкий регион, и для этого есть определенные основания. Государства Центральной Азии более столетия входили в состав России/СССР, в советское время здесь сформировались светские элиты, психология и мировоззрение которых весьма близки российской элите, их представители учились с россиянами в одних вузах и говорят на одном языке. Концепция Шелкового пути воспринимается в России с интересом, но не выдвигается ею в качестве официальной. Россия предпочитает использовать термин «евразийская интеграция» и хотела бы сохранить свое традиционное влияние в Центральной Азии за счет равноправного сотрудничества и добровольного восстановления политических и экономических связей на взаимовыгодной основе. Политическая система большинства центрально-азиатских государств гораздо ближе российской, чем какой-либо другой. Восстановление же десятилетиями налаживаемых экономических и культурных связей между Россией и Центральной Азией полностью отвечает интересам развития обеих сторон. Россию рассматривают в регионе как реальный центр геополитического влияния, способный жестко отстаивать свои интересы, в том числе и за пределами собственных границ. Идея сохранения или воссоздания какой-либо формы объединения бывших республик СССР всегда существовала в правящих кругах многих из них. Экономические проблемы постсоветских государств, и прежде всего России, долгое время не позволяли им заняться реальной интеграцией. В 2010 году три из пяти членов созданного еще в 2001 году, но малоэффективного Евразийского экономического сообщества - Белоруссия, Казахстан и Россия - создали Таможенный союз, предусматривающий единую таможенную территорию.. Страны - участники Таможенного союза стали применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Также укрепляется взаимодействие постсоветских государств и в сфере безопасности. Здесь основную роль играет военно-политический союз, созданный в рамках ОДКБ, в который на сегодня входят практически те же страны: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Важность ОДКБ для многих стран СНГ основана на том, что, несмотря на заверения и обещания других государств и организаций, они понимают, что в случае реальной угрозы со стороны террористов или религиозных экстремистов только Россия и ее союзники способны прийти на помощь. Кроме экономической интеграции есть планы и по образованию политического объединения - Евразийского союза. Хотя конкретных сроков его создания пока нет, сама идея выхода постсоветской интеграции на новый уровень ставит вопрос о ее более глубоких ценностных основах. Согласно словам российского Президента В.В.Путина, «Евразийский союз - это открытый проект. Мы приветствуем присоединение к нему других партнеров, и прежде всего стран Содружества. При этом не собираемся кого-либо торопить или подталкивать. Это должно быть суверенное решение государства, продиктованное собственными долгосрочными национальными интересами».* Идеи Шелкового пути в странах ЕС воспринимают в основном как возможность способствовать экономическому развитию этого региона, что будет помогать его стабилизации. ЕС активно финансирует различные экономические и образовательные программы в ЦА. Географически в ЕС рассматривают возможности выхода в Центральную Азию через Турцию и Кавказ в основном с экономическими целями, хотя и некоторый политический элемент (переориентация Центральной Азии на Европу через прозападные государства Кавказа и члена НАТО Турцию) тоже присутствует. Рассматриваются различные программы развития государств Шелкового пути. К ним можно отнести осуществлявшуюся ПРООН с первого десятилетия ХХI века региональную программу «Шелковый путь: усиление потенциала в целях регионального сотрудничества и развития», в которой участвуют Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Китай, а также совместный проект ЮНВТО/ЮНЕСКО. Интерес Пекина к Центральной Азии имеет в основном стратегический характер, а именно: устранение исходящих отсюда угроз нестабильности и терроризма для самого Китая. Китайский эксперт Ли Фэнлинь отмечал: «Интересы Китая заключаются в следующем: создание благоприятных условий для развития страны, предоставление для северо-западного региона Китая мирной, безопасной и стратегической внешней среды, в том числе в борьбе против «трех зол», обеспечение открытости региона, создание и поддержание отношений вечной дружбы и добрососедства со странами - членами ШОС, развертывание сотрудничества во всех областях - в политике, экономике, безопасности, гуманитарной области - продвижение региональной интеграции, минимизирование негативного влияния от процессов глобализации, достижение гармоничного развития и общего процветания членов ШОС в целом, повышение международного влияния Китая, чтобы вместе со странами внести достойный вклад в создание нового мирового политического и - членами ШОС экономического порядка»18. В труде «Дипломатия Китая в Центральной Азии» Чжао Хуашэн выстраивает иерархическую систему интересов Пекина в этом регионе: на первое место он выдвигает борьбу с терроризмом и обеспечение энергетических интересов, на второе - экономику и ШОС, на третье - геополитические интересы и безопасность границ* 11 Важнейшим средством обеспечения своих интересов в регионе в Китае рассматривают ШОС. Чжао Хуашэн отметил, что ШОС является важнейшей опорой китайской дипломатии в ЦА и имеет для Китая существенное значение. По мнению большинства китайских экспертов, Пекин согласен учитывать традиционные российские интересы в этом регионе. Ли Фэнлинь прямо заявляет: «У Китая нет намерения стать лидером ни на региональном, ни на глобальном уровне. Китай с пониманием относится к стремлению России сохранить свое традиционное влияние в Центральной Азии»*. В Астане, представляя свою концепцию, китайский лидер сформулировал программу действий из пяти пунктов: 1) усиление координации государств региона в политической области; 2) интенсификация строительства единой дорожной сети; 3) развитие торговли путем ликвидации торговых барьеров, снижения издержек торговли и инвестиций, повышения скорости и качества экономических операций в регионе; 4) увеличение валютных потоков за счет перехода на расчеты в национальных валютах; 5) усиление роли народной дипломатии, расширение прямых связей между народами стран региона. Углубление сотрудничества предлагается осуществлять за счет внутренних ресурсов государств региона, а также Китая и России. Стоит отметить, что речь идет о сотрудничестве государств Центральной Азии прежде всего с Китаем и Россией, а уже потом с другими государствами. Также Си Цзиньпин отмечает необходимость политического взаимодействия как основы экономического сотрудничества. Важнейшим фактором углубления сотрудничества в регионе лидер КНР называет взаимодействие функционирующих здесь международных организаций: ШОС и ЕврАзЭС. Это означает, что Китай не рассматривает евразийскую интеграцию, активно продвигаемую Россией, Казахстаном и Белоруссией, как противоречащую китайским интересам или составляющую конкуренцию ШОС, а, напротив, считает ее полезной. Россия также позитивно оценивает китайскую инициативу. Об этом говорится в совместном заявлении, принятом во время визита Президента В.В.Путина в Пекин в мае 2014 года: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации». В документе далее выражается готовность России и Китая продолжить «поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе»*. Практически все государства, которые, с точки зрения Китая, должны быть подключены к проекту «Экономического пояса Шелкового пути», входят и в ШОС. ШОС занимается всеми вопросами, поднятыми Си Цзиньпином, однако не все из них решает достаточно эффективно. Особенно слабо продвигается в ШОС многостороннее экономическое сотрудничество. В совместной декларации 2014 года отмечено, что «между Россией и КНР продолжат дальнейшее развитие регионального экономического сотрудничества. В связи с этим представляется, что программа создания «экономического пояса Шелкового пути» может стать катализатором многостороннего экономического сотрудничества государств ШОС. В то же время на пути осуществления программы «экономического пояса Шелкового пути» стоят два больших препятствия. Первое - безопасность внутри Китая, прежде всего в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где ситуация в последнее время постоянно ухудшается. Второе - противоречие между стремлением Китая активно сотрудничать с соседями и проявляющейся тенденцией занимать более жесткую позицию по территориальным спорам с некоторыми из них, что вызывает серьезные опасения в соседних государствах. Если Пекин будет и дальше продвигать идею экономического пояса, ему придется всерьез задуматься о переосмыслении подходов к этим двум проблемам. Китайское правительство в настоящий момент разрабатывает политику строительства экономического пояса «Шелкового пути». В этой политике предусмотрено существование трех линий. Северная линия представляет собой евразийский континентальный мост, включающий железную дорогу, которая соединяет Китай с Европой через Казахстан и Россию, автомобильную дорогу и торговую систему. Средняя линия предусматривает трансграничное железнодорожное строительство Китай-Киргизия-Узбекистан. *Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия. 20 мая 2014 // http://www.kremlin.ru/ref_notes/1642 В будущем к нему подключится железнодорожная система Туркменистана, Ирана и Турции и далее Европа. Южная линия представляет собой китайско-пакистанский экономический коридор, в который входят железная дорога, автомобильная дорога, энергетические трубопроводы и их сопровождение. Экономический пояс «Шелкового пути» объединяет промышленность, население, ресурсы, информацию. «Шелковый путь» помогает Китаю развивать отношения в западном направлении. Строительство «Шелкового пути» должно снизить уровень противоречий, которые возникают в Центральной Азии ввиду того, что конкуренция Центрально-азиатских стран становится все более жесткой. Главной задачей в достижении поставленной цели является установление сотрудничества между государствами этого региона. Некоторые страны, международные организации и другие страны выдвинули свои планы сотрудничества в Евразии, в том числе: Российский евразийский союз. Стратегия России в Центральной Азии заключается в движении от Таможенного союза к Евразийскому союзу. Цель этой концепции состоит в том, чтобы поддержать свое влияние в регионе и содействовать интеграции стран СНГ. Однако США, ЕС и некоторые страны региона выступают против этой идеи. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Итак, в работе были рассмотрены основные направления внешней политики Китая и ее приоритеты при Си Цзиньпине. КНР – государство, которое в настоящий момент является одним из самых влиятельных стран не только в АТР, но и во всем мире. Руководство страны на протяжении многих лет на основных политических принципах грамотно выстраивает внешние отношения. Вот уже в течение нескольких десятилетий Китай ведет активное сотрудничество со многими африканскими странами в особенности с ЮАР. Китай стал вторым по величине торговым партнером Африки после США и его присутствие на континенте неуклонно растет. Каждые три года, начиная с 2000, страны участвуют в саммитах «Форум сотрудничества Китай-Африка», в ходе которых также обсуждаются и социальные проекты на африканском континенте. Конечно, огромное внимание во внешнеполитических отношения уделяется России, которая входит в десятку основных торговых партнеров КНР. Кроме того, Китай и Россия активно взаимодействуют в политических, культурных, социальных вопросах. В 2008 году между Китаем и Россией были окончательно урегулированы все территориальные вопросы, обсуждение которых началось еще в 1964 году.КНР проводит мирную политику в АТР, активно сотрудничает со своими соседями, также мирно старается решать все возникающие противоречия. Тем не менее, взаимоотношения КНР с Российской Федерацией характеризуются тем, что, несмотря на общие стратегические интересы и совпадение видений мировых проблем, сотрудничество КНР с Россией пронизано глубоким недоверием, основанном на растущей мощи КНР, а также на возрастающей конкуренции между Пекином и Москвой в Центрально-азиатском регионе. Можно отметить, что внешняя политика КНР тесно связана с приоритетами внутреннего развития. Вследствие этого, приоритеты внешней политики КНР рассматриваются в Пекине через призму таких внутренних приоритетов, как необходимость поддерживать устойчивый экономический рост и внутриполитическую стабильность, а также объединение Китая. Во многом этот момент определяет характер внешней политики Китая, а также ее задачи и подходы.
Список используемой литературы. 1. www.easttime.ru, аналитика, основные принципы внешней политики Китая (15.12.10). 2. Статья из газеты «Ren min ri bao» 08.2011, http://china.org.cn http://russian.people.com.cn/31521/7264054.html. Речь Си Цзиньпина от 17.01.11 3. интернет-статья Н.А.Ретунских (Алтайский государственный университет). 4. О.А. Тимофеев. РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИХ РАЗВИТИЯ. 5. Тимофеев, О.А. «Мягкие» методы международного влияния и трансформация внешнеполитической парадигмы КНР // Вестник ТОГУ. – 2009. – № 4. 6.По материалам трудов Мясникова Владимира Степановича, академика РАН, заместителя директора ИДВ РАН. 7. К АНАЛИЗУ НОВЫХ МОМЕНТОВ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ КНР. ЛАРИН АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ 8. http://russian.news.cn/importnews/2013-04/01/c_132275421.htm 9. «Африка- поле битвы США и КНР или «Новый передел» «Черного» Мира», http://maxpark.com/community/5101/content/2116178 10. Лукин А. В. Идея «экономического пояса Шелкового пути» и евразийская интеграция // Международная жизнь. — 2014. — № 7. 11. Новый Шелковый путь: стратегические интересы России и Китая. 20 декабря 2013 г. // Веб-сайт Российского совета по международным делам — russiancouncil.ru. 12. Ян ЛЭЙ, доцент Нанькайского университета. http://dknews.kz/e-konomicheskij-poyas-shelkovy-j-put-i-evrazijskoe-e-konomicheskoe-sotrudnichestvo/ 13. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития. http://perspektivy.info 14. КИТАЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ «ПРОДВИЖЕНИЯ НА ЗАПАД» И «НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ» Ларин А., Матвеев В.А. 15. Китай в XXI веке: актуальные тенденции развития ключевых сфер жизни / Колл. авт. Под. ред. А.С. Каукенова. – Алматы: Центр по изучению Китая при ИМЭП, 2008. 16. http://articlekz.com/article/7050 17. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 03.10.2012 // http://izvestia.ru/news/502761#ixzz33MwGpaMY http://izvestia.ru/news/502761#ixzz33MuUlrbY 18. Семинар «Россия и Китай в новой международной среде» (ШОС). 22 марта 2009 // http://www.rodon.org/polit- 11 Чжао Хуашэн: Дипломатия Китая в Центральной Азии. 091009104944
|