Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что вы должны знать об основных законах психологического развития вашего ребенка
В подростковом и юношеском возрасте происходит бурное физическое и половое развитие. По мнению многих зарубежных исследователей, человек в этом возрасте становится «жертвой бушующих гормонов», которые оказывают сильное влияние на нервную систему ребенка. С точки зрения социальной этот период символизирует собой переход от детства к взрослости. Какие же психологические перемены происходят с вашим ребенком? Почему он вдруг стал таким взрывным, отчужденным и неуправляемым? 1. Существенно меняются его внешность и физический облик, причиняя подчас поистине невыносимые страдания и вызывая комплекс неполноценности. В этом возрасте у человека уже сформировался идеальный образ собственного тела, активно навязываемый рекламой, фильмами и средствами массовой информации. Юношей привлекает культ супермена: физическая сила в сочетании с горой мышечной массы. Девушки же чаще всего стремятся к физическим пропорциям мане- А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА кенщиц и фотомоделей. Кроме того, существуют законы молодежной моды, которой в данном возрасте следует 98% подростков. Они хотят быть модными и красивыми, «как все». К сожалению, идеал чаще всего разительно отличается от реальности. Поэтому любые негативные замечания, касающиеся их внешнего облика, воспринимаются в штыки. 2. Подросток предпринимает попытку осознать и постичь собственное «я», переживая при этом кризис идентичности. Дело в том, что он уже перерос свое детское «я», а его взрослое «я» еще не сформировалось. Он вновь, как когда-то в детстве, только уже на новом уровне осмысления, пытается ответить себе на главный вопрос: «какой я?» Кроме этого детского вопроса, начинает волновать еще один, не менее серьезный: «для чего я живу?» Но разобраться в себе невозможно, не сравнивая себя с другими людьми. Именно здесь и кроется серьезная психологическая ловушка. Дело в том, что он сравнивает себя не с любыми людьми, а с так называемыми референтными группами. Это группы людей, мнениями и ценностями которых он дорожит, к вниманию, признанию и любви которых он стремится. Такие референтные группы встречаются ему на каждом шагу от школьного класса и институтской группы до компании приятелей во дворе. Всем этим разнонаправленным идеалам ребенок и пытается соответствовать, в каждой из этих групп он старается самоутвердиться. И если, например, его семья не является референтной груп- КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ пой а компания приятелей-наркоманов является действительно значимой, то строить собственное «я» он начинает в соответствии с идеалами и нормами данной группы людей. В подростковом и юношеском возрасте референтная группа может быть заменена одним конкретным человеком, воплощающим в себе некий идеал, к которому следует стремиться. Так появляются кумиры, модели поведения которых ваш ребенок стремится копировать до мельчайших деталей. Поскольку направленность ценностей, разделяемых той или иной группой или кумирами, различна, то возникает определенный внутренний конфликт. Перед вашим ребенком встает проблема выбора: что принять, а что отторгнуть. Если он не обладает достаточной силой «я», то он автоматически попадает в стрессовую ситуацию, выражающуюся в частых сменах настроения, раздражительности, склонности к депрессии. 3. Эмоциональная нестабильность, свойственная практически всем подросткам, может в отдельных случаях принимать крайние формы, называемые проблемным поведением. Именно здесь и кроются корни начала употребления наркотиков: неспособность к выбору, неумение решать свои проблемы, интеллектуальные и эмоциональные, вызывают у подростка постоянную тревогу. Если в детстве от чего-то страшного, пугающего и непонятного Можно убежать и уткнуться в мамины колени, то теперь, когда он «взрослый» и «самостоятельный», этот вариант выхода из кризиса уже неприемлем, а стремление убежать и спрятаться от проблем по-прежнему существует. И ребеЯ бежит... Попытка «убежать в наркотики» ознЦ ет определенную незрелость личности, неготД ность к пугающей взрослой жизни. Употребляв наркотики, ваш ребенок пытается справиться со стрессовой ситуацией, не имея других, более действенных способов решения проблемы. Американские ученые исследовали категории подростков, максимально подверженных эмоци- -ональньш срывам и депрессивным состояниям, Помимо недовольства собственным внешним обликом и незрелости «я», они выделяют следующие факторы риска: • Неуверенность в собственных силах, правильности выбора профессии, страх за свое будущее. • Низкая самооценка и непопулярность среди сверстников. • Неудачи в учебе или на работе. ' Проблемы в семье, как материальные, так и эмоциональные. Степень риска возрастает при увеличении количества конфликтов между родителями и практически достигает максимума при их разводе. ' 4. Взрослеющий ребенок неизбежно требует пересмотра ваших с ним взаимоотношений. Как это ни печально, но нередко именно ваша неготовность пойти ему навстречу становится причиной серьезного эмоционального кризиса для подростка и препятствием для становления его «я». Одной из главных особенностей подросткового и юношеского возраста является стремление к автономии. Это проявляется в первую очередь КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ п попытке освободиться от излишней опеки и добиться хотя бы относительной независимости. Ваш ребенок пробует начать общаться с вами на равных, он уже вырос из коротких штанишек. Кроме того, даже если он по-прежнему материально зависит от вас, он пытается отстоять свое право на собственные идеи, мнения и суждения, отличные от ваших. Во многом от того, какой тип отношений с ребенком сложился в вашей семье, зависит и вероятность возникновения проблемного поведения у вашего ребенка. Американский психолог Диана Бомринд выделяет четыре основных стиля родительского поведения и анализирует их влияние на ребенка Date: 2015-09-24; view: 357; Нарушение авторских прав |