Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции первобытного и традиционного искусства





 

1) Идеологическая функция. В традиционном первобытном обществе процесс творчества всегда происходит в соответствии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое произведение искусства является отражением существующей на момент его создания в социуме идеологии. Художник активно участвует в жизни племени, и творчество его полностью подчинено господствующим в племени взглядам, не отражая и не преследуя никаких личных целей или воззрений художника (впрочем, и само существование таковых в первобытном обществе достаточно маловероятно и точно не является распространенным явлением) [7].

 

2) Общеобразовательная функция. Данная функция выполняется любым произведением искусства. Однако, в тех случаях, когда искусство является важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несет повышенную смысловую нагрузку (отчасти, этим объясняется символический характер традиционного искусства, так как перед художником стоит задача выражения сложных идей и понятий, которые не могут быть переданы методом непосредственного отображения) [8].

 

3) Коммуникативно-мемориальная функция. Эта функция тесно переплетается с общеобразовательной и социальной функциями, что объясняется связью между поколениями через ту же систему обрядов инициации, через сохранение родовой преемственности etc. В принципе, каждое художественное произведение имеет коммуникативное значение и закрепляет связь между человеком и обществом, а также оперативно выполнять ту функцию, которая позднее переходит к письменности [9].

 

4) Социальная функция. Поскольку процесс культурного и экономического развития в классовых обществах протекает в условиях более или менее острой и осознанной политической борьбы, искусство часто принимает активное участие в такой борьбе, выступая на стороне той или иной социальной группы или класса, поддерживая ту или иную тенденцию, каждая из которых направлена в конечном счете на упрочнение либо изменение существующей социальной структуры. В традиционном искусстве социальная функция обычно тесно взаимосвязана с магико-религиозной функцией [10].

 

5) Познавательная функция. Сказав лишь, что познавательная функция, безусловно, свойственна первобытному и традиционному искусству (как и практически любому другому искусству), следует заметить, что рассуждения В.Мириманова о взаимосвязи процесса познания с процессом создания произведений искусства и их восприятием сознанием первобытного человека достаточно спорны; вопрос о познании в принципе чрезвычайно многогранен и не разрешен однозначно до сих пор. Положения, высказанные автором, близки к мыслям М.Полани, изложенным им в работе “Личностное знание”, которые, однако, неоднократно оспаривались многими мыслителями, в особенности приверженцами материалистических учений [11].

 

6) Магико-религиозная функция. Ей в работе В.Мириманова уделено существенное внимание. Как известно, аппарат магии создается первобытным человеком в стремлении овладеть силами природы. В частности, по В.Мириманову, в его основе лежит принцип аналогии – вера в получение власти над предметом через овладение его образом. К примеру, первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, цель ее – обеспечение удачной охоты; центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, связанные с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Принцип, на котором основана первобытная магия, лежит в основе широко распространенного у всех народов колдовства и всевозможных религиозных обрядов.

Вообще говоря, магия, религия, мифы и сопутствующее им искусство, не решая проблем в научном плане, снимают их, создавая своеобразный иллюзорный мир; в создании аппарата магии выражаются страх человека перед силами природы и одновременно вера в возможность управлять этими силами. Первобытный и традиционный культурный комплекс, по В.Мириманову, можно рассматривать с современной точки зрения как гипотетическую картину мироздания, состоящую, как и всякая гипотеза, из действительных и предполагаемых (фантастических) элементов, удовлетворяющую первобытного человека своей полнотой и законченностью [12].

 

7) Эстетическая функция. В.Мириманов приходит к выводу, что эстетическое начало, будучи неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, в то же время никогда не становится самоцелью. Развитие в труде духовных потребностей привело к постепенному формированию эстетического чувства и эстетической потребности; эстетическое чувство породило эстетическую потребность, которая формировалась и совершенствовалась в процессе производственно трудовой практики. У первобытного человека в качестве эстетической реакции, связанной с чувством ритма и симметрии, выступает положительная эмоциональная реакция на такие вещи, как, к примеру, гладкая и правильная форма изделия; овладение же совершенной техникой труда всегда ведет к появлению более правильных, более точных форм. Эстетическая функция искусства тесно связана с процессом стилизации, который рассматривается В.Миримановым отдельно [13].







Date: 2015-09-24; view: 382; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию