Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С хе м а 3 5
Высший и центральный государственный аппарат Российской Империи в XIX - начале XX в. ИМПЕРАТОР Генерал- Обер- прокурор прокурор Председатель Председатель Председатель Председатель Управляющий Правительству-щий сенат 1709-1917 Святейший синод 1721-1918 Комитет министров 1802-1917 Совет министров 1857-1917 Государственный совет 1810-1917 Государственная дума 1906-1917 Собственная Его Имп. Вел. канцелярия 1826-1917
Министр Министр Министр Министр Государственный контролер Главноуправляющий Главноуправляющий
Военное министерство 1802-1917 Морское министерство 1802-1917 Министерство народного 1802-1917 Министерство императорского двора 1826-1917 Государственный контроль 1811-1917 Главное управление государственного коннозаводства 1856-1917 Главное управление землеустройства и земледелия 1905-1915 ----------- Местное управление не претерпело в названный период никаких существенных изменений, кроме управления инонациональными территориями. Существовали районы, имевшие особый правовой статус (Польша, Финляндия), но господствовала тенденция к упрощению управления этими территориями, обусловленная политикой царизма, направленной на укрепление централизации, единообразия и, в определенной степени, на русификацию национальных окраин. Характеризуя деятельность карательных органов царизма, важно отметить усиление их влияния, особенно во второй четверти XIX в.: армии, полиции и судебной системы. 3. Общая характеристика российского права в первой половине XIX в. Консерватизм политической надстройки России первой половины XIX в. предопределил также особенности российской правовой системы. Все изменения в праве производятся в основном для того, чтобы укрепить устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе невелики. Стремление удержать и укрепить устои шатающегося феодализма приводит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Петром I, требовавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столетие Александр I. При этом он связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр I писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?». Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства (см. схему 36). Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то этого нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по систематизации российского законодательства, составившая целую эпоху в его истории. Последним универсальным систематизированным сборником, охватывающим почти все отрасли русского права, было Соборное уложение 1649 г. Как уже отмечалось, в XVIII в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху. К началу XIX в. неразбериха в законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах. Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во главе с П.В.Завадовским. Она получила название Комиссии для составления законов и провела значительную подготовительную работу. Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систематизацию российского законодательства. Р С хе м а 3 6 Важнейшие кодификационные мероприятия в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) 1767 г. - Образована комиссия для создания проекта нового Уложения. 1796 г. - Создана "Комиссия для составления законов". 1801 г. - Член комиссии А.Н.Радищев представил на обсуждение "Проект для разделения Уложения Российского" и "Проект Гражданского уложения", проникнутые антикрепостническим духом. 1803 г. - Комиссия реорганизована и передана в ведение Министерства юстиции. 1808 г. - Во главе комиссии поставлен М.М.Сперанский. 1810 г. - М.М.Сперанский подготовил проект Гражданского уложения, вызвавший взрыв негодования со стороны помещиков-крепостников и чиновничьего аппарата, в результате чего попал в опалу. 1826 г. - Учреждено второе (кодификационное) отделение Собственной Е.И.В. канцелярии. М.М.Сперанский не числится в штатах отделения, но как член Государственного Совета по Департаменту законов фактически возглавил работу отделения. 1830 г. - Вышло в свет первое издание "Полного собрания законов Российской Империи" (ПСЗ), состоявшее из 45 томов и включавшее в себя 30600 актов, действовавших с 1649 по 1825 г. 1832 г. - Началась публикация "Свода законов Российской Империи" (в 15 томах). 1835 г. - С 1 января Свод законов введен в действие. 1845 г. - Утверждено подготовленное М.М.Сперанским "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных". Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздирались серьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель работ» комиссии Г.А.Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законодательства о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I. Не следует думать, что Николай I, несмотря на его размышления о необходимости отмены крепостного права, дал директиву открыть дорогу новым веяниям. Как раз наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь привести в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы Император наблюдал лично. Для этого комиссия была создана не при Государственном Совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов. Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной Его Императорского Величе- ства канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, Император учредил семь ревизионных комиссий с целью проверить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облегчалась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соответствующий акт в Полном собрании законов, с датой и номером. Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фактически возглавлял М.М.Сперанский, впервые привлеченный к кодификационным работам еще в 1808-1809 гг. Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного уложения, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась. Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собрание законов Российской Империи, охватившее законодательство до 1881 г., и третье, включившее законы с марта этого года. ПСЗ все-таки было не совсем полным. Некоторые акты кодификаторам не удалось найти. Дело в том, что государственные архивы России находились в скверном состоянии. Ни в одном из них не было даже полного реестра существующих законов. В некоторых же случаях отдельные акты умышленно не вносились в ПСЗ. Речь идет о документах внешнеполитического характера, сохранявших еще оперативную секретность. Не вносились также законы, изданные по обстоятельствам чрезвычайной важности, и частные дела, касающиеся какого-либо лица или содержащие правила внутреннего распорядка для государственных органов. По подсчетам А.Н.Филиппова, в первое ПСЗ не вошло несколько тысяч документов. В то же время в Полное собрание вошли акты, по существу не имеющие характера законов, поскольку само понятие «закон» в теории не было разработано. В Полном собрании законов можно найти акты неюридического характера, судебные прецеденты и т.п. Параллельно с систематизацией общеприбалтийского имперского права были проведены работы по инкорпорации остзейского права, отражающего привилегированное положение местных дворян, мещан и духовенства. Еще при Александре I задание по систематизации остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет. В 1828 г. при II отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации остзейского права. По решению Государственного Совета были собраны и доставлены в Сенат древние документы со всего края, составившие 23 объемистых пакета. Эти документы на немецком, латинском, польском, шведском, русском (немного) языках были из Сената направлены в указанную комиссию. Результатом работы этой комиссии, вернее, ее члена Гиммельштерна, явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений губерний Остзейских (часть первая — Учреждения, часть вторая — Законы о состояниях). Значительно позже была издана третья часть — Законы гражданские. Date: 2015-09-24; view: 356; Нарушение авторских прав |