Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Линии развития жизненного мира. В конце подросткового возраста линии онтогенеза жиз­ненного мира в основных своих чертах сформировались как сложившиеся





В конце подросткового возраста линии онтогенеза жиз­ненного мира в основных своих чертах сформировались как сложившиеся, развитые типы. В ранней юности происходит их окончательное становление. Оно определяется прежде всего совершающимся в старшем школьном возрасте мировоззрен­ческим выбором (либо отсутствием такового, что тоже можно считать своеобразным «выбором», характерным для одного из вариантов развития). С мировоззренческими установками непосредственно связано моральное и профессиональное самоопределение.

Как и на предыдущих возрастных этапах, жизненный мир получает наибольшее развитие в рамках главной стороны жизни, ведущей деятельности. Решая вопросы профессиональ­ного самоопределения, выбора жизненного пути, старшек­лассник исходит из складывающихся у него основных жиз­ненных позиций, убеждений, идеалов, ценностных ориента­ции. Одновременно он «примеряет» эти позиции и убежде­ния, ценности и идеалы к своей будущей жизни и тем самым глубже осознает их. Становление мировоззрения, морального и профессионального самоопределения осуществляется, та­ким образом, в тесном переплетении друг с другом.

Остается чрезвычайно важной и та сторона жизни, что связана с общением. В общении с близкими взрослыми по­является новый аспект — заинтересованность в опыте и зна­ниях старших, их оценках и рекомендациях. Это имеет зна­чение не только для решения вопросов самоопределения; это еще и новый аспект отношения — отношения к близко­му взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере, выступающему, как отмечалось выше, носителем соответствующего идеала.

Вторая линия общения — с близкими сверстниками - не менее значима для становления жизненного мира и для будущей жизни. От ее развития, как подчеркивал Э. Эриксон, зависит способность или неспособность будущего взрос­лого человека к глубоким, доверительным отношениям с другими людьми. Развитие этой линии общения в ранней юности, в старших классах школы, обычно определяет бу­дущие отношения и в собственной семье, и с друзьями, и в производственных и неформальных группах.

У старшеклассников с духовно-нравственной и сущнос­тной направленностью личности (сложным и «как бы лег­ким» и сущностным жизненным миром) профессиональ­ное самоопределение происходит на основе ориентации на сущностность связей с миром. Главным критерием выбора профессии является наличие глубокого интереса к ней, в связи с чем стоит задача определить свое призвание. У боль­шинства представителей этих типов жизненного мира (при сущностном жизненном мире — у всех) в связи с широтой круга интересов проблема профессионального самоопреде­ления облегчается; часть из них нашли свое призвание рань­ше, в предыдущих возрастных периодах.

В сфере общения для них также характерна широкая представленность сущностных отношений. Это привязанности к близким взрослым, отношения глубокой преданной друж­бы с кем-либо (иногда — с несколькими) из сверстников, чувство общности с группами сверстников (одноклассни­ков, товарищей по интересам, например, в спортивных сек­циях и т.п.).

Стремление к сущностности, духовной близости отлича­ет этих старшеклассников и при возникновении влюблен­ности. Первая любовь (влюбленность) очень редко стано­вится чувством, соединяющим сутью, т.е. собственно любо­вью, однако субъективно она переживается как духовная, сущностная связь. Непосредственного знания сущностности отношений в таких случаях нет, поэтому оно заменяется верой. Механизм веры при влюбленности действует анало­гично механизму терпения в простом и трудном жизненном мире: в сознании происходит актуализация ощущения же­лаемого, в данном случае — сущностного единения с пред­метом влюбленности. Если вера оправдывается, влюблен­ность переходит в любовь — единение сутью дает непосред­ственное (интуитивное) знание сущностности отношений. Как правило, однако, развитие отношений приводит к ут­рате веры: влюбленность проходит. Тем не менее, как было отмечено выше, этот субъективный опыт духовного едине­ния в любви чрезвычайно важен в будущем.

Развиваются и расширяются другие сущностные связи с миром. Чувство родины в отношении своей страны стано­вится более осознанным, наполненным многообразным со­держанием. Уже в этом возрасте возможно и появление чув­ства родины, отнесенного к Земле в целом. Наряду с окон­чательным становлением школьной дружбы, чувства общ­ности с другими малыми группами обретаются новые уров­ни психосоциальной тождественности. Возможно возникно­вение чувства общности со всеми людьми Земли, что в пер­вую очередь характерно для сущностной линии онтогенеза (А. Маслоу: «Самоактуализированного человека отличает глубочайшее чувство идентификации с человечеством»).


Все другие сущностные связи с миром — разнообраз­ные проявления любви к природе, привязанности к жи­вотным, увлечения и т.п. — также становятся в этом возра­сте более осознанными, включаются в целостную миро­воззренческую систему. Например, привязанность к живот­ным может появиться рано, и ребенок тоже будет остро переживать, если ему придется испытать утрату своего чет­вероногого друга. Однако настоящее, глубокое осознание роли в своей жизни той или иной сущностной связи при­ходит с окончательным становлением типа жизненного мира. Известный киноактер С.В. Жигунов на вопрос жур­налиста о том, легче ли ему переживать за лошадей, чем за фильмы, ответил: «Что вы — этот вопрос еще больнее... Однажды из-за того, что лошадкам дали не то лекарство, пало 14 животных. Умер тогда и мой конь. Для меня эта смерть и сегодня незаживающая рана»*.

* Мир новостей. 2000. 4 марта.

 

Для старшеклассников с эгоистической направленнос­тью личности (сложным и трудным жизненным миром) сущностные связи, духовно-нравственные ценности не ста­новятся определяющим фактором выработки мировоззрен­ческих установок и самоопределения. Соответственно, вы­бор профессии зависит от доминирующих эгоистических мотивов. Решающими могут оказаться соображения пре­стижности будущей профессии, возможности продвиже­ния по карьерной лестнице, материальные условия и т.п. В настоящее время, как было отмечено, все больше уси­ливается тенденция к выбору профессии, дающей возмож­ность высокого заработка.

Доминирование эгоистических мотивов накладывает от­печаток и на отношения со сверстниками и взрослыми. При­вязанности к близким родственникам менее характерны, чем при духовно-нравственной направленности личности. В от­ношениях со сверстниками также преобладают не духовно-нравственные принципы, а мотивы самоутверждения, до­минирования, престижа и т.п. Это касается как дружбы, так и романтических отношений, в которых мотив победы обыч­но более важен, чем духовная близость.

Преобладание эгоистических мотивов, их высокая зна­чимость обусловливают вообще подчиненную роль сущно­стных связей с миром, в которых, как мы подчеркивали ранее, человек выходит за рамки направленности мотива­ции на самого себя. По сравнению со старшеклассниками с духовно-нравственной направленностью личности круг сущностных жизненных отношений значительно сужен.

Данная линия онтогенеза также приводит в ранней юно­сти к окончательному становлению типа жизненного мира. При решении вопросов морального и профессионального самоопределения, сопряженных с выработкой мировоззрен­ческих установок, происходит более глубокое и полное осоз­нание доминирующих мотивов, сложности своего внутрен­него мира, противоречий между наиболее значимыми по­буждениями, тех внешних трудностей, что стоят на пути реализации мотивов.

Окончательно оформляется и линия онтогенеза, связан­ная с гедонистической установкой. Сложные проблемы са­моопределения, выбора жизненного пути оказываются не под силу личностно неразвитым, ориентированным на по­лучение удовольствий и развлечений старшеклассникам. Лич­ностная неразвитость, инфантильность еще более за­крепляются фактической непредставленностью у них глав­ных сторон жизни, определяющих развитие в ранней юнос­ти: учебно-профессиональной деятельности, решения воп­росов выбора жизненного пути и полноценного общения со взрослыми и сверстниками. Отсюда присущие им проявле­ния «диффузии идентичности» («кризиса идентичности»), описанные Э. Эриксоном: отсутствие мировоззренческих установок, нежелание и неспособность вступать во взрос­лую жизнь, выбрать профессию или продолжить образова­ние в вузе, неспособность к глубоким отношениям с други­ми людьми и т.д.


Э. Эриксон отмечает часто свойственное этому специфи­ческому кризису чувство своей бесполезности, бесцельности, душевного разлада. Ощущение своей неприспособленности, от­чужденности, деперсонализации наряду с неудовлетворенно­стью общепринятыми социальными ценностями и их отвер­жением нередко приводят к делинквентному поведению.

Завершая характеристику различных линий онтогенеза, приводящих в ранней юности к окончательному становле­нию соответствующих типов жизненного мира, еще раз на­помним, что между ними существуют промежуточные, с двойной направленностью. Так, по нашим данным, двой­ное доминирование эгоистических и духовно-нравственных мотивов сейчас отмечается у значительной части учащихся выпускных классов московских средних школ.

Старшеклассник прощается с детством, со старой, при­вычной жизнью. Оказавшись на пороге истинной взрослос­ти, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, приня­тия себя он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность — пе­риод стабилизации личности. В это время складывается сис­тема устойчивых взглядов на мир и свое место в нем — ми­ровоззрение. Известны связанные с этим юношеский мак­симализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода стано­вится самоопределение, профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.

С выработкой мировоззренческих установок, личностным и профессиональным самоопределением связано и оконча­тельное становление жизненного мира. Все мотивы, в том числе сущностные, а также значимость либо незначимость сложности и трудности жизненного мира становятся более осознанными, переживаются во всей полноте и глубине.

Мы рассмотрели самый ответственный, самый слож­ный и наиболее изученный этап возрастного развития че­ловека — от рождения до начала самостоятельной взрос­лой жизни. Он включает детство, отрочество и начало юно­сти. Основные моменты становления психики в этот важ­нейший отрезок жизни представлены в таблице II.5.

Таблица II. 5







Date: 2015-09-23; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию