Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полноценное и неполноценное питание младенца
Возможно, американцы обеспечены питанием лучше, чем жители любой другой страны, но и в Америке многие страдают от недостаточного питания. Так, в отчете Комитета национальной программы помощи бедным семьям за 1992 год сообщалось, что от 20 до 24% детей младенческого возраста из бедных семей страдают от анемии, вызванной дефицитом железа в пище (Pollitt, 1994). Подобная картина наблюдается и в случае с другими питательными веществами. Велика вероятность, что за прошедшие с того времени годы в связи с сокращением программ обеспечения нуждающихся продуктами питания и связанных с этим служб повысилось количество недостаточно питающихся американских семей с низким уровнем дохода. Во многих развивающихся странах по всему миру ситуация еще пессимистичнее. По оценкам ЮНИСЕФ — детского фонда ООН (UNICEF), в таких странах более 30% детей младше 5-летнего возраста в результате неполноценного питания испытывают задержку роста и развития различных уровней - от умеренной до серьезной {UNICEF, 2000). По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), почти 30% представителей всего человечества всех возрастов страдают от той или иной формы неполноценного питания (WHO, 2000). В свою очередь, почти половина из 10 миллионов происходящих ежегодно в развивающихся странах смертей детей младше 5 лет связана с неполноценным питанием (WHO, 2000). Серьезные нарушения объема и структуры питания первые 30 месяцев жизни почти невозможно компенсировать позже. Это может вызвать длительную остановку физического роста организма, в результате чего и дети, и взрослые не достигают среднего роста, а также привести к задержкам в созревании и научении (Waterlow, 1994). Длительное отставание размеров головного мозга от нормы, наряду с дефицитами внимания и способности к обработке информации, — обычные последствия неполноценного питания в младенчестве. Существуют два основных вида неполноценного питания. Один из них связан с недостатком общего количества пищи, а другой — с недостатком определенных продуктов. Хроническое голодание или неполноценное питание приводят к состоянию маразма. Такое питание характеризуется недостатком протеина и общего количества калорий, сопровождается мышечным истощением и утратой подкожного жирового слоя. Другой серьезный вид нарушения питания, названный «квашиоркор» (от выражения на языке суахили kwashiorkor, означающего буквально «ребенок, лишенный прав, принадлежавших ему с рождения»), вызывается недостатком протеина. Обычно квашиоркор встречается у детей полутора лет и старше, которых перестают кормить грудью. Название этого типа неполноценного питания на языке суахили связано с африканской традицией отдавать ребенка в семью родственников, чтобы отлучить от груди, если его мать снова забеременеет. Лишенные богатого протеином материнского молока, такие дети часто страдают от его недостатка. Было установлено, что наличие квашиоркора в первые 3 года жизни ребенка вызывает тяжелые последствия в долгосрочной перспективе, так как недостаток протеина существенно сказывается на развитии головного мозга. Эти и другие виды дефицитов питательных веществ и их последствий у детей обобщены в табл. 5.4. 232 Часть II. Детство Таблица 5.4 Некоторые виды дефицита необходимых питательных веществ и характер их воздействия на детей Дефицит йода Умственная отсталость, глухонемота, базедова болезнь (увеличение щитовидной железы), приводящая к появлению либо гипертиреодизма, либо гипотиреодизма (повышение или понижение секреции щитовидной железы), что, в свою очередь, влияет на рост. Дефицит железа Анемия, нарушение психомоторного развития и координации, снижение уровня активности. Нехватка протеина Квашиоркор и задержка роста (см. текст). Нехватка протеина относительно общего числа калорий Маразм и задержка роста (см. текст). Нехватка витамина А Серьезное расстройство зрения вплоть до слепоты, значительно повышенная восприимчивость к обычным детским болезням. Главный источник: адаптировано по World health organization (WHO) (2000). Напечатано с разрешения Всемирной организации здравоохранения, www.who.int. У многих детей нехватка протеина в период младенчества снижает уровень функционирования всех систем организма, ограничивающий потенциал человека. На Барбадосе проводилось наблюдение за 129 детьми, родившимися здоровыми, но не получавшими полноценного питания в первый год жизни. Их состояние изучалось вплоть до достижения ими 11-летнего возраста. Благодаря активной оздоровительной и продовольственной программам этим детям удалось догнать своих сверстников по физическим показателям. Однако по академическим тестам они к 11 годам отставали от своих сверстников из контрольной группы в среднем на 12 баллов (Galler, 1984). Почему так произошло? В ходе последующих более детальных исследований, включавших беседы с родителями, опросы учителей и наблюдения за детьми, выяснилось два факта. Во-первых, у большинства таких детей были обнаружены симптомы импульсивности и дефицита внимания, они не могли сосредоточиться на школьных занятиях. Во-вторых, выяснилось, что у их родителей, большинство из которых также не получали в свое время питания, содержащего достаточное количество протеина, были обнаружены вялость и депрессия. Они были не в состоянии обеспечить своим детям стимулирующую, организованную, достаточно устойчивую среду развития (Salt, Galler & Ramsey, 1988). Импульсивные и невнимательные дети у подавленных и беспомощных родителей — с такой ситуацией обычно сталкиваются исследователи, изучающие развитие детей, получающих неполноценное (дефицит протеина) питание (Lozoff, 1989). Даже в случаях серьезного нарушения качества питания в младенчестве программы поддержки продуктами питания в сочетании с образовательными программами могут давать прекрасные результаты. Так, например, в исследовании, Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие 233
Эксперты сходятся во мнении, что, когда это возможно, кормление грудью следует предпочитать искусственному вскармливанию проведенном в столице Колумбии, Боготе, были получены следующие результаты. У детей из бедных семей, получавших дополнительное питание в течение первых 3 лет жизни, наблюдалось меньшее отставание в росте, лучшее общее функциональное состояние по сравнению с членами контрольной группы, не участвующими в программе. Это улучшение было заметно и спустя 3 года после прекращения снабжения детей продуктами питания (Super, Herrera & Mora, 1990). Важность полноценного питания ребенка в первые годы жизни несомненна. Более 10 лет важнейшими приоритетами для Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и ЮНИСЕФ являются программы по организации правильного и здорового питания детей всего мира. В Соединенных Штатах серьезные формы нарушения питания встречаются довольно редко. Напротив, недостаток протеина или железа в рационе американцев — распространенное явление. Многие из тех, кто может позволить себе хорошо питаться, потребляют слишком много «пустых калорий» в виде пищи с высоким содержанием углеводов, но не богатой протеином, витаминами и минералами. Те, кто вынужден питаться низкокалорийной пищей, не могут покупать продукты, богатые животным протеином, а из других продуктов они получают его слишком мало. В рационе бедных семей из США, из развивающихся стран часто ощущается недостаток питательных веществ, описанных в табл. 5.4 (Eichorn, 1979). Естественное или искусственное вскармливание: за и против. Основным источником питательных веществ у младенца является молоко матери. Кормят ребенка грудью в течение первых 6 месяцев его жизни; далее, для поддержания нормального роста и здоровья младенца, необходимо применение дополнительного питания. В возрасте 6-12 месяцев кроме материнского молока необходимо добавлять в рацион младенца твердую пищу. Как правило, такой режим питания сохраняется до достижения ребенком возраста 24 месяцев. Многие женщины во всем мире вскармливают детей грудью, и количество их растет, очевидно, благодаря поддержке этого метода ВОЗ, ЮНИСЕФ, АПА («Американская педиатрическая академия») и другими организациями, заботящимися о здоровье младенцев. Сегодня U. S. Surgeon General также рекомендует вскармливание младенцев грудью. 234 Часть II. Детство В табл. 5.5 представлено процентное соотношение детей, вскармливаемых грудью, в ряде развивающихся регионов мира, основанное на данных, собранных с 1990 по 1999 год. Таблица 5.5 Процентное соотношение детей, вскармливаемых грудью, в развивающихся странах, по регионам мира
Медики и медицинские организации единодушны во мнении о том, что кормление грудью предпочтительнее, поскольку молоко кормящей матери содержит в высшей степени сбалансированную комбинацию питательных веществ и других полезных компонентов. Как отмечает ЮНИСЕФ (UNICEF, 1998): ...Материнское молоко содержит все питательные вещества, антитела, гормоны и анти-оксиданты, которые необходимы новорожденному... Младенцы, вскармливаемые грудью, демонстрируют лучшие иммунные реакции на вакцинацию, питание материнским молоком также защищает слизистые оболочки, покрывающие их желудочный и дыхательный тракты, предохраняет от поноса и инфекций дыхательных путей (р. 22). ЮНИСЕФ далее подчеркивает, что в развивающихся странах, где высок процент детской смертности, дети, находящиеся на искусственном вскармливании, подвергаются в 14 раз более сильной опасности умереть от диареи и в 4 раза — от таких респираторных заболеваний, как пневмония. Даже у недоедающей матери грудное молоко сохраняет почти все питательные вещества, часто за счет ее собственного здоровья. Его состав подходит почти всем детям. К тому же грудное молоко всегда свежее и нужной температуры, его не нужно хранить в холодильнике, оно стерильно. Если мать не больна тяжело, нормально питается и не злоупотребляет алкоголем или наркотиками, грудное молоко — идеальный продукт питания для младенцев. Несмотря на это, многие матери все же переходят на искусственное вскармливание (табл. 5.5). Оно удобно для матери, не вызывает проблем с питанием у огромного большинства младенцев из развивающихся стран, но переход на пита- Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитив ное и речевое развитие 235 тельные смеси, которые стоят достаточно дорого, привел к широкому распространению неполноценного питания в странах с низким уровнем доходов населения (UNICEF, 1998). Неполноценным питание становится тогда, когда у людей не хватает денег на непомерно дорогие для их бюджета суррогаты грудного молока. Кроме того, многие младенцы умирают от инфекционных кишечных заболеваний, когда искусственные смеси разводят на загрязненной воде. Почему же одни матери предпочитают естественное, а другие — искусственное вскармливание? По-видимому, полноценность питания является лишь одним из множества факторов, влияющих на их выбор. Очевидно, решение матери зависит от социокультурных переменных и личных факторов (таких, как график рабочего и свободного времени, включая время, отведенное для ухода за ребенком, образ жизни, предпочтение грудного вскармливания в кругу сверстниц и многие другие). Даже национальная политика оказывает влияние на способ кормления грудных детей. Например, до недавнего времени в США у женщин не было права на получение отпуска по уходу за ребенком, и некоторые из них возвращались на работу уже через 6 недель после родов. Трудно совмещать полный рабочий день с грудным вскармливанием ребенка, хотя сегодня все больше и больше компаний предлагают своим сотрудницам комнаты с холодильниками и специальным оборудованием для кормления детей, что позволяет матерям в течение рабочего дня собирать молоко, а затем давать его ребенку. Отнятие от груди и приучение к твердой пище. В развитых странах некоторые матери начинают отнимать ребенка от груди в 3-4 месяца, а то и раньше; другие продолжают кормить малышей своим молоком до 2-3-летнего возраста. Хотя столь продолжительное грудное вскармливание редко встречается среди представительниц среднего класса и верхних слоев общества США, кормление грудью до 2-3 лет — не редкость для представительниц некоторых субкультур Америки или, как указывалось выше, для ряда других культур. Как правило, с 3 месяцев детей постепенно начинают прикармливать протертой пищей. Сначала дают обычную кашу, например рисовую, несколько позднее добавляют к рациону малышей другие виды каш и различные фруктовые пюре. За ними следуют протертые овощи и фарш из отварного мяса. Так как у детей час- Контрольные вопросы к теме «Физическое и моторное развитие» • Большинство рефлексов новорожденного исчезают за первый месяц жизни. • Большинство младенцев способны дотягиваться до предметов, зрительно определяя направление движения, к середине первого года жизни. • Делать дом безопасным для младенца, пряча все потенциально опасные предметы и огораживая потенциально опасные места, нет необходимости до тех пор, пока ребенок не начнет ходить. • Неполноценное питание в США - редкость. • Эксперты сходятся во мнении, что в большинстве случаев кормление грудью гораздо лучше, чем искусственное вскармливание. Date: 2015-09-23; view: 361; Нарушение авторских прав |