Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы конституционного строя





Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права. Обязательными признаками конституционного строя являются следующие: подчинение власти праву (верховенство права); широкие права и свободы человека, их обеспечение, исключение дискриминации; непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; такая организация власти, при которой исключается ее сосредоточение в одних руках и имеются гарантии от узурпации властных функций.

Следует различать конституционный строй как фактuческu существующие общественные отношения в политической экономической, социальной, духовной сферах жизни общества и государства. Это объективное его проявление. Отражение основных черт конституционного строя в нормах Конституции, их политическое и научное толкование - субъективная его характеристика. Важно, чтобы объективная и субъективная стороны конституционного строя соответствовали друг другу. В таком случае можно говорить о его реальности. В противном случае конституционные нормы расходятся с реальным положением, а закрепленный в них конституционный строй становится фикцией.

Первая глава новой Конституции России посвящена основам ее конституционного строя. В нее включены общечеловеческие ценносmи и цели, провозглашенные в Преамбуле (вводной части) Конституции. Среди них ценности демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократи­ческая основа государственности России; нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков; ценности российской государственности сохранение исторически сложивше­гося государственного единства, возрождение сувереннои государс­твенности, утверждение ее незыблемости; ценности патрuотuзма u интернацuонализма: любовь и уважение к Отечеству, ответствен­ность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу.

В Конституции сформулированы и раскрываются принципы конституционного строя Российской Федерациu как демократического федератuвного правового государства с республиканской формой правлении. В их содержании отражаются как уже достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следуетстремиться. Для России, в которой конституционный строй только утверждается, многие его принципы обращены в будущее.

В демократическом государстве одним из принципов конституционного строя провозглашается идея: человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Это обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Все граждане Российской Федерации обладают на ее территории равными нравами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2 СТ. 6).

Другим принципом конституционного строя России объявляется суверенитет ее многонационального народа (ст. 3). Суть данного принципа - в верховенстве народной власти. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Он осуществляет принадлежащую ему власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Сначала выясним, что имеется в виду под непосредственным осуществлением власти пародом или непосредственной (прямой) демократией. Конституция назьвает две формы такой демократии, относя их к высшему выражению власти народа (п. 3 СТ. 3). Это референдум и свободные выборы.

Референдум -это голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, представляющее собой непосредственное властное волеизъявление народа. только на всероссийском референдуме народ проявляет себя как носитель суверени­тета, обладающий всей полнотой верховной власти. Правом учас­твовать в референдуме обладают все граждане РФ, имеющие право избирать. Условия, порядок назначения, проведения и определения результатов всероссийского референдума регулируются федеральным конституционным законом РФ.

Референдумы могут проводиться на уровне субъекта Россий­ской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа). На них выно­сятся проекты законодательных актов и иных решений, имеющих важное значение для соответствующего региона России. В террито­риальных единицах (район, город, поселок, село) могут прово­диться местные референдумы по вопросам, отнесенным к компе­тенции местного самоуправления.

Отличительной чертой референдума является его обяза­тельный характер. Принятое па референдуме решение не нуждается в утверждении и обязательно для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и граждан. Народ может либо согласиться с поставленным на голосование вопросом (сказать "да"), либо отвергнуть его (сказать "нет"), либо вовсе отказаться высказывать свое мнение. В последнем случае имеется в виду активность избирателей. Если в голосовании учас­твовало менее половины граждан, имеющих право голоса, рефе­рендум считается несостоявшимся.

В государственно-правовой практике России референдумы стали проводиться лишь в последние годы. Первый российский референдум состоялся 17 марта 1991 г.(одновременно с союзным референдумом о судьбе Союза ССР). На него был вынесен вопрос о введении поста Президента России, избираемого всенародным голосованием. Во исполнение воли народа в Конституцию были внесены изменения, связанные с учреждением поста Президента, приняты законы о Президенте и выборах Президента и проведены такие выборы.

Второй референдум в России проводился 25 апреля 1993 г. в очень сложной политической ситуации глубокого конфликта пред­ставительной и исполнительной властей, а также социального противоборства. На него было вынесено четыре вопроса: о доверии Президенту РФ, поддержке курса экономических реформ, прове­дении досрочных выборов Президента и народных депутатов РФ. Центральная избирательная комиссия, подведя итоги голосования, признала референдум состоявшимся, по первым двум вопросам решения принятыми, по третьему и четвертому вопросам - не принятыми.

Наконец, третий референдум проводился в России 12 декабря 1993 г. Это было всенародное голосование по проекту новой Консти­туции РФ.

По Конституции РФ правом назначать референдум обладает Президент РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Выборы как форма прямой демократии означают непосредс­твенное государственно-властное волеизъявление народа по поводу состава государственных органов. Принятое избирателями решение отражает волю большинства участвующих в выборах о составе представительного органа или кандидатуре на избираемую государственную должность, а значит, о программе их деятель­ности. Таким образом, доверяя своим представителям, народ влияет на осуществление принадлежащей ему государственной власти.

Порядок образования выборных органов и избирательные права граждан устанавливаются в законодательстве о выборах. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6, декабря 1994 г. определяются принципы участия граждан в выборах, закрепляются гарантии реализации конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральными законами регулируются выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, порядок формирования Совета Федерации.

В соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это основной путь реализации народной власти, именуемый представительной демократией. Вся система государс­твенных органов - законодательных, исполнительных и судебных - включается в данный процесс. Но особая роль принадлежит коллегиаль-ным органом народного представительства, сформиро­ванным на всеобщих выборах. К ним относятся Федеральное Собрание (парламент) России, законодательные (представи­тельные) органы субъектов федерации.

На уровне районов, городских и сельских населенных пунктов проживающие на соответствующей территории граждане участвуют в осуществлении местного самоуправлениичерез установ­ленную законодательством РФ и субъектов федерации систему органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельны

Припципом конституционного строя России является государственный суверенитет Российской Федерации (ст. 4).

Это означает, что государственная власть в РФ едина, верховна u независима. Единство государственной власти обеспечивает госу­дарственную целостность Российской Федерации. Верховенство как качество государственной власти раскрывается в ее распростра­нении на всю территорию России, а также высшей юридической силе и обязательности Конституции РФ и федеральных законов. Независимость государственной власти состоит в ее самостоятельности но отношению К власти других государств, неприкосновенности территории России.

Следующий принцип конституционного строя - федералиэм (ст.5).

Как федеративное государство Россия состоит из имеющих равные права республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. При реали­зации принципа федерализма обеспечивается государственная целостность России и разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти Российской Феде­рации и органами государственной власти субъектов РФ. Важной особенностью российского федерализма является его направлен­ность па обеспечение равноправия и самоопределения народов многонациональной России.

Принципом конституционного строя является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10)

Это означает, что органы законодательнoй, исполнительной и судебной властей осуществляют свои функции самостоятельно, что не исключает их взаимодействия. Вместе с тем они "сдерживают" друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа или вида органов, относящихся к той или иной ветви власти.

На уровне Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правитель­ство РФ, суды РФ (ст. 11). При этом Президент представлен Консти­туцией как глава государства, функции которого не вмещаются в схему разделения властей, хотя он и участвует в определенной мере и в законодательной и в исполнительной власти. Федеральное Собрание является органом законодательной власти, а Правитель­ство - органом исполнительной власти. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ относятся к судебной, ветви власти.

К основам конституционного строя относится принцип, объявляющий Россию социальным государством (ст. 7).

Основная идея данного принципа заключается в закреплении социальной ответственности государства за удовлетворение потреб­ностей членов общества. Исходя из этого, социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспе­чивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ('ч. 1 ст. 7). Государство принимает на себя обязанность социально защищает человека: охранять труд и здоровье людей; устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечи­вать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать системы соци­альных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и предоставлять иные гарантии ('1.2 ст. 7).

В новой Конституции, в отличие от ранее действовавших, вопросам экономики и организации хозяйственной деятельности уделено очень мало внимания. Уже этот факт свидетельствует о выборе Россией в сфере ее экономического развития принципов рыночной экономики. В конституционных нормах это проявляется в признании и защите различных форм собственности, возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, госу­дарственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.ст. 8, 9). Роль государства в экономике состоит в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности.

Принципами конституционного строя России являются идеологическое и политическое многообразие (ст. 13).

Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обяза­тельной и в признании многопартийности. Политические партии и движения, иные общественные объединения могут выступать носи­телями различной идеологии, но все они равны перед законом в их правах и ответственности. Если общественное объединение провоз­глашает своей целью или действует в направлении насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения целос­тности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, формирования вооруженных формирований, разжигания соци­альной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещаются его создание и деятельность ('1. 5 СТ. 13).

Принцип конституционного строя, характеризующий Россию как светское государство, означает, что в России не допускается уста­новление никакой религии в качестве государственной или обяза­тельной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

Перечисленные основные принципы конституционного строя РФ получают развитие как в самой Конституции, так и в законах, подзаконных актах.

Принципы конституционного строя России:

РФ - демократическоеправовое государство с республиканской Формой правления

человек, его права и свободы ­высшая ценность

суверенитет многонационального народа России

государственный суверенитет Российской Федерации

 

Федерализм

разделение властей

рф - социальное государство

многообразие Форм собственности, их равноправие, свобода экономической деятельности

идеологическое и политическое многообразие

 

§ 5. Основы конституционного строя России   Рассмотрев как вопросы основ общественного и государственного строя решаются в конституциях зарубежных стран, можно обратиться к более широкому и конкретному анализу основ конституционного строя нашей страны, в Конституции которой, вслед за преамбулой, как уже отмечалось, следует глава «Основы конституционного строя». Именно в этой главе сосредоточены наиболее важные, фундаментальные и обобщающие характеристики российского общества и государства. Часть из них (права и свободы человека, государство и его формы, система и механизм государственной власти и др.) будут подробно рассмотрены в соответствующих специальных главах в ходе последующего изложения курса. Поэтому в данном параграфе акцент сделан на выяснении других сторон проблемы. Понятие конституционного строя и его основ. Прежде всего необходимо выяснить, что означает само понятие «конституционный строй». Надо различать его использование в двояком смысле: формальном и содержательном. Первое — когда под этим термином понимается сам по себе факт наличия в обществе и государстве устройства, базирующегося на основном законе (конституции), которому следует государство. Такое формальное понимание и использование этого термина означает, что любое общество и государство, основывающиеся на таком законе (конституции), могут называться конституционными и имеющими такой конституционный строй, безотносительно к содержанию имеющегося у них основного закона. В науке конституционного права, однако, понятие «конституционный строй» широко используется и в ином, содержательном смысле, когда под ним имеется в виду лишь такой общественный и государственный строй, который отвечает демократическим принципам конституционализма, прежде всего принципам признания и гарантирования всеобщих естественных прав человека, разделения ветвей власти и др. Еще во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. говорилось (ст.16), что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Иными словами, основной закон страны, формально именуемый конституцией, может и не носить подлинно конституционного характера, а реальное устройство этой страны — характер действительно конституционного строя. И точно так же, как тот или иной обычный закон в зависимости от его содержания может и не быть подлинно правовым (т.е. отвечающим общепризнанным принципам и нормам демократической правовой системы), а быть в этом смысле неправовым законом, так и основной закон (конституция) недемократического (например, тоталитарного или авторитарного) государства не может быть безоговорочно признан конституционным только потому, что он назван конституцией. Совершенно очевидно, к примеру, что «сталинская» Конституция СССР 1936 г. ничего общего с действительным конституционализмом не имела, а опиравшийся на нее в какой-то мере тоталитарный режим не может рассматриваться в качестве конституционного по существу дела, поскольку и то и другое в принципе отвергали приоритет прав личности и ее высшую ценность, частную собственность, принцип разделения ветвей власти, верховенство права и закона и многое другое. Итак, конституционный строй в его неформальном, содержательном смысле — это не просто общественный и государственный строй, урегулированный принятым в данном обществе конституционным законодательством, безотносительно к его содержанию, а только такой строй, который привержен принципам гуманизма и демократии, принципам конституционализма, а государство в своей организации и деятельности не только на словах, но и на деле следует этим принципам. Как институт конституционного права, конституционный строй и его основы — это система конституционно-правовых принципов, норм и иных установлении данного общества и государства, закрепляющих указанное выше действительно конституционное их содержание. В формальном же значении термин «конституционный строй» может использоваться для обозначения юридически установленного основным законом (конституцией) в данной стране общественного и государственного строя независимо от его природы, характера и содержания. Конституционный строй страны отражается и закрепляется всем ее конституционным законодательством. Основы же конституционного строя — это наиболее общие, фундаментальные и важные принципы, нормы и положения конституции (конституционного законодательства), имеющие особое значение и высшую юридическую силу даже по сравнению с другими конституционными нормами. Как указывается в Конституции РФ (ст.16), именно положения ее первой главы составляют основы конституционного строя и не могут изменяться иначе как в том особом, усложненном порядке, который установлен Конституцией для этого. При этом никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ. Важно также, напомним еще раз, иметь в виду, что в демократическом, подлинно конституционалистском обществе не государство определяет то, как жить обществу, а гражданское общество в конечном счете задает общее направление, принципиальный характер и рамки деятельности государства. Политические основы. Глава «Основы конституционного строя» Конституции РФ открывается общей характеристикой российского государства (Российской Федерации, России) как «демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления» (ст.1). К этому непосредственно примыкает определение РФ как социального (ст.7) и светского (ст.14) государства. Подробно такие важнейшие черты российской государственности, как демократизм, правовой, социальный и светский характер, ее республиканские и федеративные конституционные формы будут рассмотрены в дальнейшем (см. гл. 5—8). Здесь же важно кратко выделить лишь то, что, согласно Конституции РФ, входит в основы конституционного строя. Политические основы конституционного строя России характеризуются прежде всего его гуманизмом и демократизмом, народовластием. Развивая и дополняя приведенное общее определение российского государства, две последующие статьи Конституции РФ закрепляют человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2); носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы; никто не может присваивать власть в РФ, а захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону (ст.3). Принципы демократизма и гуманизма — наиболее общие, фундаментальные и важные основы конституционного строя России, которые органично взаимосвязаны друг с другом. Не может быть подлинно демократического государства, не признающего человека важнейшей ценностью и не положившего в основу всей своей деятельности соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. В конституциях большинства стран мира соответствующие государства именуются демократическими. Но является ли эта декларация реальным отражением действительного положения дел в обществе и государстве определяется прежде всего их отношением к личности, ее правам и свободам. Вне признания, соблюдения и защиты этих прав и свобод немыслимы ни гражданское общество, ни правовое государство. Не случайно в ст. 18 Конституции РФ констатируется, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. С другой стороны, только подлинно демократическое государство способно обеспечить реальное соблюдение и защиту общепризнанных прав и свобод личности. Именно это демократическое государство признает своей главной, первостепенной задачей. Принципам демократизма и гуманизма должна отвечать и сама организация, функционирование и деятельность государства и всей политической системы. Поэтому в главе об основах конституционного строя Конституции РФ закрепляются принципы политического многообразия и многопартийности, свободы и равноправия общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 13); принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и их самостоятельности (ст.10), принцип федерализма в организации, функционировании и деятельности государственной власти (ст.4, 5, 11 и 15), принцип самостоятельного местного самоуправления, органы которого не входят в систему государственных органов (ст.12), принцип единства и равенства гражданства, полноправия и равноправия граждан (ст.6); принцип верховенства и прямого действия Конституции РФ (ч. 2 ст.4 и ч. 1 ст.15); положение о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст.15) и др. Хотя принципы демократизма и гуманизма наиболее полно и рельефно воплощаются в политических основах конституционного строя, они находят своеобразное выражение и в других основах — экономических, социальных и духовных. Экономические основы. Экономические основы конституционного строя России закрепляются в ст. 8 и 9 Конституции РФ, в которых речь идет о важнейших чертах социально ориентированной рыночной экономики, находящейся в нашей стране в процессе формирования. Это — единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Особое и принципиальное значение имеет конституционное признание многообразия форм собственности, включая частную. Часть 2 ст. 8 Конституции РФ гласит, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Важно отметить, что это последнее положение относится и к земле, а также и другим природным ресурсам, которые, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 9), тоже могут находиться в указанных формах собственности. Более подробно о праве частной собственности говорится в ст. 35 и 36 Конституции РФ. Признание частной собственности и ее равноправия с другими формами собственности в рамках рыночной экономики — наиболее важное отличие Конституции РФ от прежних «советских» конституций в данной области. Впервые в нашей конституции закрепляется и принцип свободы экономической деятельности. Обеспечение единства экономического пространства страны опирается сегодня и на Указ Президента РФ «О едином экономическом пространстве РСФСР» от 12 декабря 1991 г.,* согласно которому признаются недействительными акты органов власти и управления, а также решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем рынке страны. В обеспечении единства экономического пространства, особенно в условиях федеративного государства, важная роль принадлежит установлению единого правового пространства (ст. 71) и признанию примата федерального законодательства на всей территории РФ (ст. 4). Конституция РФ определяет, в частности, что в ведении РФ находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы и др.; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; федеральное коллизионное право; стандарты, эталоны, метрическая система, официальный статистический и бухгалтерский учет и др. * ВВС РФ. 1991. №51. Ст.1830. Развивая тезис главы об основах конституционного строя о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности, ст. 34 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем она определяет, что не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти конституционные положения конкретизируются в Гражданском кодексе РФ (часть первая), вступившем в силу с 1 января 1995 г., а также в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г.* с последующими изменениями и дополнениями. * ВВС РФ 1991. №16 Ст.499 В Гражданском кодексе РФ, например, дается развернутое определение предпринимательской деятельности как основного вида экономической деятельности граждан. Это — «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ст. 2). В указанном законе запрещаются действия субъекта хозяйствования, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и/или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов либо граждан, включая: изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке и повышения цен; включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок (или выхода с рынка) другим субъектам хозяйствования; нарушение порядка ценообразования, установленного нормативными правовыми актами и т.д. Социальные основы. Конституционное регулирование социальных основ жизни российского общества и государства определяется прежде всего тем, что РФ выступает как социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В этих целях далее конституционно закрепляется, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Эти основы конституционного строя конкретизируются и развиваются в других статьях Конституции РФ (ст. 37—43), характеризующих социальные права и свободы человека и гражданина, а также в ряде обычных федеральных законов, например, «О ветеранах» от 12 января 1995 г.* (в ред. от 18 ноября 1998 г.), «Об основах социального обслуживания населения» от 10 декабря 1995 г.,** «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.,*** «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.**** и др. Развернутая характеристика РФ как социального государства будет дана ниже (см. гл. 5). * СЗ РФ. 1995. № 3. Ст.168; 1998. № 47. Cт. 5704. ** СЗ РФ. 1995. № 50. Ст.4872. *** С изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст.232. **** СЗ РФ. 1995. №32. Ст.3198. В отличие от прежних, «советских» конституций, Конституция РФ, как и конституции других демократических стран (о чем уже шла речь выше в данной главе), не закрепляет социальную структуру общества, социально-политический статус различных классов и социальных групп, их особую роль в жизни общества и государства. Она обращена к человеку и гражданину, независимо от их социального положения и происхождения. Более того, исходя из принципа гражданского равноправия, ст. 19 Конституции РФ прямо устанавливает, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам, в частности, социальной принадлежности. Россия — многонациональное государство, в котором проживают представители более ста наций, народностей, национальных и этнографических групп. Поэтому одной из важнейших социальных основ жизни российского общества и государства является конституционное закрепление общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов (преамбула, ст. 5), равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка и запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной и языковой принадлежности (ст. 19). Впервые в нашей конституции записаны и такие демократические положения: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность; никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности; каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества(ст.26). Серьезное место в конституционном регулировании социальных проблем занимают в Конституции РФ также вопросы трудовой деятельности, семьи, социального обеспечения и др. Статья 37, в частности, закрепляет принцип свободы труда и запрещает принудительный труд. Она устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. При этом каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Статья 38 Конституции РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Духовные основы. Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства. Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреплялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Определив РФ как светское государство, Конституция РФ в главе об основах конституционного строя провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Вместе с тем ст. 28 гласит, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти конституционные положения подробно раскрываются в законе «О свободе вероисповедания» (октябрь 1990 г.),* принятом ранее действующей Конституцией РФ, но полностью ей соответствующем. * ВВС РФ. 1990. № 21. Ст. 240. Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаганды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии. Особое внимание уделяется в Конституции РФ закреплению права на образование и основ системы образования. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях. Основное общее образование (т.е. в объеме 9 классов) является обязательным, и на родителей или лиц, их заменяющих, Конституция возлагает обязанность обеспечения получения детьми такого образования. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43). Более развернуто конституционные права и свободы личности в духовной сфере в РФ будут охарактеризованы в следующей главе учебника. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Какое место в конституциях различных стран занимает характеристика основ общественного и государственного устройства? Какие общие основы и тенденции в конституционном регулировании экономического строя обнаруживаются в современных демократических странах? Как в современных конституциях отражается усиление регулирующей роли государства в социальной сфере жизни общества? Каковы конституционные основы политической системы современного демократического государства? Чем характеризуются конституционные основы духовной жизни демократической страны? Что такое конституционализм и в чем состоит формальное и содержательное понимание категории «конституционный строй»? Что следует понимать под «основами конституционного строя» в свете Конституции РФ? Чем характеризуются политические, экономические, социальные и духовные основы конституционного строя современной России? В чем проявляется гуманизм и демократизм конституционных основ РФ? ЛИТЕРАТУРА Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. Гл. 4, п. 4. Боер В.М. Информационно-правовая политика России. СПб., 1998. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. Конституционное право развивающихся стран. Общество. Власть. Личность. М.,1990. Магомедов К.О. Гражданское общество и государство. М., 1998. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 г. и становление новой политической системы // Государство и право. 1994. № 10. Национальный вопрос, государство и право в странах западной демократии. М.,1994. Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении отношений гражданского общества и государства // Полис. 1998. № 1. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 1994. Хабибуллин А.Г., Рахманов Р.А. Идеологическая деятельность государства и типология государственности. СПб., 1998. Четвернин ВА. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М., 1992.

 

ВВЕДЕНИЕ

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в не человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

регламентирующих деятельность государства и его органов;

определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды.

В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно - правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в положения главы “Основы конституционного строя”.

Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и государственной форм собственности, о праве каждого заниматься предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни экономических отношений, основанных на свободе частной собственности.

ИТАК:

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (Статья 1).

Данная статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе.

Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее.

1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента Российской Федерации.

2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно - правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно - правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В условиях России, представляющей многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации.

Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права.

Принципиально важным является провозглашение государства Российской Федерации в качестве правового.

Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону.

Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица.

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом.

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (Статья 2).

Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя.

При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.

Примечательно, что в соотношении "государство - человек" принципиально поменялись акценты. Если в условиях советского общества личность обязывалась согласовывать свои интересы прежде всего с интересами государства, то в действующей Конституции устанавливается иной принцип. Признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека становятся конституционной обязанностью государства. Следовательно, в любых ситуациях государство не может посягать на права и свободы личности, приносить их в жертву своим или иным эгоистичным интересам. Права и свободы могут быть ограничены в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 23, 55, 56 Конституции).

Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. Основы конституционного строя отдают предпочтение правам личности и в экономической сфере.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г

Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный перечень прав и свобод излагается в ст. ст. 6, 7, 13, 15 гл. 1 и в главе 2 Конституции. Государство при этом не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации.

Таким образом, ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества.

СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Статья 3).

Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность.

ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (Статья 4).

Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России.

Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (см. комментарии к ст. ст. 72 и 76 Конституции). Указанные акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Если же такое противоречие (несоответствие) обнаруживается, то применяется Конституция или соответствующий федеральный закон. Акты, противоречащие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене.

ФЕДЕРАЛИЗМ

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (статья 5).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий, означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависит от ряда факторов.

Прежде всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.

Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает более 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 национальностей и народностей, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации. В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего многонационального российского народа.

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации гарантируется равноправием прав и свобод человека и правом каждого определять и указывать свою национальность.

ГРАЖДАНСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (Статья 6).

Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения личности - объем и содержание прав, свобод, обязанностей.

Российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности.

В п. 2 ст. 6 Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.

 

 

РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Статья 7).

Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.

В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.

Это право закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам”.

Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.

Однако, государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения. В ежегодном

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (Статья 8).

Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту.

Гарантированное ст. 8 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. Права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права.

Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить:

а) свободу

Date: 2015-09-23; view: 2631; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию