Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы конституционного строяСтр 1 из 10Следующая ⇒
Конституционный строй - это устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права. Обязательными признаками конституционного строя являются следующие: подчинение власти праву (верховенство права); широкие права и свободы человека, их обеспечение, исключение дискриминации; непосредственное участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство; такая организация власти, при которой исключается ее сосредоточение в одних руках и имеются гарантии от узурпации властных функций. Следует различать конституционный строй как фактuческu существующие общественные отношения в политической экономической, социальной, духовной сферах жизни общества и государства. Это объективное его проявление. Отражение основных черт конституционного строя в нормах Конституции, их политическое и научное толкование - субъективная его характеристика. Важно, чтобы объективная и субъективная стороны конституционного строя соответствовали друг другу. В таком случае можно говорить о его реальности. В противном случае конституционные нормы расходятся с реальным положением, а закрепленный в них конституционный строй становится фикцией. Первая глава новой Конституции России посвящена основам ее конституционного строя. В нее включены общечеловеческие ценносmи и цели, провозглашенные в Преамбуле (вводной части) Конституции. Среди них ценности демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России; нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков; ценности российской государственности сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение сувереннои государственности, утверждение ее незыблемости; ценности патрuотuзма u интернацuонализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, ее причастности к мировому сообществу. В Конституции сформулированы и раскрываются принципы конституционного строя Российской Федерациu как демократического федератuвного правового государства с республиканской формой правлении. В их содержании отражаются как уже достигнутый уровень развития государства и общества, так и цели, к которым следуетстремиться. Для России, в которой конституционный строй только утверждается, многие его принципы обращены в будущее. В демократическом государстве одним из принципов конституционного строя провозглашается идея: человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Это обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Все граждане Российской Федерации обладают на ее территории равными нравами и несут равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (п. 2 СТ. 6). Другим принципом конституционного строя России объявляется суверенитет ее многонационального народа (ст. 3). Суть данного принципа - в верховенстве народной власти. Народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации. Он осуществляет принадлежащую ему власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Сначала выясним, что имеется в виду под непосредственным осуществлением власти пародом или непосредственной (прямой) демократией. Конституция назьвает две формы такой демократии, относя их к высшему выражению власти народа (п. 3 СТ. 3). Это референдум и свободные выборы. Референдум -это голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, представляющее собой непосредственное властное волеизъявление народа. только на всероссийском референдуме народ проявляет себя как носитель суверенитета, обладающий всей полнотой верховной власти. Правом участвовать в референдуме обладают все граждане РФ, имеющие право избирать. Условия, порядок назначения, проведения и определения результатов всероссийского референдума регулируются федеральным конституционным законом РФ. Референдумы могут проводиться на уровне субъекта Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа). На них выносятся проекты законодательных актов и иных решений, имеющих важное значение для соответствующего региона России. В территориальных единицах (район, город, поселок, село) могут проводиться местные референдумы по вопросам, отнесенным к компетенции местного самоуправления. Отличительной чертой референдума является его обязательный характер. Принятое па референдуме решение не нуждается в утверждении и обязательно для всех государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления и граждан. Народ может либо согласиться с поставленным на голосование вопросом (сказать "да"), либо отвергнуть его (сказать "нет"), либо вовсе отказаться высказывать свое мнение. В последнем случае имеется в виду активность избирателей. Если в голосовании участвовало менее половины граждан, имеющих право голоса, референдум считается несостоявшимся. В государственно-правовой практике России референдумы стали проводиться лишь в последние годы. Первый российский референдум состоялся 17 марта 1991 г.(одновременно с союзным референдумом о судьбе Союза ССР). На него был вынесен вопрос о введении поста Президента России, избираемого всенародным голосованием. Во исполнение воли народа в Конституцию были внесены изменения, связанные с учреждением поста Президента, приняты законы о Президенте и выборах Президента и проведены такие выборы. Второй референдум в России проводился 25 апреля 1993 г. в очень сложной политической ситуации глубокого конфликта представительной и исполнительной властей, а также социального противоборства. На него было вынесено четыре вопроса: о доверии Президенту РФ, поддержке курса экономических реформ, проведении досрочных выборов Президента и народных депутатов РФ. Центральная избирательная комиссия, подведя итоги голосования, признала референдум состоявшимся, по первым двум вопросам решения принятыми, по третьему и четвертому вопросам - не принятыми. Наконец, третий референдум проводился в России 12 декабря 1993 г. Это было всенародное голосование по проекту новой Конституции РФ. По Конституции РФ правом назначать референдум обладает Президент РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Выборы как форма прямой демократии означают непосредственное государственно-властное волеизъявление народа по поводу состава государственных органов. Принятое избирателями решение отражает волю большинства участвующих в выборах о составе представительного органа или кандидатуре на избираемую государственную должность, а значит, о программе их деятельности. Таким образом, доверяя своим представителям, народ влияет на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Порядок образования выборных органов и избирательные права граждан устанавливаются в законодательстве о выборах. Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6, декабря 1994 г. определяются принципы участия граждан в выборах, закрепляются гарантии реализации конституционного права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Федеральными законами регулируются выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это основной путь реализации народной власти, именуемый представительной демократией. Вся система государственных органов - законодательных, исполнительных и судебных - включается в данный процесс. Но особая роль принадлежит коллегиаль-ным органом народного представительства, сформированным на всеобщих выборах. К ним относятся Федеральное Собрание (парламент) России, законодательные (представительные) органы субъектов федерации. На уровне районов, городских и сельских населенных пунктов проживающие на соответствующей территории граждане участвуют в осуществлении местного самоуправлениичерез установленную законодательством РФ и субъектов федерации систему органов местного самоуправления, которые в пределах своих полномочий самостоятельны Припципом конституционного строя России является государственный суверенитет Российской Федерации (ст. 4). Это означает, что государственная власть в РФ едина, верховна u независима. Единство государственной власти обеспечивает государственную целостность Российской Федерации. Верховенство как качество государственной власти раскрывается в ее распространении на всю территорию России, а также высшей юридической силе и обязательности Конституции РФ и федеральных законов. Независимость государственной власти состоит в ее самостоятельности но отношению К власти других государств, неприкосновенности территории России. Следующий принцип конституционного строя - федералиэм (ст.5). Как федеративное государство Россия состоит из имеющих равные права республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. При реализации принципа федерализма обеспечивается государственная целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Важной особенностью российского федерализма является его направленность па обеспечение равноправия и самоопределения народов многонациональной России. Принципом конституционного строя является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) Это означает, что органы законодательнoй, исполнительной и судебной властей осуществляют свои функции самостоятельно, что не исключает их взаимодействия. Вместе с тем они "сдерживают" друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа или вида органов, относящихся к той или иной ветви власти. На уровне Российской Федерации государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11). При этом Президент представлен Конституцией как глава государства, функции которого не вмещаются в схему разделения властей, хотя он и участвует в определенной мере и в законодательной и в исполнительной власти. Федеральное Собрание является органом законодательной власти, а Правительство - органом исполнительной власти. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ относятся к судебной, ветви власти. К основам конституционного строя относится принцип, объявляющий Россию социальным государством (ст. 7). Основная идея данного принципа заключается в закреплении социальной ответственности государства за удовлетворение потребностей членов общества. Исходя из этого, социальная политика государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека ('ч. 1 ст. 7). Государство принимает на себя обязанность социально защищает человека: охранять труд и здоровье людей; устанавливать гарантированный минимальный размер оплаты труда; обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать системы социальных служб; устанавливать государственные пенсии, пособия и предоставлять иные гарантии ('1.2 ст. 7). В новой Конституции, в отличие от ранее действовавших, вопросам экономики и организации хозяйственной деятельности уделено очень мало внимания. Уже этот факт свидетельствует о выборе Россией в сфере ее экономического развития принципов рыночной экономики. В конституционных нормах это проявляется в признании и защите различных форм собственности, возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.ст. 8, 9). Роль государства в экономике состоит в обеспечении единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержке конкуренции, свободы экономической деятельности. Принципами конституционного строя России являются идеологическое и политическое многообразие (ст. 13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и в признании многопартийности. Политические партии и движения, иные общественные объединения могут выступать носителями различной идеологии, но все они равны перед законом в их правах и ответственности. Если общественное объединение провозглашает своей целью или действует в направлении насильственного изменения основ конституционного строя, нарушения целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, формирования вооруженных формирований, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, запрещаются его создание и деятельность ('1. 5 СТ. 13). Принцип конституционного строя, характеризующий Россию как светское государство, означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14). Перечисленные основные принципы конституционного строя РФ получают развитие как в самой Конституции, так и в законах, подзаконных актах. Принципы конституционного строя России: РФ - демократическоеправовое государство с республиканской Формой правления человек, его права и свободы высшая ценность суверенитет многонационального народа России государственный суверенитет Российской Федерации
Федерализм разделение властей рф - социальное государство многообразие Форм собственности, их равноправие, свобода экономической деятельности идеологическое и политическое многообразие
ВВЕДЕНИЕ Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в не человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства. Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России. Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона. В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России: определяет сущность Российского государства, правовое положение личности, принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религиозных объединений. Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции, всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и иные гарантии реализации основ конституционного строя. В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений. В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя, ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15. Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм: регламентирующих деятельность государства и его органов; определяющих правовое положение личности в Российской Федерации; закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения. Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц. Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как государства (ст. 1), устанавливают источник государственной власти и способы осуществления народовластия (ст. 3), определяют пространственные пределы действия суверенитета Российской Федерации (ст. 4). Формулируются также принципы федеративного устройства России (ст. 5), закрепляется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10) и устанавливается круг органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ст. 11). Особо выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и деятельности. Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность. Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать, разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у населения, рекрутировать членов в свои ряды. В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно - правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в положения главы “Основы конституционного строя”. Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и государственной форм собственности, о праве каждого заниматься предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни экономических отношений, основанных на свободе частной собственности. ИТАК: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (Статья 1). Данная статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе. Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает следующее. 1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России, согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избрании главы государства - Президента Российской Федерации. 2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно - правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно - правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство. В условиях России, представляющей многонациональное государство, федеративная форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой республики и других субъектов Федерации. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании его органов, а также предоставляются иные политические права. Принципиально важным является провозглашение государства Российской Федерации в качестве правового. Правовым государством признается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы каждого человека. Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов общества и государства в целом действующему закону. Другим непременным признаком правового государства является последовательное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить власть в руках одного должностного лица. В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики, культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную неприкосновенность и др. Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе реформирования России, нежели свершившимся фактом. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (Статья 2). Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ конституционного строя. При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными. Примечательно, что в соотношении "государство - человек" принципиально поменялись акценты. Если в условиях советского общества личность обязывалась согласовывать свои интересы прежде всего с интересами государства, то в действующей Конституции устанавливается иной принцип. Признание, соблюдение, а также защита прав и свобод человека становятся конституционной обязанностью государства. Следовательно, в любых ситуациях государство не может посягать на права и свободы личности, приносить их в жертву своим или иным эгоистичным интересам. Права и свободы могут быть ограничены в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 23, 55, 56 Конституции). Следует обратить внимание и на тот факт, что приоритет прав личности не ограничивается только политической сферой. Основы конституционного строя отдают предпочтение правам личности и в экономической сфере. Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности Российская Федерация признала требования демократического международного сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. С вступлением России в Совет Европы обрела значение Европейская конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира. В статье формулируется правовой принцип в наиболее общем виде. Конкретный перечень прав и свобод излагается в ст. ст. 6, 7, 13, 15 гл. 1 и в главе 2 Конституции. Государство при этом не только воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод: обязанность соблюдать права и свободы предусматривает активную деятельность государства по созданию условий для их реализации. Таким образом, ст. 2 Конституции обеспечивает свободу человеческой личности, демократизм и жизнеспособность государства и общества. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Статья 3). Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления. Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами. Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции. В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации. В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия. Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации. Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции). В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность. ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (Статья 4). Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России. Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (см. комментарии к ст. ст. 72 и 76 Конституции). Указанные акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Если же такое противоречие (несоответствие) обнаруживается, то применяется Конституция или соответствующий федеральный закон. Акты, противоречащие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. ФЕДЕРАЛИЗМ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (статья 5). Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны. Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий, означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависит от ряда факторов. Прежде всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает более 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями. На ее территории проживает более 140 национальностей и народностей, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации. В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего многонационального российского народа. Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права. Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации гарантируется равноправием прав и свобод человека и правом каждого определять и указывать свою национальность. ГРАЖДАНСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (Статья 6). Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные элементы правового положения личности - объем и содержание прав, свобод, обязанностей. Российское гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниям, и что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие различные права и обязанности. В п. 2 ст. 6 Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует также отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше Отечество и нести некоторые другие обязанности. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора Российской Федерации. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.
РОССИЯ – СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (Статья 7). Статья провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде. Это право закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам”. Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию. Однако, государство способно выполнить названные задачи только опираясь на мощную и стабильную экономику, обеспечивающую материальное благополучие и процветание общества. деятельность государства в социальной сфере пока что не является достаточно действенной. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения. В ежегодном ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (Статья 8). Действующая Конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту. Гарантированное ст. 8 Конституции юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита означают одинаковое признание и одинаковую защиту всеми допускаемыми средствами и способами любых не противоречащих законодательству форм хозяйствования и признаваемых законом имущественных прав, а также недопустимость установления законодательством каких-либо привилегий или ограничений для тех или иных форм или субъектов хозяйственной деятельности. Права собственности всех субъектов (носителей) этого права защищаются абсолютно одинаково, на основании одних и тех же норм материального права. Экономической основой общества становится рыночная экономика, для нормального и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить: а) свободу Date: 2015-09-23; view: 2692; Нарушение авторских прав |