Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей





Отношения торгового оборота организуются при посредстве группы договоров, которые могут быть названы реализационными. Они формируют правовую основу то­варного обращения. Понятие реализации товаров получи­ло закрепление, правда, не в гражданском, а в налоговом законодательстве. В ст. 39 НК реализацией товаров орга­низацией или индивидуальным предпринимателем при­знается передача на возмездной основе права собственнос­ти на товары, в том числе обмен товарами.

ГК при регулировании обязательственных отношений не уделяет внимания особенностям применения договоров в процессе осуществления субъектами торговой деятельнос­ти. Термин «торговые сделки» упоминается в ст. 184 ГК применительно к осуществлению коммерческого предста­вительства. Однако упоминание это носит случайный ха­рактер, поскольку нигде далее оно не раскрывается и не учитывается.

В мировой практике основной вид реализационных договоров - договор продажи товаров. Применяется также система контрактов на поставку товаров для государствен­ных нужд, в ограниченных объемах используются договоры мены (бартера).

Российская хозяйственная практика отличается боль­шим разнообразием. В ней наряду с куплей-продажей ши­роко используются в качестве самостоятельных договоры поставки и контрактации сельскохозяйственной продук­ции. Однако это лишь внешнее видовое богатство, не под­крепленное ни в теории, ни на практике глубоким содержа­тельным разнообразием.

Курс на создание рыночной экономики повлек изменения в законодательном регулировании товарных сделок в Рос­сии. Под влиянием зарубежного права ГК закрепил договор купли-продажи в качестве общевидовой модели реализаци­онных договоров. Так, гл. 30 ГК называется «Купля-прода­жа». Она включает в себя кроме купли-продажи другие основные виды реализационных договоров: поставки, кон­трактации сельскохозяйственной продукции, поставки для государственных нужд и иные. Вместе с тем регулирование реализационных договоров в ГК характеризуется серьез­ными просчетами и несоответствиями.

В гл. 30 ГК выделен § 1 «Общие положения о купле-про­даже». К сожалению, в параграфе об общих положениях не дается оснований для разграничения между видами реали­зационных договоров и не предлагается критериев для вы­бора того или другого договора.

Однако основной недостаток состоит в том, что, урегули­ровав в ГК розничную куплю-продажу, разработчики ко­декса не сумели выделить и отдельно урегулировать опто­вую куплю-продажу. Договор оптовой купли-продажи в нынешнем ГК не нашел себе места, как это было и в ГК РСФСР. В результате один из наиболее значимых догово­ров рыночных отношений — оптовой купли-продажи — на практике регулируется набором норм, содержащихся в раз­ных параграфах ГК и даже в разных нормативных актах. Отсутствие в законе в качестве самостоятельного вида договора оптовой купли-продажи подталкивает миллионы предпринимателей к заключению договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. Со­храняется дисгармония с зарубежным законодательством, основывающим торговое предпринимательство на модели договора продажи.

Для понимания особенностей применения реализацион­ных договоров в торговой сфере необходимо рассмотреть два явления, которые радикальным образом воздействуют на обязательственные отношения в торговле. Это определе­ние сущности оптовой торговли и учет интересов потреби­телей. Явления эти имеют определенную связь между со­бой.

В советский период под оптовой торговлей понималась деятельность по перемещению товаров от изготовителей и оптовых посредников в организации розничной торговли. Что касается обеспечения необходимыми ресурсами произ­водственных и иных организаций и учреждений, то оно составляло самостоятельный сектор товарообращения и именовалось материально-техническим снабжением. Для руководства ими в стране существовали две различные сис­темы планового распределения, возглавлявшиеся Минтор­гом СССР и Госснабом СССР.

На Западе подобного разграничения не проводилось ни­когда, и продажа любых товаров, кроме реализуемых граж­данам через розничную торговую сеть, всегда понималась как оптовая торговля.

В связи с ликвидацией в нашей стране системы адми­нистративно-планового распределения ресурсов, а также под воздействием зарубежной практики произошли измене­ния в понимании оптовой торговли. Введенный с 01.01.2000 ГОСТ Р 51303—99 «Торговля. Термины и определения» закрепил определение понятия оптовой торговли. Это тор­говля товарами с последующей перепродажей или профес­сиональным использованием.


Таким образом, оптовой торговлей стало признаваться все товарное обращение, за исключением торговли рознич­ной. Исчезло прежнее разделение материального снабже­ния организаций ресурсами для производственных (хозяй­ственных) нужд иоптовой торговли, обеспечивающей товарами розничную торговую сеть.

Закрепленное стандартом определение выглядит более точным с экономической точки зрения, поскольку для эко­номистов не имеют значения направления движения това­ропотоков. В современной экономической литературе опто­вый товарооборот принято рассматривать как совокупный объем продаж товаров производственными и торговыми организациями, а также посредниками другим организаци­ям для последующей реализации населению или для произ­водственного (хозяйственного) потребления. Однако в социальном отношении такое определение является непри­емлемым, поскольку препятствует решению важных для общества задач.

По известному методологическому правилу любые опре­деления не могут претендовать на истинность и завершен­ность. Они всего лишь лексическое обозначение объекта.

Поэтому среди различных определений, обозначающих объект, необходимо выбирать не кажущееся более точным, а наиболее полезное с учетом решаемых на его основе задач. По этим причинам «точные» естественные науки вообще не работают с определениями понятий.

Между тем при разработке ГОСТ Р 51303—99 не были учтены и масштабные изменения в регулировании продаж товаров населению. Такие изменения произошли на Западе примерно 40 лет назад, а в нашей стране начались лишь с ликвидацией административно-плановой системы управ­ления экономикой. Если за рубежом уже оформилось новое практическое и научное направление по защите прав по­требителей, то у нас эти проблемы пока ещё не осознаны глубоко наукой, в том числе правовой.

Указанные изменения происходят в русле идеологии обеспечения прав граждан и выражаются в усилении законодательной защиты интересов граждан-потребите­лей. Этим целям служит Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», положения § 2 гл. 30 ГК и ряд других федеральных законов. Достаточно, например, сравнить прежний и новый КоАП, в котором почти в пять раз увеличилось количество норм об административной от­ветственности за нарушения прав потребителей.

В результате изменений требований к розничной тор­говле (в ее взаимоотношениях с потребителями) претерпе­вает изменения и деятельность по продвижению товаров от изготовителей и оптовых организаций в розничную торго­вую сеть. Она приобретает существенные и устойчивые от­личия от других секторов товарного обращения. Здесь принцип обеспечения прав и интересов граждан как потре­бителей должен превалировать над принципом свободы до­говора, в силу более общей закономерности превалирова­ния справедливости над свободой.

С учетом изложенных обстоятельств необходимо выде­лить в товарном обращении участок оптовой торговли в специальном значении - для целей обеспечения интересов потребителей. Оптовой торговлей (в специальном значе­нии) предлагается считать деятельность по продвижению товаров на возмездной основе от изготовителей и опто­вых посредников в организации розничной торговли для последующей продажи населению. Выделение оптовой торговли в таком виде имеет принципиальное значение, оно необходимо в интересах всего населения. Целью такой оптовой торговли является содействие полному и своевре­менному поступлению в розничную сеть товаров, необходи­мых населению и отвечающих его запросам.







Date: 2015-09-23; view: 688; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию