Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национальная правовая система
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. Правовая система каждого народа, имеющего свою государственность, складывается исторически, в соответствии с механизмом действия объективных законов общества, особенностей условий их функционирования, других объективных и субъективных обстоятельств. Конкретная правовая система, система права того или иного государства формируется под воздействием многих факторов, но особое влияние на этот процесс оказывают традиции народа, экономический строй, политическая система, нравственные устои, идеология, религия, юридическая наука, культура, особенно правовая. При этом в различных странах набор факторов и степень воздействия каждого из них на формирующуюся правовую систему неодинаковы. Например, древнеримская система права сложилась и достигла высочайшего уровня развития прежде всего благодаря высокому уровню правовой науки и возможностям латинского языка, его богатой и точной терминологии, а систему права современного Египта обусловила в основном исламская религия, ее постулаты. Существенными правообразующими факторами правовой системы белорусского народа были традиционные, геополитические, культурные, научно-теоретические, сугубо политические, идеологические, юридические. С возникновение первых княжеств на территории Беларуси, начиная с IX в., право формируется из местных обычаев, как это начиналось и у других народов мира. Обычное право было возобладающим на территории Беларуси до середины XV в., и лишь во второй его половине возобладает писанное право. Пребывание белорусского народа в Великом княжестве Литовском с XIII по XVIII в. сопряжено с действием его знаменитых статутов 1529 г., 1566 г. и особенно 1588 г., положившего начало формированию отраслей права (государственного, семейного, уголовного), который не потерял своего значения и при включении Беларуси в состав Российской империи в конце XVIII в. Статут действовал на территории Беларуси в Минской, Гродненской и Виленской губерниях до 1840 г. Установление в России Октябрьской революцией 1917 г. советской власти, провозгласившей отмену дореволюционной правовой системы, юридическое положение Беларуси в составе Союза ССР на правах союзной республики как субъекта федерации, а фактически унитарного государства, предопределили утверждение единой советской правовой системы на всей территории Советского Союза. Законодательная деятельность Белорусской ССР сводилась к воспроизведению правовых институтов и норм, содержащихся в Основах Союза ССР и союзных республик с незначительной их конкретизацией применительно к условиям Беларуси. При своеобразии советской правовой системы, отрицавшей институт частной собственности и деление права на частное и публичное, по юридической природе своей она примыкала к европейской континентальной (романо-германской) правовой системе. С провозглашением в 1990 г. суверенитета Беларуси, принятием в 1994 г. Конституции и ее новой редакции в 1996 г. правовая система еще больше сблизилась с континентальной правовой системой и является одной из ее разновидностей. Основными элементами национальной правовой системы Республики Беларусь являются отрасли права и отрасли законодательства, их институты и нормы. Отрасль права – это совокупность обособленных юридических норм, регулирующих определенный род общественных отношений. Определяющим критерием деления права на его отрасли является предмет правового регулирования. Предмет правового регулирования – это общественные отношения определенного рода, например, отношения между людьми в процессе труда (прием на работу, перевод с одной работы на другую, оплата труда, предоставление отпуска, увольнение с работы). Их упорядочение правом путем соответствующих норм и приводит к образованию отрасли трудового права. Однако в связи с тем, что все разнородные общественные отношения взаимосвязаны и зачастую переплетаются между собой, возникают трудности в их четком разграничении, в отнесении той или иной нормы к соответствующей отрасли права. В таких случаях прибегают к дополнительному критерию – методу правового регулирования, т. е. способу, приему упорядочения отношений. Правовыми нормами регулируются не только различные общественные отношения, но и различным образом. От того, что регулируется (предмет регулирования), как правило, зависит и метод его регулирования. Иначе говоря, то, что регулируется, в какой-то мере предопределяет и то, как регулируется то или иное отношение. Разграничение в методах правового регулирования наиболее отчетливо проявляется в гражданском и административном праве. Метод помогает в разграничении отраслей там, где одни и те же отношения (в частности, имущественные) регулируются разными методами. При затруднении разграничения предметов регулирования отраслей гражданского и административного права исходят из того, что диспозитивный способ, позволяющий решать конкретные дела на основе усмотрения сторон, их обоюдного волеизъявления, равноправия, предполагает отнесение такого рода отношений к отрасли гражданского права, а отношения, в которых одна сторона категорически предписывает, властью обязывает другую вести себя определенным образом – к отрасли административного права. В силу этого некоторые имущественные отношения и относят не к гражданскому, а к административному праву. Национальная система права Республики Беларусь состоит из отраслей конституционного (государственного), гражданского, семейного, трудового, административного, финансового, земельного, уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального права. Конституционное (государственное) право – это совокупность норм, упорядочивающих наиболее важные отношения в обществе, закрепляющих принципы его правовой системы, юридически определяющей устои общества, его социальных систем, особенно политической, государственной, принципы ее формирования и функционирования, положение личности в государстве и в обществе. Гражданское право регулирует, основанные на равенстве участников, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, а также иные, предусмотренные законом, личные неимущественные отношения. Семейное право упорядочивает личные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие на основе брака, кровного родства, усыновления, опеки и попечительства. Трудовое право являет собой отрасль, регулирующую отношения, складывающиеся по поводу личного применения труда, его организации, условий и оплаты (приема на работу, перевода с одной работы на другую, условий трудовой деятельности и ее оплаты, увольнения с работы). Административное право – это система норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе осуществления публичной исполнительной и распорядительной деятельности полномочных органов. Нормы административного права определяют структуру, компетенцию, формы и методы управленческой деятельности. Специфика этих отношений в том, что они являются отношениями властвования, безусловного подчинения одних другим. Французские административисты определяют его как общее право публичной власти, администрации; американские – как право, которое регулирует полномочия и порядок деятельности административных учреждений, а также контроль судов над администрацией. Финансовое право – это система норм, регулирующих отношения в сфере финансовой деятельности, связанной с аккумуляцией и распределением денежных средств в государстве и осуществлением финансового контроля. Земельное право регулирует отношения, складывающиеся на базе использования земли. Уголовное право определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какое наказание предусматривается за их совершение. Уголовно-исполнительное право регламентирует порядок реализации уголовно-правовых норм в русле обеспечения их эффективности. Уголовно-процессуальное право – система норм, регламентирующих порядок деятельности правоохранительных органов (суда, прокуратуры, следственных и дознавательных учреждений) по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Гражданское процессуальное право регулирует порядок рассмотрения судами гражданских дел и исполнения судебных решений. Каждая отрасль права состоит из институтов права. Институт права – это обособленная часть отрасли права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. Примером института права является институт гражданства в отрасли конституционного права, институт наследования в отрасли гражданского права, институт необходимой обороны в отрасли уголовного права. Исходным элементом в системе права, его клеточкой, его кирпичиком является норма права. Нормотворчество в процессе регулирования отношений между людьми происходит в силу жизненных потребностей не только в русле упорядочения однородных отношений, отношений в чистом виде (гражданско-правовых, административно-правовых и т. д.), но зачастую законодателю приходится одновременно регламентировать их взаимосвязанно, в связке, комплексно. Это ведет к появлению отраслей законодательства. Отрасль законодательства – это совокупность норм, регулирующих комплекс взаимосвязанных разнородных общественных отношений, объединенных определенной сферой. К отраслям законодательства относятся экономическое (хозяйственное), экологическое (природоресурсное), жилищное, банковское, инвестиционное, торговое, таможенное, морское, воздушное, космическое, компьютерное и другие. В юридической литературе и законодательной практике отрасли законодательства нередко именуются отраслями права, или же комплексными отраслями права. Соответственно употребляется и понятие «комплексный институт права». Однако такая терминология не точна. Комплексным институтом может быть лишь институт законодательства, а не права. Точно так же не следует именовать отрасль законодательства комплексной отраслью права или же отраслью права. Отрасли права и отрасли законодательства группируют по определенным критериям. По материальному и процессуальному критерию система права подразделяется на отрасли материального и процессуального права. Процессуальные отрасли – гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное. Остальные отрасли права (конституционное, гражданское и др.) являются материальными. При классификации отраслей права по интересам (всего общества и частным) система права делится на публичное (конституционное, административное, финансовое, бюджетное, налоговое, уголовное, уголовно-исполнительное, процессуальное) и частное (гражданское, семейное, трудовое). Некоторые авторы считают, что здесь критерием является метод правового регулирования (Л. Б. Тиунова). § 3. Основные правовые системы мира При наличии у каждой правовой системы своих особенностей наблюдается определенная их общность, обусловленная как самими общеправовыми принципами, так и схожими конкретно-историческими условиями, в которых правовые системы формируются. Общность условий, в которых находятся несколько государств и одинаковая сила воздействия системообразующих факторов, а также влияние уже существующих правовых систем, их заимствование, создают предпосылки для образования правовых систем на более высоком уровне их обобщения. В результате образуются так называемые правовые семьи, или основные правовые системы мира, как именует их французский правовед Р. Давид. Одни авторы, отправляясь от общности генезиса права, его источников, структуры, принципов, терминологии, вычленяют пять основных правовых систем (англосаксонскую, романо-германскую, религиозно-правовую, социалистическую, систему обычного права); другие, руководствуясь своими критериями, различают четыре (англосаксонскую, романо-германскую, мусульманскую, социалистическую), третьи – всего три (романо-германскую, англосаксонскую, мусульманскую), а социалистическую рассматривают как разновидность романо-германской правовой системы. При наиболее общей классификации достаточно остановиться на трех наиболее характерных современных системах права: романо-германской, или континентально-европейской, романской; англосаксонской, или англо-американской; мусульманской, или исламской. Романо-германская правовая система, к которой относятся национальные правовые системы континентальной Европы, в том числе Республики Беларусь, а также Турции, Латинской Америки, некоторых государств Африки, возникла в результате доктринальной, а затем и нормативной рецепции в XII–XIII вв. римского права, которое воспринималось в континентальной Европе в условиях становления капиталистических рыночных отношений как писанный разум. Определяющим юридическим системообразующим фактором континентальной правовой системы явился знаменитый Кодекс Юстиниана. Романской правовой системе присущи следующие особенности: · основным источником права является нормативно-правовой акт; · нормативные правовые акты характеризуются иерархической зависимостью; · в основе иерархии нормативно-правовых актов находится закон – акт, обладающий высшей юридической силой, которому не должны противоречить другие подзаконные акты (декреты, указы, регламенты, циркуляры, инструкции, приказы, решения и пр.); · в системе законов также существует иерархия, основанная на основном законе, – конституции, которой должны соответствовать текущие (обыкновенные) законы; · все нормы подразделяются на отрасли права и отрасли законодательства; · правовые нормы официально систематизируются в своды законов, кодексы и иные укрупненные акты отраслей права и отраслей законодательства; · правовая система подразделяется по интересу и методу регулирования на право публичное и частное. Кроме нормативных правовых актов в континентальной правовой системе действуют и иные источники права. Однако они не имеют существенного значения. В частности, в Италии юридический морской обычай превалирует в навигации по сравнению с гражданским кодексом. Обычаи по разгрузке судов в различных портах действуют и в некоторых других континентальных странах. В ФРГ предоставлено право Верховному суду создавать судебный прецедент. Более значимую нормотворческую роль судебные акты играют в скандинавских странах (Швеции, Дании, Норвегии). Судебная практика, по сути дела, всегда учитывается в юрисдикционной деятельности даже в тех государствах, где она официально не признается источником права. Юридическая наука официально также не считается источником права, однако ее влияние постоянно оказывается посредством издания научных и научно-практических комментариев кодексов и иных нормативно-правовых актов, своеобразно восполняющих пробелы в законодательстве. Англосаксонская система права начала зарождаться в Англии в XI в. с созданием централизованной судебной системы, с выездом коронных судов на места. Их решениями, принимавшимися с участием присяжных (местных жителей, не знавших королевских актов и отстаивавших свои обычаи при рассмотрении дел), фактически закреплялись местные обычаи. Так формировалось общее право Англии как следствие распространения права, общего для сословия феодалов, на всех подданных вне зависимости от сословной принадлежности на основе судебных исков, исходя из постулата: «Право там, где есть защита» (имеется в виду судебная, а значит, государственная защита). В течение XII–XIV вв. общее право достигло апогея в своем развитии; в конце XIII в. начинается официальное издание собраний судебных прецедентов. В XV в. формируется право справедливости, исправляющее общее право путем накопления решений, принятых на основе апелляций к монарху, не по прецедентам, а по справедливости, по совести. Совокупность решений апелляционных судов и образовали право справедливости, которое стало дополнять и корректировать общее право. Таким образом, исторически сложились две подсистемы: общего (прецедентного) права и права справедливости. Наряду с прецедентным правом в англосаксонской правовой системе создается статутное право в результате нормотворческой деятельности английского парламента. Следует подчеркнуть, что в настоящее время английский парламент ежегодно принимает не менее ста законов. Особо важное, можно сказать, революционно-конституционное значение в сближении английской правовой системы с континентальной, романо-германской, имеет принятый в 1998 г. парламентом Великобритании Закон о правах человека, воспроизводящий положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, юридически закрепляя свободы слова, совести, собраний, права на частную и семейную жизнь, права на справедливый суд и т. д. До этого, как отметил верховный судья лорд Бингэм, нигде в неписанной английской конституции не зафиксирована «свобода слова, хотя все вольны писать или говорить все, что они хотят, если только это не представляет собой клевету»[190]. Специалисты по европейскому праву утверждают, что данный закон предоставляет судьям полномочия вносить коррективы в законопроекты на том основании, что они не соответствуют Европейской конвенции о правах человека. Усиление роли нормативных правовых актов в английском праве представляет собой устойчивую тенденцию. Практикуется и систематизация. В частности, уже кодифицировано законодательство по морскому страхованию. Имеются и консолидированные нормативные акты. В настоящее время англосаксонская правовая система действует в США и бывших британских колониях, где проживает около одной трети населения земного шара. Возрастание роли статутного права и систематизации нормативных правовых актов имеет место и в США. Активную нормотворческую деятельность осуществляют Конгресс и другие правотворческие структуры федерации. Принята федеральная конституция и конституция в каждом штате. Во всех штатах действуют уголовные кодексы, в двадцати пяти – уголовно-процессуальные. В США в XX в. на основе их Конституции приняты многие законы, упорядочивающие отношения в экономической и социальной сферах (антимонопольное, антитрестовское законодательство, законы о защите потребителей и другие). Конституция США предоставляет правотворческие полномочия правительству, его департаментам и должностным лицам, а также легислатурам штатов, издающим соответствующие нормативные акты. Имеет место и определенная иерархия нормативных актов в США как федеральном государстве. Ст. VI Конституции закрепляет приоритет «верховного права страны», т. е. высшую юридическую силу федеральной Конституции, которой должны соответствовать законы, принимаемые Конгрессом, а им, в свою очередь, – административные нормативные акты (президентские директивы, приказы, иные его акты, а также акты других нижестоящих государственных органов). В штатах наблюдается такая же картина: высшей юридической силой обладают конституции, на их основе издаются законы легислатур, а им не должны противоречить акты местных органов (муниципальные хартии, ордонансы и другие местные акты). И все-таки, система судебных прецедентов играет определяющую роль в приспособлении жесткой Конституции США, трудно поддающейся формальным изменениям (с момента ее принятия в 1787 г. внесено всего 27 поправок), к существенно меняющимся потребностям общества посредством конституционных доктрин, создающих живой основной закон, юридическую базу правотворческого процесса. Точно так же и английская правовая система строится на сложном переплетении судебных прецедентов и статутных актов парламентского типа. Итак, англосаксонская правовая система характеризуется тем, что она: · построена на судебном прецеденте – основном источнике права; · подразделяется на общее право, право справедливости, статутное · имеет тенденцию к усилению роли статутного права и осуществлению его систематизации. Мусульманская система права представляет собой систему принципов и норм, основанных на постулатах исламской религии (шариат). Шариат (в переводе с арабского – надлежащий путь) включает в себя две части. Первая часть содержит религиозные принципы веры (ахид), вторая – правовые нормы (фикх). Мусульманское право упорядочивает две области отношений: отношение мусульманина к самому себе (муамалат) и его отношение к Аллаху (ибадат). Мусульманская правовая система сформировалась на развалинах родоплеменной организации в Арабском халифате в VII–X вв. В настоящее время она действует во многих исламских странах с населением 1,2 миллиарда человек. Источниками мусульманского права являются: 1) Коран – священное писание, содержащее религиозные догматы, нравственные установки и правовые нормы, которому в ряде современных государств придан статус конституции (Египет, Иран, Пакистан и другие); 2) сунна – вторая основа шариата, дополняющая Коран рассказами о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, являющая собой сборник традиций. Это священное предание о постулатах и изречениях Мухаммеда; 3) иджма, восполняющая пробелы в шариате положениями, единодушно одобренными его знатоками, об обязанностях правоверного (мусульманская доктрина наиболее авторитетных правоведов); 4) кияс – суждения (умозаключения) по аналогии, применение к сходным случаям правил Корана, сунны или иджмы. Правовые нормы Корана – это юридически значимые предания (хадисы) о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда. Они являются основополагающими нормами для других источников мусульманского права и всей правоприменительной деятельности. Наиболее характерно это отражено в предании о разговоре пророка со своим соратником Муазом. На вопрос Мухаммеда: «По чему ты будешь судить?» – Муаз ответил: «По писанию Аллаха». «А если не найдешь?» – спросил Мухаммед. Муаз ответил: «По сунне посланника Аллаха». «А если не найдешь?» – снова спросил пророк. «То вынесу решение по своему усмотрению», – сказал Муаз. И Мухаммед воскликнул: «Хвала Аллаху, который наставил посланника Аллаха на путь, угодный его посланнику!» В этой беседе, с одной стороны, подчеркивается иерархичность мусульманских источников, а с другой – поощряется решение судебных дел на основе усмотрения судьи по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной, разумеется, в духе священного писания. Судебное решение, вынесенное на основе усмотрения судьи, получило название «иджтихад». Содержащиеся в Коране в форме решений пророком лишь некоторых конфликтов, оценок им отдельных фактов и ответов на заданные ему вопросы, казуальность возобладающей части норм сунны непосредственно предопределили становление мусульманской правовой системы преимущественно на казуальной основе. Начиная с VIII в. под воздействием жизненной необходимости конкретизации правового упорядочения общественных отношений бурно развивается иджтихад. В теории права это понятие стало обозначать достижение высшей ступени знания, дающее право самостоятельно решать вопросы, не урегулированные Кораном и сунной. Обладающих таким правом лиц именовали муджтахидами. Среди них установилась иерархия трех ступеней (категорий): высшей, средней и низшей. Муджтахиды высшей категории – это сподвижники Мухаммеда, основатели правовых школ-толков, которые обладали правом оценивать источники мусульманского права. Принадлежащие к средней категории муджтахиды вправе были выносить самостоятельные суждения только на основе источников, признаваемых определенной школой-толком. Муджтахиды низшей категории могли лишь выбирать одно из мнений правоведов первых двух категорий. Стремительное развитие иджтихада в VIII–X вв. сопровождалось формулированием все новых норм и принципов мусульманского права. Пробелы в праве стали восполняться, главным образом, учеными- правоведами – толкователями священного писания, которыми все больше руководствовались при отправлении правосудия. На протяжении трех столетий мусульманские ученые-юристы в духе исламской религии в основном и сформировали мусульманское позитивное право, ставшее, по сути дела, правом юристов. Так юридическая доктрина фактически стала основным источником мусульманской правовой системы. Можно сказать, шариат из преимущественно религиозной системы превратился в религиозно-правовую. Ее нормативному массиву не присуща формально-юридическая определенность. В ней нет места закону в обычном его понимании как акту законодательного органа, поскольку аксиомой признается установление законов только Аллахом. Определяющим системообразующим фактором мусульманского права является исламская религия, ее постулаты. Государство не принимало активной роли в формировании правовой системы. Его роль сводилась главным образом к санкционированию норм, сначала вырабатываемых судебной практикой, а затем – только юридической доктриной в связи с тем, что судьям запретили непосредственно ссылаться на Коран и сунну, а также самостоятельно формулировать на их основе новые нормы. Они обязывались руководствоваться при отправлении правосудия только произведениями общепризнанных ученых-юристов. Следовательно, вторым по значимости системообразующим фактором мусульманского права является юридическая доктрина. Мусульманская доктрина не признает судебный прецедент источником права. Судебное решение никогда не становилось обязательной нормой не только для других судей при рассмотрении аналогичных дел, но даже и для судьи, решившего соответствующее дело. Сама же юридическая доктрина не представляет собой единых устоев, а состоит из ряда школ-толков, нередко противоречащих одна другой по многим юридически значимым положениям. Специфика мусульманского права и в том, что оно носит преимущественно частный характер. Даже в его уголовном праве содержится лишь около десятка наиболее опасных деяний, за совершение которых Кораном предусматривается определенная мера наказания. По большинству же правонарушений судья может выбирать санкцию по своему усмотрению. Обращение в суд – личное дело потерпевшего, который всегда может простить правонарушителя. Раскаяние обвиняемого может служить основанием освобождения его от наказания. Итак, характерные особенности мусульманской системы права сводятся к тому, что она: · теократична, исходит из того, что законы даны Аллахом через пророка Мухаммеда; · представляет собой единство религиозных принципов и юридических норм; · провозглашает исламские принципы, установленные Аллахом, вечными и неизменными; · обеспечивает свою стабильность исламскими религиозными устоями, а гибкость – юридической доктриной, выступающей в форме различных школ-толков Корана и сунны; · предоставляет широкое поле для судебного усмотрения на базе разноречивых школ-толков; · регулирует поведение людей в основном принципами; · упорядочивает отношения преимущественно в личностно-психологическом ракурсе, опосредованном религиозным отношением мусульманина к себе и его отношением к Аллаху; · носит преимущественно частно-правовой характер и выражается в немногочисленных отраслях права, в основном в семейном, уголовном, судебном. Date: 2015-09-23; view: 496; Нарушение авторских прав |