Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое социальное государство и гражданское общество





Впервые понятие «гражданское общество» появилось в XVII в. в трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж. Локка и развивалось в XVIII в. Ш. Мон­тескье, В. Гумбольтом, Д. Вико и другими исследователями.

В XVII в. принципиального различия между государством и гражданским обществом не проводилось, но они уже и не отождествлялись. Названные мыслители, будучи сторонниками договорного происхождения государства, исходили из того, что гражданское общество представляет собой государство, основанное на общественном договоре. Дж. Локк
утверж­дал: «...абсолютная власть, у кого бы она не находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько несовместима с ним, как рабство с собственностью»[75].

В XVIII в. В. Гумбольт отмечает три различия между гражданским обществом и государством:1) система национальных, общественных учреждений формируется снизу; 2) естественное и общее право в гражданском обществе; 3) человек в гражданском обществе и гражданин – в государстве.

Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Ге­гель, согласно которому гражданское общество представляет собой частную сферу экономической жизни и деятельности людей, общающихся через систему потребностей и разделение труда, правосудие и внешний порядок (полицию и корпорации), а государство – область публичной власти. По Г. Гегелю государственное вмешательство оправданно при двух условиях: 1) с целью устранения несправедливостей и неравенства внутри гражданского общества (например, при доминирующем положении одного из классов, пауперизации целых слоев населения); 2) для защиты и содействия осуществлению всеобщего интереса.

Согласно И. Канту, гражданское правовое состояние основывается на свободе каждого члена общества как человека, равенстве его с каждым другим как подданным, самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

В XIX веке К. Маркс природу гражданского общества и его соотношение с государством характеризовал так: «...форма общения на всех существующих до сих пор исторических ступенях, обусловливаемая производительными силами и, в свою очередь, обусловливающая их, есть гражданское общество... Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и потому выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать в виде национальности и строиться внутри в виде государства»[76]. Гражданское общество он рассматривал как экономический базис, обусловливающий государство.

В современной научной литературе гражданское общество определяется неоднозначно. В частности, О. Самородний утверждает, что понятие гражданское общество включает всю совокупность общественных отношений вне рамок политической структуры государства: экономических, национальных, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и т. д. Согласно А. Б. Венгерову гражданское общество – это система социальных институтов и общественных связей для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций. По Г. В. Атаманчуку гражданское общество – это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей. В. А. Владимиров под гражданским обществом подразумевает систему отношений индивидов, обладающих собственностью и полнотой гражданских прав, относительно обособленных в рамках качественной однородности каждого конкретного структурного ее воплощения. А. В. Одинцова определяет гражданское общество как совокупность общественных отношений (экономических, социальных, политических) формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных исторически обусловленных потребностей и реализация интересов индивидов и их групп.

В новейшей учебной литературе гражданское общество, в частности профессором О. Э. Лейстом, характеризуется как «общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации»[77]. Согласно академику В. С. Нерсесянцу: «Современное гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка»[78].


При многообразии сущностной характеристики различными авторами современного гражданского общества бесспорным является то, что: а) оно основано на праве; б) целенаправлено на обеспечение реализации интересов гражданина, человека; в) индивиды в нем равноправны; г) они вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению; д) являются инициаторами создания своих формирований в процессе реализации собственных интересов. Итак, современное правовое гражданское общество – это система отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы. В гражданском обществе реализуется свободная воля личности, ее частные интересы во всех областях жизни и деятельности, но прежде всего и главным образом в определяющей сфере – экономической. Свободная воля реально возможна только у частного собственника. Личность без частной собственности – это голая абстракция, как справедливо заметил Г. Гегель. Теоретически преимущество частной собственности перед общественной обосновал еще Аристотель в споре с Платоном, отстаивавшим общую собственность для правителей и воинов. Впоследствии Платон после неудавшейся попытки с помощью сиракузского тирана Дионисия осуществить свою модель идеального государства, оcнованного на общей собственности, отказался от коммунистической идеи. В XVI–XVII вв. социалисты-утописты Т. Мор и Т. Кампанелла вновь обосновывают преимущество общественной собственности. В XVIII в. среди известных социалистов-утопистов лишь Р. Оуэн выступал за общественную собственность. А в XIX в. марксисты не только проповедуют необходимость ликвидации частной собственности, но и призывают осуществить это практически насильственной революцией, что и было сделано в некоторых странах.

Вся история цивилизации свидетельствует о том, что в основе экономического прогресса, а значит и общества в целом, лежит частная собственность, и гражданское общество – это не что иное, как договорные отношения частных собственников. Только при наличии частной собственности люди могут вступать во взаимоотношения между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства.

Структурными элементами гражданского общества являются: собственность, свободный труд, предпринимательство, общественные объединения, семья, образование, наука, культура, воспитание, свободные средства массовой информации.

Достижение всеобщего правового гражданского общества И. Кант считал величайшей объективно обусловленной проблемой человечества: «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешать которую его вынуждает природа, – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, а именно в таком, в котором членам его представляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, – только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человеке»[79].

Гражданское общество является важнейшей предпосылкой формирования социального правового государства. Государство обусловливается гражданским обществом. Без гражданского общества нет правового государства, как и не может быть гражданского общества без правового государства. По отношению к гражданскому обществу государство должно издавать правовые законы, предусматривающие экономический и политический плюрализм, паритетность форм собственности, многопартийность, равноправие субъектов права, международно признанные права человека, их гарантии, осуществлять социальные программы, осуществлять должную защиту всего того, что относится к обеспечению благосостояния граждан, их достойного уровня жизни.


Структурными экономическими элементами гражданского общества являются: частная собственность наряду с другими паритетными формами собственности, акционерные общества, концерны, консорциумы и другие хозяйственные объединения; социальными подразделениями – классы, нации, другие слои; общественными формированиями – политические партии, иные общественные организации, создаваемые свободным волеизъявлением членов общества, традиционными – семьи, клубы по интересам и другие общности.

Гражданское общество основано на праве, которое нельзя отождествлять с действующим законодательством. Вне права гражданское общество существовать не может. Три основные критерии предопределяют наличие гражданского общества – политический, юридический, социально-экономический. Политическим показателем гражданского общества является наличие демократического режима осуществления государственной власти, юридическим – правового законодательства, социально-экономи­че­ским – среднего класса.

Причины, обусловливающие возникновение гражданского общества и его развитие, коренятся в объективно обусловленных социальных нуждах людей, прежде всего экономических, выплескивающихся в противоречиях. Разумное, справедливое разрешение противоречий и порождает гражданское общество. Еще Демокрит утверждал, что все изменения в обществе связаны с нуждой. Нужда, обострившиеся в естественном состоянии людей противоречия в связи с удовлетворением жизненных потребностей вызвали необходимость выхода из кризисного состояния путем установления обязательного для всех справедливого порядка – правового порядка, охраняемого силой такого единения людей, которое можно назвать государством-обществом. Не случайно все мыслители до Н. Макиавелли (до начала XVI в.) общество и государство отождествляли.

Зародилось же гражданское общество задолго до того, как его стали теоретически осмысливать как таковое. Гражданское общество как система отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы, зиждется на частной собственности среднего достатка и зарождается с ее возникновением. Именно с появлением частной собственности начинается генезис гражданского общества. По Ж. Ж. Руссо первый, кто, огородив участок земли, сказал: «Это мое!», был истинным основателем гражданского общества.


Концептуальные идеи о сущности гражданского общества, а точнее, основы его теории, сформулировал еще Аристотель. Пожалуй, никто из гениальных мыслителей не относился так скрупулезно, так тщательно к исследованию реальности, как Аристотель. Великий аналитик, не прибегая к понятию «гражданское общество», по сути дела, обосновал его экономические, социальные, политические и юридические предпосылки в своем этическом и политико-правовом учении о золотой середине как основной добродетели, об умеренности в поведении человека, о средней частной собственности и среднем достатке, о среднем классе как социальной, экономической и политической основе полиса (общества-госу­дар­ства), его правильных формах осуществления государственной власти, преследующих общее благо, регулирующих отношения между людьми в соответствии с правом, олицетворяющим политическую справедливость, обусловленную действием естественных законов. Особое внимание Аристотель уделил среднему классу, средней частной собственности. Слишком богатых он называл наглецами и мерзавцами, а очень бедных – корабельной чернью. Крайняя нищета, считал Аристотель, развращает не менее, чем богатство; оба крайние классы одинаково опасны для государства. Граждане же достаточные, положение которых занимает середину между двумя крайностями, служат естественной опорой государства.

Впервые гражданское общество реально зарождается в Древней Греции – родине демократии – в VI в. до н. э. с установлением там инициированных знаменитым мудрецом Солоном, а затем Периклом демократических преобразований, при которых человек законодательно наделяется соответствующими правами как основой его жизнедеятельности, включающими свободу личности, равенство перед законом, право на земельный участок, право на участие в делах государства, в выборных его органах, в установлении законов, в отправлении правосудия.

Древнегреческое гражданское общество находилось лишь в зародышевом состоянии. Полномасштабными его субъектами были даже не все свободные, а только граждане, т. е. те, кто участвовал в политической жизни; иначе говоря, гражданское общество сливалось с демократическим государством. Что же касается имущественных отношений, то их равноправными участниками были все свободные и даже государственные рабы. Остальные рабы находились вне права. Аристотель подчеркивал, что права нет во взаимоотношениях господина и раба; отца и детей; его нет там, где господствует деспот; право имеет место только во взаимоотношениях свободных и равных.

Второй этап в развитии гражданского общества сопряжен со значительным расширением круга субъектов гражданского общества и диапазона их усложнившихся отношений в Древнем Риме, непосредственно предопределяемых высоким уровнем развития системы римского права, явившегося, по выражению К. Маркса, классическим правом общества, основанного на частной собственности. В Древнем Риме все свободные были субъектами гражданского общества, а естественное право (jus natu­rale) как составная часть частного права, распространялась на всех рабов. Римские юристы, чьим трудам законом Валентиниана III о цитировании была придана сила закона, признавали за рабами возможность вступать в сделки, иметь предусмотренные договорами права и обязанности. В связи с этим рабы нередко становились обладателями имущества, а также денег, и рабовладельцы иногда были вынуждены брать деньги в долг у своих рабов. В этих случаях руководствовались естественным правом, согласно которому – все люди равны.

Древнеримское общество-государство (respublica), согласно Цицерону, представляла собой публично-правовую общность, дело, достояние народа, соединение многих людей, связанных между собой соглашением в вопросах права и общностью интересов, т.е. он характеризовал его, по сути дела, как правовое единение, сущностью же права Цицерон, как и древнегреческие мыслители, считал справедливость.

Древнеримское гражданское общество, несмотря на то, что оно еще не отделялось от государства, тем не менее характеризовалось значительным расширением круга его полноправных субъектов, включающих всех свободных людей. В сфере же равноправных имущественных отношений находились все рабы в связи с распространением на них jus naturale (права естественного). Рабы также были участниками семейных, хотя и специфических, отношений.

Третий этап гражданского общества начинается в Англии в XIII в. с утверждением парламентаризма, принятием в 1215 г. Великой хартии вольностей и стремительно развивается с расширением прав личности, предусмотренных Петицией о правах 1628 г., документом, получившим название Habeas Corpus Act (1628), Декларацией прав 1688 г., Биллем о правах 1689 г.

Характерной особенностью английского гражданского общества является его постепенное отделение от государства (монархической власти), начавшееся в XIII в. и существенно проявившееся в ходе буржуазной революции в XVII в., закрепляемое в соответствующих юридических актах.

Начало четвертому этапу развития гражданского общества положила знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., принятая Национальным собранием Франции, провозгласившая справедливость, свободу, равенство, безопасность, братство, сопротивление угнетению, веротерпимость, подконтрольность государства обществу, неприкосновенность частной собственности, равноправие всех граждан, разрешившая им все, что не запрещено законом, предусмотревшая гарантии прав человека и другие правовые устои гражданского общества. Эти права и свободы были обретены в результате Великой французской революции 1789–1794 гг. Как заявил основатель буржуазного либерализма во Франции Б. Констан, пять миллионов французов отдали свои жизни за то, чтобы называться гражданами, а не подданными.

Пятый этап гражданского общества, продолжающийся по настоящее время, сопряжен с падением диктаторских, фашистских, тоталитарных и авторитарных режимов в ходе второй мировой войны и после нее, с созданием Организации Объединенных Наций и других межгосударственных структур, активно содействующих провозглашению универсальных прав человека, возведению их на международно-правовой уровень. Началом формирования современного международного гражданского общества следует считать Всеобщую Декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., повлекшую за собой свыше пятидесяти деклараций, актов, конвенций, закрепляющих существенное расширение прав человека, их универсализацию и гарантированность. В числе этих актов особенно значим Международный акт об экономических, социальных и культурных правах, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, вступивших в силу в 1976 г. Вместе со Всеобщей Декларацией прав человека эти акты, можно сказать, и образовали международный билль об универсальных правах человека.

Современное гражданское общество в юридическом аспекте характеризуется закреплением универсальных прав человека, начиная с ребенка, во всех важных сферах жизни и деятельности людей, возведением их на международно-правовой уровень с соответствующим механизмом их защиты; в политическом – многопартийностью, политическим плюрализмом; в идеологическом – отсутствием господствующей идеологии, гуманизмом; в экономической – многообразием форм и видов собственности, конкуренцией, антимонополизмом, оплатой по труду, обеспечением условий его безопасности; в социальной – возобладанием среднего класса, всеобщим благоденствием, особой заботой о детях, инвалидах, многодетных, малообеспеченных.







Date: 2015-09-23; view: 425; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию