Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Калькулирование полной себестоимости турпродуктаСтр 1 из 5Следующая ⇒
ГЛАВА 3. ГРУППИРОВКА И ВКЛЮЧЕНИЕ ЗАТРАТ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ТУРПРОДУКТА Калькулирование полной себестоимости турпродукта Теория и практика отечественной системы калькулирования на предприятиях в условиях развивающихся рыночных преобразований нуждаются в совершенствовании. Рассмотрим первый, традиционный, способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта. Калькулирование полной себестоимости турпродукта предполагает расчет всех издержек, связанных с формированием и реализацией единицы турпродукта. При этом методе рассчитываются средние валовые издержки или полная себестоимость единицы турпродукта. Например, при затратах у туроператора по формированию и реализации турпродукта в размере 400 руб. и продажной цене туристской путевки 500 руб. прибыль от реализации одной путевки составит 100 руб. Калькулирование полной себестоимости турпродукта - это система учета, в которой все затраты (как переменные, так и постоянные) распределяются на все виды турпродукта. Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация при формировании и реализации единицы турпродукта. Его суть состоит в ежемесячном определении полной фактической себестоимости турпродукта путем сбора всех затрат по формированию и реализации турпродукта на бухгалтерском счете 20 "Основное производство". В основе этого метода лежит группировка расходов по способу включения в себестоимость отдельных видов услуг. Рассмотрим калькулирование себестоимости у туроператора, который и формирует стоимость туристского продукта. Объектом калькуляции будет служить стоимость обслуживания группы туристов при групповом типе тура и стоимость обслуживания индивидуального туриста при индивидуальном типе тура. В настоящее время основная часть потока туристов состоит из укомплектованных групп. Это означает, что туристская фирма определяет оптовую цену поездки для всей группы. При этом обычно предоставляется скидка для массовой оптовой сделки в зависимости от объема операции - до 10 %, по срокам и продолжительности - до 5 %, в зависимости от продолжительности проживания туристов в гостиничном предприятии - до 10 %. С оптовой цены могут делаться дополнительные скидки за участие фирмы в рекламе и издании рекламных проспектов по стране, отдельному городу, отдельной гостинице, в других местах пребывания туристов. Нередко турфирма реализует рекламные проспекты страны, рекламирует таким образом не только свои туры, но и страну в целом. Скидки могут также производиться при предварительной оплате туристского обслуживания. В целом цена на туристское обслуживание групп может быть ниже рыночной цены для разовых сделок в среднем на 10-20 %. На стоимость путевки влияет фактор количества предлагаемых услуг. Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может быть предоставлен путем продажи так называемых инклюзив-туров (inclusive tour) или пэкидж-туров (packadge tour). При инклюзив-турах, применяемых при авиаперевозках, стоимость перевозки туристов к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые могут быть наполовину ниже обычных. Общий уровень рентабельности и цены инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа стоимости транспортировки. Клиентам сообщается паушальная (общая) цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. При расчете стоимости инклюзив-тура фирма учитывает стоимость туристских услуг и собственные затраты на содержание аппарата фирмы, издержки на рекламу и определенную прибыль. Несмотря на это, общая стоимость инклюзив-тура для отдельного туриста обходится дешевле, чем при индивидуальной поездке без помощи турфирмы с таким же комплектом и уровнем услуг. Пэкидж-туры предлагают предоставление клиенту полного комплекта услуг, которые, однако, могут и не включать транспортные расходы. Организуются пэкидж-туры по определенной, заранее рекламируемой программе. Структура туров варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества услуг. Калькуляция составляется плановая (предварительная) и фактическая (последующая, отчетная). Калькуляцию рекомендуется оформлять в виде представленного ниже документа (табл. 3.1). Калькуляция
Многие посольства выдают визу только при наличии страхового полиса, который является гарантией оплаты медицинских услуг. Поэтому при организации туров туристские фирмы сотрудничают со страховыми компаниями. Страховой взнос входит в стоимость путевки. Его величина зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются: - на условиях посольств, которые могут определить минимальную величину страховой суммы; - сроке поездки; - количестве человек в группе (возможны скидки от 5 до 20 %); - возрасте (старше 60 лет страховая сумма может быть увеличена в два раза). В настоящее время существуют две формы страхового обслуживания туристов. 1. Компенсационное страхование. Предусматривает оплату самим путешественником всех медицинских расходов и возмещение их лишь по возвращении на родину; этот вид страхования неудобен тем, что вынуждает туриста иметь при себе значительный денежный запас на страховой случай. Программа страхования багажа - наиболее распространенный вид страхования, так как тариф страхования багажа составляет около 50 % в день. Сумма страхового лимита (~2 тыс. долл. США) выплачивается по предъявлении документов, подтверждающих, что багаж был утерян или поврежден во время хранения или транспортировки. 2. Сервисное страхование. 1) Страхование медицинских расходов. 2) Юридическое и информационное ассистанс-обеспечение правовой поддержки путешественникам в случае административных или гражданских нарушений, а также гарантия получения необходимой информации о наиболее удобных маршрутах. 3) Программа страхования от несчастных случаев. 4) Программа страхования гражданской ответственности за нанесение ущерба имуществу третьих лиц в результате неумышленных действий. Обычно турфирмы включают в стоимость турпутевки страховые полисы и за это берут со страховой фирмы комиссию в размере 10-15 %. Если страховка не является обязательной и оплачивается туристом по желанию, в стоимость тура она вообще не входит и оформляется как дополнительная услуга. Отметим, что операции по страхованию и перестрахованию освобождены от уплаты НДС. Следующая калькуляционная статья - визы. Стоимость виз, как и страховки, рассматривается исходя из стоимости на одного человека и количества человек в группе. Оформление туристских виз осуществляется с помощью вызова от зарубежной фирмы на определенное количество туристов. Консульством после рассмотрения выдается виза, общая для всей группы или предназначенная для отдельных туристов. При разработке программ учитывается не столько стоимость, сколько сложность процедуры оформления. Российские граждане имеют право на выезд без оформления виз в Колумбию, Малайзию, Эквадор, Кипр и ряд других стран. Безвизовый въезд по приглашению без оформления заграничного паспорта разрешен в страны Восточной Европы, Монголию, Кубу. Калькуляционная статья "Транспортные расходы" включает стоимость: проезда до страны пребывания (авиаперелет, железная дорога, автобус, теплоход и т. д.), перевозки туристов от места сборов до аэропорта вылета, от аэропорта прилета до гостиницы или иного места проживания, транспортных расходов на экскурсионное обслуживание при автобусных экскурсиях и т. д. В калькуляцию включаются те расходы, которые входят в обязательную программу тура. Стоимость авиаперелета, например, как и иного средства транспортировки, определяется исходя из стоимости билета на одного человека и численности группы. В расчете учитывается групповая скидка, предоставляемая перевозчиком. Процент скидки зависит от компании перевозчика, наличия и условий договоров, заключенных между туроператором и перевозчиком. Размер скидки в среднем составляет от 5 до 30 %. Расчет усложняется, если туроператор занимается и чартерными рейсами или при сложной схеме движения группы, при использовании нескольких видов транспорта. Калькуляционная статья "Расходы на проживание" рассчитывается исходя из стоимости номера, которая зависит от класса гостиницы, расселения, сезона заезда, количества человек в группе и предоставляемых групповых скидок, количества суток проживания. Калькуляционная статья "Расходы на питание" рассчитывается в зависимости от вида туризма. При въездном туризме, т. е. при калькулировании туров на прием иностранных туристов в России, эти расходы рассчитать достаточно сложно. При выездном туризме стоимость питания зависит от условий тура: завтрак, полупансион, полный пансион. Как правило, стоимость питания включается в стоимость проживания. В большинстве гостиниц завтрак входит в стоимость номера в сутки. В некоторых гостиницах стоимость завтрака, обеда и ужина указывается отдельно от стоимости номера. Калькуляционная статья "Расходы на экскурсионную программу" включает только те расходы по экскурсионному обслуживанию, которые входят в обязательную программу тура. Обычно это 2-3 экскурсии и указывается, что при желании на месте турист может оплатить дополнительные экскурсии. Стоимость экскурсий зависит от цены входных билетов в музеи, парки, а также стоимости услуг экскурсовода, гида, сопровождающего. В калькуляцию включают либо стоимость группового билета, либо результат умножения стоимости одной экскурсии на количество туристов. Рассмотрим бухгалтерский учет вышеперечисленных прямых затрат. Оплата (без НДС) туроператором прав на получение туристских услуг у организаций, оказывающих услуги туристам в местах их пребывания, отразится по кредиту счета 51 "Расчетный счет" (52, 71) и дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Приобретенные права на услуги". Стоимость прав на услуги, в частности сформированных туров, списывается на себестоимость турпродукта с кредита счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", субсчет "Приобретенные права на услуги", в дебет счета 20 "Основное производство". В себестоимость турпродукта непосредственно включаются собственные прямые трудовые и материальные затраты туроператора, связанные с формированием турпродукта (например, заработная плата гида-переводчика), по следующей бухгалтерской записи: дебет счета 20 "Основное производство", кредит счетов 70, 69, 68, 60, 76, 52 и др. НДС учитывается по прямым расходам, относимым на себестоимость по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Стоимость услуг гида-переводчика либо выделяется в самостоятельную калькуляционную статью, либо включается в косвенные (накладные - общехозяйственные) расходы фирмы. Разделение затрат на прямые и косвенные зависит от трудоемкости учета так же, как и затраты на междугородные и международные переговоры, которые либо целиком включаются в косвенные расходы, либо распределяются по различным турпродуктам в зависимости от того, к чему относится тот или иной разговор. Однако такое распределение трудоемко и неэффективно, так как все равно останутся затраты, которые нельзя распределить. К косвенным затратам туроператора относятся расходы по организации набора групп, амортизация основных средств и нематериальных активов, плата за аренду, оплата услуг банков и предприятий связи, расходы по содержанию офиса, заработная плата с обязательными отчислениями управленческого персонала, агентов и т. д. Косвенные собственные расходы, т. е. расходы по управлению и содержанию туристской организации, в течение отчетного периода учитываются по дебету собирательно-распределительного счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счетов 70, 69, 68, 02, 05, 13, 60, 76, 52 и др. На сумму НДС по косвенным расходам делаются записи по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" и кредиту счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". В конце отчетного периода косвенные затраты с кредита счета 26 "Общехозяйственные расходы" списываются в дебет счета 20 "Основное производство". Ранее уже говорилось о способах включения косвенных расходов в себестоимость турпродукта. Отметим, что плановый процент (ставка распределения) косвенных общехозяйственных расходов в плановой калькуляции равен фактическому проценту (ставке распределения), который берется из анализа предшествующих 3-4 месяцев работы, при условии равномерного объема реализации туристских услуг по месяцам. В среднем в туристских фирмах уровень косвенных общехозяйственных расходов составляет от 5 до 20 % прямых затрат. Расходы будущих периодов, связанные с освоением новых туристских маршрутов и видов туристской продукции, оплатой таймшеров, оплатой авансом за последующие периоды арендной платы и периодической печати, страховых платежей, с расходами на рекламу и подготовку кадров, учитываются на счете 31 "Расходы будущих периодов". Собранные по дебету балансового счета 31 расходы равномерно списываются по следующей записи: Дебет счетов - 20 "Основное производство", - 26 "Общехозяйственные расходы", - 23 "Вспомогательные производства", - 81 "Использование прибыли" Кредит счета - 31 "Расходы будущих периодов". Сроки списания расходов будущих периодов на издержки или на другие источники, на которые списываются указанные расходы, регламентируются законодательными и другими нормативными актами или определяются самой туристской организацией и отражаются в ее учетной политике. При традиционном способе учета затрат в конце отчетного периода по дебету счета 20 "Основное производство" отражается сумма фактических затрат по формированию турпродукта. С кредита счета 20 приходуются сформированные турпродукты в дебет счета 56 "Денежные документы", субсчет "Турпродукт". Затраты по продвижению турпродукта включают все коммерческие расходы, к которым относятся комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, расходы на рекламу, расходы на участие в выставках, ярмарках и др. Коммерческие расходы в турфирмах отражаются по дебету счета 43 "Коммерческие расходы" в корреспонденции с разными счетами (76, 60). Коммерческие расходы подлежат распределению между стоимостью реализованных и нереализованных туров. В доле, относящейся к реализованным турам, они ежемесячно списываются с кредита счета 43 "Коммерческие расходы" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". 3.2. Способ "директ-костинг" Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация по формированию и реализации единицы турпродукта. Однако традиционный метод не учитывает одно важное обстоятельство: изменение себестоимости единицы турпродукта от объема реализации турпродуктов. Если туристская организация увеличивает объем реализации турпродуктов, то себестоимость единицы турпродукта снижается, если же у туристской организации сокращается объем реализации турпродуктов, то себестоимость растет. В современных условиях хозяйствования преимущество необходимо отдать методу калькуляции себестоимости' по величине покрытия. Рассмотрим второй способ группировки и включения затрат в себестоимость турпродукта. Система "директ-костинг" является атрибутом рыночной экономики, поэтому значение данного способа в современных условиях возрастает. В различных странах этот способ именуется по-разному: в США - директ-костинг, в Германии - учет частичных, граничных затрат, в Великобритании - учет маржинальных затрат, во Франции - маржинальный учет, в России - директ-костинг, динамический метод учета затрат, учет ограниченной (сокращенной) себестоимости, себестоимость по величине покрытия. Название "директ-костинг" (в переводе означает учет прямых затрат) является предпочтительным: оно обусловлено исторически, отражает сущность системы, лаконично, интернационально. Сложные рыночные процессы, проходящие в нашей стране, воздействуют на колебание объемов производства и реализации услуг, увеличивают долю постоянных затрат в их общем объеме, что значительно влияет на поведение себестоимости услуг (продукции, работ), а это, в свою очередь, отражается на прибыли. По мере нарастания этих тенденций увеличивается потребность фирм в использовании информации о затратах, не искаженных в результате распределения косвенных расходов. Такую информацию в виде показателей себестоимости в части производственных затрат и маржинального дохода дает директ-костинг. Полученные сведения позволяют находить наиболее выгодные комбинации цены и объема производства, проводить эффективную политику цен. Данный способ также дает информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи турпродукта по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего предела цены. Демпинг применяется в периоды временного сокращения спроса на какой-то вид турпродукта, а также для завоевания рынков сбыта. Для проведения эффективной ценовой политики важно учесть следующий момент: чтобы туристские услуги были конкурентоспособными, цена на турпутевки должна быть ниже затрат самостоятельно путешествующего туриста с таким же комплектом и уровнем услуг. Система "директ-костинг" обеспечивает возможность быстро реагировать в ответ на меняющиеся условия рынка. С образованием организаций с различной формой собственности и в условиях включения механизмов свободного ценообразования потребность в данном способе будет возрастать, так как от этого зависит дальнейший рост эффективности учета. С помощью способа "директ-костинг" происходит сближение целей бухгалтерского (финансового) и производственного (управленческого) учета. Не случайно, директ-костинг называют также "управление себестоимостью" или "управление предприятием", подчеркивая единство учета, анализа и принятия управленческих решений в этой системе. Данный способ основан на группировке затрат в зависимости от объема производства. Названный признак группировки расходов предусматривает разделение затрат на переменные и постоянные, или производственные и периодические. Основу постоянных затрат составляют расходы, связанные с использованием основных средств (основного капитала), а переменные затраты связаны с использованием оборотных средств (оборотного капитала). Напомним, что постоянные (периодические) затраты не зависят от объема производства, исчисляются равными долями за равный промежуток времени и являются относительно постоянными. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу турпродукта, при изменении объема реализации могут увеличиваться или уменьшаться. Переменные (производственные) затраты зависят от объема производства и изменяются пропорционально изменению объема реализации. Переменные затраты, рассчитанные на единицу турпродукта, представляют собой постоянную величину. Директ-костинг предусматривает расчет только переменных (производственных) затрат, в основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия. Пример. 1. Цена турпродукта "А" 500 руб. 2. Средние переменные затраты по формированию турпродукта "А" 300 руб. 3. Маржинальный доход (п. 1 - п. 2) 200 руб. Как видно из примера, валовая прибыль, средняя величина покрытия, маржинальный доход (или брутто-прибыль, предельная прибыль, сумма покрытия) составляют 200 руб. После списания постоянных затрат в уменьшение валовой прибыли получаем нетто-прибыль, или прибыль от реализации. Маржинальный доход играет весьма активную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных турпродуктов. Чем выше разница между продажной ценой турпродукта и суммой переменных затрат, тем выше сумма его покрытия и выше уровень его рентабельности. Ограничение себестоимости турпродукта лишь переменными затратами позволяет упростить нормирование, планирование, учет, калькулирование и контроль резко уменьшившегося числа статей затрат. Переменные (производственные) затраты формируют производственную себестоимость реализованных услуг; постоянные (периодические) не включаются в производственную себестоимость, а непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации услуг, полученной в данном отчетном периоде. В этом проявляется первая особенность директ-костинга. Ценность такого разделения - в упрощении учета и повышении оперативности получения данных о прибыли. Величина производственных затрат является переменной по отношению к объемам реализации услуг. Они легко поддаются нормированию на единицу оказанных услуг, так как в основном это прямые затраты ресурсов и денег. Периодические расходы подразделяют на административные и коммерческие. К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт услуг, зависящая не от объема формирования и реализации турпродукта, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры фирмы и других факторов. В общие управленческие и коммерческие расходы, не связанные непосредственно с формированием турпродукта и потому не включаемые в производственную себестоимость услуг, входят следующие затраты предприятия: - административно-управленческие расходы; - на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственными процессами, включая отчисления на социальное и медицинское страхование, социальные льготы и прочее; - амортизационные отчисления, расходы на капитальный, текущий ремонт зданий, сооружений, машин и приборов управленческого и общехозяйственного назначения; - арендная плата за конторские помещения и конторское оборудование, другие основные средства управленческого и общехозяйственного назначения, не предназначенные для использования в производстве; - на содержание конторских помещений, офисов, включая расходы на освещение, отопление, уборку, охрану, транспортное обслуживание и связь; - расходы на получение, обработку и размножение управленческой и коммерческой информации; - расходы по сбыту и реализации услуг, включая транспортные расходы, комиссионные, расходы на рекламу, исследование рынка и другие; - проценты по краткосрочным кредитам банка и другим краткосрочным займам; - расходы по имущественному и личному страхованию в сбытовой и управленческой деятельности; - другие общие управленческие, коммерческие и общехозяйственные расходы. Периодические расходы можно подразделить на зависимые от интенсивности деятельности фирмы и от деловой политики, которой придерживается данное руководство. К первым можно отнести заработную плату управленческого и обслуживающего персонала, постоянную часть амортизации, арендную плату, проценты за кредит и др. К зависимым от деловой политики относятся расходы: на научно-исследовательские, проектные, изыскательские, опытно-конструкторские работы; на рекламу; повышение квалификации персонала; содержание представительств фирмы и др. В бухгалтерском учете общие для предприятия управленческие и хозяйственные расходы учитываются на собирательном счете 26 "Общехозяйственные расходы". Расходы по сбыту и реализации услуг и другие коммерческие расходы собираются на счете 43 "Коммерческие расходы". По сути, на этих двух счетах учитываются периодические расходы предприятия, которые при данном методе учета отделяются от непосредственных производственных затрат, отражаемых на счетах 20, 23, 25. Такое отделение осуществляется не только путем отражения постоянных затрат на разных счетах бухгалтерского учета; так, периодические расходы, собранные на счетах 26, 43, в конце каждого отчетного периода полностью (без распределения по видам турпродукта) списываются на результаты реализации услуг за данный период по бухгалтерской проводке: дебет счета 46, кредит счетов 26, 43. Поскольку расходы за период представляют собой единый комплекс общеуправленческих, хозяйственных и коммерческих расходов, которые не включаются непосредственно в производственную себестоимость продукции, их целесообразно учитывать на одном счете, включив информацию, отражаемую на счете 43, в состав информации счета 26. Таким образом, можно отказаться от использования счета 43 и более четко организовать аналитический учет периодических расходов по местам возникновения затрат, с центром ответственности и детализацией в разрезе статей утвержденных смет. Аналитический учет этих расходов необходимо обобщать за каждый месяц, а также нарастающим итогом с начала года. Прямые производственные затраты изначально отражаются по дебету счетов 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства". Косвенные производственные затраты в текущем бухгалтерском учете собираются на счете 25 "Общепроизводственные расходы" и ежемесячно переносятся на счета 20, 23, на которых таким образом отражается информация о затратах, включаемых в производственную себестоимость продукции (работ, услуг). Калькулирование в системе "директ-костинг" позволяет выявить турпродукты с большей рентабельностью, так как разница между продажной ценой и суммой производственных затрат не затушевывается в результате списания периодических (общехозяйственных) затрат на себестоимость конкретных турпродук-тов. Данный способ делает себестоимость "более обозримой", снижая при этом трудоемкость распределения накладных расходов между различными видами туристских услуг, упрощая нормирование, планирование и учет затрат. Сумма постоянных расходов за данный отчетный период показывается в отчете о доходах отдельной строкой, поэтому их влияние на величину прибыли предприятия хорошо видно. При системе учета полной себестоимости часть нераспределенной суммы накладных расходов переходит из одного периода в другой, поэтому контроль за ними ослабевает. Если определение результатов деятельности фирмы базируется на исчислении полной себестоимости услуг, то выявляется так называемая нетто-прибыль, или нетто-убыток; если же результат основан на учете частичных затрат, то определяется брутто-прибыль (предельная прибыль, сумма покрытия, или маржинальный доход). Важной особенностью системы "директ-костинг" является соединение производственного и финансового учета. По системе "директ-костинг" учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме "затраты - объем - прибыль". Основная модель отчета для анализа затрат прибыли может, например, выглядеть следующим образом: Выручка от реализации 1100 тыс. руб. Маржинальный доход представляет собой разность между выручкой от реализации и переменными затратами, или сумму постоянных затрат и прибыли от реализации. Величина маржинального дохода является важной информацией для управления предприятием. Эта величина показывает "вклад" турпродукта в покрытие постоянных затрат и тем самым в том же объеме - в прибыль предприятия. Уменьшая предельную прибыль на величину общехозяйственных затрат, мы получаем прибыль от реализации. Итак, при ведении учета по системе "директ-костинг" выявляются два финансовых результата: 1. предельная прибыль (маржинальный доход, брутто-прибыль, сумма покрытия); 2. прибыль от реализации услуг (нетто-прибыль). Уменьшая величину прибыли от реализации на часть постоянных расходов по сравнению с традиционным способом группировки и списания расходов на реализацию услуг, мы получаем уменьшение налога на прибыль. Еще одной особенностью системы "директ-костинг" является разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза прибыли (выпущенной продукции). В прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат и дохода) от количества реализованного турпродукта (рис. 3.1). По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, а по горизонтали - количество единиц турпродукта. В точке критического объема производства К нет прибыли, но нет и убытка. Справа от нее находится область чистых прибылей. Для каждого значения количества единиц услуг чистая прибыль определяется как разность между величинами маржинального дохода и постоянных расходов. Слева от критической точки находится область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода. N- выручка от реализации; Аналитические возможности системы "директ-костинг" раскрываются наиболее полно при исследовании связи себестоимости с объемом реализации услуг и прибылью. Запишем исходное уравнение для анализа. Выручка от реализации услуг N связана с себестоимостью Z и прибылью от реализации R следующим образом: Критическая точка (где R = 0) позволяет получить оценку объема производства, цены изделия, выручки, уровня постоянных расходов и других показателей исходя из требований общего финансового состояния предприятия. Для критической точки N=Z=Zconst + Zvar Выручка равна произведению цены продаж единицы турпродукта Р на количество реализованных путевок Qk: N=P • Qk Переменные расходы на весь объем услуг равны произведению переменных расходов на единицу турпродукта и объема реализации: Zvar=Zvar • Qk Таким образом, для получения необходимых оценок получаем основное уравнение P • Qk = Zconst + Zvar • Qk где Zconst - постоянные расходы на весь объем услуг, которые при данном способе не распределяются по отдельным видам услуг. Это уравнение позволяет решить целый ряд других задач.
где d- маржинальный доход на единицу изделия, т. е. разность между ценой изделия и переменными затратами. Маржинальный доход на весь выпуск определяется как разность между выручкой и суммой переменных затрат. 2. Расчет критического объема выручки от реализации. Предыдущее уравнение умножаем на цену и получаем необходимую формулу:
3. Расчет критического уровня постоянных затрат. Для расчета используется исходная формула выручки: N = Zconst + Zvar Отсюда имеем: Zconst = N - Zvar = P • Qk - Zvar • Qk = Qk(P - Zvar) = Qk • d Из последней формулы можно определить величину постоянных расходов, если задан уровень маржинального дохода в процентах к цене турпродукта или в процентах к объему реализации (выручке). Тогда формула для вычислений будет иметь вид:
4. Расчет критической цены реализации. Цена реализации определяется исходя из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат в расчете на единицу турпродукта.
где Qпл, - объем продаж, обеспечивающий получение плановой суммы прибыли; Rпл, - плановая сумма прибыли. Данная формула прямо следует из определения маржинального дохода как суммы постоянных затрат и плановой прибыли. 7. Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным видам турпродукта. Алгебраическое решение задачи содержится в следующей формуле (анализ двух вариантов): откуда и следует расчет величины объема продаж:
Проведем с помощью директ-костинга анализ безубыточности на конкретном примере. Пример. Одна предприимчивая студентка решила заработать на продаже туристам сувениров - матрешек. Наведя справки, она узнала, что за лицензию продавца ей нужно будет заплатить 10 руб. и что арендная плата за место для торговли составит 140 руб. За одну матрешку с правом возврата нереализованного товара студентка должна заплатить 3 руб. Студентка решила, что подходящей ценой для матрешки будет 8 руб. Естественно, ее волновал вопрос, будет ли данное предприятие прибыльным. В качестве первого шага она решила рассчитать количество матрешек, которое необходимо продать, чтобы не понести убытки: Выручка от реализации(продажи) = Переменные расходы + Постоянные расходы + Прибыль (убыток) Так как в точке безубыточности прибыль (убыток) равна нулю, то Если обозначить количество матрешек, которое должно быть продано, чтобы не понести убытки, через X, то получим где Продажи = Продажная цена (8 руб.)•Х; Переменные расходы = Переменные расходы на единицу товара (3 руб.)•X; отсюда Х= 30 шт. Предположим, студентка решила, что ей нужна прибыль от реализации в размере 400 руб. Сколько матрешек нужно продать, чтобы достигнуть этой цели? Отсюда X = 110 штук. Итак, реализация 110 матрешек даст прибыль в размере 400 руб. Такой подход можно применять на предприятиях, реализующих один вид продукции (работ, услуг). На практике предприятие продает множество товаров, и анализ безубыточности продаж в натуральном выражении становится бесполезным, поэтому объем реализации рассчитывается в стоимостном выражении. Предположим, студентка решила продавать кроме матрешек изделия из гжели, хохломы и вологодские кружева. Если обозначить выручку от реализации в рублях в точке безубыточности через Y, то получим: Y= Доля переменных расходов • Y+ Постоянные расходы; Y = 0,375 • Y + 150 руб. Доля переменных расходов (Д) определяется из пропорции:
На рис. 3.2 отражены полученные выше результаты. Хорошо виден разный характер поведения переменных (производственных) и постоянных (периодических) затрат.
Рис. 3.2. График безубыточности (иллюстрация примера) Чем ниже уровень постоянных расходов, тем меньший объем продаж необходим для того, чтобы покрыть их, и тем ниже точка безубыточности. Другой методикой анализа безубыточности, которая может дать дополнительное понимание соотношений между объемом реализации, затратами и прибылью, является метод маржинального дохода. Маржинальный доход - это то, что остается от чистой продажной цены после вычета переменных затрат. Из маржинального дохода в первую очередь должны возмещаться постоянные расходы, а оставшаяся часть будет прибылью от реализации. Продажная цена одной матрешки 8 руб. Так как каждая единица продукции (матрешка) покрывает постоянные расходы и затем приносит прибыль от реализации в размере 5 руб., то точка безубыточности в единицах продукции будет равна:
Напомним еще одно определение маржинального дохода: предельная прибыль - это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы продукции. При выражении точки безубыточности в стоимостной оценке в формуле используется не предельная прибыль, а коэффициент предельной прибыли.
Точка безубыточности в стоимостном выражении рассчитывается следующим образом:
Отметим, что анализ безубыточности не может эффективно применяться в случаях резких и частых колебаний продажных цен и затрат производства. От простого примера перейдем к более общим выводам, которые можно сделать из анализа безубыточности. Левераж маржинального анализа. Постоянные (периодические) расходы тесно связаны с показателем "левераж". Термин "левераж" происходит от слова "lever", означающего "рычаг". Архимеду принадлежат слова: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Они сказаны о возможностях рычага в физике. На самом деле и в физике, и в финансах возможности рычага не так велики, хотя и имеют существенное значение. Постоянные расходы действующего предприятия являются базовым элементом концепции операционного (производственного) левеража (operating leverage). До тех пор пока полученная предприятием прибыль недостаточна для покрытия постоянных расходов, оно терпит убытки. После того как достигнут объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание объема производства обеспечивает рост прибыли. Рассмотрим действие операционного (производственного) левеража на примере. Пример. Предприятие имеет следующую структуру издержек: постоянные издержки - 100 тыс. руб.; доля переменных издержек - 60 % Таблица 3.2 Date: 2015-09-22; view: 757; Нарушение авторских прав |