Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика очаговых поражений у детей
Первые попытки систематически исследовать нарушения высших психических функций, наступающих в результате мозговых повреждений у детей, предпринимались с начала 60-х гг. Работами многочисленных авторов, в том числе Симерницкой, было показано, что нарушения и восстановление церебральных функций в детском возрасте имеют определенную специфику и закономерности. У детей младше 10 лет, особенно в дошкольном возрасте, клинико-психологические проявления очаговых поражений головного мозга слабо выражены, а нередко вообще могут отсутствовать. В раннем возрасте встречаются случаи, когда даже обширные повреждения мозговой ткани не вызывают серьезной дезорганизации поведения и периферической симптоматики. Возникшие нарушения психической деятельности обычно в сравнительно короткие сроки подвергаются обратному развитию. В наибольшей мере это характерно для острых повреждений головного мозга, например при черепно-мозговой травме. При хронической органической патологии мозга компенсаторные перестройки реализуются значительно слабее. Выраженность стертости и атипичности клинических проявлений локальных поражений головного мозга детей зависят от места повреждения. При корковых и левополушарных очагах (у праворуких) она больше, а при подкорковых и правополушарных — существенно слабее. В последних случаях клиническая картина близка той, которая наблюдается у взрослых. При некоторых локализациях поражений головного мозга у детей наблюдается своеобразный отставленный эффект. При повреждении корковых зон, поздно созревающих в онтогенезе (лобных и теменных), последствия повреждений в полной мере проявляются в том возрасте, когда у здоровых детей они начинают активно участвовать в регуляции психических процессов (обычно в младшем и старшем школьном возрасте). Степень атипичности синдромов существенно меняется с возрастом, причем эта закономерность имеет различный характер для левого и правого полушарий. В первом случае с уменьшением возраста ребенка симптоматика становится более стертой и атипичной. Во втором — наоборот: чем младше ребенок, тем грубее симптоматика поражений правого полушария. Ранние локальные поражения коры головного мозга компенсируются полнее и лучше, чем поражения подкорковых отделов. Последние по симптоматике могут напоминать синдромы корковых поражений у взрослых.
Контрольные вопросы
1. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы: 1) Галена; 2) Галля; 3) Клейста; 4) Лурия. 2. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является: 1) установление причинно-следственных отношений между поврежденным мозгом и изменениями со стороны психики; 2) разработка методов инструментального исследования больных с локальными поражениями мозга; 3) восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций; 4) совершенствование представлений о нейропсихологических симптомах и синдромах. 3. Автором культурно-исторической теории развития ВПФ является: 1) Сеченов; 2) Бехтерев; 3) Выготский; 4) все трое. 4. Зона ближайшего развития — это: 1) ближайший к текущей дате возрастной период; 2) то, что может ребенок с помощью взрослого; 3) уровень достигнутого интеллектуального развития; 4) критерий учебной успеваемости. 5. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является: 1) наличие связи между элементами системы; 2) многочисленность элементов системы; 3) наличие нескольких уровней в системе; 4) цель. 6. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает: 1) трудности формирования гностических функций; 2) неодновременность развития функций; 3) патологию со стороны двигательного аппарата; 4) различия в результатах нейропсихологического тестирования. 7. Изменчивость мозговой организации функций является отражением: 1) принципа системной локализации функций; 2) принципа динамической локализации функций; 3) принципа иерархической соподчиненности функций; 4) всех трех принципов. 8. Жесткость организации мозговых функций обусловлена: 1) меньшей подверженностью травмам; 2) их реализацией в макросистемах головного мозга; 3) более ранним периодом формирования; 4) последними двумя обстоятельствами. 9. Основным тезисом эквипотенционализма является: 1) многоуровневость организации ВПФ; 2) функциональная равноценность левого и правого полушарий; 3) принципиальная схожесть протекания психических функций у всех людей; 4) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности. 10. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся: 1) к энергетическому неспецифическому блоку; 2) к блоку переработки экстероцептивной информации; 3) к блоку программирования, регуляции и контроля; 4) ни к одному из них. 11. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является: 1) совокупность физиологических исследований; 2) клиническая беседа с больным или испытуемым; 3) синдромный анализ; 4) математическая процедура. 12. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается: 1) в том, что гетерохрония является естественным фактором развития; 2) в масштабности охвата психических функций; 3) в том, что асинхрония касается лишь одного аспекта работы мозга; 4) различий нет, это синонимы. 13. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с: 1) патологией лобных долей; 2)повреждением глубоких структур мозга; 3) нарушением работы теменно-затылочных отделов; 4) височной патологией. 14. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится: 1) постановка топического диагноза; 2) оценка динамики психических функций; 3) определение причин аномального психического функционирования; 4) выбор форм нейрохирургического вмешательства. 15. Расстройства различных видов ощущений называются: 1) агнозиями; 2) галлюцинациями; 3) сенсорными расстройствами; 4) иллюзиями. 16. Общим признаком зрительных агнозий являются: 1) неспособность увидеть что-либо; 2) изменения полей зрения; 3) нарушение мыслительных процессов; 4) потеря способности узнавания. 17. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется: 1) аутотопагнозией; 2) тактильной агнозией; 3) дермолексией; 4)соматоагнозией. 18. Аутотопагнозия — признак: 1) нижнетеменного поражения; 2) верхнетеменного поражения; 3) среднетеменного поражения; 4) поражения вторичных отделов зрительного анализатора. 19. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан: 1) Бехтеревым; 2) Сеченовым; 3) Лурия; 4) Бернштейном. 20. Замена нужных движений на шаблонные является признаком: 1) кинестетической апраксии; 2) пространственной апраксии; 3) кинетической апраксии; 4) регуляторной апраксии. 21. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется: 1) алалией; 2) мутизмом; 3) дизартрией; 4) афазией. 22. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к: 1) эфферентной моторной афазии; 2) сенсорной афазии; 3) семантической афазии; 4) динамической афазии. 23. Основным дефектом при вербальной алексии является: 1) слабое зрение; 2) нарушения симультанного узнавания; 3) перепутывание букв; 4) первая и третья причины. 24. Аграфия — это: 1) потеря способности к рисованию; 2) потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей; 3) навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании; 4) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать. 25. Акалькулия часто сочетается с: 1) семантической афазией; 2) кинестетической апраксией; 3) соматоагнозией; 4) эмоциональными расстройствами. 26. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой: 1) первого блока мозга; 2) второго блока мозга; 3) третьего блока мозга; 4) всех трех блоков. 27. «Полевое поведение» является результатом поражения: 1) лобных долей; 2) височных долей; 3) затылочных долей; 4) теменных долей. 28. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является: 1) корректурная проба; 2) одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам; 3) управление движущимся объектом; 4) узнавание стимульного материала. 29. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются: 1) поражением конвекситальных отделов лобных долей; 2) левовисочными поражениями; 3) теменно-затылочными поражениями; 4) правовисочными поражениями. 30. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов: 1) между теменной и височной корой; 2) от зрительного анализатора к третичным полям; 3) внутри лимбической системы; 4) между ретикулярной формацией и лобной корой. 31. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как: 1) безразличное благодушие; 2) грусть; 3) депрессия; 4) тревога. 32. Процесс опознания от общего к частному более представлен: 1) в левом полушарии; 2) в правом полушарии; 3) одинаково в обоих полушариях; 4) в зависимости от стимульного материала. 33. Левшество — это: 1) преобладание размера левой руки над правой; 2) совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми; 3) преобладание левой руки и левой ноги над правыми; 4) различия в чувствительности правой и левой половины тела. 34. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является: 1) слабая выраженность симптоматики; 2) значительная выраженность симптоматики; 3) длительный период обратного развития симптомов; 4) высокая зависимость от латерализации очага поражения.
Date: 2015-09-23; view: 770; Нарушение авторских прав |