Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Российская культура начала XX в
Образование. Интенсивный экономический рост в России в новом, двадцатом столетии, порождал спрос на образованных людей. Ситуация складывалась таким образом, что индустриальная стадии развития капитализма в стране, предполагавшая техническое перевооружение промышленности, развитие новых технологий, входила в противоречие с весьма низким уровнем образованности населения. По статистическим данным, в начале века даже элементарно грамотных было не более 21 %. Реформа начального образования, проведенная П.А. Столыпиным, способствовала повышению процентного соотношения грамотного населения до 30 %. При этом, в Российской империи наблюдался резкий контраст между сравнительно высоким уровнем образования в западных частях империи, Польше, Прибалтике и соответствующими показателями в Сибири, Средней Азии и Казахстане; грамотных людей в городах (особенно крупных мегаполисах) было значительно" больше, чем в деревне. Система образования, функционирующая в данный период, состояла из трех ступеней — начальное (народные училища и церковно-приходские школы), среднее (гимназии и реальные училища) и высшее образование (университеты, высшие женские курсы). Спрос на специалистов в определенных областях приводил к тому, что буржуазии приходилось открывать на свои средства коммерческие училища, число которых выросло до 250. Значительное внимание уделялось гуманитарным дисциплинам и языкам. Печать. Большое значение в жизни российского общества приобретают печатные издания. Во время первой русской революции 1905 — 1907 гг. печать была освобождена от предварительной цензуры, что благоприятствовало резкому увеличению количества периодических изданий — в 1913 г. выпускалось 874 газеты и 1263 журнала на русском языке. По числу наименований изданных публикаций Россия заняла третье место в мире. Немалый вклад в просвещение народа был сделан крупнейшими издательствами, такими, как «Знание», издательствами И.Д. Сытина и А.С. Суворина. Они выпускали множество недорогой литературы, доступной широким массам. Расширяется сеть библиотек, появляются специализированные, коммерческие и научные библиотеки. Наука. Несмотря на явное отставание России от наиболее передовых индустриальных государств Европы и Америки во многих сферах, уровень развития отечественной науки был очень высоким. Именно в этот период российские ученые совершили ряд научных открытий, создали немало изобретений. Такие исследователи, как И.П. Павлов и И.И. Мечников, добились получения Нобелевских >1ремий в области естественных наук. У истоков современной космонавтики стоит русский ученый К.Э. Циолковский, создавший теорию ракетного движения. Н.Е. Жуковский и И.И. Сикорский внесли большой вклад в сферу разработки отечественного самолетостроения. П.Н. Лебедев создал первую в России физическую школу. Известнейший русский ученый В.И. Вернадский, один из основателей геохимии и биохимии, прославился своим учением о биосфере и ноосфере — системе планетарного разума. Широко известны такие ученые, как химик Н.Н. Бекетов, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, ботаники К.А. Тимирязев и И.В. Мичурин. Философия. Рассматриваемый период характеризуется творчеством целой плеяды ярких и самобытных ^филосо-фов;. С. Булгаков, Н. Бердяев, И. Ильин посвятили свои труды русской идее, месту и роли России в современном мире, ее предназначении. Вслед за B.C. Соловьевым, крупнейшим русским религиозным мыслителем, ушедшим из жизни на рубеже веков, они уделили большое внимание религиозно-мистическому аспекту. В 1909 г. вышел сборник статей «Вехи», в котором Л. Шестов, С. Булгаков, Н. Бердяев, П.Б. Струве и другие попытались осмыслить и подвести итоги русской революции. Этот сборник получил широкий резонанс. Сформировавшаяся на рубеже веков широкая популярность в образованных кругах учения Маркса-Энгельса, вскоре сменилась разочарованием в нем, вследствие поражения революции 1905 — 1907 гг. Тем не менее, многие теоретики развили ряд положений марксизма, попытавшись адаптировать его к российской действительности. Так, большой вклад в разработку теории марксизма внесли В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и др. Литература. Поэзия. Наивысшего расцвета в эту эпоху достигло поэтическое творчество. Данный период назван «Серебряным веком» русской поэзии (Серебряным по сравнению с «Золотым веком» А.С. Пушкина). Она поднялась на новую высоту, засияв созвездием талантливых стихотворцев. Вернули поэзии ее высокое место поэты-символисты. Символизм возник как протест против увлечения материалистическим мировоззрением. На первое место в жизни человека символисты ставили веру и религию, утверждая, что «без веры в божественное начало нет на земле красоты, нет справедливости, нет поэзии, нет свободы» (Д. Мережковский). Символисты полагали, что поэт способен постичь запредельный, потусторонний мир с помощью художественных символов. К старшему поколению символистов относятся В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт. Среди младших символистов следует отметить А. Блока и А. Белого. Многие литературоведы выделяют А. Блока как крупнейшего поэта Серебряного века: его лирические произведения по праву считаются вершиной русской поэзии. Оппонентами символистов выступили акмеисты (от греческого «акме» — наивысший расцвет), отрицавшие мистические устремления первых. Виднейшими представителями акмеизма были Н. Гумилев, А. Ахматова и О. Мандельштам. Третьим ведущим направлением являлся футуризм, проявившийся в творчестве В. Маяковского, В. Хлебникова и других. Огромной популярностью пользовалась произведения И. Северянина, который называл себя эгофутуристом. Отдельно можно отметить крестьянских поэтов — Н. Клюева, С. Есенина (который позже перерос крестьянскую тематику). Проза. Русская проза продолжила реалистические традиции XIX века, представленные в творчестве таких писателей, как Л.Н. Толстой, A.IL Чехов, В.Г. Короленко, Д.М. Мамин-Сибиряк. Их преемниками выступили М.А. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн. Классик русской литературы, оказавший сильнейшее влияние на мировую культуру, Л.Н. Толстой последний период жизни посвятил разработке своих социально-философских и этических концепций. У его учения оказалось много последователей — «толстовцев». Произведения A.IL Чехова легли в основу ряда театральных постановок. Театр. Начало века характеризуется активными поисками нового театра. К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко в 1898 г. основали Московский Художественный театр, отличавшийся радикальным обновлением репертуара, применением передовых методов построения спектакля. К.С. Станиславский создал психологическую актерскую школу, ставившую главной задачей достижение актерского перевоплощения на основе углубленного психологического реализма. Свой подход сформировал создатель «условного театра» В.Э. Мейерхольд. Его специфика заключалась в широком использовании элементов народного театра и театра масок. Немалое значение имела деятельность Большого театра в Москве, а также столичных петербургских театров — Ма-риинского и Драматического, основанного в 1904 году выдающейся актрисой В.Ф. Комиссаржевской. Широкий отклик получили Сезоны русского балета в Париже, организованные СП. Дягилевым. Живопись. Реалистические традиции русской живописи и изобразительного искусства XIX в. продолжили в своем творчестве ИЛЗ Репин, В.М. Суриков, В.М. Васнецов, баталист В.В. Верещагин, пейзажист Куинджи, участники передвижных выставок СА. Коровин, И.А. Бродский и другие. Параллельно с развитием реалистического жанра появляются художники, активно ищущие новые нестандартные решения: М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин, В.А. Серов, В. Кандинский, М. Шагал. В их творчестве явственно ощущается влияние модерна. Крупнейшие представители модернистского направления в живописи сформировали свое объединение — «Мир искусства»(1898—1924 гг.)- Главной своей задачей они поставили восстановление связи живописи с культурой общества в целом. К этому движению себя причисляли А. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, М.В. Нестеров и другие. Музыка. В начале XX века музыкальная жизнь в стране продолжает активно развиваться. В это время работают А.К. Глазунов и СИ. Танеев, начинают свою творческую биографию С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский. Всемирную известность приобрели русские певцы Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, певица А.В. Нежданова. Кинематограф. В 1903—1904 гг. в России появляются первые кинотеатры. Новое искусство быстро приобрело популярность и распространилось не только в столице, но и в провинции. В1908 г. появился первый отечественный игровой фильм — «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1914 г. в России было уже 4000 кинотеатров и около 30 отечественных кинофирм, выпустивших более 300 картин. Итоги. Главной тенденцией в развитии российской художественной культуры в начале XX века была ее дальней- шая демократизация. Деятели культуры в своем творчестве ставили острые социальные вопросы и стремились найти выход из всестороннего кризиса, в котором оказалась их родина. Искусство в произведениях его лучших представителей наполнилось новым содержанием и достигло отточенных эстетических форм. Художественная культура России в данный период внесла весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Блестящие успехи вывели в начале XX века науку и искусство России на первые места в мире и во многом определили культурное лицо столетия. Но мощный подъем оказался прерван; на Родине достижения «серебряного века» после 1917 года были частично использованы, большей же частью уничтожены при строительстве социализма. Date: 2015-09-23; view: 303; Нарушение авторских прав |