Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индия и Дальний Восток в средние века





Средневековье как этап истории Востока. Употребле­ние термина «средние века», впервые примененного по от­ношению к Европе, вызывает немало вопросов в случае с Востоком- Очевидно, что развитие восточной цивилизации в принципе отличается от европейского аналога. Европей­ское Средневековье — синоним «феодализма», это период хронологически занимающий промежуток между антич-но-стью и новым временем, эпохой формирования капита­листических отношений.

На Востоке не было феодализма в его классическом, мар­ксистском понимании, не было античности. Развитие вос­точной цивилизации характеризуется цикличностью: пери­оды расцвета сочетаются здесь с периодами спада. При этом


нельзя не отрицать факт поступательного развития восточ­ного общества, в частности, прогрессивные элементы прояв­ляются в усовершенствовании технологий, развитии реме­сел, росте городов, совершенствовании социально-полити­ческой структуры.

Политическое развитие Востока не отличалось стабиль­ностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламс­кие завоевания, приводившие к крушению старых империй, возникновению новых государств. Кочевые племена сосед­ствовали с оседлыми культурами, родовые общества с древ­ними цивилизациями, имеющими тысячелетнюю историю. Даже при наличии определенных совпадений, связанных с исламизацией, которая была общей и для Ближнего Востока и для Индии и Юго-Восточной Азии, существовал и ряд отличий: исламизация в Индии совсем не похожа на то, что было на Ближнем Востоке, так как индийская кастовая сис­тема оказалась несовместимой с исламом. Только в Юго-Вос­точной Азии, где сильной кастовой структуры не было, ус­пех ислама был более ощутим, да и то с оговорками. Своеоб­разие восточных государств складывалось под влиянием мно­жества факторов, среди которых важнейшую роль играли религиозно-философские учения и выработанные ими систе­мы ценностей, влияющие на политическое развитие, офици­альную идеологию, мировоззрение людей и их поведение.

В случае с Востоком невозможно выработать единую периодизацию, опирающуюся на объективные критерии. Остается лишь путь принятия условной хронологической грани. Начало восточного Средневековья условно датиру­ется началом, первыми веками нашей эры* Окончание эпо­хи происходит в XIX веке — и совпадает с периодом ак­тивной колониальной экспансии европейских капиталис­тических держав, вызвавшей ломку и перерождение тра­диционной общественной структуры Востока.

Индия. Средневековая политическая структура Индии характеризуется постоянной неустойчивостью власти, как на севере, так и на юге страны. Возникавшие династии и государства были кратковременными и откровенно слабы­ми. Просуществовав определенный промежуток времени, они распадались на отдельные районы и княжества, продолжав­шие ожесточенную борьбу за сферы влияния. Политиче-


ские изменения не затронули внутреннюю структуру об­щества: здесь по-прежнему доминировало государство, име­ющее право распоряжаться всеми ресурсами страны и осу­ществлявшее централизованный сбор налогов.

Основой социально-экономической структуры Индии была традиционная община. Взаимоотношения внутри об­щины регулировались кастовой системой, согласно кото­рой принадлежность к той или иной касте связана с рож­дением человека, определяя его социальное положение на всю оставшуюся жизнь. Такая система благоприятствова­ла сглаживанию противоречий на нижних «этажах» об­щества, отсутствию серьезных внутренних конфликтов. Крепкие кастово-общинные структуры являлись залогом стабильности индийского социума в эпоху Средневековья.

Территориально община включала в себя несколько со­седних деревень, объединенных в единое целое. Внутренняя жизнь общины регулировалась жестким внутренним распо­рядком, связанным с взаимным обменом продуктами и ус­лугами. В каждой из деревень был свой староста, являв­шийся ответственным за выплату налогов. Представители каждой деревни входили в общинный совет, осуществляв­ший руководство всем объединением. Общинная система распространялась также и на города.

Деревенские общины, городское население платили госу­дарству традиционную шестую часть произведенной продук­ции. Правители и князья использовали собранные налоги на содержание воинов и чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов.

Образование мусульманских государств на территории Индии - Делийского Султаната (1206—1256) и Империи Ве­ликих Моголов (1526- XVIII век) внесло изменения в со­циально-политическую и экономическую жизнь Индии. Раз­росся бюрократический аппарат, сформировалась разветв­ленная система центральных и местных органов управле­ния, соответственно выросли и налоги.


Основной формой землепользования осталась общинная, при этом часть земли была отдана в пользование исламской знати. Несмотря на то, что проникновение ислама способ­ствовало изменению образа жизни традиционного населения средневековой Индии, формированию новых культур-


ных ценностей, процесс исламизации не затронул глубин­ных цивилизационных первооснов — общинно-кастовой структуры.

Развал империи Великих Моголов совпал по времени с началом активной колонизации европейцами Индии и при­легающих к ней районов Азии. Колониальная экспансия, имевшая следствием ломку традиционной структуры индий­ского общества, завершила эпоху Средневековья в истории Индии.

Китай. Эпоха Средневековья в Китае — время расцвета китайской империи при династиях Тан (618—907) и Сун (960 - 1279).

Залогом экономического процветания стала специфиче­ская система землевладения («система равных наделов», урав­нительного землепользования). В рамках надельной систе­мы все население наделялось землей, сама земля объявля­лась собственностью государства, а ее держатели обязыва­лись выполнять повинности. «Система равных наделов» обес­печивала стабильность в обществе, пополнение государствен­ной казны. Она явилась основой, посредством которой Ки­тай достигает успехов во внешней политике, культуре.

Колоссальный расцвет испытали сферы производитель­ных сил, искусство, образование, города, активизируются товарно-денежные отношения и торговля.

В политическом плане империя опиралась на разветв­ленный бюрократический аппарат — систему центральных и местных исполнительно-распорядительных органов, гро­мадную армию. При этом все чиновники, вплоть до уезд­ных, всегда назначались из центра и контролировались не­посредственно им, что было особенностью централизован­ной административно-бюрократической системы Китая, придававшей ей устойчивость.

Для истории Китая характерно наличие династийных циклов. Слабость империи обусловливалась внутриполити­ческими раздорами, несовершенством надельной системы, которая ограничивала инициативу, хозяйственную актив­ность. Многие были заинтересованы в том, чтобы самим превратиться в землевладельцев, то есть, происходит стол­кновение государственной и частновладельческой традиций. Перераспределение земли в условиях большой плотности


населения и ограниченности ресурсов приводило к умень­шению наделов основной массы крестьян, усилению по­датного обложения, снижению качества жизни. Средневе­ковый Китай был эпохой мощных крестьянских восста­ний, которые разоряли страну и усиливали кризис. За­тяжная крестьянская война в конце IX — начале X вв. способствовала крушению династии Тан,

Земельный кризис, восстания крестьян и неудачи во внеш­ней политике также привели на грань кризиса и очередную династию — Сун. В этих условиях империя не смогла орга­низовать эффективный отпор кочевникам. В начале XIII века у северных границ Китая появились монгольские за­воеватели, сумевшие в течение сорока лет захватить север­ный и южный Китай, положив начало новой династии Юань.

В юаньской империи различались четыре категории под­данных: наибольшими привилегиями обладали монголы, за которыми было закреплено не только командование войс­ками, но и руководство почти всеми административными ведомствами. Китайцы допускались на службу лишь на второстепенные должности. В результате, монголам так и не удалось сформировать в Китае прочный и эффективный политический режим. Вся территория была поделена на провинции, правители которой обладали большой само­стоятельностью. Юаньские правители не смогли создать и регулярной системы налогообложения, в то'время как до­рогостоящие военные походы и расходы на содержание двора опустошали казну. Угрозу центральной власти пред­ставляла также монгольская знать, располагавшая зна­чительными военными силами и полномочиями.


Вспыхнувшие в середине XIV века антимонгольские вос­стания очень быстро обнаружили внутреннюю слабость юань-ского режима. Среди повстанцев наибольшую угрозу для юаньского двора представляли отряды так называемых «красных войск». Их предводителю удалось, разгромив монгольские войска, провозгласить себя императором но­вой династии — Мин (1368—1644).

Япония. Историю средневековой Японии условно мож­но разделить на два периода: Нара и Хэйан (VII в. — первая половина XII в.) и эпоху сегуната (конец XII в. — середина XIX в.).


На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Многие институты сознательно пе­реносились сюда из соседнего, более могущественного в то время, Китая. Японский император так же, как и китайс­кий, концентрировал в своих руках верховную светскую и религиозную власть. При его дворе была аристократия — высший слой общества, выполнявший бюрократические фун­кции. Крестьяне-общинники трудились непосредственно в пользу казны государства, которое по своему усмотрению распоряжалось.этими средствами. Политическая система Япония характеризовалась централизацией власти, верхов­ной собственностью государства (в лице императора) на землю при непосредственном общинном землепользовании.

Однако уже в это время происходит формирование фео­дальных отношений. В XI —XI веках окончательно утверж­дается новая форма землевладения - феодальное помес­тье. В 1192 г. император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодаль­ный порядок. Низшей хозяйственной ячейкой была общи­на. Сословие феодалов в целом делилось на крупных кня­зей и их вассалов — рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии. В дальнейшем структура японского общества стала характеризоваться делением на четыре основных разряда: торговцев, ремес­ленников, крестьян и дворян. По отношению к представи­телям низших слоев общества феодал обладал исключи­тельными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имел право зарубить его тут же, без всяких разбирательств, что являлось отголоском тра­диционных восточных общественных отношений.


Однако в целом Япония пошла по пути развитая соб­ственнических институтов, являясь своеобразным исклю­чением из традиционной схемы развития восточных обществ. Причины этого кроются в специфике географических усло­вий и исторического развития страны. Государство здесь сразу сложилось из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения; географические условия не требовали посто­янного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяй­ства (ирригация), наоборот, дробление территории горными


хребтами и речками на долины способствовало обособле­нию и выделению индивидуального хозяйства.

Вопросы к разделу 3

1. Укажите особенности политического развития Европы в раннее средневековье.

2. В чем заключаются особенности европейского феодализ­ма? Как соотносятся понятия «Средневековье» и «феода­лизм»?

3. Какие факторы обусловили своеобразие византийской истории?

4= Что обеспечило превращение ислама в мировую религию?

5. Какие этапы переживала в своем развитии цивилиза­ция средневековой Европы?

6. Охарактеризуйте роль церкви в средние века.

7. Чем было вызвано появление городов в Европе?

8. Назовите основные черты европейской культуры в сред­ние века.

9. Чем был вызван кризис средневекового мира в XIV веке?

10. Что означает период средних веков для стран Евро­
пы?

1L Назовите известные вам теории происхождения сла­вян, их этнической территории.

12. Где обитали и как назывались наиболее значительные союзы восточнославянских племен в VII — IX веках?

13. Что известно о социально-экономическом развитии, общественных отношениях восточных славян?

14. Какие существуют версии происхождения слова «Русь»?

15. В чем состояла специфика политического строя Киев­ской Руси эпохи расцвета (конец X— середина XI вв.)?

16. Как строились взаимоотношения Руси и Византии при первых киевских князьях?

17. Какие черты были присущи военно-политической дея­тельности первых христианских князей — Владимира и Ярослава Мудрого?

18. Когда начался распад Киевской Руси и какими явле­ниями и процессами он сопровождался?

19. Что такое феодальная раздробленность, каковы ее пред­посылки и сущность на Руси?


20. Дайте сравнительную характеристику политического строя во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новгородской земле,

21» Как повлияло монголо-татарское завоевание Руси и дли­тельное иноземное иго на жизнь русского общества?

22. Почему возвысилась Москва?

23. Какие этапы в своем становлении прошло Московское княжество, прежде чем оно стало центром Российско­го государства?

24. Как можно оценить тип власти, сложившийся к концу правления Ивана III?

25. Что было характерно для духовной жизни Руси XIV — XV вв.?

26. Укажите условные хронологические рамки эпохи Сред-

невековья на Востоке. Назовите специфические черты политического строя средневековых обществ Китая, Индии и Японии.







Date: 2015-09-23; view: 599; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию