Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ШЛЕЙЕРМАХЕР (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768—1834) — немецкий философ, богослов и филолог





ШЛЕЙЕРМАХЕР (Sleiermacher) Фридрих Эрнст Даниэль (1768—1834) — немецкий философ, богослов и филолог. В философской эволюции своих взглядов испы­тал влияние Ф.Г.Якоби, в теологической — такого на­правления, как пиетизм. В 1787 он изучал богословие в университете в Галле и по окончании курса занимал должность домашнего учителя. Затем несколько лет слу­жил в должности проповедника в Ландеберге и в Берли-

не. Это время (в течение 6 лет) было важным в его духов­ном развитии. Особенно заметным оказались его отно­шения с романтиками и, в частности, дружба с Ф. Шлегелем. В 1802 за противоречия с протестантской церко­вью, Ш. переводят придворным проповедником в Штольпе. Из этого изгнания его освободило через два го­да приглашение занять место экстраординарного про­фессора философии и богословия в Халле. После закры­тия университета в Халле, Ш. отправился в Берлин, где он получил место проповедника и профессора универси­тета (учрежденного по его плану). Результатом его акаде­мической деятельности явилась богословско-философская школа, названная по имени своего учителя. Наряду с Шеллингом и Гегелем, Ш. — равноправный представи­тель универсалистского образования, положенного в то время в основание философской работы. Как богослов с успехом действовал в пользу протестантской унии. Ш. был выдающимся теоретиком-филологом, автором мно­гочисленных трудов по истории греческой философии, а своим мастерским переводом произведений Платона за­ложил основы немецкой школы антиковедов. Специфика работы Ш. с текстом в такой сфере теологии, как экзеге­тика, позволяет констатировать, что Ш. стоит у истоков современной философской герменевтики. В истории гер­меневтики Ш. принадлежит концепция универсальной герменевтики и конструирование ее как науки. У него проблемой становится понимание как таковое. В своих лекциях и докладах по герменевтике Ш. придерживался следующего принципа: "Понимать речь сперва так же хо­рошо, а потом и лучше, чем ее автор". Однако искусство герменевтики не выступало у Ш. "органом предметного исследования". В этом смысле Ш. отличает искусство герменевтики от диалектики. Именно поэтому герменев­тика имеет служебную функцию и подчиняется предмет­ному исследованию. В своем миросозерцании он ориги­нальным образом синтезировал принципы немецкой фи­лософии (Кант, Фихте, Шеллинг) и обосновал на них собственные убеждения. Теоретические основы учения Ш. изложены по преимуществу в сочинении "Диалекти­ка", которое было издано на основании его лекций по­смертно. Философия, по Ш., должна показать, каким об­разом мышление в качестве познания может прибли­жаться к своему идеалу. В этом смысле она — диалекти­ка и логика познающего бытия. Как кантовская трансцен­дентальная логика, так и диалектика Ш. является одно­временно и логикой и метафизикой. В философии рели­гии Ш. также занимает особенное и оригинальное поло­жение. Бог как тождество мышления и бытия, идеально­го и реального, представляется недостижимой целью, к которой стремится все научное познание. Ш. не богослов Откровения, т.к., по его мнению, о деятельности открове­ния Божества мы также мало можем что-либо знать, как

и о его Сущности. В то же время Ш. — противник раци­онализма, потому что, согласно его убеждению, Божест­во непознаваемо. Но он и против кантовского нравствен­ного богословия. Его философия религии основывается не на теоретическом, не на практическом, но на эстетиче­ском разуме. Так как Бог не может быть познан, то и фи­лософия религии является не учением о Боге, а учением о религиозном чувстве. В своей этике Ш. самым вырази­тельным образом подчеркивает идею личности. Нравст­венная задача состоит в законченном развитии индиви­дуума, который в равновесии своих различных сил дол­жен изжить свою внутреннюю сущность. Однако нравст­венное развитие индивидуума, по Ш., возможно только на широком базисе общей культурной жизни и состоит исключительно в индивидуальной переработке всех мо­ментов, составляющих содержание целого. Нравственно зрелый индивид должен чувствовать свое единство с це­лым, принявшим в нем индивидуальную форму. Занимая эту этическую точку зрения, Ш. рассматривал государст­во, общественность, университет и церковь. Он дал в своем учении совершенный образ собственной личнос­ти, хотя и замкнутой в самой себе, но все же соприкаса­ющейся с общей жизнью. Корпус сочинений Ш. доста­точно велик и разнообразен. Большинство из них было опубликовано после смерти мыслителя. Важнейшие их них: "Речи о религии к образованным людям, ее презира­ющим" (1799), "Монологи" (1800), "О различии между законами природы и законами морали" (1825), "Диалек­тика" (1839), "Эстетика" (1842), "Учение о государстве" (1845), "Психология" (1864), "Философия этики" (1870) и др.

A.A. Легчилин







Date: 2015-09-23; view: 351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию