Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТРАЖЕНИЕ — категория гносеологии, выступа­ющая в качестве фундаментальной для материалистиче­ской традиции когнитивного оптимизма





ОТРАЖЕНИЕ — категория гносеологии, выступа­ющая в качестве фундаментальной для материалистиче­ской традиции когнитивного оптимизма. О. характери­зует способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях некоторые особенности и черты воз­действующих на них явлений. Тин, содержание и форма О. определяются уровнем и особенностями системно-структурной организации отражающих объектов, а так­же способом их взаимодействия с отражаемыми явлени­ями. Вне и независимо от взаимодействия О. не сущест­вует. Результат процесса О. проявляется во внутреннем состоянии отражающего объекта и в его внешних реак­циях. Между структурой отражаемого явления и отобра­жением как результатом процесса О. существуют отно­шения изоморфизма или гомоморфизма. О. способно оказывать активное влияние на характер последующих взаимодействий отражающего объекта с отражаемым явлением. Категория О. наиболее активно разрабатыва­лась в рамках философии Просвещения (Дидро, Руссо и др.) и в диалектическом материализме марксизма. В раз­работке теории О. выделяются две концепции: функцио­нальная и атрибутивная. Сторонники функциональной концепции О. утверждают, что в неорганических объек­тах есть лишь предпосылки свойства О., но не его актив­ное проявление. Противоположную позицию занимают сторонники атрибутивной концепции, настаивая на все­общности свойства О. Сближению функциональной и атрибутивной концепций может способствовать уясне­ние соотношения категории О. с общенаучным понятием информации, дальнейшая разработка принципа глобаль­ного эволюционизма в науке и такой дисциплине, как си­нергетика. В современной биологии категории и принци­пы теории О. вошли в философское обоснование теории функциональных систем. П. Анохиным был сформули­рован принцип опережающего О. как важнейший регу­лятор становления и развития любой функциональной системы. (См. также Истина.)

Е.В. Петушкова

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах кото­рого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу,

ОТЧУЖДЕНИЕ — философская категория для обозначения общественного процесса, в границах кото­рого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящую­ся выше своих творцов и подавляющую их. В концепци­ях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактовками человеческой деятельности

в контексте таких ее ипостасей, как 'овещнение и оп­редмечивание". Гегель впервые в мировой философии отметил, что в основе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся ра­бом потому, что весь объем его деятельности был от­чужден господину. В концепции О. Маркса, осущест­вившего главным образом анализ явлений О. труда, бы­ла сделана попытка отделить О. человеческих сил от процессов их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатов деятельности других, т.е. О. трак­товалось как продукт определенных общественных от­ношений — отношений собственности. По Марксу, каж­дый человек отчужден от другого и от человеческой сущности тем больше, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирована адептами марксизма-ленинизма, кото­рые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а пре­одоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизированными слоями населения. В общество­ведении и человековедении 20 в. на первый план в изу­чении проблем О. вышел вопрос о "машинизирован­ном", экстенсивном растрачивании человеческих и при-

родных ресурсов. Создание интенсивных, ориентиро­ванных на качество жизни форм производства, экономи­ки, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их саморе­ализации и развития, так и важность преодоления "само­отчуждения" человека. Так, Хайдеггер полагал в качест­ве главной причины того, что бездомность и отчужден­ность становятся мировой судьбой, то обстоятельство, что человек познается (и потому существует) как "госпо­дин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый человеком мир, тем менее действительным становится сам человек. Происходит "растворение" че­ловека в мире, и на первый план выходит проблема акту­ализации потаенных, сокровенных горизонтов и возмож­ностей бытия людей. Отражая спонтанность как значи­мый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества овладеть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термометром" контролиру­емости и гуманности развития человека и его истории. Масштаб этой проблемы, безусловно, общепланетарен, ибо парциальных решений она не имеет.


A.A. Грицанов

П

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, обра­зец)

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma — пример, обра­зец) — 1) понятие античной и средневековой филосо­фии, характеризующее сферу вечных идей как первооб­раз, образец, в соответствии с которым бог-демиург со­здает мир сущего; 2) в современной философии науки — система теоретических, методологических и аксиологи­ческих установок, принятых в качестве образца реше­ния научных задач и разделяемых всеми членами науч­ного сообщества. Термин "П." в философию науки впер­вые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако под­линный приоритет в его использовании и распростране­нии принадлежит Куну. В своей книге "Структура науч­ных революций" (1962) Кун говорит о возможности вы­деления двух основных аспектов П.: эпистемического и социального. В эпистемическом плане П. представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценнос­тей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности, в социальном — характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет. Существование П., по мнению Куна, связано с периодами нормальной науки, в рамках кото­рых они выполняют проективно-программирующую и селективно-запретительную функции. Смена П. осуще­ствляется посредством научных революций, что связано со своеобразным гештальт-переключением научного со­общества на новую систему мировидения и ценностей. Критика чрезмерного социологизма и психологизма в понимании П. побудила Куна конкретизировать свою позицию посредством введения понятия "дисциплинар­ной матрицы", синонимичного эпистемическому кон­тексту П. В структуру дисциплинарной матрицы входят: 1) символические обобщения, составляющие формаль­ный аппарат и язык, характерный для конкретной науч­ной дисциплины; 2) метафизические компоненты, опре­деляющие наиболее фундаментальные теоретические и методологические принципы миропонимания; 3) ценно­сти, задающие господствующие идеалы и нормы пост-

роения и обоснования научного знания. Понятие П. в поздних работах Куна связано в большей степени с ха­рактеристикой интегральных социально-психологичес­ких аспектов научного сообщества. Вместе с тем в рам­ках современной философии науки понятие П. оказа­лось более продуктивным при описании эталонных тео­ретико-методологических оснований научного поиска.

Е.В. Хомич

ПАРАЦЕЛЬС (лат. Paracelsus — "более великий, нежели Цельс") Ауреол Теофраст, настоящее имя — Фи­липп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493—1541) — швейцарский философ,


ПАРАЦЕЛЬС (лат. Paracelsus — "более великий, нежели Цельс") Ауреол Теофраст, настоящее имя — Фи­липп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493—1541) — швейцарский философ, естествоиспытатель, врач, именовавшийся еще при жиз­ни "Лютером в медицине". Одно из наиболее полных и систематизированных изложений т.наз. "оккультной пневматологии" (направления мистической философии, ориентированной на постижение природы духовных субстанций) было осуществлено именно П. Основные сочинения: "Оккультная философия", "Толкование 30 магических фигур" и др. Неоднократно подвергался преследованиям по мировоззренческим причинам. П. — автор понимания природы как живого целого, пронизан­ного "звездной душой" ("астральными телами", делаю­щими возможным мистическое оперирование объекта­ми природы посредством тайного инструментария по­священных). Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как первоначал, которые, в свою очередь, конституируются из тонкого газообразно­го элемента и грубой телесной субстанции. Общим тер­мином "элементы" П. считал правомерным обозначать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же "стихийные сущности" (elemental essenses) П. именовал их незримые духовные составляющие. В той же степени, как видимая Природа населена бесчис­ленным количеством живых особей, в такой же мере ду­ховный ее аналог (образованный разреженными компо­нентами зримого мира) заполнен сонмами "эфирных"

"природных духов" ("стихий"), включающих в себя "гномов, ундин, сильфов и саламандр". Все они непо­стижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. Стихийные ду­хи, по П., — это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомст­во, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п., и, сле­довательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духа­ми, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов — быстротой движений. Сформулировал понимание медицины как универсальной науки, синте­зирующей достижения физики, химии, физиологии вку­пе с опорой на ценности и установки теологии и фило­софии. ("...Число болезней, которые происходят от неко­торой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом. Он должен вести и на­правлять ее в борьбе за жизнь и не выдвигать препятст­вия на пути к выздоровлению...") П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными "герметической терапии" того времени: вызыванием духов; "вибрацией" — цветовой терапией, музыкой, пением и заклинания­ми; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; крово­пусканием и различными методиками очищения орга­низма. П. — автор динамически-функциональной трак­товки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., — результат процес­са самооткровения. Потенциал человека — обусловли­вается характером его взаимоотношений с природой — творением Божьего промысла: "...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными нога­ми. То, что записано в книге Природы, записано буква­ми. Но листы этой книги — это разные земли. И если та­ковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти ли­сты". Ученый имеет право на поиск истины во всех зем­лях и среди всех людей. Человек ("микрокосмос") — об­ладает божественной душой — источником познания, нравственности и блаженства. Противником души, по П., выступают вампиры — астральные тела, как прави­ло, мертвых людей. Стремясь продлить собственное су­ществование в физической плоскости, вампиры отнима­ют у живых людей жизненную энергию и используют ее в своих целях. По мнению П., "здоровый и чистый чело­век не может быть одержим ими... они могут действо­вать лишь на людей, имеющих в своем уме для них по­мещение. Здоровый ум является замком, который невоз­можно взять, если на то нет желания хозяина; но, если


им позволить ворваться, они возбуждают страсти муж­чин и женщин, возбуждают в них желания, сподвигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувст­во. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одер­жимы...". Лечение больного, таким образом, должно осу­ществляться, по П., в единстве трех уровней — телесно­го, душевного и духовного.

A.A. Грицанов







Date: 2015-09-23; view: 342; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию