Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятель­ности как единства знания, навыка, чувства, воли





ОПЫТ — l) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятель­ности как единства знания, навыка, чувства, воли. Ха­рактеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая катего­рия, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. активно развивалось в проти­востоянии эмпиризма и рационализма, по разному оце­нивающих статус О. в структуре познавательного про­цесса: от трактовки его в качестве единственного источ­ника достоверного знания (эмпиризм и сенсуализм) до полного неприятия (крайние формы рационализма). В истории философии феномен О. интерпретировался как основа синтеза чувственной и рассудочной познаватель­ной деятельности (Кант), как итог самодвижения и са­мопознания сознания (Гегель), как фрагмент деятельно­сти субъекта познания, в котором идеальное и матери­альное "снимают" друг друга (второй позитивизм), как результат практической и познавательной деятельности (диалектический материализм), как содержание внут­реннего мира субъекта (экзистенциализм). (См. также Постмодернистская чувствительность, Невозмож­ность, Трансгрессия.)

И.А. Медведева

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ" ("An essay concerning human understanding", 1690) — главный труд Локка,

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ" ("An essay concerning human understanding", 1690) — главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ста­вил исследование "происхождения, достоверности и объема человеческого познания". Работу над книгой он начал в 1671 и завершил ее в основном к 1686, продол­жая далее частичную доработку. Книга вышла в Лондо­не, в издательстве Томаса Бассета. Этому изданию пред­шествовало сжатое изложение основных идей Локка, опубликованное на французском языке в Голландии в 1688. При жизни автора вышло еще три издания "О.оЧ.Р." с изменениями и доработками (в 1694, 1695 и 1700), а также издания на французском и латинском язы­ках. В посмертном архиве Локка сохранилось три чер­новых наброска "О.оЧ.Р", которые относятся к 1671 и 1685. Их новое издание вышло в Оксфорде в 1980. Кро­ме черновых набросков в архиве философа было обна­ружено также неоконченное произведение на тему о том, как "управлять разумом" при поисках истины, кото­рое он хотел добавить к "О.оЧ.Р.". Оно пронизано идеей практического использования знаний. Его напечатали в 1706 вместе с пятым изданием основного произведения. Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное воспри­ятие внешних объектов. Для обоснования своих взгля-

дов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признавав­ших особое внечувственное знание. Эта критика, кото­рой посвящена вся первая книга "О.оЧ.Р", опирается на глубокое убеждение философа в существовании внеш­них объектов, независимых от человеческого разума. Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверж­дению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего миро­воззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, — это "чистая доска" и только опыт, со­стоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой "объект человеческого мышле­ния": чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные каче­ства в самих объектах. Вопросу о происхождении идей в уме человека посвящена вторая книга "О.оЧ.Р". Ис­точник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире: "простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас". Простые чувст­венные идеи Локк разделил на первичные и вторичные качества. Первичные качества не отделимы от тела, "ре­ально существуют" в самих телах, присущи им всем и всегда — это протяженность, фигура, толчок, механиче­ское движение, покой и телесная непроницаемость. О вторичных качествах, по мысли Локка, нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних вещей, такими как они есть. Это идеи, возни­кающие в сознании субъекта только при соответствую­щих условиях восприятия. У Локка наличествуют не­сколько решений проблемы об отношении идеи вторич­ных качеств к вещам. Но в основном он считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структу­ра сочетаний первичных качеств обладает способнос­тью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств. В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Вводя поня­тие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания. При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувст­венного внешнего опыта. Помимо внешнего опыта, ре­флексия порождает идеи существования, времени и чис­ла. Пытаясь объяснить относительную устойчивость со­четания идей внешнего опыта, Локк приходит к предпо­ложению о некоторой связующей их субстанции — ма-


терии, которую он понимал как "плотную субстанцию". В то же время понятие материальной субстанции пред­ставлялось Локку неотчетливым, а способ образования этого понятия — сомнительным. Идея субстанции — продукт воображения: люди представляют себе "под" вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. В определенной степени Локк продолжает традиции номинализма: все вещи, которые существуют — единичны. Но у них есть сходство в тех или иных свойствах. Разум на основании этого сходства создает общие идеи, которые затем фиксируются в зна­ках. Процесс познания, начинаясь от простых идей, идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает слож­ные идеи. Процесс обобщения идет следующим обра­зом: единичные объекты определенного класса расчле­няются на простые свойства, выделяются те, которые повторяются, что дает общую идею. Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Локк считал исходным чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смыс­ле является почти "интуитивным". Давая знания еди­ничных свойств вещей, оно приближается к знанию бо­лее общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. Это вероятностное знание. Второй вид знаний демонстративное — т.е. зна­ние через умозаключения, среди которых Локк выделял умозаключение через сравнение и вообще отношения идей. Высший вид знания — интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия или несоответствия идей друг другу. Дело в том, ут­верждал Локк, что еще до умозаключений активность ума проявляется в образовании сложных идей посредст­вом невольного или активного комбинирования про­стых идей тремя способами. Первый представляет со­бой суммирование простых идей, благодаря чему появ­ляются сложные идеи субстанций (здесь под субстанци­ей понимаются самостоятельные единичные объекты), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстан­ций) — простых (образуемых соединением однородных простых идей) и смешанных (образованных посредст­вом аналогичных соединений разнородных идей). Вто­рой способ — это сравнение идей, благодаря чему полу­чаются идеи отношений. В соответствии с концептуа­листскими взглядами Локка на соотношение общего и единичного, он разрабатывает третий способ образова­ния производных идей в третьей книге "О.оЧ.Р.". Тре­тий способ представляет собой обобщение через пред­шествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной груп­пы, в результате чего возникают общие идеи. Локк та-


ким образом сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи — это только первичный материал для размышления (и именно это их объединяет). Их можно различить по источнику, из ко­торого они исходят: простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и ре­флексии, которые разум находит в себе самом (восприя­тие, воля). Но существуют и такие простые идеи, кото­рые опираются и на ощущения, и на рефлексию одно­временно: удовольствие, печаль, могущество, существо­вание. В этом контексте Локк различал несколько типов познания, в зависимости от их отношения к действи­тельности. При восприятии простых идей душа пассив­на. И наоборот, она активно участвует в процессе обра­зования сложных идей из простых, протекающих в трех формах: соединении, сопоставлении и абстрагировании. Иными словами, деятельность разума заключается в со­единении и разъединении простых идей. Согласно Лок­ку, существуют три формы сложных идей: идеи субстан­ции (вещь существует сама по себе: идея свинца, идея человека), идеи модуса (вещь, представляемая ими, не существует сама по себе: идеи треугольника, убийства), идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетли­вых идей. Следовательно, познание заключается в ана­лизе соответствия или несоответствия двух идей. Во­прос о реальности общего Локк решал следующим об­разом: "деление вещей на виды и обозначение по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между ве­щами сходства делает предпосылку к образованию от­влеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями". Локк выдвигает по­нятие семантики как общей теории знаков и их роли в познании. В четвертой книге "О.оЧ.Р." Локк рассматри­вает вопрос о соотношении между простыми идеями и их внешними источниками. Этот вопрос выступает здесь в качестве проблемы истины. Истину Локк пони­мает как соответствие идей объектам и связей между идеями и связям между объектами: "Наше познание ре­ально лишь постольку, поскольку идеи сообразны с дей­ствительностью вещей". Кроме того, философ ставит вопрос о соотношении разума и веры и решает его в пользу разума. По отношению к вере разум оказывается у Локка высшей инстанцией, от человеческого разума зависит признать или не признать какое-либо положе­ние за истину откровения. На основе произведенного анализа Локк очерчивает границы человеческого разу­ма, — того, что человек может познать и понять: мы не способны иметь положительного знания о бесконечнос­ти, о вечности, о делах Бога; наша собственная сущ­ность доступна нам лишь через проявления мысли в ак­тах рефлексии; и наконец, реальная сущность вещей не­досягаема для сознания, которое способно постигнуть

только их номинальную сущность. В своем трактате Локк изучает человеческое познание в его истории, в процессе его становления. И познание он рассматривает лишь с точки зрения истории, этнографии, лингвистики и психологии. Но Локк не исследует этот вопрос с точки зрения физики. Философ также не касается проблем при­роды и сущности души, действительных причин ощуще­ний и тех идей, которые душа находит в самой себе.

Ю.В. Никулина







Date: 2015-09-23; view: 316; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию