Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятель­ности как единства знания, навыка, чувства, воли





ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятель­ности как единства знания, навыка, чувства, воли. Ха­рактеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая катего­рия, фиксирующая единство чувственно-эмпирической деятельности. Понятие О. активно развивалось в проти­востоянии эмпиризма и рационализма, по разному оце­нивающих статус О. в структуре познавательного про­цесса: от трактовки его в качестве единственного источ­ника достоверного знания (эмпиризм и сенсуализм) до полного неприятия (крайние формы рационализма). В истории философии феномен О. интерпретировался как основа синтеза чувственной и рассудочной познаватель­ной деятельности (Кант), как итог самодвижения и са­мопознания сознания (Гегель), как фрагмент деятельно­сти субъекта познания, в котором идеальное и матери­альное "снимают" друг друга (второй позитивизм), как результат практической и познавательной деятельности (диалектический материализм), как содержание внут­реннего мира субъекта (экзистенциализм). (См. также Постмодернистская чувствительность, Невозмож­ность, Трансгрессия.)

И.А. Медведева

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ" ("An essay concerning human understanding", 1690) — главный труд Локка,

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ"("An essay concerning human understanding", 1690) — главный труд Локка, посвященный преимущественно вопросам гносеологии. Целью своей работы Локк ста­вил исследование "происхождения, достоверности и объема человеческого познания". Работу над книгой он начал в 1671 и завершил ее в основном к 1686, продол­жая далее частичную доработку. Книга вышла в Лондо­не, в издательстве Томаса Бассета. Этому изданию пред­шествовало сжатое изложение основных идей Локка, опубликованное на французском языке в Голландии в 1688. При жизни автора вышло еще три издания "О.оЧ.Р." с изменениями и доработками (в 1694, 1695 и 1700), а также издания на французском и латинском язы­ках. В посмертном архиве Локка сохранилось три чер­новых наброска "О.оЧ.Р", которые относятся к 1671 и 1685. Их новое издание вышло в Оксфорде в 1980. Кро­ме черновых набросков в архиве философа было обна­ружено также неоконченное произведение на тему о том, как "управлять разумом" при поисках истины, кото­рое он хотел добавить к "О.оЧ.Р.". Оно пронизано идеей практического использования знаний. Его напечатали в 1706 вместе с пятым изданием основного произведения. Одним из исходных положений теории познания Локка был тезис о происхождении всего человеческого знания из опыта, под которым он понимал чувственное воспри­ятие внешних объектов. Для обоснования своих взгля-



дов Локк подвергает критике популярную в то время в гносеологии теорию врожденных идей картезианцев, кембриджских платоников и Мальбранша, признавав­ших особое внечувственное знание. Эта критика, кото­рой посвящена вся первая книга "О.оЧ.Р", опирается на глубокое убеждение философа в существовании внеш­них объектов, независимых от человеческого разума. Локк, придерживаясь мысли о том, что нет ничего в мыслях, чего бы не было в чувствах, пришел к утверж­дению, что на опыте основывается все наше знание. Это положение является исходным пунктом для всего миро­воззрения философа. Сознание новорожденного, по мысли Локка, — это "чистая доска" и только опыт, со­стоящий в первую очередь из ощущений, наполняет его содержанием. Опыт состоит из идей, под которыми Локк понимал любой "объект человеческого мышле­ния": чувства, представления, впечатления, понятия, продукты воображения, интеллект, эмоциональные и волевые акты души, а также иногда и чувственные каче­ства в самих объектах. Вопросу о происхождении идей в уме человека посвящена вторая книга "О.оЧ.Р". Ис­точник отображения внешнего мира Локк видит в самом объективном мире: "простые идеи не выдумки нашего воображения, а естественные и закономерные продукты вещей, которые... действуют на нас". Простые чувст­венные идеи Локк разделил на первичные и вторичные качества. Первичные качества не отделимы от тела, "ре­ально существуют" в самих телах, присущи им всем и всегда — это протяженность, фигура, толчок, механиче­ское движение, покой и телесная непроницаемость. О вторичных качествах, по мысли Локка, нельзя сказать с полной уверенностью, что они отражают свойства внешних вещей, такими как они есть. Это идеи, возни­кающие в сознании субъекта только при соответствую­щих условиях восприятия. У Локка наличествуют не­сколько решений проблемы об отношении идеи вторич­ных качеств к вещам. Но в основном он считает, что идеи вторичных качеств соответствуют силам, которые присущи телам, находящимся вне нас. Особая структу­ра сочетаний первичных качеств обладает способнос­тью вызывать в уме человека идеи вторичных качеств. В качестве особого внутреннего опыта Локк выделяет так называемую рефлексию. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Вводя поня­тие рефлексии, философ, по сути, признает активность сознания и самосознания. При этом он указывает, что рефлексия может существовать только на основе чувст­венного внешнего опыта. Помимо внешнего опыта, ре­флексия порождает идеи существования, времени и чис­ла. Пытаясь объяснить относительную устойчивость со­четания идей внешнего опыта, Локк приходит к предпо­ложению о некоторой связующей их субстанции — ма-



терии, которую он понимал как "плотную субстанцию". В то же время понятие материальной субстанции пред­ставлялось Локку неотчетливым, а способ образования этого понятия — сомнительным. Идея субстанции — продукт воображения: люди представляют себе "под" вещами с их многообразными качествами некоторую общую для них опору. В определенной степени Локк продолжает традиции номинализма: все вещи, которые существуют — единичны. Но у них есть сходство в тех или иных свойствах. Разум на основании этого сходства создает общие идеи, которые затем фиксируются в зна­ках. Процесс познания, начинаясь от простых идей, идет к сложным, в чем, согласно Локку, проявляется присущая сознанию активность. На основе сравнения, сопоставления и абстрагирования разум получает слож­ные идеи. Процесс обобщения идет следующим обра­зом: единичные объекты определенного класса расчле­няются на простые свойства, выделяются те, которые повторяются, что дает общую идею. Проводя различие между видами знания по степени достоверности, Локк считал исходным чувственное знание: оно содержит сведения о существовании вещей вне нас и в этом смыс­ле является почти "интуитивным". Давая знания еди­ничных свойств вещей, оно приближается к знанию бо­лее общего характера через использование аналогий, свидетельств различных лиц и пр. Это вероятностное знание. Второй вид знаний демонстративное — т.е. зна­ние через умозаключения, среди которых Локк выделял умозаключение через сравнение и вообще отношения идей. Высший вид знания — интуитивное знание, т.е. непосредственное восприятие разумом соответствия или несоответствия идей друг другу. Дело в том, ут­верждал Локк, что еще до умозаключений активность ума проявляется в образовании сложных идей посредст­вом невольного или активного комбинирования про­стых идей тремя способами. Первый представляет со­бой суммирование простых идей, благодаря чему появ­ляются сложные идеи субстанций (здесь под субстанци­ей понимаются самостоятельные единичные объекты), а также идеи модусов (т.е. признаков и действий субстан­ций) — простых (образуемых соединением однородных простых идей) и смешанных (образованных посредст­вом аналогичных соединений разнородных идей). Вто­рой способ — это сравнение идей, благодаря чему полу­чаются идеи отношений. В соответствии с концептуа­листскими взглядами Локка на соотношение общего и единичного, он разрабатывает третий способ образова­ния производных идей в третьей книге "О.оЧ.Р.". Тре­тий способ представляет собой обобщение через пред­шествовавшую абстракцию, когда суммируются идеи, предварительно отвлеченные от предметов данной груп­пы, в результате чего возникают общие идеи. Локк та-

ким образом сформулировал теорию преобразования простых идей в сложные. Простые идеи — это только первичный материал для размышления (и именно это их объединяет). Их можно различить по источнику, из ко­торого они исходят: простые идеи ощущения (зрение, чувство протяженности, пространства, движения) и ре­флексии, которые разум находит в себе самом (восприя­тие, воля). Но существуют и такие простые идеи, кото­рые опираются и на ощущения, и на рефлексию одно­временно: удовольствие, печаль, могущество, существо­вание. В этом контексте Локк различал несколько типов познания, в зависимости от их отношения к действи­тельности. При восприятии простых идей душа пассив­на. И наоборот, она активно участвует в процессе обра­зования сложных идей из простых, протекающих в трех формах: соединении, сопоставлении и абстрагировании. Иными словами, деятельность разума заключается в со­единении и разъединении простых идей. Согласно Лок­ку, существуют три формы сложных идей: идеи субстан­ции (вещь существует сама по себе: идея свинца, идея человека), идеи модуса (вещь, представляемая ими, не существует сама по себе: идеи треугольника, убийства), идеи отношения, состоящие в сравнении двух отчетли­вых идей. Следовательно, познание заключается в ана­лизе соответствия или несоответствия двух идей. Во­прос о реальности общего Локк решал следующим об­разом: "деление вещей на виды и обозначение по ним есть работа разума, который из наблюдаемого между ве­щами сходства делает предпосылку к образованию от­влеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе с относящимися к ним названиями". Локк выдвигает по­нятие семантики как общей теории знаков и их роли в познании. В четвертой книге "О.оЧ.Р." Локк рассматри­вает вопрос о соотношении между простыми идеями и их внешними источниками. Этот вопрос выступает здесь в качестве проблемы истины. Истину Локк пони­мает как соответствие идей объектам и связей между идеями и связям между объектами: "Наше познание ре­ально лишь постольку, поскольку идеи сообразны с дей­ствительностью вещей". Кроме того, философ ставит вопрос о соотношении разума и веры и решает его в пользу разума. По отношению к вере разум оказывается у Локка высшей инстанцией, от человеческого разума зависит признать или не признать какое-либо положе­ние за истину откровения. На основе произведенного анализа Локк очерчивает границы человеческого разу­ма, — того, что человек может познать и понять: мы не способны иметь положительного знания о бесконечнос­ти, о вечности, о делах Бога; наша собственная сущ­ность доступна нам лишь через проявления мысли в ак­тах рефлексии; и наконец, реальная сущность вещей не­досягаема для сознания, которое способно постигнуть

только их номинальную сущность. В своем трактате Локк изучает человеческое познание в его истории, в процессе его становления. И познание он рассматривает лишь с точки зрения истории, этнографии, лингвистики и психологии. Но Локк не исследует этот вопрос с точки зрения физики. Философ также не касается проблем при­роды и сущности души, действительных причин ощуще­ний и тех идей, которые душа находит в самой себе.

Ю.В. Никулина








Date: 2015-09-23; view: 61; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию