Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668—1744) — ита­льянский философ





ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668—1744) — ита­льянский философ. Профессор риторики университета в Неаполе (с 1699). Основатель философии истории и психологии народов. Обосновал ряд перспективных подходов этнологии и всеобщей теории права. Главное произведение "Основания Новой Науки об Общей при­роде Наций" (1725) — первый систематический труд в европейской интеллектуальной традиции, специально посвященный анализу проблем философии истории (согласно В., — "Новой Науки"). В. осуществил всео­хватывающий поиск закономерностей движения и сущности исторического процесса. В своем понима­нии принципов философии познания В. исходил из то­го, что "познанным может считаться лишь то, что сде­лано самим познающим": истина и факт оказывались обратимыми. В. предполагал, что мир природы, сотво­ренный Богом, может быть познан только Им, мир же "гражданственности" создан людьми, и Наука о нем может быть им доступна. Познание прошлого, по мне­нию В., необходимо, чтобы постичь план Вечной Иде­альной Истории. При этом постижение основ Новой Науки было возможно, по В., через реконструкцию мыслей и идей, объективированных в преданиях, ми­фах и т.п. Обосновал ряд перспективных подходов эт­нологии и всеобщей теории права. (В. выделял две фор­мы познания: знание — через интеллект, сознание — как результат волевых усилий). С точки зрения В., фи­лософия рассматривает Разум, из этого процесса про­истекает знание истины. Филология же наблюдает са­мостоятельность человеческой воли, из чего происте­кает сознание достоверного. Филология у В. вскрыва­ет истинность фактов, философия же уясняет суть дан­ных, предоставленных филологией, и вскрывает суть и смысл исторического процесса. Особо значимую роль в формировании облика Истории В. уделял Божестве­нному Провидению. Замечания В. относительно исто­рической структуры человеческого сознания немало­важны и для миропонимания 20 в. Согласно В., "чело­век незнающий делает самого себя правилом Вселен­ной... он из самого себя сделал целый Мир. Как Раци­ональная Метафизика учит, что человек, разумея, тво-

рит все, так и наша Фантастическая Метафизика пока­зывает, что человек, и не разумея, творит все, и второе может быть даже правильнее первого, так как человек посредством понимания проясняет свой ум и постига­ет вещи, а посредством непонимания он делает эти ве­щи из самого себя и, превращаясь в них, становится ими самими". В. ввел в историческую науку, понима­емую им как знание человечества о собственных дея­ниях, компаративный метод, создал теорию историчес­кого круговорота (из него он выводил бесконечный ха­рактер движения человечества). По В., все народы в силу имманентных причин и осуществления провиде­ния развиваются параллельно, последовательно прохо­дя изображенную в теогонических мифах "божествен­ную" (бесгосударственную при господстве жречества); героическую (отображенную в героических эпосах) и человеческую (описанную в традиции историографии) стадии эволюции. Государство возникает в героичес­кую эпоху как система аристократического правления. Ее сменяют представительная монархия или демокра­тия в эпоху человеческую — эпоху "естественной справедливости". Развитие циклично. Достигнутое прогрессивное состояние общества, по В., необходимо сменяется стадией упадка к первоначальному положе­нию. (При этом В. полагал, что степень разрушения предшествующего общественного организма тем зна­чительнее, чем более высокий уровень зрелости и со­вершенства был им достигнут.) Бессчетная смена эпох у В. обусловлена конфликтами различных обществен­ных слоев (отцов семейств и домочадцев, позже — фе­одалов и простолюдинов) и кризисными социальными переворотами.

A.A. Грицанов







Date: 2015-09-23; view: 277; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию