Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






АПРИОРИ (лат. a priori, букв. — из предшествую­щего) — философский термин, имеющий важное значе­ние в теории познания, в частности, в философии Кан­та





АПРИОРИ (лат. a priori, букв. — из предшествую­щего) — философский термин, имеющий важное значе­ние в теории познания, в частности, в философии Кан­та. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание про­тивоположно апостериорному. Уже Аристотель разли­чал познание вещей из их причин: из тех, которые со­ставляют их предпосылку (целевая, формальная причи­на) — это познание А. и познание причины из ее дейст­вия — апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина "априорное", предположив, что позна-

ние вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл "вечными истинами" и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самооче­видному для разума знанию. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кан­том. Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: "...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно це­ликом происходит из опыта". Кант считал, что аффицируя нашу чувственность, вещи пробуждают одновре­менно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание "складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатле­ний, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) да­ет от себя самой...". Проявлением этой активности по­знания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание. Такое по­знание Кант и называет априорным. В дальнейшем Кант будет считать априорными только те знания, которые, безусловно, не зависят от всякого опыта, а не от того или иного конкретного опыта. И, наконец, из всех апри­орных знаний Кант выделит "чистые априорные" — те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпи­рическое; более того — те, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Кант относил к ним сравнитель­но большую совокупность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и зада­чей человеческого познания вообще — законы, принци­пы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов: "все", "вся" и т.д., утверждая некоторые положения и принципы относительно определенных целостных клас­сов вещей. Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким-то иным — доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась, таким образом, в акцентировании того факта, что каждый чело­век, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, кото­рые и придают его знанию характер искомого идеала — необходимости и всеобщности. Кант различал априор­ные формы чувственности — пространство и время и ап­риорные формы рассудка — чистые рассудочные поня­тия или категории, разделенные им на 4 класса: количе­ства, качества, модальности и отношения. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, по­лученному из опыта с помощью чувств. В современной

методологии науки к априорным формам знания отно­сятся исходные постулаты науки, хотя при этом призна­ется в их выборе момент условности и конвенциальнос­ти.

Т.Г. Румянцева







Date: 2015-09-23; view: 348; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию