Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принцип допущения двойного гражданства





Законодательство о гражданстве Союза ССР устанавливало жесткое правило об отрицании двойного гражданства. Статья 8 Закона Союза ССР от I декабря 1978 г. «О гражданстве СССР» гласила, что за лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства. Современное российское законодательство допускает возможность двойного гражданства. В ч. 1 ст. 62 Конституции РФ записано, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Формулировка Закона о гражданстве такова: «Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом» (ст. 6). То есть по общему правилу в России двойное гражданство отрицается, но из этого правила возможны исключения.

Суть принципа допущения двойного гражданства не в том, что Российская Федерация разрешает в определенных случаях своим гражданам приобретать иностранное гражданство и не разрешает этого делать тогда, когда приобретение второго (третьего и т. д.) гражданства не предусмотрено ее законами или международными договорами. Допущение двойного гражданства (при наличии закона, международного договора) означает, что Российская Федерация признает те юридические последствия, которые вытекают для нее из состояния ее граждан в гражданстве иностранных государств. Однако Российская Федерация не признает подобных последствий, если второе (третье и т. д.) гражданство у российских граждан не основано на ее законах или международных договорах. В любом случае приобретение российским гражданином иного гражданства само по себе не влечет за собой прекращение у него российского гражданства.

Таким образом, допускается или отрицается не само второе гражданство, а его юридические последствия. Дело в том, что второе гражданство может появиться у гражданина России помимо его воли или воли иных лиц, органов. Часто второе (множественное) гражданство становится следствием коллизий законодательства о гражданстве разных стран.

Процедуры приобретения гражданства порождению в одних государствах основываются на праве почвы, а в других — на праве крови. Право почвы означает, что все дети, родившиеся на территории государства, исповедующего право почвы, становятся его гражданами независимо от гражданства их родителей. Право крови исходит из того, что дети граждан конкретной страны, закрепившей право крови, становятся ее гражданами независимо от места рождения. В Дании, России, Афганистане как основное используется право крови, а в США, Бразилии, Аргентине, на Кубе — право почвы. Теперь предположим, что семья граждан России переезжает на постоянное место жительства в США на законных основаниях, не утрачивая российского гражданства, и там у них рождается ребенок. Согласно российскому законодательству он будет рассматриваться как российский гражданин, однако в силу американского законодательства становится и гражданином США.

Стоит упомянуть, что согласно Венским конвенциям о дипломатических и консульских сношениях «право почвы» не распространяется лишь на детей иностранных дипломатов и консулов.

Двойное гражданство возникает и независимо от места рождения ребенка от смешанного по гражданству брака, если законодательство страны гражданства и отца, и матери содержит правило, согласно которому «право крови» действует и тогда, когда лишь один из родителей обладает гражданством данного государства. Если такой ребенок рождается на территории третьего государства, исповедующего «право почвы», то он в силу рождения одновременно приобретает и третье гражданство.

Двойное гражданство появляется у женщины при се вступлении в брак с иностранцем, если законодательство ее страны сохраняет за ней свое гражданство, а законодательство страны супруга предоставляет ей гражданство мужа. Статья 10 Закона о гражданстве Итальянской Республики гласит, например, что иностранка, выходя замуж за итальянского гражданина, приобретает итальянское гражданство.

Двойное гражданство должно быть скорее исключением, чем правилом. Оно не только расширяет возможности граждан, но и порождает для них, да и для государств, проблемы (где и как платить налоги, отбывать воинскую обязанность; как быть, если государства того и другого гражданства оказываются в ситуации военного конфликта).


Русский государствовед А. Градовский, выражая широко распространенную позицию, настаивал на исключительности отношений подданства (гражданства), поскольку в силу этих отношений индивид вместе со своим государством становится в резкую противоположность к иным государствам и их подданным. «Государство не может полагаться на защиту таких лиц, для которых благо данной страны есть нечто постороннее. Действуя исключительно под влиянием национальных интересов, верховная власть страны, естественно, может прийти в столкновение с интересами других народностей. В силу этого различия верховная впасть определенной страны должна быть поставлена совершенно независимо от отношений своих подданных ко всем верховным властям других государств. Отсюда прямо следует, что и политические права могут принадлежать в данном государстве только таким лицам, которые по своим интересам, по своему политическому миросозерцанию способны руководствоваться в управлении интересами своего отечества». Необдуманное использование государством практики двойного (множественного) гражданства, таким образом, чревато ослаблением его самостоятельности и безопасности.

Однако дозированное применение двойного гражданства в отношениях между странами, тесно связанными или стремящимися к установлению близких, доверительных отношений, полезно. Переход от жесткого отрицания двойного гражданства к его допущению позволяет расширить правовые возможности граждан по отношению к иным странам. Это важно, например, для представителей национальных, религиозных, языковых меньшинств, рассматривающих себя частью государства проживания и одновременно отождествляющих себя с теми странами, в которых национальная, религиозная, языковая культура их тяготения считается основной. Двойное гражданство крайне необходимо для граждан самостоятельных стран, составлявших ранее единое государство, по каким-то причинам позднее распавшееся. Отрицание двойного гражданства в этих вновь образовавшихся странах становится искусственным барьером между людьми, еще недавно составлявшими единое целое, затрудняет их общение, нарушает культурные, духовные, семейные связи.

Именно таково положение дел в государствах — бывших союзных республиках Союза ССР. Допущение двойного гражданства этими странами путем заключения двусторонних и многосторонних договоров стало бы серьезным объединительным началом в рамках Содружества Независимых Государств. Пока же большинство этих стран отрицательно относятся к двойному гражданству. Договоры о допущении двойного гражданства между ними редки (примером подобного договора является договор между Россией и Таджикистаном).







Date: 2015-09-23; view: 334; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию