Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные термины и определения в сфере инноваций





 

Общепризнано и не нуждается в дополнительном обосновании утверждение о безальтернативности для России инновационного пути развития.

Вместе с тем, в различных кругах российского общества, на наш взгляд, имеется определенное недопонимание сущности явлений и процессов в этой сфере, во многом связанное с недостаточно полным знанием терминологического и понятийного аппаратов.

Представленный материал содержит обзор основных терминов и определений в сфере инноваций, которые приведены в трактовке отечественных источников (нормативно-правовых и методологических документов, научной литературы) и «Руководства Осло» (Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris: OECD, Eurostat, 1997). «Руководство Осло» является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые признаны в качестве международных статистических стандартов. Для удобства восприятия термины и определения приведены не в алфавитном порядке, а сгруппированы в семь разделов в соответствии с основными классификационными признаками построения системы показателей сферы инноваций:

1. Понятия инноваций и инновационной деятельности.

2. Виды и типы инноваций.

3. Измерение инновационной активности.

4. Затраты на инновации.

5. Цели и результативность инновационной деятельности.

6. Распространение инноваций.

7. Общие (внешние для организаций) условия инновационной деятельности.

При необходимости термины и определения сопровождены краткими комментариями.

1. Понятия инноваций и инновационной деятельности
Отечественная практика Руководство Осло
Инновация(нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. (Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1998.) Инновация(нововведение, инновационный продукт) — результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового продукта, услуги и технологии и/или новой организационно-экономической формы, обладающий явными качественными преимуществами при использовании в проектировании, производстве, сбыте, потреблении и утилизации продуктов, обеспечивающий дополнительную по сравнению с предшествующим продуктом или организационно-экономической формой экономическую (экономия затрат или дополнительная прибыль) и/или общественную выгоду. (Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».) Инновация(нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. (Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832.) Инновации— сложная и диверсифицированная деятельность со многими взаимодействующими компонентами. Определение состава инновации затруднено тем, что большинство продуктов и, конечно, процессов, их создающих, являются сложными системами. Инновации определяют изменения в отношении свойств и характеристик эффективности продукта в целом и изменения в компонентах продукта, которые повышают его эффективность, включая характер услуг, которые он обеспечивает. Инновации находятся в сердцевине экономического прогресса. По словам И. Шумпетера, «радикальные» инновации определяют облик крупных перемен в мире, тогда как «инкрементальные» инновации наполняют собой процесс изменений непрерывно. Шумпетер предложил перечень различных типов инноваций (см.: R. Nelson and S. Winter (1982). An Evolutionary Theory of Economic Change. Belknap Press of Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts): • внедрение нового продукта или качественного изменения в существующем продукте; • процессная инновация, новая для отрасли; • открытие нового рынка; • разработка новых источников поставки сырья или других вложений • изменения в хозяйственной организации. В «Руководстве Осло» речь идет только о «технологических» инновациях, что требует объективного усовершенствования эффективности продукта. Минимальное условие для учета в качестве инновации состоит в том, что продукт или процесс должен быть новым (или значительно усовершенствованным) для фирмы (он не обязательно должен быть новым для всего мира)
Комментарий.В отечественной практике инновацию рассматривают как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности (перечень результатов инновационной деятельности см. ниже), в зарубежной («Руководство Осло») — как деятельность, процесс изменений. На наш взгляд, можно предложить следующее определение: инновация (нововведение) — результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду
Инновационная деятельность— вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) и новый или усовершенствованныйпродукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованныйтехнологический процесс, использованный в практической деятельности, либо и новый подход к социальным услугам. Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям. (Статистика науки и инноваций: Краткий терминологический словарь. М.: ЦИСН, 1998.) Инновационная деятельность вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков. (Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерациив области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».) К инновационной деятельности относятся: • выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта; • комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта; • технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии; • проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта; • управление процессами коммерциализации технологий; • деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте; • создание и развитие инновационной инфраструктуры; • передача либо приобретение прав Российской Федерацией или другими правообладателями на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот; • экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта. (Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».) Инновационная деятельность— процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. (Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832.) Инновационная деятельность— выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса. (Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г., одобренный Советом Федерации 23 декабря 1999 г. и отклоненный Президентом Российской Федерации 3 января 2000 г.) ТПП (технологическая продуктовая или процессная — прим, авт.) инновационная деятельность — это деятельность, которая охватывает все те научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие мероприятия, включая инвестиции в новые знания, которые фактически или по замыслу ведут к появлению технологически новых или усовершенствованных продуктов либо процессов. Некоторые могут быть инновационными на полном основании, другие не новыми, но необходимыми для осуществления. Инновация — сложный процесс, и масштабы деятельности, необходимой для осуществления ТПП инновации в фирме, могут разниться значительно. Например, внутренняя разработка радикально отличного и сложного электронного продукта для массового рынка будет состоять из намного большего числа операций, чем внедрение усовершенствованного процесса, следующего из технологии, содержащейся в заранее запрограммированной машине, приобретенной для этой цели. Инновационная деятельность может осуществляться в пределах фирмы или включать приобретение товаров, услуг или знаний из внешних источников, включая консультационные услуги. Таким образом, фирма может приобретать внешние технологии в неовеществленной или овеществленной форме. Инновационная деятельность осуществляется во всех отраслях экономики: производстве, сфере услуг, государственном управлении, здравоохранении и даже частных домохозяйствах. Понятие инновации все еще не определено в некоторых отраслях экономики, особенно в тех из них, которые не являются рыночными
См. также -«Виды инновационной деятельности»-в разделе -«Затраты на инновации»
Комментарий.В трактовке приложения к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» инновационная деятельность сводится к воспроизводству исследований и разработок (ИР) (в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта), а также маркетинговых действий, что является только частью инновационной деятельности. Также, на наш взгляд, достаточно спорно отнесение к инновационной деятельности «управления(выделено нами — В. В.) процессами коммерциализации технологий» и «создания и развития(выделено нами — 8. В.) инновационной инфраструктуры», так как эти действия только создают внешние условия для инновационной деятельности. Определение, приведенное в кратком терминологическом словаре ЦИСН, корректнее. Однако и оно, на наш взгляд, нуждается в уточнении. Поэтому инновационная деятельность — это совокупность научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, направленной на создание и внедрение на рынке нового или усовершенствованного продукта, создание нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду
2. Виды и типы инноваций
Технологические инновации— деятельность, связанная как с разработкой, так и с внедрением инноваций. В частности, в промышленности технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; в отраслях сферы услуг — технологически новых или значительно усовершенствованных услуг и новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. Не являются технологическими инновациями виды деятельности,не относящиеся прямо к внедрению новых или значительно улучшенных услуг или способов их производства или передачи, а именно: • организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия; • внедрение стандартов качества. В промышленности к технологическим инновациям не относятследующие изменения: • эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т. п.); • незначительные технические или внешние изменения в продукте, оставляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; • расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство продукции, не выпускавшейся ранее данной организацией, но уже достаточно известной на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов организации. Например, выпуск машиностроительным заводом в летний период непрофильной продукции, пользующейся сезонным спросом, — гвоздей. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) Технологические продуктовые и процессные (ТПП) инновации охватывают осуществленные технологически новые продукты и процессы и существенные технологические усовершенствования продуктов и процессов. ТПП инновация является осуществленной,если она внедрена на рынке (продуктовая инновация) или использована в процессе производства (процессная инновация). ТПП инновации появляются в результате сочетания научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности. Инновации могут осуществляться в рамках как основной, так и вторичной производственной деятельности фирмы. Технологическая инновация может иметь место как в производственном процессе и/или продуктах фирмы, так и во вспомогательной деятельности, осуществляемой ее снабженческими, коммерческими, бухгалтерскими, компьютерными или обслуживающими подразделениями. На практике будет очень трудно идентифицировать продуктовую инновацию во вспомогательных услугах. Технологическая инновация требует объективного усовершенствования функциональных характеристик продукта или способа его поставки. Другие изменения в продуктах и процессах (не относящиеся к инновациям)включают: • изменения, которые являются незначительными, маловажными или не содержат достаточной степени новизны; • изменения, приводящие к «другим творческим усовершенствованиям», при которых новизна не распространяется на использование объективных функциональных характеристик продуктов и способов их производства или поставки, а скорее, затрагивает их эстетические или другие субъективные свойства; • прекращение использования процесса или поставки на рынок продукта (прекращение какого-либо действия не является ТПП инновацией, хотя оно может повысить эффективность фирмы); • простая замена или расширение капитала; • изменения, вызванные исключительно изменениями факторных цен; • производство по индивидуальным заказам; • сезонные и другие циклические изменения; дифференциация продукта
Продуктовые инновации— разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) Технологическая продуктовая инновация— это изготовление/коммерциализация продукта с усовершенствованными характеристиками эффективности с целью поставки объективно новых или усовершенствованных услуг потребителю. Технологическая продуктовая инновация может иметь две основные формы: • технологически новая продукция, технологически усовершенствованная продукция
Технологически новый продукт— продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях либо на сочетании существующих технологий в новом использовании, либо на использовании результатов исследований и разработок. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) Технологически новый продукт— продукт, по своим технологическим характеристикам или предполагаемому использованию значительно отличающийся от ранее производимой продукции. В инновациях такого рода могут использоваться радикально новые технологии, они могут быть основаны на комбинации уже существующих технологий в новом применении или получены в результате использования новых знаний
Технологически усовершенствованный продукт— это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических подсистем (для комплексной продукции). (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата россци от 22.07.2002 № 156.) Технологически усовершенствованный продукт— существующий продукт, рабочие характеристики которого были значительно дополнены или обновлены. Простой продукт может быть усовершенствован (в сторону улучшения характеристик или снижения стоимости) за счет использования более эффективныхкомпонентов или материалов; сложный продукт, состоящий из ряда интегрированных технических подсистем, может быть усовершенствован внесением частичных изменений в одну из подсистем
Процессные инновации— разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода могут быть основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, па повышение эффективности производства или передачи уже существующей па предприятии продукции, но могут предназначаться также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены или поставлены с использованием обычных производственных методов. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) Технологическая процессная инновация— освоение технологически новых или значительно усовершенствованных методов производства, включая методы поставки продукции. Эти методы могут включать изменения в оборудовании или организации производства либо и то, и другое; они могут быть результатом использования новых знаний. Такие методы нацелены, как правило, на производство или поставку технологически новой или усовершенствованной продукции, которую невозможно произвести или поставить с использованием существующих методов производства, или на существенное повышение производства, или на эффективность поставок существующей продукции
Услугасчитается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование значительно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией. Последнее может охватывать изменения в оборудовании или организации производства, связанные с производством или передачей новых или значительно усовершенствованных услуг, которые не могут быть произведены или переданы с использованием существующих производственных методов, или с повышением эффективности производства или передачи существующих услуг. Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания — это результат исследований, приобретс ния или использования специальной квалификации или навыков. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) В некоторых отраслях сферы услугразличие между процессом и продуктом может быть нечетким. Например, процессное изменение в отрасли телекоммуникаций, нацеленное на внедрение интеллектуальной сети, делает возможным маркетинг серии новых продуктов, таких как ожидание вызова или демонстрация вызова. В отраслях сферыуслуг технологическая процессная инновация включает усовершенствованные возможности, воплощенные в организациях и повседневной практике, если результатом стало ощутимое изменение в выпуске продукции
Организационные инновации (организационно-управленческие изменения)— тип инноваций, не имеющий отношения к технологическим инновациям и осуществляемым в их рамках нововведениям в организации производственных процессов или маркетинговым исследованиям, связанным с разработкой и реализацией технологических инноваций. Организационно-управленческие изменения (организационные инновации) могут происходить по следующим направлениям: • разработка и реализация новой или значительно измененной корпоративной (акционерной) стратегии в организации (группе организаций); • внедрение современных (на основе информационных технологий) методов управления организацией (имеются в виду технологии с использованием современных средств вычислительной техники и специальных программных средств для решения, например, задач бухгалтерского и складского учета, учета кадров и других видов ресурсов, планирования потребностей организации, анализа финансового состояния организации и поддержки принятия управленческих решений, систем автоматизированного документооборота организации, информационно-справочных систем для учета заказчиков, подрядчиков, клиентов и т. п.); • разработка и внедрение новых или значительно измененных организационных структур в организации; • нововведения в использовании сменного режима рабочего времени; • применение современных систем контроля качества, сертификации продукции (услуг), включая использование современных отечественных и зарубежных (например, ISO 9000) стандартов качества; • разработка новых или значительно измененных методов и приемов организации труда в организации; • внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок») и т. п., имеется в виду широко используемая за рубежом система бесперебойного материально-технического обеспечения производственных процессов непосредственно «с колес», минуя складские хозяйства в организации; • создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологические и инжиниринговые центры, малые инновационные предприятия); • организация и совершенствование маркетинговой службы в организации, включая как создание специализированных групп и подразделений, так и формирование фундаментальной концепции (стратегии) маркетинга организации; • прочие организационно-управленческие изменения. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) К нетехнологическим инновациямотносятся все виды инновационной деятельности, не относящиеся к технологическим инновациям. Это означает, что сюда входят все виды инновационной деятельности фирмы, которые не относятся к представлению технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов или услуг или к применению технологически новых или значительно измененных процессов. Основными видами нетехнологических инноваций являются организационные и управленческие инновации. В чистом виде эти инновации исключаются из технологических инновационных обследований. Такие виды инноваций включаются в инновационные обследования только в том случае, если они появились в результате технологического инновационного проекта. Основываясь на опыте обследования, проведенного в 1994 г. Австралийским статистическим бюро, можно указать следующие основные типы организационных и управленческих инноваций: • внедрение усовершенствованных управленческих технологий; • представление значительно измененных организационных структур; • внедрение новых или значительно измененных стратегических корпоративных направлений. Организационная инновация в фирме включает: • внедрение значительно измененных организационных структур: • реализацию прогрессивных методов управления; • реализацию новых или существенно измененных ориентации корпоративной стратегии. Организационное изменение считается инновацией только при наличии заметного изменения в выпуске продукции, росте производительности или сбыта. Организационные изменения признаются технологическими, только когда есть измеримое изменение эффективности (производственной или торговой) деятельности фирмы. Организационные изменения в чистом виде не относятся к технологическим изменениям. Технологические и организационные изменения тесно взаимосвязаны. Технологические изменения предусматривают и происходят вследствие институциональных и организационных изменений
3. Измерение инновационной активности
Инновационная активность организации оценивается тремя основными характеристиками: • наличием завершенных инноваций; • степенью участия организации в разработке данных инноваций; • выявлением основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) В течение некоторого периода ТПП инновационная деятельность фирмы может быть трех видов: • успешная в продвижении к осуществлению технологически нового или усовершенствованного продукта или процесса; • прерванная до осуществления технологически нового или усовершенствованного продукта и процесса вследствие того, что проект сталкивается с трудностями, идея и ноу-хау проданы или иным образом уступлены другой фирме или рынок изменился; • продолжающаяся, т. е. работа продолжается, но результат еще не достигнут. Такая деятельность может проводиться, чтобы привести к намеченному новому или усовершенствованному продукту или процессу, или может иметь более расплывчатые цели, как в случае фундаментальных или общетехнологических исследований
Инновационно активная организация — это организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т. е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) В отечественной статистической практике фактически к инновационно активным организациямотносят организации, имевшие в отчетном периоде (годовом, а не трехлетнем) затраты на инновации вне зависимости от их размера, стадии инновационного процесса и уровня его завершенности (см.: Экономическое описание задачи электронной обработки данных по форме № 4-инновация.) Организация, имевшая в течение последних трех лет завершенные инновации, указывает степень участия собственной или сторонних организаций в разработке данных инноваций(технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг или методов их производства (передачи), технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продукта). При этом в действующем статистическом наблюдении применяется следующая классификация (^пепени участия: инновации разрабатывали: в основном, другие организации; данная организация совместно с другими организациями; в основном, данная организация. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) Под разработкой инноваций, в основном, другими (сторонними) организациями подразумевается выполнение для данной организации но контракту исследований и разработок научными организациями, вузами и т. п. при возможном минимальном участии данной организации, ограничивающимся преимущественно адаптацией разработок к конкретным условиям, либо приобретение новых технологий (технических достижений) путем технологического обмена (патентные и беспатентные лицензии).Разработка инновации организацией совместно с другими организациями предполагает осуществление инновационного процесса в значительной мере как самой организацией, так и сторонними соисполнителями. При разработке инноваций, в основном, самой организацией возможно минимальное участие, преимущественно консультативного характера, отдельных организаций и физических лиц. Причинами отсутствия в организации инновационной деятельностив течение последних трех лет могут быть: • отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций; • отсутствие рыночного спроса; • другие факторы, препятствующие инновациям. (Инструкция но заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) ТПП инновационная фирма — это фирма, которая внедрила технологически новые или значительно усовершенствованные продукты, процессы или комбинации продуктов и процессов в течение отчетного периода. Это фирма с успешной инновационной деятельностью в течение данного периода. В пределах этой категории интересно выделить фирмы, которые имеют только «пассивные» ТПП инновации, т. е. те, которые осуществляли инновации исключительно за счет заимствованной технологии, использованной в новых машинах и оборудовании. Кроме того, рекомендуется включать в категорию инновационных фирм только те, основанные в течение отчетного периода фирмы, которые при их основании внедрили ТПП инновацию, новую для их текущего рынка, или осуществили ТПП инновацию позже в течение отчетного периода. Фирма, которая прервала ТПП инновационную деятельность,не включается в число инновационных, также как и фирма, которая на конец рассматриваемого периода продолжает начатую ТПП инновационную работу,еще не завершившуюся результатом. Инновационная фирмаимеет множество характерных особенностей, которые могут быть сгруппированы в две главные категории навыков: • стратегические навыки:долгосрочное видение; способность обнаруживать и даже предвидеть рыночные тенденции; готовность и способность собирать, обрабатывать и ассимилировать технологическую и экономическую информацию; • организационные навыки:вкус к риску и умение рисковать; внутренняя кооперация между различными функциональными подразделениями и внешняя кооперация с исследователями, консультантами, заказчиками и поставщиками; участие всей фирмы в процессе изменений и инвестирование в людские ресурсы. («Зеленая книга» Европейской комиссии — European Commission (1996), Green Paper on Innovation, Bulletin of the European Union, Supplement 5/95, Luxembourg.) Теоретически все фирмы, возникшие и течение рассматриваемого периода, осуществили новые продукты или процессы. На практике рекомендуетсяв число ТПП инновационных фирм включать: • фирмы, которые уже существовав в начале рассматриваемого периода и осуществили в течение этого периода продукты или процессы, которые являются технологически новыми (или усовершенствованными) для данной фирмы: • фирмы, которые появились в течение рассматриваемого периода и: - при своем основании осуществили продукты или процессы, которые являются технологически новыми (или усовершенствованными) для функционирующегорынка фирмы; - после своего основания осуществили уже в течение этого периода продукты или процессы, которые являются технологически новыми (или усовершенствованными) для данной фирмы. Определение ТПП инновационных компанийС точки зрения политики, показатели результативности инновационных процессов„возможно, наиболее важные результаты инновационных обследований. Но они же являются наиболее проблематичными. Простейший показатель— количество инновационных фирм. Этот показатель получается посредством пересчета числа фирм,осуществляющих эффективную ТПП инновационную деятельность в течение последних трех лет. Сюда входят фирмы, осуществлявшие деятельность на начало периода и которые за отчетный период внедрили ТПП инновации, являющиеся новыми (или улучшенными) для них, и фирмы, начавшие свою деятельность в течение этого периода и внедрившие ТИП инновации, ставшие новыми (или улучшенными) для рынка этих фирм, или фирмы, которые после своего образования внедрили ТПП инновации, которые являются для них новыми (или улучшенными). Фирмы, прекратившие ТПП инновационную деятельность, и фирмы, которые на конец отчетного периода не завершили ТПП инновационную деятельность (т. е. не внедрили инновации), не учитываются. В то же время, чтобы получить полные данные по общим затратам на инновации, рекомендуется вести отдельный учет фирм, вовлеченных в инновационную деятельность, но не внедривших инновации (или по причине закрытия инновационного проекта, или в результате увеличения длительности проекта). Характеристики этой группы фирм могут отличаться от характеристик фирм, не ведущих инновационную деятельность
Комментарий. Налицо определенное противоречие в практике отечественной статистики инноваций. С одной стороны, инновационно активными организациями объявляются организации, имевшие в последние три года внедренные (завершенные) инновации, а с другой — к инновационно активным относят все организации, показавшие в отчетном году наличие затрат на инновации. На наш взгляд, инновационность организаций целесообразно определять с использованием двух показателей: 1) инновационные организации — организации, имевшие в последние три года внедренные (завершенные) инновации, и 2) инновационно активные организации — организации, осуществлявшие в отчетном периоде (три года, год) инновационную деятельность вне зависимости от степени ее завершенности (критерий отнесения к этому типу организаций — наличие в отчетном периоде затрат на инновации). Кроме того, следует иметь в виду, что отчетный период в Руководстве Фраскати — три года. Поэтому для международной сопоставимости показатели, характеризующие инновационные организации, должны охватывать трехлетний период деятельности организации (а не преимущественно годичный, как сейчас)
Факторы, препятствующие инновациям, могут быть причинами как общей инновационной бездеятельности организации, так и сдерживания или преждевременного завершения конкретных инновационных проектов. Эти факторы классифицируются следующим образом. Экономические факторы: • недостаток собственных денежных средств, • недостаток финансовой поддержки со стороны государства, • низкий платежеспособный спрос на новые продукты, • высокая стоимость нововведений, • высокий экономический риск, • длительные сроки окупаемости нововведений, производственные факторы: • низкий инновационный потенциал организации, • недостаток квалифицированного персонала, • недостаток информации о новых технологиях, • недостаток информации о рынках сбыта, • невосприимчивость организаций к нововведениям, • недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями. Другие факторы: • низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (услуги), • недостаточность законодательных и нормативно-правовых • документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность, • неопределенность сроков инновационного процесса, • неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические информационные, юридические, банковские, прочие услуги), • неразвитость рынка технологий. Перечисленные факторы, препятствующие инновациям, замедлявшие инновационные процессы в организации (в течение последних трех лет) оцениваются в зависимости от значимости для организации той или иной причины: незначительный или малосущественный; значительный; основной или решающий. Также весьма важна информация о количестве инновационных проектов, для которых указанные факторы послужили реальным препятствием на пути их реализации в течение последних трех лет. Показывается количество инновационных проектов, которые были в связи с этим: • серьезно задержаны; • были начаты, но на какой-то промежуточной стадии остановлены (прекращены); • даже не были начаты. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) Факторы, сдерживающие инновации По причине действия факторов, препятствующих развитию инноваций, инновационная деятельность может не начаться или не привести к ожидаемым результатам. Список может быть изменен в соответствии с национальными требованиями. Факторы, сдерживающие инновационную деятельность: Экономические факторы: • чрезмерный риск; • слишком высокие издержки; • недостаточность финансирования; • слишком длительный период окупаемости инновации. Внутрифирменные факторы: • недостаточно высокий инновационный потенциал (ИР, промышленных образцов и т. д.); • недостаток квалифицированного персонала; • недостаточность технологической информации; • недостаточность рыночной информации; • трудность контроля над затратами на инновации; • отсутствие внутрифирменной гибкости; • недоступность услуг сторонних организаций; • недостаток возможностей кооперации. Другие факторы: • недостаток технологических возможностей; • недостатки инфраструктуры; • отсутствие потребности в инновациях (использование уже существующих); • незащищенность прав собственности; • законодательство, нормы и стандарты, налогообложение; • потребители, невосприимчивые к новым видам продукции и новым процессам
Совместные проекты по выполнению исследований и разработок, прочих видов инновационной деятельности Одной из задач статистического наблюдения за инновациями является определение наличия кооперационных связей, сотрудничества организации, осуществляющей инновационную деятельность в сфере исследований и разработок, прочих ее видах с другими организациями за отчетный год, независимо от того, выступает организация заказчиком или исполнителем соответствующих работ, услуг. Собираются данные о количестве совместных проектов по выполнению исследований и разработок, в том числе по государственным научно-техническим, федеральным целевым и международным программам, стимулирующим научно-исследовательскую и инновационную деятельность. При этом совместные проекты распределяются в соответствии с месторасположением партнеров по сотрудничеству: Россия; страны СНГ и Восточной Европы; страны — члены Европейского Союза; США и Канада; Япония; другие страны. Совместные проекты распределяются также по типам партнеров: • предприятия в составе группы (объединения, товарищества, общества), в которую входит организация; • потребители продукции (работ, услуг); • поставщики оборудования, материалов, комплектующих, программных средств; • конкуренты в отрасли; • консалтинговые, информационные фирмы; • научные организации; • университеты или другие высшие учебные заведения. Принято оценивать уровень активности участия в совместных научно-исследовательских проектах партнеров по кооперации по следующей шкале: • кооперация отсутствует; • низкий уровень кооперации; • высокий уровень кооперации. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) «Руководством Осло» рекомендуется включение в инновационные обследования вопроса о научно-технической кооперации с партнерами и группой стран
Жизненный цикл продукции — период, в течение которого осуществлялось производство этой продукции до момента ее замены, то есть до начала выпуска новой либо значительно модифицированной продукции (как инновационной, так и неинновационной). Жизненный цикл указывается в количестве полных лет. Например, если продукция выпускалась два года и три месяца, то указывается три года, а если продукция выпускалась пять или семь месяцев, то указывается один год. В случае, если продукция не подвергалась изменениям или модификации, указывается общая продолжительность с начала ее выпуска до отчетного периода. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) Инновационный цикл — периодически повторяющийся процесс последовательного создания инновационных продуктов — от выявления новой потребности и порождения идеи (концепции) до ее практического воплощения (внедрения) и сбыта па рынке в рамках единого хозяйствующего субъекта или в рамках совокупности организаций, объединенных устойчивыми хозяйственными связями, и постоянно воспроизводящий инновационную инфраструктуру. (Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».) Жизненный цикл инновации — период времени до момента коммерциализации или ожидаемый период окупаемости. На показатели продаж, приходящихся на технологически новые и технологически усовершенствованные виды продукции, напрямую влияет жизненный цикл товара. Они, как правило, выше для продуктовых групп с коротким жизненным циклом, в которых инновации появляются наиболее часто. По инновации такого вида не всегда являются наиболее значительными или технологически передовыми. Высокая доля продаж технологически новых или значительно измененных видов продукции необязательно свидетельствует о высоком уровне инноваций. Чтобы учесть влияние жизненного цикла товара на этот показатель, компании должны предоставлять данные о средней продолжительности жизненного цикла своей продукции. Эти данные могут быть использованы для взвешивания процентных долей. Альтернативный способ формулировки этого вопроса — насколько часто фирма представляет инновации
Комментарий. Определение инновационного цикла в приложении к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» нуждается в доработке, поскольку весьма сомнительно относить к инновационному циклу процесс постоянного воспроизводства инновационной инфраструктуры. Кроме того, нужно ли понятие «инновационный цикл» вообще? В трактовке приложения к проекту «Основ...» это определение по существу относится к инновационной деятельности на уровне организации
4. Затраты на инновации
Общие затраты (текущие и капитальные) на технологические инновации включают затраты на разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг или методов их производства (передачи), технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов), как выполненных собственными силами организации, так и затраты на оплату работ, услуг сторонних организаций. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) Общие затраты на ТПП инновационную деятельность включают текущие и капитальные затраты, понесенные в ходе осуществления инновационной деятельности. Рекомендуется сбор данных согласно классификации общих затрат на ТПП инновации по типу ТИП инновационной деятельности и по типу затрат (текущие затраты на инновации или затраты на инновации, относящиеся к основным активам). Информация о затратах на ТПП инновации по источнику средств также очень важна, так как при разработке политики финансовые вопросы возникают очень часто. Классификация по типу затрат Затраты на ТПП инновационную деятельность должны быть по возможности разбиты на текущие и капитальные. Это особенно важно, если данные нужно сравнивать с данными по инвестициям в НМА (нематериальные активы), с которыми иногда путают затраты на инновации
Текущие затраты, осуществляемые, главным образом, за счет себестоимости продукции (работ, услуг), включают в себя затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением технологических инноваций, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, не относящиеся к капитальным затратам, такие как затраты на приобретение сырья, материалов, оборудования и пр., необходимых для обеспечения инновационной деятельности, выполняемой организацией в течение года. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) Текущие инновационные затраты состоят из трудовых и прочих текущих затрат. Трудовые затраты включают ежегодные выплаты по заработной плате и все прочие выплаты, например, бонусы, оплату выходных пособий, отчисления в пенсионный фонд и другие социальные выплаты, налоги с заработной платы и т. д. Трудовые затраты на персонал, не вовлеченный в ТПП инновационную деятельность (охрана, технический персонал), должны быть исключены из этой статьи и рассматриваться с другими текущими затратами. Прочие текущие затраты включают некапитальные закупки материалов, услуг и оборудования для осуществления ТПП инновационной деятельности компании за отчетный год
Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) представляют собой ежегодные затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, осуществляемые в связи с разработкой и внедрением технологических инноваций. Они состоят из затрат на приобретение сооружений, земельных участков, объектов природопользования, машин, оборудования, прочих основных средств, необходимых для проведения инновационной деятельности. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) Капитальные затраты на инновации — ежегодные валовые затраты на основные активы, используемые для ТИП инновационной деятельности компании. Они должны быть отражены полностью на тот период, когда они были понесены, по ним не должна начисляться амортизация. Сюда входят затраты на землю и здания, инструменты и оборудование и, согласно пересмотренной Системе национальных счетов (СНС), на компьютерное программное обеспечение, что является частью затрат на НМЛ и рассматривается как капитальное вложение. Статья «Земля и здания» включает приобретение земли и зданий для ТПП инновационной деятельности, включая основные улучшения, модификации и ремонт. Статья «Инструменты и оборудование» включает основные инструменты и оборудование, приобретенные для использования в технологической инновационной деятельности фирмы. Статья «Компьютерное программное обеспечение», согласно измененной СНС, включает программное обеспечение, описания программ и сопровождающие материалы для использования в ТИП инновационной деятельности фирмы. Затраты на ТПП инновации включают инвестиции и материальные активы: капитальные затраты на ИР, приобретение новых машин и оборудования, относящихся к технологическим инновациям
Виды инновационной деятельности: • исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; • приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; • приобретение новых технологий, из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей; • приобретение программных средств; • производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи); • обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями; • маркетинговые исследования; • прочие затраты на технологические инновации. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) Нижеследующий перечень видов инновационной деятельностине является исчерпывающим. Его цель — объяснить, когда определенные виды деятельности должны включаться в ТПП инновацию. Приобретение и формирование релевантных знаний, новых для фирмы: • исследования и экспериментальные разработки; • приобретение неовеществленных технологий и ноу-хау; • приобретение овеществленных технологий. Другие формы подготовки к производству: • инструментальная подготовка и организация производства; • производственное проектирование; • другие капитальные приобретения; • пуск производства. Маркетинг новых или усовершенствованных продуктов. Из всех вышеуказанных видов работы только ИР и приобретение машин, содержащих новые технологии, являются ТПП инновационной деятельностью по определению. Другие могут быть таковой в зависимости от целей их выполнения. Проектирование: • производственное; • художественное. Подготовка кадров является видом ТПП инновационной деятельности, когда она необходима для осуществления технологически нового или усовершенствованного продукта или процесса. Маркетинг является видом ТПП инновационной деятельности, когда он необходим для осуществления технологически нового или усовершенствованного продукта (или, менее часто, нового процесса). Программное обеспечение — разработка, приобретение, адаптация и использование программного обеспечения входят в состав ТПП инновационной деятельности. Классификация по типу инновационной деятельности Описание статей затрат, которые должны быть включены под разными категориями в состав затрат на технологические инновации, основано на определениях видов ТПП инновационной деятельности. Следующую классификацию следует рассматривать как общее руководство для промышленности и сферы услуг. Для сектора услуг не все элементы являются необходимыми, поэтому они должны быть исключены. В целях облегчения сравнения с затратами на ИР рекомендуется производить сбор информации о классификации по виду ТПП инновационной деятельности по общим затратам на ТПП инновации (текущие и капитальные затраты). Может быть использована следующая классификация: • затраты на ИР; • затраты на приобретение технологий, не воплощенных в конкретном продукте, и ноу-хау; • затраты на приобретение технологий, воплощенных в конкретном продукте; • затраты на оснащение оборудованием, промышленный инжиниринг, промышленный дизайн, запуск производства, включая прочие статьи затрат на опытные установки и опытные образцы, не включенные в состав ИР; • затраты на проведение тренингов, относящихся к ТПП инновационной деятельности; • затраты на маркетинг технологически новых или усовершенствованных продуктов
По источникам финансирования затраты на технологические инновации распределяются: • собственные средства организации, в том числе из прибыли, за счет себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг); • средства, соответственно, федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, получаемых организацией непосредственно либо по договорам с заказчиком; • внебюджетные фонды (фонд стабилизации экономики, фонд регионального развития, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Российский фонд технологического развития, фонд конверсии, дорожный фонд и др.); • иностранные инвестиции; • прочие источники. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) Классификация по источнику финансирования Очень важно знать о том, как финансируются ТПП инновации. Это может быть важно для оценки роли государственной политики и интернационализации в инновационном процессе. Предлагается следующая классификация но источнику финансирования: • собственные средства; • средства от зависимых компаний (дочерних или ассоциированных); • средства от других организаций; • государственные средства (кредиты, гранты и т. д.); • средства от наднациональных и международных организаций (например, ЕС); • прочие источники
5. Цели и результативность инновационной деятельности
Вопросы о целях инновационной деятельности организации в инструментарии действующего отечественного федерального государственного статистического наблюдения не предусмотрены. Определенное представление о возможных целях инновационной деятельности организации можно составить по данным оценки степени влияния результатов инновационной деятельности на ее развитие (см. «Результаты инновационной деятельности».) Цели инновационной деятельности Инновационная направленность деятельности фирмы должна согласовываться с ее экономическими целями (выпускаемая продукция и сектор рынка) и с важностью целей, которые могут быть достигнуты в ходе инновационного процесса. Это относится ко всем видам инновационной деятельности фирмы. Обычно существует несколько целей. Экономические цели инновационной деятельности: • замещение видов продукции, снимаемых с производства; • расширение ассортимента: - основного вида продукции; - прочих видов продукции; • разработка продукции, безопасной для окружающей среды; • поддержание доли рынка; • увеличение доли рынка; • выход на новые рынки: - зарубежные; - новые местные целевые группы; • повышение гибкости производства; • снижение издержек производства за счет: - снижения трудовых затрат; - сокращения потребления материалов; - снижения энергоемкости производства; - уменьшения уровня брака; - снижения затрат на дизайн продукции; - уменьшения сроков разработки новой продукции; • повышение качества продукции; • улучшение условий труда; • снижение вреда для окружающей среды
Результаты инновационной деятельности: • замена снятой с производства устаревшей продукции (услуг); • улучшение качества продукции, услуг; • расширение ассортимента продукции, видов услуг; • сохранение и расширение традиционных рынков сбыта; • создание новых рынков сбыта в России, в других странах; • обеспечение соответствия современным правилам и стандартам; • повышение гибкости производства и внутреннего коммерческого процесса; • рост производственных мощностей; • сокращение затрат на заработную плату, материальных затрат, энергозатрат; • снижение загрязнения окружающей среды; • улучшение условий труда. Перечисленные основные результаты инновационной деятельности, осуществлявшейся в организации в течение последних трех лет, оцениваются по степени их влияния на развитие организации: • воздействие отсутствовало; • низкая степень воздействия; • средняя степень воздействия; • высокая степень воздействия. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 №156.) Под инновационной продукцией (услугами) в отечественной статистике понимается продукция (услуги), которая в течение последних трех лет подвергалась разной степени технологическим изменениям (в результате осуществления продуктовых и процессных инноваций). В отечественной практике общий объем отгруженной инновационной продукции складывается из объемов: • продукции, вновь внедренной или подвергавшейся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет; • продукции, подвергавшейся усовершенствованию в течение последних трех лет; • прочей инновационной продукции. Для отгруженной продукции, вновь внедренной (принципиально новой) или подвергавшейся значительным технологическим изменениям (в течение последних трех лет) область применения (использования), эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов новые или в значительной степени отличающиеся в сравнении с ранее выпускавшейся (в мире) продукцией. Определение данной продукции соответствует понятию технологически новой продукции в составе продуктовых инноваций, представленному выше. Такая продукция, как правило, основана на принципиально новых технологиях либо на сочетании новых с применением существующих технологий. Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) могут служить микропроцессоры и кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существующие принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее. К отгруженной продукции, подвергавшейся усовершенствованию (в течение последних трех лет), относится уже существующая (в стране, в мире) продукция, параметры которой в значительной степени усовершенствованы или модифицированы. Определение данной продукции соответствует понятию усовершенствованной продукции в составе продуктовых инноваций, представленному выше в общих положениях настоящей инструкции. Данное определение предполагает два возможных варианта. Простое изделие может быть усовершенствовано (с точки зрения улучшения его качества, повышения экономической эффективности производства) путем применения более высококачественных компонентов или материалов либо усовершенствованных технологических процессов (изменения в технологической оснастке или организации технологического процесса). Сложное изделие, состоящее из целого ряда интегрированных технических подсистем, может быть усовершенствовано посредством внесения частичных изменений в одну из этих подсистем. Прочая инновационная продукция (отгруженная) основана на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методов, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности. Как правило, это относится к уже выпускаемой в организации продукции. Определение данной продукции соответствует понятию процессных инноваций, представленному выше. Кроме того, в данную категорию попадает продукция, основанная на заимствованном передовом опыте (беспатентных лицензиях, ноу-хау и т. п.). (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) Объем услуг инновационного характера — объем технологически новых или усовершенствованных услуг, подвергавшихся разного рода технологическим изменениям в течение последних трех лет, относится к услугам, чьи характеристики или способы использования принципиально новые либо значительно усовершенствованы качественно или технологически. В объем услуг инновационного характера включают также услуги, чьи способы производства или передачи новые или значительно усовершенствованные (имеются в виду изменения в оборудовании или организации производства, необходимые как для производства или передачи новых либо значительно усовершенствованных услуг, так и в целях повышения эффективности производства или передачи уже существующих услуг (работ)). Это соответствует понятию технологических инноваций в сфере услуг, сформулированному выше. (Инструкция по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации», утвержденная постановлением Госкомстата России от 22.07.2002 № 156.) Результаты инновационной деятельности Определение того, что составляет инновацию, вызывает множество терминологических трудностей. Большинство продуктов и, конечно, про

Date: 2015-09-22; view: 463; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию