Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проба Де Греефе





Цель: определить характер самооценки ребенка.

Материал: лист бумаги, карандаш.

Процедура: в индивидуальной беседе ребенку показывают нарисованные на листе бумаги три одинаковых кружка и говорят

Инструкция: «Перед тобой три кружка: первый кружок обозначает твоего воспитателя, второй — тебя самого, третий — твоего товарища (назвать имя). От каждого кружка надо опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный, надо опустить самую длинную линию; от того, кто самый глупый, — самую короткую; от того, кто средний, — среднюю». После выполнения этого задания ребенка просят объяснить свое решение.

Обработка данных: качественная обработка данных. Но при этом уделяем внимание длине линии, отпущенной от каждого кружка, и на основе этого делаем вывод. Наблюдаем, как ребенок выполняет задание, сомневается ли, колеблется ли ребенок, сколько времени ребенок тратит на выполнение заданий.

Методика «Вернисаж» (О.П. Колесниковой)

Цель: диагностика самооценки детей и особенностей его отношений с окружающими: родителями, сиблингами, значимыми взрослыми и сверстниками

Материал: листы бумаги формата А4, цветные карандаши, кнопки для крепления рисунков на стене

Процедура: методика проводится индивидуально с ребенком в два этапа, включающие в себя выполнение ребенком рисуночного задания, беседу по рисунку и манипуляции ребенка с ними

Инструкция:

Первый этап:

Перед ребенкомвыкладываются листы бумаги формата А4, цветные карандаши и сообщается инструкция: «Давай сегодня поиграем в художников. Нарисуй, пожалуйста, портреты членов твоей семьи, кого захочешь. И свой портрет тоже».

Ребенок рисует портреты тех людей, которые, как он считает, составляют его семью, и свой собственный портрет (каждый портрет рисуется на отдельном листе). Когда он закончит рисовать, задается вопрос: «Есть ли еще кто-то, кого бы ты хотел нарисовать?» Если ответ положителен, то ребенок продолжает рисовать. После этого по рисунку проводится беседа: «Кто изображен? Как его (ее) зовут?» Каждый портрет подписывается психологом. Если кого-то из членов семьи ребенок рисовать отказался, в протоколе фиксируется, кто это, а также причина отказа, высказанная или не высказанная ребенком. Кроме того, в протокол заносятся данные наблюдения за поведением ребенка в процессе рисования, учитываются его комментарии, высказывания.

Второй этап:

Далее ребенку предлагается: «А теперь давай устроим выставку творческих рисунков, как у самых настоящих художников. Ты можешь сам выбрать какое угодно место на любой из стен нашего кабинета, на любой высоте от потолка до пола (показывается рукой), где будут висеть картины. Я помогу тебе прикрепить их, если ты захочешь. Сначала давай повесим на стену твой собственный портрет». Ребенок выбирает место, где будет висеть его портрет. Далее на стену помещаются портреты всех членов семьи. Данные о расположении портретов на стене, о местонахождении каждого портрета относительно самого ребенка и друг друга, высказывания ребенка в процессе размещения картин заносятся в протокол.

После того, как ребенок насладился видом портретов на стене, они снимаются, и психолог продолжает: «Как ты считаешь, а куда поместила бы твой портрет мама? А папа?» И далее – варианты со всеми членами семьи. Данные об этом также заносятся в протокол.

Обработка данных: Анализируется месторасположение собственного портрета ребенка. Стена делится на три части: верхняя часть, середина, нижняя часть. Считается нормой, если ребенок помещает свой портрет в центр или даже в верхнюю часть стены. Положение рисунка в нижней части стены говорит, возможно, об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка, так и в отношениях с близкими взрослыми, является ситуация, когда ребенок от имени всех родных располагает свой портрет на нижней части стены. Анализируется также расположение родственников относительно портрета ребенка: кто находится в непосредственной близости от него, кто на расстоянии, кого ребенок «забыл» либо не захотел поместить на стену, либо вообще не нарисовал. Обращается внимание на то, в какой последовательности ребенок помещает портреты на стену: кого первым, кого последним, о ком психолог должен был напомнить. Оценивается цветовая гамма рисунка, преобладание цветов, штриховка, сила нажима на карандаш (данные интерпретации можно взять из методики «Автопортрет»).

 

 

«Изучение уровня притязаний детей в разных видах деятельности» (Г.А.Урунтаева)

Цель: изучение самооценки детей в разных видах деятельности

Материал: для первой сериинеобходимы карточки с узорами трех степеней сложности (легкие, средние, трудные), бумага, цветные карандаши. Для второй серии подобрать сюжетные картинки разной степени сложности (легкие, средние, сложные).

Процедура: исследование включает 2 серии заданий, которые проводятся индивидуально с ребенком.

Инструкция:

Первая серия:

Ребенку говорят: «Здесь лежат карточки с узорами. Тебе нужно нарисовать какие-нибудь из них. Какие именно, выбери сам. В этой стопке – самые простые карточки. Это нарисовать очень легко. Здесь – потруднее, а это – самые трудные. Чтобы их нарисовать, нужно уметь хорошо рисовать. Если ты рисуешь плохо, выбери легкие узоры. Если рисуешь не очень хорошо, выбери узоры средней трудности. А если ты умеешь очень хорошо рисовать, то выбери трудные». Убедившись, что ребенок понял инструкцию, ему предлагают выполнить задание. Затем просят оценить свои работы и мотивировать оценку. Причем узоры перед ребенком были перевернутые.

Вторая серия: (задание, предложенное Г.А. Урунтаевой было заменено на задание, самостоятельно разработанное нами в соответствии с условиями, в которых проводилось исследование. При этом суть авторского задания не меняется).

Ребенку показывают сюжетные картинки и объясняют: «Перед тобой волшебные картинки, из которых можно составить истории. Здесь самая легкая история, она состоит из двух картинок. Здесь посложнее история, она состоит из 3 картинок, и ее выбирают те ребята, которые хорошо составляют рассказы. А эта история самая сложная, она состоит из 4 картинок, и ее выбирают те ребята. Которые очень хорошо составляют рассказы по картинкам. А теперь ты выбери ту историю, которую сможешь составить: легкую, среднюю или самую сложную». Сюжетные картинки были перевернуты перед ребенком.

Обработка данных: определяются виды самооценки в разных видах деятельности: неустойчивая, устойчивая, заниженная, завышенная, адекватная. Анализируется, как самооценка зависит от возраста детей. Обращают внимание на то, соответствует ли предвосхищаемая самооценка своих умений, навыков (она дается перед выполнением работы) самооценке по результату.

 

Date: 2015-09-22; view: 2972; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию