Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Практические аспекты пранаямы
Происходящие в уме процессы отражаются на дыхании, а дыхание, в свою очередь, оказывает воздействие на состояние ума. При работе с дыханием мы стремимся регулировать его, чтобы успокоить и сфокусировать ум, подготовив тем самым его к медитации. Люди часто спрашивают, не опасно ли заниматься пранаямой. Я могу заверить вас, что пранаяма так же безопасна, как асаны или любая другая деятельность. Пранаяма — это осознанное дыхание. Пока мы внимательно наблюдаем за поведением тела во время пранаямы, нам нечего бояться.
Проблемы могут возникнуть, если мы меняем тип дыхания, не обращая внимания на отрицательную реакцию тела. Если кому-то приходится прилагать усилия, чтобы дышать глубоко и ровно, это сразу становится заметно: появляется потребность между долгими и медленными вдохами и выдохами сделать быстрый вдох или выдох. Одно из главных предписаний аюрведической медицины — никогда не подавлять естественные потребности тела. Если мы чувствуем потребность быстро вдохнуть, мы должны это сделать — даже во время занятий пранаямой. Человек может практиковать пранаяму, только если он действительно в состоянии регулировать свое дыхание. Те, кто страдает хронической одышкой или другими нарушениями дыхания, не должны приступать к пранаяме, пока не будут к ней готовы. Подготовиться к пранаяме помогают асаны, увеличивающие объем легких и позволяющие расслабить мышцы грудной клетки, спины и диафрагмы. Например, в качестве подготовки к пранаяме полезны наклон назад и противоположная ему поза: наклон вперед. Правильное выполнение асан будет способствовать улучшению практики пранаямы. Пранаяма может и должна практиковаться с первых дней открытия человеком йоги, но заниматься ею можно только под руководством хорошего учителя.
В пранаяме внимание акцентируется на вдохе, выдохе или задержке дыхания. Акцент на вдохе называется «пурака-пранаяма». Те пранаямы, в которых выдох удлиняется, а вдох делается произвольно, называются «речака-пранаяма». Пранаяма с концентрацией внимания на задержке дыхания называется «кумбхака-пранаяма». В кумбхака-пранаяме дыхание задерживается после вдоха, после выдоха или в обоих случаях.
Какую бы технику мы ни выбрали, самая важная часть пранаямы — это выдох. Если выдох делается недостаточно хорошо, это негативно скажется на всей практике пранаямы. Если кто-то не в состоянии делать выдох медленно и спокойно, значит, он психически (или по каким-то другим причинам) не готов к занятиям пранаямой. Некоторые тексты делают следующее предостережение: неровный вдох — это еще не повод для беспокойства, но неровный выдох говорит о наличии (или приближении) болезни.
Почему так важен выдох? Основная цель йоги — устранение загрязнений и уменьшение авидьи. Одного только устранения загрязнений уже достаточно для появления позитивных результатов. Когда засорившаяся труба прочищена, вода не может не течь по ней свободно. Если в нас есть что-то, мешающее переменам, все, что нам нужно, — это устранить препятствие, и изменение произойдет само собой. Выдох имеет жизненно важное значение, потому что он выводит из организма нечистоты, освобождая место для праны.
При обсуждении пранаямы основное внимание часто уделяется задержке дыхания. Но древние тексты говорят не просто о кумбхаке (задержке дыхания), а о дыхании целиком. «Йога-сутры» располагают элементы дыхания по степени важности в следующем порядке: на первом месте стоит бахъя-вритти (выдох), далее идет вдох (абхъянтара-вритти) и только потом стамбха-вритти (задержка дыхания)*. Все три процесса являются составляющими пранаямы. Не следует ограничивать сферу своих интересов одной только задержкой дыхания. Многие люди полагают, что техники, основанные на задержке дыхания, позволят им быстро продвигаться по пути йоги, но на практике это часто приводит к проблемам.
* «Йога-сутры» 2.50.
Самый важный принцип пранаямы состоит в следующем: новый вдох можно начинать только после того, как мы полностью опустошили легкие, и только тогда, когда мы готовы вдохнуть, мы можем задержать дыхание. Если мы не в состоянии сделать полный вдох и выдох, как мы можем делать задержку дыхания? Упражнения по задержке дыхания никогда не должны нарушать протекания вдоха или выдоха. После того как мы достигнем определенного уровня, улучшив свою способность вдыхать, выдыхать и задерживать дыхание, задержка может стать важной, потому что если дыхание находится в покое, то ум тоже может успокоиться.
Date: 2015-09-22; view: 327; Нарушение авторских прав |