Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кандидат педагогических наук

В. А. ФЕДЧЕНКО

ЗАЩИТА БОКСЕРА
Государственное издательство

«ФИЗКУЛЬТУРА и СПОРТ»

Москва 1958
ОТ АВТОРА
Предлагаемая работа подготовлена по материалам дис­сертации автора, посвященной вопросам методики обуче­ния боксеров защитным действиям. В ней использованы данные анализа выступлений боксеров различной квалифи­кации на состязаниях и в период подготовки к ним.

Задачи книги: обобщить материал, накопленный веду­щими тренерами в подготовке боксеров; уточнить и расши­рить методику обучения приемам защитных действий на­чинающих боксеров, что должно способствовать более быст­рому и прочному овладению навыками разнообразных за­щитных действий; установить принципы, содержание и последовательность обучения комбинированным защитным действиям; рассмотреть взаимосвязь техники и тактики защитных действий с общей тактикой боя на ринге.

Автор рассчитывает, что предлагаемый материал книги может оказать помощь тренерам в их работе по подготовке боксеров.

Автор пользуется возможностью выразить благодарность своему научному руководителю заслуженному мастеру спор­та доценту К. В. Градополову и коллективу кафедры бокса ГЦОЛИФК им. Сталина за оказанную помощь в подготов­ке работы.

Автор с благодарностью примет критические замечания, указания и советы читателей, которые просит направлять по адресу: Киев, ул. Физкультуры, 1, КГИФК, кафедра бокса.
ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПО БОКСУ
Бокс представляет собой вид спорта, в котором наиболее ярко выражено единоборство двух противников.

Состязаясь, боксер в любой момент может получить сильный удар, и, только владея искусством защиты, он избегает его. Для того чтобы боксер мог оставаться неуяз­вимым в обстановке непосредственной реальной опасности, нужна мобилизация всех его качеств, навыков и умений.

К современной форме бокс пришел путем долгой эволю­ции. Претерпев в своем развитии много изменений, он стал видом, спорта, строго обусловленным правилами.

К условностям бокса относятся: ограничение простран­ства боя, боксирование в мягких перчатках, разделение боя на раунды, разделение участников по весовым катего­риям и классификационным нормам, ограничение действий боксера правилами.

 

Ограничение пространства боя при­дало большую остроту бою и вызвало необходимость быстро маневрировать для защиты.

Введение мягких перчаток (в 1865 г.) изменило весь характер боя. Появилось много новых прие­мов как в наступлении, так и в защите.

Разделение боя на раунды изменило естественное течение схватки. Но эта условность нисколько не повлияла на развитие боя в целом, так как минутный отдых дает возможность боксеру вести бой с еще большей энергией.

Разделение участников по весовым категориям и классификационным нормативам уравняло силы участников и придало в связи с этим большую остроту бою на ринге.

Ограничение действий боксера стро­гими правилами хотя и придало определенную условность бою, но сделало его более безопасным, так как целый ряд ударов и действий запрещен.

Одну из основных сторон мастерства боксера составляет защита. Бой, во время которого боксеры наносят только удары, не применяя защитных действий, перестает быть боксом и по существу превращается в грубую драку. За­щитные действия, как наиболее сложная часть искусства боксирования, не могут существовать без самой тесной свя­зи с ударами и контрударами, и, чем выше уровень тех­ники защиты, тем выше и разнообразнее техника ударов, сложных действий (серий) и комбинаций, выше тактика и культура всего боя.

В практике еще бытует положение о том, что лучшим видом защиты является сильное наступление.

Сторонники этой точки зрения упускают тот факт, что даже хорошее наступление может натолкнуться на еще лучшее. На ошибочность такого понимания роли защитных действий в бою указывал А. Г. Харлампиев: «Некоторые думают, что оборонительные действия — это пассивные, а наступательные — активные. Это неверно. В бою не может быть пассивного поведения. В бою противники добиваются победы, а не ожидают ее прихода, поэтому боец ни на минуту не должен терять активности, будут ли его действия оборо­нительными или наступательными» (А. Харлампиев, К. Градополов, М. Перельман. Методика бокса, ФиС, 1937, стр. 30—31). И далее: «Надо воспитать у боксера по­нимание того, что активная защита — проявление инициа­тивы, а поэтому необходимо избирать такую защиту, ко­торая давала бы наибольшие возможности контратаки».

Вопросы обучения боксеров защитным действиям и со­вершенствования в них являются предметом, на котором заостряют внимание в своей работе многие советские тренеры бокса.

Наряду с этим в методике обучения боксеров защитным действиям есть ряд пробелов, выражающихся в недостаточ­ном учете разновидностей положений, имеющих место в боевой практике.

В связи с этим мы проводим краткий анализ методики обучения боксеров отдельных ведущих тренеров Советского Союза.

По ряду вопросов методики обучения — объему материала и последовательности его изучения, срокам подготовки боксера-новичка, определениям индивидуальной манеры боя — существуют противоречивые мнения.

По высказываниям о первоначальной подготовке боксера, ее сроках и содержании тренеров и преподавателей можно разделить на такие группы:

1. Начальное обучение боксера должно длиться от 1 до 2 месяцев*. За это время боксер должен изучить прямые удары левой и правой рукой в голову, сочетания из двух-трех прямых ударов в голову и прямой левой в туловище. Он должен научиться применять перечисленные удары как атакующие и как контрудары — встречные и ответные. Защиты: подставка правой ладони, левого плеча, согнутой руки, отбив правой влево, уклон вправо, уход назад.

После усвоения этого минимума технических и такти­ческих знаний боксеры могут участвовать в соревнованиях типа «открытый ринг» с противником, примерно равным ему по уровню подготовленности. К этой группе тренеров относятся: А. К. Алексеев, И. С. Богаев, В. А. Вяжлинский, В. С. Коган и др.

В. С. Коган считает необходимым, чтобы первый бой заинтересовывал новичка в его дальнейших занятиях. Поэтому после первого боя нужно в течение 1—1,5 месяца повышать уровень технических и тактических знаний бок­сера с учетом результатов первого официального боя. За этот период занимающийся должен усвоить боковые удары и довольно значительное количество защитных действий, включающих уклоны влево и вправо, нырок, отбивы правой вправо, уход вправо.

2. Вторая группа тренеров — Б. С. Денисов, В. В. Зибаровский, М. И. Иткин, Н. Ф. Королев и др. Подготовка боксера для участия в первых соревнованиях продолжается от 2 до 3 месяцев. Изучаются прямые и боковые удары. Защиты: подставки, отбивы, уклоны, уходы, сочетания из двух видов защиты, например подставка с уклоном, уход с отбивом. Сложные движения защиты — нырок, боковой шаг не входят в первоначальное обучение. Первые состяза­ния проводятся с противником, не имеющим спортивного разряда.

3. Третью группу составляет большинство преподавателей и тренеров: А. И. Булычев, К. В. Градополов, Г. О. Джераян, В. П. Михайлов, Е. И. Огуренков, Б. И. Рыссв, В. М. Романов, Л. Б. Сегаловнч, А. Н. Худадов и др. Первоначальное обучение новичка, по мнению этих трене­ров, должно продолжаться 5—6 месяцев, в течение кото­рых усваиваются все основные удары.

Обучение защитным действиям должно включать раз­нообразные виды защиты и их сочетания, в том числе за­щиту нырком, боковым шагом с поворотом и др. После того как защитные действия, соответствующие индивидуальным особенностям занимающихся, будут прочно усвоены, бок­серы могут участвовать в первых официальных состязаниях. Срок первоначального обучения не должен быть постоянным для всех занимающихся. Отдельных боксеров, быстро усваивающих предлагаемый к изучению материал, можно допускать к соревнованиям через 3—4 месяца.

Таким образом, мнения тренеров о содержании и сроках обучения начинающего боксера не одинаковы.

Считая боевую стойку боксера первоначальным поло­жением его защиты, большинство указанных тренеров считает, что для обучения начинающего боксера целесо­образна естественная боевая стойка, для правши — левосто­ронняя, для левши — правосторонняя. Недостаточно обос­новано предложение А. И. Степанова обучать боксера-лев­шу в левосторонней стойке, «... потому что в применении левой позиции накопился огромный опыт боев, насчитываю­щий несколько столетий» (А. И. Степанов. Обучение спорт­смена-новичка, ФиС, 1953). Успешные выступления левшей, боксирующих в правосторонней боевой стойке: Мактеггерт (Англия), Хамаляйнен (Финляндия), Линка (Румыния), Папп (Венгрия), Шоцикас (СССР) и многие другие, подтверждают ошибочность такого высказывания.

В обучении защитным действиям тренеры применяют большое количество приемов, направленных на повышение квалификации боксеров.

А. И. Булычев уделяет значительное внимание подводя­щим упражнениям для выработки правильной структуры за­щитного движения. В обучении защитным действиям A.M. Булычев подбирает необходимые сочетания защит, учиты­вая физические и психологические особенности боксера. Он широко применяет общеразвивающие упражнения для выработки правильных технических навыков. А. И. Булычев предлагает такую последовательность обучения защитным действиям: подставка правой ладони, сочетание этого вида защиты с подставкой левого плеча, отбивы, ухо­ды и уклон вправо, ознакомление с нырком от боковых ударов. Последующее обучение он строит в зависимости от успеваемости занимающихся и их индивидуальных особенностей.

К. В. Градополов считает искусную технику и тактику защитных действий важнейшей задачей обучения боксеров.

В обучении комбинированным защитам, которые К. В. Градополов одним из первых ввел в подготовку боксера, он особенное внимание уделяет правильной индивидуали­зации боевой манеры. Поэтому при выборе боевых средств К. В. Градополов учитывает физические, умственные и моральные качества боксера в их взаимосвязи, а также их двигательные особенности и субъективное состояние.

В обучении он рекомендует широко использовать ими­тационные упражнения, выполняемые на месте и в движе­нии. Много времени К. В. Градополов уделяет обучению движениям защиты без партнера, в последующем услож­няя условия ее выполнения в упражнениях с партнером и закрепляя усвоенную защиту в условном и вольном боях. Большое внимание уделяется развитию легкости, непринуж­денности и координации движений.

Б. С. Денисов много времени отводит развитию специаль­ной координации, которая совершенствуется с помощью многочисленных формирующих упражнений. Основные боевые средства он выбирает по принципу их биомехани­ческой направленности. При этом основной упор Б. С. Де­нисов делает на усвоение разнообразного маневрирования, координации движений ног с ударами и защитами, комби­нациями и сериями.

В обучении Б. С. Денисов уделяет много внимания ме­ханике ударов, их вариантам, различным способам техни­ческого и тактического применения.

По сравнению с обучением ударам время и средства, уделяемые им обучению защитным действиям, следует счи­тать недостаточными.

Ценно в практике Б. С. Денисова то, что боксерам пред­лагается много технических упражнений и комбинаций. Это расширяет технический кругозор боксера, способст­вует выбору тех или иных приемов. Однако закреплению этих приемов в боевых условиях Б. С. Денисов уделяет недостаточно внимания ввиду многообразия и частой сме­ны приемов.

Г. О. Джераян в практике работы много внимания уделяет повышению уровня обшей технической подготовленности занимающихся. Он широко использует специальные и общеразвивающие упражнения с элементами игры — состязания. Передвижения во взаимосвязи с дви­жениями ударов и защит он считает основными.

Уже в начальном обучении боксера Г. О. Джераян предлагает изучать комбинированные защиты, придавая им не только техническое, но и тактическое значение.

Однако Г. О. Джераян считает, что в практике рабо­ты боксеру-новичку следует усвоить и уметь применять лишь несколько (4—5) видов комбинированной защиты. Значительное место он отводит подводящим упражнени­ям для развития координационных способностей занимающихся. Много внимания уделяет легкости передвижения, маневрированию, тактике построения боя.

В. П. Михайлов делает упор на усвоение приемов защиты и контрударов в условном бою. Он считает, что в обучении защитным действиям новичку можно и нужно изучать «сложные защиты», такие, как нырок, боковой шаг с поворотом, не относя их к трудным в начальном обучении. В. П. Михайлов указывает на естественность многих движений защиты (нырок, уклон, уход и пр.) и приводит примеры их искусного применения в кулач­ных боях, неоднократным участником которых был он сам.

Значительное место В. П. Михайлов уделяет обуче­нию комбинированным защитным действиям, вводя но­вые и эффективные приемы, в частности: нырок с гори­зонтальными подставками правого и левого предплечья от боковых и прямых ударов, от бокового удара левой в голову — отбив правой рукой вправо-вверх с уходом и уклоном влево и др.

Интересный методический прием В. П. Михайлов применяет в организации вольного боя, как боя на вни­мание, в среднем темпе без сильных ударов. Это позво­ляет боксеру действовать в своей манере боя, правильно реагируя защитными действиями и контрударами на приемы противника. В обучении он стремится усовер­шенствовать у боксера несколько избранных приемов, не увеличивая их количества.

Основная установка в обучении В. И. Огуренкова заключается в том, чтобы скоординировать действия боксера в выполнении ударов, защит и контрударов с перемещениями, передвижениями и маневрирова­нием.

В обучении он дает материал, соответствующий инди­видуальным особенностям каждого боксера. В основе индивидуализации, как считает В. И. Огуренков, лежат конституционные и физические особенности боксера. Для гибких и низкорослых боксеров основной упор де­лается на усвоение защиты уклонами, нырками, отклонами и их сочетание с подставками, отбивами и пере­движениями, рассчитанные на преимущественное веде­ние ближнего боя. Для боксеров высокого роста основ­ной защитой служат уходы, перемещения в сочетании с другими видами защиты, применяемыми в бою па даль­ние дистанции.

Однако определять индивидуальные особенности лишь на основе физических данных занимающихся было бы неверно. Достаточно напомнить, что манера боя таких мастеров бокса, как В. Михайлова, Н. Королева, была прямо противоположна указанным признакам. Н. Коро­лев по перечисленным выше признакам больше подхо­дит к боксерам ближнего боя, но он предпочитал бон на дальние и средние дистанции, а В. Михайлов, боксер высокого роста с длинными руками, в бою стремился сближаться с противником.

Наиболее ценным в работе В. И. Огуренкова следует считать использование разнообразного материала в обу­чении защитным действиям, постановку различных боевых задач для их усвоения. Для закрепления защитных дей­ствий в боевых условиях В. И. Огуренков организует ус­ловные и вольные бои, где одни из партнеров слабее дру­гого. Это способствует концентрации внимания боксеров на еще не закрепленных навыках в защитных действиях. Е. И. Огуренков большое внимание уделяет защитному назначению боевой стойки, как основы боевых действий. Основными Е. И. Огуренков считает виды защиты, выпол­няемые движением ног, т. е. уходы, в том числе с поворо­тами туловища.

Большое место в обучении защитным действиям Е. И. Огу­ренков отводит страховке во время атаки или контр­атаки. При атаке прямым ударом страховка применяет ся от бокового удара — подставка тыльной стороны кисти. Это имеет общность с педагогической практикой Б. С. Денисова, учеником которого является Е. И. Огуренков.

Однако большинство тренеров считает правильным применять страховку с защитой от того удара, каким на­чинается атака или контратака.

Значительное место в обучении Е. И. Огуренков отводит комбинированным защитам, состоящим главным образом из сочетания подставки согнутых рук и тыльной стороны кисти с перемещениями и передвижениями.

Однако нужно считать неверным определения Е. И. Огуренкова «защиты опережением встречными ударами», «защиты атакой со страховкой». Эти защиты можно рас­сматривать лишь как тактические формы ударов и атаки. Ценно в практике Е. И. Огуренкова также разнообразие предлагаемых для обучения защитных действий, включаю­щих нырки, боковые шаги, защиты остановкой и др.

В. С. Щербаков большую роль в учебно-тренировочной работе отводит подводящим упражнениям на выработку умения передвигаться и сочетать свои действия в защите и нападении с перемещением и маневрированием, а так же подводящим к выполнению новых, в том числе сложных, защитных действий.

Важную роль В. С. Щербаков придает сознательному усвоению изучаемого материала. Несмотря на сравнительно узкий круг предлагаемых в обучении новичка навыков (прямые удары, один из ударов снизу, знакомство с боковым ударом; защиты подставкой, отбивом, уклоном), В. С. Щер­баков считает, что обязательным условием для участия в состязаниях должно быть умение владеть своими действия­ми и понимать элементарную обстановку боя.

Из краткого обзора педагогической работы тренеров следует, что каждый из тренеров уделяет преимуществен­ное внимание тем или иным методическим приемам обу­чения боксеров защитным действиям.

Характерно, что большинство тренеров уже в начальном обучении прививает боксерам навыки в комбинированных защитных действиях. В то же время одни стремятся рас­ширить круг технических навыков для дальнейшего совер­шенствования, другие, наоборот, ограничивать эти сред­ства; первые стремятся находить специальные приемы, над которыми необходимо работать боксеру, вторые предоставляют это делать самому боксеру в процессе обучения и тренировки.

Наряду с различным трактованием методики обучения боксеров защитным действиям следует отметить, что время, уделяемое тренерами на учебно-тренировочных занятиях специально обучению и совершенствованию боксеров в защитных действиях, недостаточно. Это подтверждается данными, полученными в результате регистрации действий боксеров различной классификации на тренировочных за­нятиях и в состязаниях.

Эти данные свидетельствуют о том, что арсенал большин­ства боксеров в применении защитных действий весьма скуден, что, в свою очередь, приводит к ведению боя, состоящего из обмена ударами.

Приведем некоторые цифры наблюдений, полученных в состязаниях на первенстве СССР, Москвы, Украины и др. в период 1953—1956 гг. На состязании 50 боксеров — мастеров и перворазрядников применили за три раунда 1737 защит и пропустили 2187 ударов. 25 боксеров — победите­лей данных встреч применили 917 защит и пропустили 1004 удара. У 25 боксеров, проигравших в этих боях, выполнено 820 защит и пропущено 1203 удара (табл. 1).

Таблица 1

 

Защитные действия и пропущенные удары (средние данные 50 боксеров на состязаниях)


Группа боксеров Раунд Выполненные защитные действия Пропущенные удары
Уходы Подставки Оста-новки Отбивы Уклоны Нырки Всего
назад вправо влево вперед с поворотом ладони плеча согнутой руки тыльной сто­роны кисти левой правой правой левой назад вправо влево вниз вправо влево в голову в туловище Всего
1 Мастера и первый разряд 1 83 18 21 4 7 154 35 32 26 6 13 6 41 24 29 20 11 8 538 470 91 561
2 62 24 53 28 19 146 67 42 40 16 11 10 4 44 25 79 52 24 26 770 545 240 785
3 41 10 32 10 9 111 30 51 17 17 4 7 22 12 18 31 10 7 429 682 159 841
2 Второй и третий разряды 1 24 17 12 2 3 142 40 16 10 2 24 8 21 52 13 13 6 2 407 392 116 508
2 36 18 29 12 7 159 65 32 28 4 2 31 9 26 61 26 24 12 12 591 525 179 704
3 19 22 20 4 2 110 61 28 16 4 12 4 12 20 11 18 6 2 361 442 130 572
3 Новички: 30 чел. 2 раунда по 2мин., 20 чел. 3 ра­унда по 2 мин. 1 25 16 3 80 25 12 22 38 10 22 34 12 2 301 223 111 334
2 25 24 68 22 6 17 19 4 20 21 226 271 89 360
3 8 5 29 16 2 4 8 10 6 88 140 56 106

Один победитель в среднем применял 34 защиты и про­пускал 40 ударов, один побежденный выполнял 32 защиты и пропускал 48 ударов.

По видам примененных защитных действий один боксер в среднем выполнял простых защит*, к которым отнесены уходы назад, вправо, подставки ладони, плеча, согнутой руки, тыльной стороны кисти, отбивы правой и левой ру­кой, — 21.

Усложненных защит (уходы влево, остановка левой и правой рукой, уклоны назад, вправо и влево) — 9. Защит уходом вперед и с поворотом, нырком вниз, вправо и вле­во, которые относятся к сложным видам защитных действий, — 5.

Приведенные средние данные о защитах и пропущенных ударах нельзя считать типичными для всех без исключения боксеров. Каждому из них свойственна индивидуальная манера боя и в связи с этим индивидуальные, характерные только для данного боксера, защитные действия.

Примером могут быть такие мастера бокса, как С. Щер­баков, Н. Королев, А. Грейнер, А. Булаков, В. Енгибарян, Г. Шатков; в прошлом — В. Михайлов, Я. Браун, А. Ти­мошин, И. Князев, А. Любимов, И. Авдеев и др. Все эти боксеры — мастера защитных действий, чем в известной степени объясняются их спортивные успехи на протяжении длительного времени.

Защитные действия каждого из этих боксеров отличаются одной общей особенностью — комбинационностью. Их за­щита отличается большим разнообразием, а способы защи­ты у каждого типичны для определенной манеры боя и различны в исполнении одного боксера по сравнению с другим.

С. Щербаков — мастер комбинированной защиты.

Обладая гибкой тактикой, он умело строил бой с различ­ными по боевой манере противниками. В основе применяе­мых С. Щербаковым комбинированных защит лежит изме­нение дистанции с помощью уходов, уклонов, на которые наслаивались защиты подставками, отбивами. Это делало защиту непроницаемой и в то же время создавало удобное положение для контратаки.

Для того чтобы усилить свою защиту, С. Щербаков объе­динял в одном действии уход назад, уклон назад, подставку правой ладони, подставку левого плеча и предплечья ле­вой руки (рис. 1)**.

Несмотря на техническое разнообразие применяемых защит, для манеры боя С. Щербакова типичны прочные комбинированные защитные действия с преимущественным наслоением на уходы, уклоны и нырки разнообразных подставок.


Н. Королев тонко маскировал ложными действиями начало своих атак, он был очень подвижен и всегда стре­мился к обострению боя. Для Н. Королева типичны разно­образные виды защиты, в основе которых лежит передви­жение вперед и в сторону в сочетании с уклонами и нырка­ми (рис. 2).

А. Грейнер по праву считался одним из наиболее ис­кусных техников среди советских боксеров. Отлично бок­сируя как на дальней, так и на ближней дистанции, он лег­ко передвигался, не теряя равновесия даже в том случае, если промахивался во время атаки.

 

Используя защиты короткими уходами в стороны, Л. Грейнер преимущественно вел бой на средней и ближней дистан­ции. Сочетая уходы и перемещения с точно рассчитанными уклонами а нырками, А. Грейнер применял защиту пово­ротом туловища, чтобы смягчить удары, и создавал тем самым исходные положения для своих ударов и опережаю­щих контратак.

В основе защитных действий В. Енгибаряна лежит точный расчет дистанции и действия своих ударов. Пред­почитая бой на дальней дистанции, В. Енгибарян преимущественно использует защиту уходами назад и в стороны, сочетая их с отклоном и быстрым ответным контрударом.

Характерно, что в боях эти боксеры применяли по срав­нению с другими мастерами значительно больше защитных действий, в частности сложных — нырок, боковой шаг, остановку, а количество пропущенных ударов у них не превышало 17 за один бой.

По средним данным, боксеры II разряда применяют в 3-раундовом бою 25—27 защитных действий и пропускают 42—44 удара. Среднее количество примененных видов за­щиты: простых — 19, усложненных — 6, сложных — 2.

Боксеры новички и III разряда в бою 3 раунда по 2 мин. в среднем применяют 17—19 защит и пропускают по 28—30 ударов.

Защитные действия боксеров новичков и III разряда составляют в основном простые защиты (простых — 13, усложненных — 4, сложных — 1).

Сравнительный анализ состязательных и тренировочных боев показывает:

1.
У боксеров мастеров и перворазрядников наиболее насыщен боевыми действиями, в частности защитными, и в особенности усложненными и сложными, второй раунд. Наибольшее количество ударов пропускается в третьем раунде.

2.
В тренировочном бою этот разрыв сглаживается, раун­ды насыщены боевыми средствами более ровно, а количест­во применяемых усложненных и сложных защит по срав­нению с состязаниями заметно больше.

3.
У боксеров II и 111 разрядов наиболее насыщен боевыми действиями, и в частности защитами, также вто­рой раунд, однако разница по сравнению с первым раундом незначительна.

4.
У боксеров-новичков наибольшее количество за­щитных действий в первом раунде, а количество пропущен­ных ударов увеличивается во втором и особенно в третьем раунде.

5.
В то время как у боксеров мастеров и разрядников количество сложных защит на состязаниях сокращается (по сравнению с тренировкой), боксеры-новички на со­стязаниях сложных защит совершенно не применяют, не­смотря на то, что в тренировочных боях эти защиты (в неболь­шом количестве) они используют. Следовательно, навыки в сложных защитных действиях (в том случае если были выработаны в первоначальном обучении новичков) у них закреплены непрочно, и поэтому боксеры не могут их применить в условиях активного противодействия со сторо­ны противника.


Неравномерность применяемых защитных действий по раундам у боксеров различной квалификации может за­висеть от различных условий: технической подготовленности, состояния тренированности, индивидуальной манеры боя, тактических замыслов и пр.

Однако существует и определенная, сложившаяся в практике бокса тактическая последовательность развитая боя.

Первый раунд начинается обоюдной разведкой, про­веркой собственных боевых средств боксера, а также выявлением слабых и сильных сторон противника.

Во втором раунде, несмотря на его насыщенность бое­выми действиями, внимание боксеров в достаточной степени концентрируется на своевременности защитных действий.

Уменьшение количества защит в третьем раунде можно объяснить утомлением, а также стремлением боксеров нанести как можно больше ударов, так как часто от э ого раунда зависит исход всего боя.

У начинающих боксеров и боксеров младших разрядов недостаток умения правильно тактически строить бой, примитивная техника защитных действий часто компенси­руются бурным и, как правило, совершенно необдуманным натиском с первых секунд боя. Иногда это приносит успех, если противник оказывается ошеломленным и не успевает оправиться в течение короткого 2-раундового боя. Такой бой в лучшем случае прекращается дисквалификацией обоих боксеров «за техническую неподготовленность». Довольно частый результат такого боя — травма одного или обоих боксеров.

Такие явления — не только результат плохого усвоения защитных действий, а в первую очередь — результат неправильной методической последовательности обучения защитным действиям (взаимосвязь техники и тактики за­щитных действий, содержание и подготовка начинающего боксера к участию в состязаниях), что наблюдается в работе отдельных тренеров.

В учебно-методической литературе по боксу, а также в практике работы отдельных тренеров принято считать, что такие защиты, как боковой шаг с поворотом, нырок, оста­новка и некоторые другие, — это удел только квалифициро­ванных боксеров и даже мастеров. Новичку же достаточно усвоить ограниченное количество элементарных видов защиты. Но анализ боевой практики показывает, что пере­численные защиты начинающему боксеру в бою особенно необходимы. Уступая подчас в физической подготовленности агрессивному противнику, новичок не может остановить его натиска достаточно сильным контрударом. Такому бок­серу очень кстати защита, связанная сдвижением в сторону, нырки, прочные сочетания защит.

В практике выступлений многих высококвалифициро­ванных боксеров имеют место отклонения от типовой (ака­демической) техники выполнения отдельных боевых дей­ствий. Такие отклонения внешне часто выглядят как ошиб­ки в технике этих действий.

Однако, сложившись как индивидуальные особенности и манера боя данного боксера, эти «ошибки» приносят ему успех. Это можно сказать, например, о В. Енгибаряне, Р. Джераяне, В. Шаргородском и др: В практике можно наблюдать, как такая техника боевых действий находит подражателей, которым она приносит совершенно проти­воположные результаты.

Все изложенное можно резюмировать следующим обра­зом:

1.
В практике преподавателей и тренеров бокса сложи­лась определенная последовательность обучения боксеров защитным действиям, а ряд этих действий и способов их технического и тактического применения не описаны в учебно-методической литературе по боксу.

2.
Начинающих боксеров обучают в основном отдельным видам защитных действий. Комбинированные защиты со­ставляют лишь отдельные приемы, не занимающие опреде­ленного места в методике обучения..

3.
На состязаниях боксеры (особенно младших раз­рядов и новички) применяют явно недостаточно сложных защит и их сочетаний. Это в значительной степени объеди­няет содержание боя, его насыщенность техническими и тактическими приемами. Об этом свидетельствует и значи­тельное превышение пропускаемых боксерами ударов по сравнению с примененными защитами.

4.
Большинство боксеров разрядников и мастеров ус­пешно применяют комбинированные защиты, что положи­тельно сказывается на их технических результатах. Отдель­ные боксеры-новички также применяют комбинирован­ные защиты. Но, в связи с тем, что активные действия, связанные с этими защитами, усвоены непрочно и безот­носительно к конкретному тактическому использованию этих действий в создавшейся обстановке боя, они обычно не приносят желаемого результата. Большая часть этих защит пассивна или же непригодна для развития активных дей­ствий.

5.
Комбинированные защиты большей частью естест­венны для действий боксера, вызываемых условиями сов­ременного боя, а изучение комбинированных защит в на­чальном обучении целесообразно и необходимо.


У боксеров, отлично владеющих техникой и тактикой защитных действий, количество пропускаемых ударов в бою намного меньше, чем у боксеров, пренебрегающих за­щитой или недостаточно искусно применяющих ее. Уровень мастерства боксеров, искусно владеющих разнообразными защитными действиями, как правило, наиболее высоко расценивается специалистами бокса, так как это в решающей мере определяет уровень мастерства боксера в целом.

Мастерство в защитных действиях решающим образом влияет на технические результаты и продолжительность спортивной деятельности боксера. Примером могут служить высокие спортивные достижения боксеров мастеров за­щиты на протяжении длительного времени и, с другой сто­роны, кратковременность высоких результатов и спортив­ной деятельности боксеров с низким уровнем техники и
тактики защиты.

Виктор Михайлов в продолжение 14 лет был сильнейшим боксером Советского Союза в полутяжелом весе.

Евгений Огуренков по мере естественного прибавления в весе последовательно был чемпионом СССР в легком, полусреднем и среднем весе, в том числе абсолютным чем­пионом (будучи средневесом).

Сергеи Щербаков в течение 10 лет подряд занимал первое место в Советском Союзе среди боксеров полусред­него веса.

Прочно удерживал за собой звание сильнейшего тяже­ловеса страны на протяжении 10 лет Николай Королев.

Анатолий Грейнер в течение 25 лет постоянно участвовал в состязаниях на первенство СССР и шесть раз был чемпио­ном СССР в своей весовой категории.

Такие примеры не единичны, и их можно было бы при­вести гораздо больше.

Наряду с этим примером низкого уровня техники и тактики защитных действий могут служить выступления таких боксеров, как Р. Усманов.В. Яковлев, А. Буланов, В. Миронов, Б. Тишин и др. Этим в известной мере объяс­няется кратковременность достигнутых ими успехов и спортивной деятельности в целом.

Опыт работы ведущих советских тренеров и боксеров показывает, что в практике работы по боксу существует большое количество методических и индивидуальных при­емов обучения технике и тактике защитных действий. Каж­дый тренер по-своему оригинально и часто успешно решает вопросы обучения боксеров защитным действиям. Чтобы опыт ведущих тренеров стал достоянием большого коллек­тива наших боксеров и инструкторов бокса, нужно широко популяризировать лучшие достижения методической мысли советских специалистов бокса, которую с полным основа­нием можно считать передовой и прогрессивной. На это должны быть направлены усилия коллектива советских тре­неров и научных работников.

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БОКСЕРОВ ЗАЩИТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
Методические установки обучения
Главной задачей обучения боксера защитным действиям является выбор форм работы, определенно последователь­ности методических приемов обучения, результатом кото­рого должно быть умение боксера вести как наступательный, так оборонительный и встречный виды боя с наибольшей эффективностью.

Техника выполнения основных ударов (как и их разно­видностей) сложнее в координационном отношении, чем простое защитное действие. Боксер при изучении удара постоянно зрительно контролирует движение, а оно требует все возрастающего напряжения не только на всем пути удара, но в особенности к концу движения; результат же удара определяется в его заключительной фазе, т. е. в момент, когда кулак соприкасается с целью.

Действие защиты, как правило, требует меньшей ампли­туды и напряжения, чем движение удара. Л роль зрительно­го контроля сводится в основном к тому, чтобы определить начало и форму удара, который должен быть предотвращен данной защитой.

Самым ответственным нужно считать момент начального движения защиты, своевременностью которого определяет­ся эффективность всего защитного действия. Но не следует стремиться принимать защиту как можно раньше, в этом случае боксер может воздержаться от удара пли изменить его направление. Слишком поздно выполнив защитное движе­ние, боксер неизбежно получит удар. Значит, начало дви­жения защиты должно совпадать по времени с началом движения удара, а в начальной фазе достичь наибольшей скорости.

Защитные действия боксера должны отличаться большой слаженностью и своевременностью, обеспечивающей неуяз­вимость в бою. Таких навыков часто недостает молодым боксерам в их боевой практике. Объясняется это не только недостаточной подготовкой боксеров перед началом участия в состязаниях, а и тем, что боксеры в начальной подготов­ке изучают незначительный круг простых защитных дей­ствий.

Движения приемов защиты, таких, как нырок, боковой шаг с поворотом и др., не являются более сложными по координации, чем движения, предлагаемые в начальной обу­чении занимающимся другими видами спорта: гимнастикой, легкой атлетикой и т. д. Сложность этих движений опре­деляется необходимостью выполнять их в строгом соответ­ствии со временем, в которое нужно и можно выполнить защиту, и точным расчетом дистанции. Последние два фак­тора зависят не только от действий боксера, а в большей мере от действий противника, который находится в дви­жении и стремится к тому, чтобы действие защиты оказалось не эффективным.

По своей форме защита принадлежит к ациклическим однократным (целостным) движениям, которые не обуслов­лены предыдущим приемом, как в ходьбе, плавании, беге и др., но все фазы движения защиты, по-видимому, на­ходятся в рефлекторной связи друг с другом, каждая последующая фаза представляет собой неизбежное след­ствие предыдущей.

Умение определять время для защиты, как, впрочем, и для всех других действий боксера в бою, в решающей мере характеризует уровень мастерства боксера.

Для успешного, овладения боксером разносторонней техникой и тактикой защитных действий (наряду с сталь­ными элементами боевой подготовки) время первоначаль­ного обучения должно охватывать период не менее 6 меся­цев регулярных занятий*. Примерно половину этого вре­мени нужно использовать для обучения усложненным и сложным видам защиты в их разнообразном сочетании. Каждый элемент, входящий в комплекс защитных действий боксера, следует отшлифовывать до тех пор, пока он не будет усвоен боксером правильно и не станет привычным. Прочные навыки в защитных действиях особенно важны потому, что они противопоставляются прежде всего рефлекторным и инстинктивным действиям, которые могут оказаться вредными для боксера.

Устраняя мелкие ошибки и повторяя правильно выпол­няемые сочетания защиты и контрударов, можно выработать автоматизированные привычные движения, которые не тре­буют непрерывного контроля за их правильностью.

Широкий круг разнообразных защитных действий, правильно и прочно усвоенных, должен стать тем фунда­ментом, на основе которого боксер сможет достигнуть высокого уровня мастерства.

Особенно важно, чтобы образование навыков в защит­ном действии по форме с самого начала шло на основе точно воспроизводимого данного защитного действия. Последнее особенно важно. Если, допуская ошибку или не­точность в движении какого-либо удара, боксер не ощущает этого во время обучения и может успешно совершенст­вовать свои знания в дальнейшем, то, когда изменяется форма движения или допущена другая погрешность в за­щитном действии, результат сказывается непосредственно во время обучения в том, что тормозит рост технических знаний боксера, искажает другие, ранее правильно усвоен­ные навыки.

Поэтому необходимо в обучении защитным действиям добиваться сознательного и правильного усвоения движе­ний, особенно на начальной ступени обучения и в обучении новым элементам техники защитных действий. Исправле­ние закрепившихся ошибок — дело очень сложное, требую­щее много времени и не всегда приносящее желаемый ре­зультат.

Однако это не значит, что начинающий боксер должен в совершенстве владеть всей техникой разнообразных защит­ных действий в сложных условиях активного противодей­ствия противника. Такая задача была бы надуманной и оторванной от практики.

Процесс совершенствования мастерства боксера проходит непрерывно на.всем пути его спортивной деятельности. Но, изучив в начальном обучении широкий и разнообраз­ный круг технических навыков, боксер легче и успешнее будет их совершенствовать и применять по мере естествен ного роста технического и тактического мастерства. Это происходит благодаря способности центральной нервной системы длительное время сохранять «следы» как от самых элементарных условных рефлексов, так и от самых слож­ных цепных рефлексов.

Примером может быть сохранение навыка езды на вело­сипеде, коньках и др.

При изучении же узкого, ограниченного круга навыков защитных действий неизбежно проявление косности дви­гательного стереотипа, трудно изменяемого и трудно пре­одолеваемого новой обстановкой. Преждевременное начало выступления боксера в соревнованиях еще больше будет тормозить рост технического мастерства, в особенности если его первые бои будут выиграны,

В соревнованиях у отдельных боксеров круг технических и тактических приемов, которыми они владеют, остается на протяжении длительного времени ограниченным и посто­янным. В то же время на тренировочных занятиях эти боксе­ры изучают и в условных боях успешно применяют разнооб­разные технические и тактические приемы.

Такие явления можно объяснить следующим образом: узкий, ограниченный круг навыков, часто не соответствую­щий и даже находящийся в противоречии с индивидуальными особенностями боксера, становится все более постоянным и трудно дополняемым, если данный боксер начал выступать на соревнованиях. В случае же успеха боксера в несколь­ких первых соревнованиях эти навыки все более закреп­ляются, ион сам стремится к тому, чтобы к ним прибегнуть в непременно возникающих трудных условиях боя, счи­тая эти действия наиболее надежными, проверенными практикой, успехом в предыдущих боях.

Из всего вышесказанного следует, что в обучении бок­серов защитным действиям необходимо:

 

1.
Уже в начальном обучении боксеров предлагать изу­чение наряду с простыми видами защитных действий также сложных приемов защиты, соответственно увеличив для этого количество времени, необходимое для прочного усвое­ния этих движений. Изученные сложные движения защиты будут той основой, на которую будет опираться дальнейшее повышение мастерства боксеров.

2.
Последовательность обучения защитным действиям построить так, чтобы первоначально изучались виды за­щиты, различные по структуре и сложности, или сочетания нескольких видов защиты. При этом материал, предлагае­мый к изучению, располагать не линейно (т. е. обучая сначала всем простым защитам, затем более сложным), а концентрически, т. е. после изучения (на определенный удар) простой защиты следует изучать более сложную, чередуя в такой последовательности максимальное коли­чество приемов защиты различных групп сложности. В та­ком случае приобретенные навыки в защитных действиях не будут однообразными и шаблонными, а это, в свою оче­редь, будет способствовать наслоению других связей и сочетаний, обогащающих технику боксеров.

3.
Предлагаемый к изучению материал расположить таким образом, чтобы он был максимально компактным и в то же время разнообразным. Этого можно достигнуть, сгруппировав значительное количество разнообразных дей­ствий защиты, подлежащих изучению, в комбинированные защитные действия, объединяющие 2—3—4 приема защи­ты. Строя такие комбинации, нужно избегать сочета­ний, делающих защиту громоздкой и малоподвижной. По­мимо преимуществ, отличающих комбинированную защиту, это должно способствовать тому, что изучаемые движения будут формироваться в прочные двигательные навыки, способные сохраниться в условиях активного и разнообраз­ного противодействия со стороны противника, в усло­виях, когда действия боксера связаны с непрерывным реагированием на изменяющиеся условия.


При обучении отдельным видам или сочетаниям движе­ний защиты эти движения вначале должны быть усвоены без партнера, чтобы занимающийся мог правильно усвоить структуру и понять содержание движения защиты. Важно, чтобы занимающийся сам разобрался во всех составных частях движения, для того чтобы самостоятельно исправ­лять допускаемые ошибки при дальнейшем усвоении и закреплении данного движения.

Простые виды защиты разучиваются сразу, без предва­рительного дробления на составные части. Если движение сложное, то вначале изучают отдельные элементы, состав­ляющие защиту, а затем уже все движение защиты в целом. В последнем случае обязательным условием дробления движения на составные части должна быть такая закончен­ность отдельных изучаемых элементов, чтобы каждый из них можно было применять самостоятельно как целостное движение.

 

Когда движение защиты изучено, переходят к усвоению ее в условном бою с партнером. Здесь боксер должен на­учиться практически применять данный вид защиты от кон­кретного удара, а после изучения нескольких видов защиты — применять разнообразные виды защиты и их сочетания.

Непосредственно, разучивая движение с партнером, наносящим удар, боксер изучает и контрудар, целесообраз­ный для данного положения защиты.

Выполнение каждого отдельного вида защиты должно сочетаться с контрударом, так как, в конечном счете, без ударов невозможно достигнуть победы в бою. Параллельно каждому отдельному виду комбинированной защиты необходимо изучать всевозможные контрудары, периодически возвращаясь к изученным приемам защиты по мере изуче­ния новых ударов. Выполняют контрудары из положения, в которое боксер пришел после защиты, а также те, которые возможно нанести во время движения защиты.

Такое многообразие контрударов, сопутствующих каж­дому из видов защиты, будет способствовать тому, что при­меняемая защита станет активной, создающей возможность переходить в контратаку. От этого станет богаче и техника ударов, выполняемых из различных положений и во взаи­мосвязи с действиями защиты, маневрированием и т. д.

Следующим этапом в обучении защитным действиям является закрепление изученных навыков в условиях раз­нообразного и активного противодействия партнера (воль­ный бой). Несмотря на относительную свободу действий боксеров в вольном бою, эта форма учебно-тренировочного процесса должна быть подчинена конкретным задачам, ко­торые ставятся перед боксерами в каждом отдельном занятии. Основным условием проведения вольных боев является определение четкого и конкретного задания для каждого из боксеров на данный бой. Эти задания должны быть тща­тельно продуманы и подготовлены тренером накануне занятия. При определении задания тренер учитывает индивидуальные особенности каждого занимающегося: уровень его физической и технической подготовки, определяющую­ся индивидуальную манеру боя, морально-волевые ка­чества, предпочтение отдельным приемам и т. д. Целесообразно задание записывать в отдельных карточках вольного боя, где ставится фамилия боксера и задача, которую он должен выполнить, перечисляются защиты, приемы и так­тические формы их осуществления. Задание должно включать конкретные и посильные элементы техники и тактики, на выполнение которых боксер должен направить основ­ное внимание в вольном бою.

Примерные карточки задания на тренировочный вольный бой:


Фамилия боксера — В. Иванов Дата — 10. V. 57 г.

В атаке. После ложного удара прямой левой в туловище — пря­мой правой в голову. После атаки — нырок вниз.

В защите и контратаке. От прямого левой в голову — уход вправо и отбив левой влево. Ответные удары — пря­мой правой в голову и боковой левой в туло­вище или голову с движением вправо.

Фамилия партнера__________

Замечания тренера__________
Фамилия боксера — Л. Петров Дата — 10. V. 58 г.

В атаке. Ложный удар прямой правой в голову, уклон плево с шагом влево и удар снизу левой в туловище. После атаки — нырок влево,

В защите и контратаке. На прямой левой в голову — уход влево с уклоном влево и отбив правой вправо. Ответ­ный удар боковой левой в голову и нырок вниз.

Фамилия партнера___________

Замечания тренера___________
Такие карточки тренер выдает в начале занятия каждому участнику вольных боев для того, чтобы боксер мог хорошо ознакомиться с задачей. Предварительно он намечает пары боксеров. При составлении пар необходимо учитывать задание каждого боксера с тем, чтобы оба могли выполнить поставленную задачу. Состав каждой пары тренер объяв­ляет непосредственно перед выходом на ринг. Таким об­разом, не зная о задании партнера, каждый из боксеров будет уверенно стремиться выполнить поставленную зада­чу, не опасаясь умышленных помех с его стороны.

В тренировочном вольном бою недопустимы сильные удары, исключающие учебное назначение такого боя. Эле­мент состязания каждого вольного боя должен быть направ­лен на искусное обыгрывание и выполнение поставленной задачи.

 

После окончания вольных боев тренер собирает карточ­ки заданий, отмечает выполнение задачи каждым боксером и фамилию партнера. Исходя из этого, он составляет кар­точки на очередной вольный бой, дополняя или изменяя задание и намечая других партнеров. Целесообразно, чтобы для закрепления изученных приемов боксер выполнял одну и ту же задачу в нескольких вольных боях с различными (по стилю, конституционным особенностям и т. д.) партнерами.

Для начинающих боксеров учебно-тренировочный вольный бой следует ограничивать временем раунда в 1—1,5 мин.

Перерыв между раундами можно увеличить до 2—3 кии., чтобы наряду с замечаниями тренера по прошедшему раунду боксер мог самостоятельно проанализировать свои дей­ствия.

Необходимость уменьшения продолжительности раунда объясняется тем, что у начинающих боксеров большинство навыков техники бокса усвоено непрочно. В условиях активного противодействия партнера непрочно усвоенные навыки теряются или искажаются и, таким образом, в отдельных действиях закрепляются неправильные движения, часто совершенно отличные от изучаемых. Только вольные бои, предшествующие выступлению в состязаниях, должны со­ответствовать формуле предстоящего боя или же превышать ее на 1—2 раунда.

Кратковременные раунды вольного боя целесообразно применять и в практике подготовки боксеров-разрядников. Это будет способствовать насыщенности раунда боевыми действиями и быстроте выполнения этих действий.

В обучении защитам придерживаются следующей пос­ледовательности: после усвоения одного вида простых защит боксеры изучают следующую защиту из группы усложненных, а затем сложные виды защиты. Если же обу­чают сочетанию нескольких видов защиты, составляющих комбинированную защиту, то вначале также изучают одно сочетание из простых видов защиты, следующее — из усложненных и далее — из сложных. Сочетания, состоящие из нескольких видов защиты различных групп, должны подбираться таким образом, чтобы сложность их постепенно возрастала и чтобы предлагаемые к изучению комбиниро­ванные виды защиты не были одинаковыми по структуре и форме движения.

Количество изучаемых видов и сочетаний защиты от каждого из основных ударов должно быть максимально разнообразным как по форме движения, так и по сложности выполнения и возможным сочетаниям защиты.

Изучение широкого и разнообразного круга защиты будет способствовать развитию у занимающихся сообрази­тельности, творчества, умения применять усвоенные на­выки в конкретных условиях постоянно меняющейся обста­новки боя на ринге. Владение разнообразными видами защи­ты служит тем необходимым фоном, на котором боксер значительно быстрее, чем при ограниченном круге навыков, и безошибочнее сможет определить свои индивидуальные особенности как в выполнении отдельных движений, так и в манере боя в целом.

Каждый из высококвалифицированных боксеров всегда добивается спортивных результатов на основе своих инди­видуальных особенностей. Выработка собственной манеры боя, наиболее соответствующей боевым особенностям бок­сера, — вот тот путь, по которому надо идти для достиже­ния спортивных успехов.

Нужно всемерно расширять диапазон боевых средств и возможностей боксера и выбирать из них основные, ха­рактерные для его стиля, сделав их главным оружием в его руках.

В индивидуальной работе тренера с боксером нужно установить, какая дистанция боя будет основной для боксера какие его удары наиболее действенны, какая защита более практична, на какие виды атаки он эффективнее всего контратакует, какие приемы ему лучше удаются, какой темп боя ему по силам, в какой мере надо пользоваться наступатель­ной или оборонительной тактикой и т. д.

Выбор основных боевых средств отдельным боксером не означает ограничения возможностей боксера и стандарти­зацию его действий. Наоборот, чем позже произойдет выбор основных средств боя, тем меньше возможности будет ошибиться и тем более разнообразными будут эти средства для данного боксера.

Однако основы определения индивидуальности боксера в манере боя должны быть осуществлены уже в начальном периоде его подготовки. Поэтому содержание начального обучения боксера должно включать все виды основных ударов и их простых сочетаний, а также изучение всех основных приемов защиты и контрударов.


Методические приемы обучения защитным действиям
Обучение защитным действиям боксеров будет успешно проходить в том случае, если в ходе обучения будут исполь­зованы разнообразные методические приемы, побуждающие занимающихся тщательно изучать защитные действия и помогающие их прочно усвоить.

Любую сложную и трудную задачу, возникающую в обучении, можно успешно решить, если правильно сфор­мировать и организовать спортивный коллектив. Воспитание дисциплины, коллективной спайки, взаимоуважения, спор­тивной этики, общей культуры способствует успешному обучению боксеров. Привлечение одних боксеров для ана­лиза действий других занимающихся положительно ска­зывается на сознательном усвоении изучаемого материала, проявлении инициативы, взаимопомощи, создает рабочую обстановку на занятиях.

На занятиях необходимо объяснять и подчеркивать значение защитных действий в мастерстве боксера и исполь­зовать в качестве примеров выступления известных боксе­ров — мастеров защиты.

Целесообразно привлекать для анализа выступлений боксеров их товарищей по группе. Обсуждение результатов соревнований, разбор каждого боя в группе будут способ­ствовать активному участию занимающихся в жизни кол­лектива. Это поможет боксерам научиться подмечать ошиб­ки, допущенные в бою, с тем чтобы не повторить их в своей практике.

Анализ тренера совместно с занимающимися помогает своевременно исправлять допущенные ошибки, заполнять пробелы в технике боксера, способствует сознательному и активному участию в обучении самих занимающихся.

Организация отдельных тренировочных занятий в форме показательных состязаний, в которых защитные действия оцениваются в 2—3 раза выше, чем удар (в зависимое)и от сложности), побуждает занимающихся тщательно изучать сложные защитные действия.

Рекомендуется на отдельных тренировочных занятиях проводить кратковременные 2—3-раундовые вольные бон с продолжительностью раунда в 1—1,5 мин. и перерывом между ними в 2—3 мин. Это позволит занимающимся мак­симально концентрировать свое внимание на выполнении задания, а в перерыве — анализировать свои действия, разучивать те или иные элементы техники.

Изучение новых, и особенно сложных по координации, движений успешнее проходит в условиях, ликвидирующих опасность получить сильный удар. Поэтому в обучении, до того как движение не будет усвоено правильно, а навык в нем не будет достаточно прочным, необходимо занятия организовать таким образом, чтобы движение вначале усваи­валось без партнера, а при разучивании с партнером были исключены сильные удары.

Решение этой задачи возможно лишь при сознательном и точном выполнении занимающимися указаний тренера, а также при правильном подборе партнеров и продуманной последовательности обучения отдельным приемам защитных действий. Например, партнеров для условного боя целе­сообразно подбирать таким образом, чтобы более сильный (по физическим и техническим данным, весовой категории) упражнялся с более слабым. Это полезно обоим и будет способствовать главному назначению условного боя — за­креплению изучаемых движений, причем в занятиях будут исключены элементы соревнования.

Защиты боковым шагом и боковым шагом с поворотом вначале изучаются от прямых ударов и ударов снизу в туловище, и только после прочного освоения техники этих движений — от этих же ударов в голову.

Важное место в обучении боксеров должны занимать вспомогательные и подводящие упражнения, направленные на улучшение понимания занимающимися сущности изу­чаемого движения и способствующие быстрому усвоению изучаемого материала.

В тренировочном занятии целесообразно применять ин­дивидуальную карту задания на вольный бой, в которой определяется конкретное задание для каждого из боксеров— совершенствование отдельных приемов боевых действий, в частности приемов защитных действий.

Подбирать партнеров для вольного боя нужно согласно этим заданиям, с тем чтобы для обоих было возможно осу­ществить заданные упражнения.

Карточка индивидуального задания для вольного боя в первоначальном обучении- составляется главным образом с целью подтянуть и закрепить отстающие навыки в отдель­ных защитных действиях боксера.

Целесообразно практиковать на занятиях по соверше нствованию техники и тактики защитных действий о, повре­менное проведение вольных боев для всей группы. Каждый боксер, получив индивидуальное или одинаковое задание для всей группы на вольный бой, выполняет его под общим наблюдением тренера. Это приводит к тому, что каждый занимающийся выполняет свою задачу, а не ожидает выхода на вольный бой, что излишне нервирует пару боксеров, работающих на ринге.

В ходе дальнейшего обучения, когда у боксеров склады­вается индивидуальная манера боя и в связи с этим отдается предпочтение тем или иным приемам защиты и другим бое­вым действиям, индивидуальные задания необходимо со­ставлять с учетом этих особенностей манеры боя, чтобы способствовать ее разнообразию и тактической гибкости. Индивидуальные задания должны даваться не на одно занятие, а систематически, до тех пор, пока боксер не на­учится применять их в условиях вольного боя с различными по стилю и манере боя партнерами.

Разминка перед боем на состязаниях (как и перед вольным боем на тренировке) должна включать упражнения с парт­нером или тренером в условном бою. Эго придает боксеру уверенность в своих действиях, способствует выработке чувства оптимальной дистанции при выполнении защитных действий в бою, и особенно в первом раунде*.

Основной целью отдельных учебно-тренировочных за­нятий должна быть работа над изучением и постановкой техники защитных действий и тактикой их применения с различными по стилю боя партнерами.

В этих же занятиях необходимо уделять внимание раз­витию качеств быстроты и ловкости. Для этого могут быть использованы элементы условного и вольного боев с быст­рым партнером, специальные задания на быстроту отдель­ных действий, кратковременные вольные бои с продолжи­тельностью раунда в 0,5 мин., подвижные игры и т. п.

Обучая боксеров широкому кругу защитных действии, нужно добиваться того, чтобы занимающиеся прочно усва­ивали разнообразные комплексы приемов, состоящих из движений защиты, ударов и контрударов, во взаимосвязи с разнообразными тактическими формами. В то же время в условных и вольных боях необходимо прививать занимающимся умение концентрировать все свои усилия для того, чтобы выполнить отдельный заданный прием и находить возможности его реализовать.

При изучении комбинированных защитных действий тренер в каждом случае указывает положение для каждой из частей тела (ног, рук, туловища и др.), чем достигает собранности движений и целенаправленности каждого действия. Это удерживает боксеров от сумбурного ведения боя.

Важную роль в обучении защитным действиям играет правильный показ изучаемого движения. Показ тренера должен быть безукоризненным с точки зрения типовой (академической) техники выполнения данного приема. Наряду с этим тренер должен объяснить вариант


<== предыдущая | следующая ==>
Для мам | марта 1797 г. (Всего лишь 216 лет назад) в США

Date: 2015-09-22; view: 270; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию