Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения государства





 

Имеется множество теорий, раскрывающих процесс возникновения и развития государства. В основе каждой из них лежат взгляды и суждения различных групп, слоев, классов. Наций и других социальных общностей, которые, в свою очередь. Опираясь на разнообразные экономические. Политические, финансовые и иные интересы, оказывают прямое или косвенное влияние на возникновение, становление и развитие государства.

К наиболее известным из них относятся теологическая, патриархальная, договорная, марксистская, насилия, психологическая, расовая. ирригационная, инцестная и органическая теории.

Теологическая теория является одной из самых ранних. Еще в древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править черноголовыми». Широкое распространение эти идеи получили в средневековой Европе. Свой вклад в развитие теологической теории внесли средневековые богословы Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинский. Согласно теологической теории, возникновение государства аналогично сотворению Богом мира. Всем управляет Божественный разум, он устанавливает на земле порядок и гармонию, следовательно и государство – это результат «божественного промысла». Проникнуть в тайну божественного замысла, а значит, постичь природу государства, невозможно, поэтому народ должен верить и беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

Патриархальная теория рассматривает возникновение государства из разросшейся семьи, в котором власть монарха представляет собой продолжение власти отца над его семьей. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те обязаны повиноваться государю. Эта теория получила свое обоснование в трудах древнегреческого философа Аристотеля и была в последствии развита английским мыслителем Р. Фильмером, русским социологом Н. К. Михайловским и др. Представители патриархальной теории считали, что государство возникает в результате соединения родов в племена, затем в союзы племен и, наконец, в государство. Власть отцовская в результате объединения семьи в государство становится государственной.

Договорная теория происхождения государства предполагает. Что государство возникло в результате договора, который заключают люди, находившиеся до этого в естественном состоянии. Авторами теории договорного происхождения государства были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др. Общественный договор, создающий государство, понимался как согласие между изолированными до этого индивидами на объединение и образование государства в целях надежного обеспечения своих естественных прав и свобод, мира и благополучия. В соответствии с договором люди передают часть своих прав, присущих им от рождения, государству, которое в свою очередь представляет общие интересы и обязуется обеспечить права и свободы человека. В случае нарушений условий общественного договора народ имел право свергнуть власть, совершить революцию.

Марксистская (классовая) теория происхождения государства опиралась на историко-материалистическое учение об обществе и общественном развитии, на классовую трактовку государства. Основные положения этой теории получили свое выражение в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и др.существование государства с возникновением и существованием классов. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс писал, что на определенном этапе развития человечества, в результате разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности происходит раскол общества на классы с противоположными экономическими интересами. Для разрешения этих противоречий необходима новая сила – государство. Государство стало необходимостью именно в результате этого раскола. Экономически господствующий класс создает государство для того, чтобы подчинить себе неимущих. В. И. Ленин рассматривал государство как «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий», как «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим…».

Государство неразрывно связано с классовым обществом. Поэтому с уничтожением классов государство отмирает. Таким образом, марксистская теория акцентирует внимание на классовой природе государства, его способности выступать в качестве аппарата, орудия насилия и подчинения в руках экономически господствующего класса, который с помощью государства становится и политически господствующим классом.


Сторонники теории насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.) утверждали, что причиной возникновения государство было внутренне и внешнее насилие. При этом Е. Дюринг развивал идею, что насилие одной части первобытного общества над другой приводит к возникновению государства, собственности и классов, государство становится органом управления подчиненными.

Л. Гумплович и К. Каутский были авторами теории внешнего насилия. Они отмечали, что война и завоевание – мать государства. По Гумпловичу, государство возникает в результате порабощения сильным племенем более слабого, уже оседлого населения.

К. Каутский считал, что государство появляется как аппарат принуждения победившего племени над побежденным. Из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного – класс эксплуатируемых. Теперь государство может защищать завоеванные племена от возможных посягательств со стороны других сильных племен. В ходе общественного развития смягчаются формы и методы властвования, и государство, как полагали авторы теории внешнего насилия, превращается в орган защиты всего населения и обеспечения всеобщего блага.

Представители психологической теории (Г. Гард, Л. И. Петражицкий, Н. М. Коркунов) видели причину возникновения государства в человеческой психике, в потребности индивида в общении, жизни в коллективе, желании повелевать и подчиняться. Они утверждали, что в результате психологических взаимодействий людей возникает совершенная форма эмоционального общения – государство. Оно способствует более быстрому приспособлению людей к изменениям среды обитания.

Представители расовой теории (Ж. Гобино) делят все человеческие расы на «высшие», призванные господствовать, и «низшие», которые обязаны подчиняться «высшим» расам. В основу подобного разграничения были положены физические, психические, умственные и другие различия между расами. Государство выступает орудием господства «лучших» рас над остальными.

Ирригационная теория (К. Виттфогель) основывается на том, что общество в отдельных регионах не могло развиваться без создания систем оросительных каналов, для строительства которых привлекались массы людей. Осуществить такие работы могла только постоянно действующая организация власти, т. е. государство.

Суть инцестной (половой) теории (К. Леви-Строс) вводит запрет на инцест, т. е. кровосмешение. Это требовало наличия особой группы людей, обеспечивавшей поддержание запрета, а в дальнейшем выполнявшей и другие запретные функции, что привело к возникновению государства.

Сторонники органической теории (Г. Спенсер) полагали, что государство уподобилось человеческому организму и являлось продуктом действия сил природы, создавшем его наряду с обществом и человеком.

На сегодняшний день невозможно выделить ведущий фактор возникновения государства. Существуют определенные предпосылки: экономические, психологические, демографические и др., которые обуславливают возникновение различных государств.







Date: 2015-09-22; view: 368; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию