Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Макроэкономическое равновесие
В формирование и развитие теории макроэкономического равновесия внесли большой вклад Ф. Кенэ, К. Маркс, Л. Вальрас, В. Парето А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, В. Леонтьев и др. учёные. Макроэкономическое равновесие – это оптимальное состояние экономической системы с точки зрения соблюдения интересов всех субъектов экономических отношений, необходимое условие обеспечения непрерывного процесса воспроизводства в общественном масштабе. Базовая модель макроэкономического равновесия – это модель «совокупного спроса – совокупного предложения» (модель «AD – AS»), описывающая их влияние на общий уровень цен и совокупный выпуск в экономике. Она позволяет выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объёма производства и равновесного уровня цен, объяснить колебания объёма производства и уровня цен в экономике, показать причины и последствия этих изменений, обосновать различные варианты экономической политики государства. Совокупный, агрегированный спрос (aggregate demand, AD) - это общий объём спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителей (включая государство) на потребительские товары, услуги предприятий, фирм, предпринимателей, а также на инвестиционные товары при разных уровнях средних цен. Компоненты совокупного спроса отражаются в уравнении совокупного спроса: AD = С + I + G + NX. Кривая совокупного спроса (см. рис. 15.1.1) отражает функциональную зависимость между величиной совокупного спроса и средним уровнем цен при прочих равных условиях. На графике по оси абсцисс откладывается реальный объём производства (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах, а по оси ординат – общий уровень цен (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах. Реальный объём производства обозначается английской буквой Y (yield) и измеряется одним из совокупных количественных показателей, а уровень цен — английской буквой Р (price) и измеряется одним из ценовых индексов. Внешне кривая совокупного спроса выглядит так же, как и кривая рыночного спроса в микроэкономике. При более высоком уровне цен (Р1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) в точке В. Рисунок 15.1.1 - Кривая совокупного спроса
Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется действием трёх макроэкономических эффектов: · эффекта процентной ставки - при росте уровня цен и при неизменности прочих условий (денежная масса постоянна) процентная ставка растёт, что вызывает сокращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а следовательно, и сокращение совокупного спроса; · эффекта реального богатства - при росте уровня цен богатство, представленное в виде финансовых активов, обесценивается, и это приводит к сокращению совокупного спроса; · эффекта импортных закупок - при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменный валютный курс, неизменные цены в других странах) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары — относительно дешёвыми, и спрос на отечественные товары сокращается. Изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного спроса. Факторы неценового характера вызывают смещение самого графика совокупного спроса вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса). Основными факторами, вызывающими эти смещения, являются: · изменение объёма денежной массы в обращении и скорости её обращения (например, рост объёма денежной массы вызывает увеличение совокупного спроса, а её сокращение — уменьшение); · факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы (уровень благосостояния населения, уровень текущего дохода, ожидания изменения дохода в будущем и ожидания изменения уровня цен, уровень налогообложения, объёмы трансфертов, ставка процента по потребительскому кредиту, количество потребителей и др.); · факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы (ожидания инвесторов относительно нормы возможной прибыли, ставка процента, величина дохода фирм, уровень налогового пресса на бизнес, трансферты, технологии, величина запаса капитала фирм и т.д.); · объём государственных расходов (рост расходов вызывает увеличение совокупного спроса, сокращение — уменьшение совокупного спроса); · внешнеэкономические факторы (величина ВВП и национального дохода в других странах, величина ВВП и национального дохода данной страны, валютный курс национальной денежной единицы). Так например, рост объёмов производства и снижение цен в других странах может сократить совокупный спрос на товары отечественного производства. Смешение кривой из положения AD в положение AD1 - это увеличение совокупного спроса, из положения AD в положение AD2 - сокращение совокупного спроса (см. рис. 15.1.2). Рисунок 15.1.2 - Изменение совокупного спроса
Совокупное предложение, агрегированное предложение (aggregate supply, AS) — обобщающий макроэкономический параметр, показатель состояния производства и рынка, характеризующий общую сумму товаров и услуг, которые их производители и продавцы готовы, способны предложить покупателям при разных возможных уровнях средних цен. Кривая совокупного предложения отражает функциональную зависимость между объёмом совокупного предложения (реальным объёмом национального продукта) и средним индексом цен при прочих равных условиях. Однако, в отличие от предложения на отдельном рынке, совокупное предложение в макроэкономике графически имеет три различающихся участка (см. рис. 15.1.3): горизонтальный (1); промежуточный (2); вертикальный (3). Рисунок 15.1.3 - Кривая совокупного предложения
Горизонтальный (кейнсианский) участок характеризует экономику неполной занятости, когда имеются незадействованные факторы производства, а цены и заработная плата негибки, т.е. не способны изменяться. На этом участке возможно увеличение объёмов производства без изменения уровня цен за счёт вовлечения незадействованных факторов. Промежуточный участок характеризует экономику частичной занятости, когда цены и заработная плата обладают относительной гибкостью. На этом участке наращивание объёмов производства сопровождается ростом уровня цен. Вертикальный (классический) участок характеризует состояние полной занятости (full employment, F), обозначенное на графике пунктиром, когда дальнейшее наращивание объёмов производства невозможно, а любые попытки простимулировать экономику, не расширяя ресурсные ограничения, приведут исключительно к росту уровня цен. На этом участке цены и заработная плата обладают абсолютной гибкостью, а совокупное предложение не зависит от уровня цен, т.к. объём производства находится на уровне потенциального объёма выпуска. Потенциальный объём выпуска – это такой объём выпуска, который может быть произведён при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов (труда и капитала) и существующей технологии. Горизонтальный участок называют ещё краткосрочным, поскольку именно в краткосрочном периоде гибкость цен ограничена, а вертикальный – долгосрочным, так как в долгосрочном периоде цены могут легче изменяться, а экономика стремится к уровню полной занятости. Промежуточный участок в таком случае можно назвать среднесрочным. Заметим, что понятия краткосрочного и долгосрочного периодов в макроэкономике отличаются от соответствующих понятий в микроэкономике, где критерием деления на краткосрочный и долгосрочный периоды является изменение количества ресурсов, в то время как в макроэкономике таким критерием выступает изменение цен на ресурсы. Таким образом, в краткосрочном периоде изменения цен на ресурсы либо не происходит вовсе, либо происходит непропорционально изменению общего уровня цен. В долгосрочном периоде цены на ресурсы меняются, причём пропорционально изменению общего уровня цен. Если изменение уровня цен вызывает движение вдоль кривой совокупного предложения, то, как и в случае с кривой совокупного спроса, факторы неценового характера вызывают смещение кривой вправо (увеличение совокупного предложения) или влево (снижение совокупного предложения) (см. рис. 15.1.4). Основными неценовыми факторами, вызывающими сдвиги кривой совокупного предложения, являются: • изменение цен на факторы производства (удорожание стоимости факторов производства вызывает смещение кривой влево, удешевление — вправо); • производительность ресурсов - отношение общего объёма производства к затратам факторов производства (рост производительности ресурсов, стимулируемый технологическим прогрессом, вызывает смещение кривой вправо); • политика государства (например, увеличение налогов на производителей может приводить к смещению кривой совокупного предложения влево, снижение — вправо, влияние трансфертов будет обратным); • прочие факторы (например, резкие изменения погодно-климатических условий оказывают влияние на совокупное предложение в странах, экономика которых находится в сильной зависимости от состояния сельского хозяйства или туризма). Рисунок 15.1.4 - Изменение совокупного предложения
Макроэкономическое равновесие в этой модели можно охарактеризовать как ситуацию, когда совокупный спрос и совокупное предложение полностью совпадают по объёму и структуре. При этом в экономике не наблюдается существенных диспропорций в виде недопроизводства или перепроизводства национального продукта. При построении модели макроэкономического равновесия на одном рисунке совмещают кривые совокупного спроса и совокупного предложения (см. рис. 15.1.5), учитывая, что кривая совокупного предложения (AS) имеет три участка, и что кривая совокупного спроса (AD) может пересечь её на любом из этих трёх участков. Рисунок 15.1.5 – Макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»: альтернативные подходы
Если кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на горизонтальном участке, то возможно решить задачу роста реального объёма производства при сохранении равновесного состояния за счёт стимулирования совокупного спроса (смещение кривой из положения АD1 в положение AD2). На промежуточном участке также можно увеличивать совокупный спрос (смещение кривой из положения АD3 в положение AD4), но при этом будут наблюдаться и рост цен, и рост реального объёма производства. Любые попытки простимулировать совокупный спрос на вертикальном участке (смещение кривой из положения АD5 в положение AD6) приведут исключительно к росту цен. Сравнивая все три варианта макроэкономического равновесия, следует отметить, что при выборе типа экономической политики необходимо чётко представлять себе, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика страны, а, следовательно, к рекомендациям какой школы будет тяготеть экономическая политика. Кроме того, необходимо принимать во внимание возможность возникновения эффекта «храповика». «Эффект храповика» рассматривается кейнсианской школой. Он базируется на предположении о неэластичности цен в сторону понижения. Подобно храповому колесу, которое может вращаться только в одном направлении, цены также могут изменяться только в сторону повышения (см. рис. 15.1.6), а вот понизить цены достаточно сложно (отсюда название эффекта).
Рисунок 15.1.6 - Эффект «храповика»
Пусть начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен Р1 и реальном объёме производства Y1. Несмотря на то, что это состояние равновесное, оно может находиться далеко от уровня полной занятости. Предположим, что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей, например, осуществляя необходимее государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен P2, но и при более высоком уровне реального объема производства Y2. Задача решена, цель достигнута. Однако возможно, что правительству не удаётся поддерживать в дальнейшем совокупный спрос на новом уровне (нет возможности осуществлять большие государственные расходы, а других стимулов для поддержания совокупного спроса не возникает). Тогда совокупный спрос возвращается на уровень AD1. Однако проблема заключается в том, что из-за неэластичности цен в обратную сторону (в сторону понижения) экономика приходит не в точку Е1, а в точку Ез, что ухудшает исходную ситуацию, так как новый высокий уровень цен Р2 сочетается теперь с низким уровнем реального объема производства Yз. Эффект «храповика» демонстрирует опасность непродуманного экономического роста: если не удастся его поддерживать на заданном уровне, откат назад может привести к ухудшению исходной ситуации. При исследовании основных закономерностей в макроэкономике большое значение имеет исследование категорий потребления, сбережений и инвестиций. Поэтому второй из наиболее распространённых моделей макроэкономического равновесия является модель IS, предложенная Дж. М. Кейнсом. Потребление (consumption, С) - использование, употребление, применение продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей. Сбережения, накопления (savings, S) - часть денежных доходов населения, которую люди откладывают для будущих покупок, удовлетворения будущих потребностей. Представим в формальном виде доход Y как сумму потребления и сбережения: Y = C + S. С увеличением дохода в абсолютном измерении происходит прирост и потребления, и сбережения: ΔY = ΔС + ΔS. Однако в относительном измерении прирост потребления становится меньше, а прирост сбережения — больше по мере роста дохода. Для измерения склонности людей потреблять и сберегать можно использовать показатели средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению. Средняя склонность к потреблению (average propensity to consume, АРС) — это отношение общего потребления к общему наличному доходу: Средняя склонность к сбережению (average propensity to save, APS) — это отношение размеров сбережения к размеру дохода: . Эти величины характеризуют сложившиеся на данные момент склонности к потреблению и к сбережению. Если же оценивается влияние изменения дохода на изменение потребления и изменение сбережения, необходимо применять предельные показатели. Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume, MPC) – доля увеличения национального дохода, расходуемая на нужды потребления: или Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save, MPS) - доля увеличения национального дохода, остающаяся в сбережениях, расходуемая на накопление: или Эти величины показывают, какую часть дополнительного дохода домашние хозяйства склонны будут потреблять, а какую — сберегать. В сумме предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению равны единице: 1 = MPC + MPS. На рис. 15.1.7 представлены графики функций потребления и сбережения, расположенные один под другим так, чтобы между ними прослеживалась связь. Рисунок 15.1.7 – Потребление и сбережение в кейнсианской модели
Сами функции для простоты записаны в линейном виде, так как на небольших интервалах предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению являются стабильными величинами. МРС — тангенс угла наклона графика потребления, а MPS — тангенс угла наклона графика сбережения. Линия, выходящая из начала координат под углом 45°, является вспомогательной линией, которая показывает, что было бы, если бы весь доход полностью потреблялся (линия нулевых сбережений). Линия потребления начинается не из нуля, а из некоторого уровня — автономного потребления (Са), не зависящего от уровня дохода. Автономное потребление необходимо, иначе общество погибнет (потребление должно покрывать хотя бы минимальный физиологический уровень). Автономное потребление – это потребление, обусловленное прожиточным минимумом. Далее потребление становится производным от дохода, и график потребления нарастает по мере роста дохода. Но в силу того, что потребление растёт медленнее, чем доход, приросты потребления оказываются меньше, чем приросты дохода: график потребления «закрывается». Уровень дохода Y1 является единственным уровнем дохода, при котором весь доход полностью потребляется (точка нулевого сбережения). Левее от этого уровня наблюдается такой доход, который оказывается недостаточным для данного потребления, — это участок отрицательных сбережений, или жизнь в долг. Правее — доход, при котором потребление оказывается ниже его уровня и происходит формирование накоплений, т.е. образуются положительные сбережения. При этом если потребление относительно убывает по мере роста дохода, то сбережение относительно растёт: график «раскрывается». Графики потребления и сбережения взаимно симметричны, если за ось симметрии принять линию, проходящую под углом 45°. Чем больше склонность к потреблению, тем меньше склонность к сбережению, и наоборот. Для рассмотрения основных макроэкономических взаимосвязей в кейнсианской модели необходимо включить в анализ категорию инвестиций, поскольку они являются одним из основных компонентов совокупного спроса. Инвестиции (investment, I) - долгосрочные вложения капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Источником инвестиций выступают сбережения, поэтому важно представлять их взаимосвязь. Для обеспечения макроэкономического равновесия необходимо, чтобы произведённый доход полностью использовался, т.е. чтобы инвестиции были равны сбережениям: S = I. Однако, с точки зрения кейнсианцев, проблема заключается в том, что сбережения и инвестиции могут осуществляться различными хозяйствующими агентами, которые заранее не обговаривают объём сбережений и объём инвестиций, т.е. потенциально заложено возможное несоответствие желания сберегать и желания инвестировать. Сбережения зависят, прежде всего, от уровня доходов, а инвестиции, прежде всего, зависят от уровня процентной ставки. Следовательно, равенство сбережений и инвестиций автоматически не достигается, и на практике возможны две неравновесные ситуации: 1) S(Y) >I(r); 2) S(Y) <I(r). Первая ситуация - сбережения больше инвестиций - относится к стагнирующей экономике: есть средства, но нет желания инвестировать. Вторая ситуация - инвестиции больше сбережений - касается развивающейся экономики, но такой экономике нужен внешний приток средств, так как внутренних источников оказывается недостаточно для осуществления желаемых инвестиций. Графически кейнсианские представления относительно сбережений и инвестиций отражены на рис. 15.1.8. Рисунок 15.1.8 - Сбережения и инвестиции в кейнсианской модели
В этой модели по оси абсцисс отображается уровень дохода, по оси ординат - сбережения и инвестиции. Линия инвестиций - горизонтальная прямая, так как инвестиции не зависят от уровня дохода. Линия сбережений строится в зависимости от дохода, её наклон определяется предельной склонностью к сбережению. Равновесие между инвестициями и сбережениями установится в той точке, где их графики пересекаются, т.е. в точке Е. Размер дохода YЕ — это равновесный уровень дохода. Проблема заключается в том, что равновесный уровень дохода, даже если он достигнут, может не обеспечивать достижение уровня полной занятости F. Правительства большинства стран решают такие макроэкономические задачи, как достижение и сохранение макроэкономического равновесия, повышение уровня равновесного дохода. Согласно кенсианской модели этого можно добиться, наращивая инвестиции («поднимая» линию инвестиций вверх). Если инвестиционный процесс расширится, то возможно достижение равновесия при полной занятости. Таким образом, данная модель, помимо иллюстрации проблемы равновесия, даёт представление о функциональной роли инвестиций в экономике. Прочими факторами, влияющими на объём инвестиций, являются: уровень доходов, ожидаемая норма прибыли, уровень налогообложения, политика правительства, общее состояние инвестиционного климата в стране. Взаимосвязь сбережений, инвестиций, уровня процента и уровня дохода можно графически представить (рис. 15.1.9) с помощью модели IS (investment — savings; инвестиции - сбережения). Модель была разработана в 1930-е гг. английским экономистом Дж. Хиксом. Она показывает равновесие на реальном рынке, т.е. на рынке товаров и услуг. Кривая IS проходит через точки, отображающие такое соотношение процентной ставки и дохода, при которых выполняется условие равновесия, т.е. сбережения равны инвестициям. Рисунок 15.1.9 – Модель IS
В данной модели плоскость графика разбивается на квадранты - четверти. Во II квадранте отражена обратно пропорциональная зависимость между инвестициями и нормой процента. В данном случае уровню процента r0 соответствуют инвестиции в размере I0. В III квадранте линия, проведённая под углом 45° из начала координат, отражает условие равновесия инвестиций и сбережений, т.е. ситуацию, когда I = S. Значение сбережений, равное инвестициям, составляет S0. В квадранте IV показан график сбережений, которые зависят от дохода. Уровню S0 соответствует объём национального дохода Y0. В I квадранте на пересечении уровней процентной ставки и дохода (r0 и Y0) на кривой определяется первая точка I0S0. Вторую точку I1S1 можно найти точно так же, начиная рассуждения от другого уровня процентной ставки r1. Соединение всех точек, полученных таким образом, позволяет построить кривую IS. Прирост инвестиций приводит к приросту дохода. Однако, как показывает практика, доход растёт гораздо интенсивнее, чем увеличиваются инвестиции. В этом проявляется эффект мультипликатора. Эффект мультипликатора - влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт, вызванное изменением в потреблении, в объёме инвестиций, чистом объёме налоговых поступлений, объёме правительственных расходов на товары и услуги или в объёме экспорта[42]. Суть эффекта заключается в том, что масштаб изменения чистого национального продукта превосходит в п раз величину изменения совокупных расходов. Показатель n называют мультипликатором. Мультипликатор - экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объёма выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию (а, следовательно, и дохода)[43]. Поскольку не только инвестиции, но и любой компонент автономных расходов (потребление, инвестиции, государственные расходы, чистый экспорт) может оказывать точно такое же влияние на доход, его называют мультипликатором автономных расходов. Величина мультипликатора зависит от предельной склонности к сбережению: чем ниже предельная склонность к сбережению, тем сильнее эффект мультипликатора: где k — мультипликатор. Графически эффект мультипликатора отражен на рисунке 15.1.10. Как следует из рисунка, прирост инвестиций (с уровня I1 до уровня I2) вызывает гораздо больший прироста дохода (от величины Y1 до величины Y2). Необходимо также отметить, что снижение величины инвестиций также вызывает более сильное снижение доходов благодаря эффекту мультипликатора. С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселератора. Обычно увеличение объёма производства (ВВП) приводит к ещё более быстрому росту инвестиций. Акселератор (accelerator) – отношение прироста индуцированных подъёмом производства инвестиций к вызвавшему его относительному приросту объёма производства. Инвестиционный акселератор показывает, насколько вырастут инвестиции в данном году под влиянием увеличения национального дохода в прошлом году. Рисунок 15.1.10 – Эффект мультипликатора
Инвестиции, которые зависят от динамики национального дохода, называются производными инвестициями. Производные инвестиции вместе с автономными инвестициями ускоряют экономический рост (отсюда и название – «акселератор», или «ускоритель»). Аналогично мультипликатору воздействие акселератора является двусторонним, т.е. может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении. Так, снижение объёма продаж ведёт к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-ное количество раз, равное величине акселератора. Date: 2015-09-22; view: 697; Нарушение авторских прав |