Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Распространяется ли юрисдикция международных организаций на национальные формы проявления насилия и каким образом





56. Каковы принципы построения социального гос-ва и какой цели оно служит? Соц.гос-во предназначено для того, чтобы сгладить пороки общ-ва с его избыточной несправедлив-тью. Оно вмешивается в процесс распред-я обществ.благ и выравнивает полож-я тех людей, кот. по независимым от них обстоят-вам не способны трудиться так же, как все остальные, а также поднимает уровень жизни некотор.др.ктегорий населения. Оно помагает многодетным семьям и одиноким матерям, больным и инвалидам, слабым и обездоленным, т.е. сглаживает имуществ.нерав-во, предотвращает обнищание населения, ведущее к дегуманизации и полит.нестабиль-ти общ-ва. Термином «Соц.гос-во» подчёркивается общест.значение гос-ва, его служение всему общ-ву, в т.ч. людям, недостаточно обеспеченным.

57. Что является источником неравенства людей? Источники нерав-ва людей: частная собственность, религия, недостаток образования, основы гражданского быта, разделение труда, гос-во, законы, нерав-во возмож-тей и способностей; природные способ-ти, стартовые возмож-ти микросреды, ьруд, нетрудовые доходы,. Люди рождаются и воспитываются неравными в физическом и интеллектуаьном отношении и располагают уже к моменту вхождения в жизнь разными стартовыми возможностями (жители города или села, областного центра или столицы, выходца из семьи учителя ли грузчика, развивающейся или развитой страны). Сообразно свои способ-тям они занимают разные в отнош-и доходов раб.места и получают разное вознаграждение за свой труд. 58. Какова сущ-ть нац.вопроса? Она заключается в несовпадении соц.-эконом. и полит.интересов разных этносов. Нац.вопрос – это соц.противоречие, обусловленное нац.формой. + ст. 11 раздел 1 Конституции У-ны. 59.В чем состоит назначение гражданского общества по отношению к государству и населению? Гражданское общество в политологии рассматривают, как правило, как соц.образование, которое противостоит гос-ву. Его можно понимать как плюрализм и организацию интересов независимо от гос-ва. Гражданское общество привлекает граждан к коллективным действиям в общественной сфере для выражения своих интересов, идей, обмена информацией, достижение общей цели. Оно выступает посредником между личной сферой жизни людей и гос-ом и объединяет большое разнообразие формальных и неформальных организаций. То есть оно осуществляет контроль за гос-ом во имя реализации интересов граждан. Неправомерно, на наш взгляд, противопоставление деятельности гражданского общества и государства. Без тесного взаимодействия государственной власти и гражданского общества цивилизованное состояние социальных отношений вряд ли достижимо. Можно сказать, что гражданскоеобщество — это общество, в котором есть ответственность власти и народа по выполнению взаимных обязательств поддерживать закон и порядок, соблюдать при обоюдном согласии сторон права государства и граждан и их объединений. Среди основных функций, характеризующих жизнь гражданского общества, можновыделить следующие: важное предназначение гражданского общества состоит в том, что оно независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан; другая основная функция гражданского общества состоит в защите граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов; наконец, третья основная функция гражданского общества заключается в том, что, являясь базой общественного и государственного строя, гражданское общество способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитие всей политической системы общества. 60. По каким критериям выделяются осн.соц.группы в общ-ве и как они называются? 1)По соц.-классовому – рабочие и крестьяне, служащие и интеллигенция, предпрениматели, безработные и др.; 2) по этнич. Критерию – нации, народности, этнич.группы; 3) профессиональный критерий – представители разн.профессий: фрачи, учителя, токари и др.; 4) по территориальн.критерию обнаруживаются граждвне и лица, не имеющие гражданства, жители Востока и Запада, население гор и долин, горожане и селяне и др.; 5) по демограф.критерию – мужчины и женщины, дети и молодёжь, люди наиболее активного возраста и пенсионеры; 6) по образованию – грамотные и неграмотные, лица, имеющие среднее и незаконченное средн.образ-е и др.; 7) по уровню доходов – бедные и богатые, люди, имеющие средн., достаточные и высокие доходы, живущие в достатке и за чертой бедности. 61. Какие глобальные перемены произошли в мировой политике в конце ХХ в.? 1)ликвидация двуполяр-ти, разделения человеч-ва на 2 мировые сис-мы – социалистич. и капиталистич. и отмирание глобальной военно-полит. конфронтации этих сис-м; 2)отказ от использ-я военной силы в полит. целях в глобальном масштабе; 3)деидеологизация междунар.тонош-й, связанная с отмиранием 2-х мировых сис-м; 4)экспансия зап.ценностей на Восток; 5)усиление соперничества между цивилизациями и трансцентальными копаниями за командные высоты в мировой экономике; 7)превращение США в военно-полит.центр мир.политики; 8)увеличение разрыва между развитыми и развивающимися компаниями; 9)усиление сепаратистских тенденций; 10) религиозное возрождение; 11)усиление интеграционных процессов в мире. 62. Дайте определение социальной структуре общ-ва. Социальная структура общества — это совокупность относительно устойчивых социальных общностей людей, определенным образом взаимодействия между собой: 1) Исторические общности людей (род, племя…) 2) Население города и деревни. 3) Работники физического и умственного труда. 4) Классы и различные соц. слои. 5) Различные коллективы людей. 6) Семья. Соц. структура объективна и во многом зависит от способа производства. Маркс утверждал, что: 1) Существование классов связано с определенными историч. фазами развития пр-ва. 2) Классовая борьба неотвратимо ведет к диктатуре пролетариата. 3) Диктатура — есть преходный момент к обществу без классов. Основной классообразующий признак в марксизме — отношение к средствам пр-ва, отношение к собственности. Теория соц. стратификации — это современная теория, анализирующая соц. структуру общества. По этой теории общество делится на страты, за основу выделения которых берут различные признаки. Известный нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общества берет соц. статус. Он выделяет 3 статусных показателя: 1) Уровень образования. 2) Профессия, уровень квалификации. 3) Уровень доходов. В соответствии с этими показателями Вебер различает 3-и класса в обществе: 1) Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники…) 2) Средний класс (совокупность людей наемного и самостоят. труда, обладающих общим самосознанием: а) высший слой среднего класса (средние предприниматели) б) средний слой в) нисший слой (люди со средним спец. образованием) 3) Нисший класс — низкий уровень образования, существуют и маргинальные слои.

63. Справедливость, на Ваш взгляд, означает социальное рав-во или нерав-во? Справедливость – категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

64.Каковы источники полит.конфликтов? Источники политических конфликтов ученые, как правило, видят в действии либо внесоциальных, либо социальных факторов. Чаще всего к внесоциальным факторам относятся многочисленные - в духе К. Лоренца - интерпретации различных видов политической напряженности, базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности животных и агрессивности человека. Однако данные современной науки не подтвердили, что люди обладают повышенной склонностью именно к конфликтам, а не к, положим, альтруизму или солидарности с себе подобными. Более достоверно объясняет природу политических конфликтов признание ведущей роли социальных факторов. Среди данного рода детерминант, как правило, выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. Прежде всего - это разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. Эти, условно говоря, объективные источники политических конфликтов чаще всего детерминируют противоречия между правящей и контрэлитой, различными группами давления, представляющими интересы определенных сил и ведущими борьбу за части государственного бюджета, а равно и между всеми иными политическими субъектами системы власти. Внешнюю напряженность такого рода конфликтов, как правило, удается погасить достаточно легко. Однако искоренить источники конфликтной диспозиции сторон, различным образом включенных в политическую игру, можно только путем преобразований, либо меняющих саму организацию власти в обществе, либо реформирующих социально-экономические основания политической деятельности конкурирующих субъектов. Ко второму основному источнику политических конфликтов относятся расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. Такие конфликты наиболее часто возникают в тех странах, где сталкиваются качественно различные мнения о путях реформирования государственности, закладываются основы нового политического устройства общества, ищутся пути выхода из социального кризиса. В разрешении таких конфликтов найти компромисс порой весьма.трудно. В последние годы ряд западных теоретиков (Дж. Бергон, К. Леде-рер, Дж. Дэвис и др.) выдвинули еще одну версию, объясняющую природу политических конфликтов - т.н. теорию человеческих потребностей. Эта концепция утверждает, что конфликты возникают в результате ущемления или неадекватного удовлетворения потребностей, составляющих самое человеческую личность. Сторонники этой позиции относят к базовым источникам конфликтов разные ценности: О. Надлер - идентичность, экономический рост, трансценденцию (внутреннее самораскрытие); Р. Инглхарт - безопасность, общественное признание, нравственное совершенствование и проч. Удовлетворение такого рода стремлений не может быть предметом купли-продажи, торга с властью, которая должна лишь видоизменять и совершенствовать политические структуры в целях наиболее полного и адекватного удовлетворения этих универсальных человеческих потребностей. И, наконец, третьим источником политических конфликтов в политической науке рассматриваются процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. Такого рода конфликты характерны прежде всего для нестабильных обществ, где людям приходится осознавать себя гражданами нового государства, привыкать к нетрадиционным для себя нормам взаимоотношений с властью (как это, к примеру, происходит в современной России после распада Советского Союза). Такого же характера противоречия возникают и в тех странах, где напряженность в отношениях с правящими структурами вызывает защиту людьми культурной целостности своей национальной, религиозной и т.п. группы, стремление повысить ее властный статус (например католиками Северной Ирландии, франкоязычным населением Канады и т.п.).

65. Что такое менталитет и в каких механизмах проявляется его влияние на режим полит.правления? Менталитет в политике - устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей, обусловливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности. Термин был введен в научный оборот в начале XX в. Л.Леви-Брюлем. Содержание предметной области этого понятия включает в себя не только когнитивную сферу сознания, но и иерархию ценностей., доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей. Доля менталитета характерны: нерефлексируемость, стереотипичность, проявления; высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны гос-ва и др.соц.институтов при попытках коренных изменений. Развитие и специфика менталитета определяются комплексом факторов: геоклиматических, этноисторических, социально - экономич., религиозных, политических и др.

66. Какие наиболее важные полит.силы сущ-ют в междунар.политике в современную эпоху? ЄНП (Европейская народная партия) - мощнейшая международная политическая сила Европы, которая у включает в себя 68 партий христианско-демократической или консервативной идеологии. Мартинс возглавляет эту партию с 1990 года. К ведущей полит.силе Ирака относитя полит.группировка Саддама Хусейна,кот. на данный момент расформирована, но ее сторонники до сих пор ведут активную полит.деят-ть. К полит.силам в У-не относятся: Демократическая партия Украины (ДПУ), Конгресс Украинских Националистов (КУН), Христианско-демократическая партия Украины (ХДПУ), Украинская национальная ассамблея (УНА), Социалистическую партию Украины (СПУ), Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ) во главе с Н. Витренко и др. Сущ. след.полит.силы в Афганистане: "Северный Альянс", состоящий из этнических узбеков и таджиков, эмигранты из так называемой "кипрской группы", сторонники бывшего афганского монарха Захир Шаха и - лидеры пуштунских племен, «Талибан», «Аль-Каеды» и др.

67. Охарактеризуйте теорию соц.стратификации. Социальная стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. В социологии известны 4 главные формы стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний - открытые. Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещение из одной страты в другую никак официально не ограничены. Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему нужно родиться еще раз. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот. В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшьи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаями или юридическими законами, и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, профессий, чинов. Государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием. Класс (в широком значении) - большая социальная группа людей, владеющих, либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода. В узком значении класс - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью и престижем.

68. В чем проявляется шовинизм и в какой политике осуществляется великодержавный шовинизм? Шовинизм выражается в соответствующем пренебрежении к др.народам, их подавлении и ликвидации прав и свобод по этнич.критерию, осущ-и насилия в межэтнич.отнош-ях. Великодержавный шовинизм – это оборотная сторона политики гос.национализма. если гос.национализм – это гос.политики нац.исключит-ти и превосходства «титульной» нации над всеми остальными, то гос.шовинизм есть логическое следвие этой сверх любви к себе: это возведение в раг гос.политики пренебрежит.отнош-е к др.этносам, находящимся, по мнению шовинистов, на более низкой ступени развития. Культура этих народов, их язык и художеств.творч-во представляется шовинистам неразвитым, примитивным, недостойными не внимания, ни права на сущ-е. В силу этого они подлежат искоренению и замене на др., якобы более высоку. Н-р, политика Германского гос-ва в период Адольфа Гитлера.

71. Каковы причины межэтнических конфликтов? Межэтнический конфликт – форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку. Межэтнический конфликт – любая форма гражданского, политического или вооруженного противоборства, в котором стороны, или одна из сторон, мобилизуются, действуют или страдают по принципу этнических различий (В.А. Тишков). Причины межэтнических конфликтов: Л.М. Дробижева: в основе межэтнической напряженности лежат процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов России. Вследствие этого в престижных профессиях нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими. Также у многих народов сформировались свои ценности и представления, не совпадавшие с ценностями и представлениями русских в этих республиках (русские ехали в республики помогать, поэтому чувствовали себя выше, чем титульные народы). С. Хантингтон: урбанизация, образование и широкая доступность информации порождают новые потребности и способы их удовлетворения. Но реальные возможности таких обществ растут медленнее, чем потребности людей. Несовершенство политической системы, неспособность её решать противоречия, ведут к конфликтам. Причины: 1) невысокий уровень соц.-эконом.развития общ-ва; 2)низкий уровень общего образ-я этноса; 3)невысокий уровень полит.профессионализма, образования, общей и полит.культуры у нац.лидеров; 4)большие различие между этносами (религиозные, соц.-психолог., культурологич-е); 5)различия соц.-эконом. хар-ра (неравноправие, дискриминация); 6)отсутствие демократич.институтов; 7)стремление к лидерству нелегитимным путём. Реальные причины – внезапное исчезновение сдерживающих факторов, н-р, тоталитарного, авторитарного режима или власти вообще.

72. Каковы принципы оптимальной социальной политики? Оптим.соц.политику проводят индустриально развитые страны мира. Они тратян на вспомоществование не столько, сколько хотят или сколько от них требуют, а ровно столько, насколько позволяет ВНП, демографич.ситуация и стратегич.приоритеты. От большого ВНП формируется сильная соц.политика, от малого – слабая. В конечном счете все упирается в произв-во. Соц.политика не может быть произвольной, независимой от состояния НТП и производит-ти обществ.труда. Развитая медицина и образование бывают только в экономически развитом общ-ве, а пенсии, пособия и зарплата вправе расти только при условии роста производит-ти труда. Соц.политика производна от экономики. Но не только. Важную ролль при этом играет налоговая политика. Планка налогов может быть настолько высокой, что произ-во не в состоянии встать на ноги, чтобы воспроивести себя, оплатить затраты да ещё отчислить на обществ.нужды. Бывает и заниженной, но обеспечивающей необходимые поступления в гос.бюджет. Могут и не собираться в полном объеме. Соц.политика связана с легитимностью власти, ее силой и авторитетом. Существ.фактором для выполнения развернутых соц.программ явл.общая политика гос-ва (создание условий для самовыживания).Никому никогда не удастся защитить чел-а так, как это способен сделать он сам. Поэтому важно освободить сознание людей от образа всемогущ.гос-ва, а каждому чел-у перестать быть его иждивенцем. Если гос-во буде способно предусмотреть все случаи жизни, уберечь и обеспечить, это будет тоталитарное гос-во, заполненное рабами. Свободным же индивид может быть лишь в свободном гос-ве – таком, которое создает благоприятные условия для самодеят-ти каждого гражданина, проявления его творч-ва, инициативы, таланта или просто сверхнапряженного труда. Никто этому не должен препятствовать – и это также должно обеспечить гос-во. Сильные соц.программы могут быть и выполняются только в развитом гражданском общ-ве. Там, где правит-во контрлируется общ-вом, не разворовывает нац.богатство и обходится народу недорого. Где есть развита оппозиция в виде профсоюзов и левых сил, требующих достаточного соц.обеспечения бедных. Есть законопослушное население и высокая нравственность его осн.массы.

73. Каковы осн.положения концепции внешн.политики У-ны? Суть концепции внешеней политики У-ны изложена в «Основных направлениях внешн.политики У-ны» - док-те, утвержденном Верховным Советом в июле 1993 г. Это – равноправие, суверенитет, разрешение споров мирными средствами, невмешат-во во внутр.дела др.стран, сотруднич-во, нерушимость границ, соблюдение прав чел-а, неиспольз-е силы. У-на стремится к сотруднич-ву, но избегает завис-ти от др.гос-в, обеспечивает собств.безопасность через безопасность других, провозглашает приоритет права во внешней политике и безусловное выполнение междунар.обязательств, осуждает «двойные стандарты» в междунар.отнош-ях, выступает против размещения иностр. войска на тер-и др.гос-в и готова использовать собств. вооруж. силы в случае агрессии против неё.

74. Что означает ромбовидное и пирамидальное построение соц.структуры общ-ва? Различные профессиональные роли обладают в общ-ве различной способ-тью к получению дохода и накоплению богатства в виде капитала. Столь же различны шансы на получение богатства по наследству. Иной раз роли низкого престижа, н-р, роли воров, могут способствовать накоплению больших денег. Происходящая в результате этого стратификация по доходу и богатству приобретает либо пирамидальную, либо ромбовидную форму, с более или менее выраженными пиками в том и др.случаях. В целом западное общ-во эволюционирует сегодня от пирамидального к ромбовидному типу стратификационной структуры по доходу и богатству, хотя даже при новой форме сохраняется значительная пикообразность и образуется негативный пик крайней нищеты в нижней части структуры.

75. В каких формах осуществляется контроль государства со стороны гражданского общества СУДЫ 76. В чем заключаются основные способы преодоления полит.конфликта и условия их применения. Политический конфликт представляет собой проявление и результат конкурентного взаимодействия двух или более сторон (индивидов, их групп, общностей, государств), оспаривающих друг у друга распределение и удержание властных ресурсов, полномочий и благ. Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. В своей содержательной сущности власть представляет собой способность и возможность одного индивида (социального слоя или группы) осуществлять свою волю и, навязывая ее другим, побуждать их выполнять намеченные цели при помощи различных средств: авторитета, права, насилия, знания, денег, и т. п. Есть 2 способа решения конфликта: мирный и военный. Мирный (путем диалога для нахождения компромисса) может усугубить положение и углубить конфликт. Сущ-ет 2 осн.способа преодоления конфликта мирным путём: компромисс и обращение к третейскому суду. Компромисс предполагает совместный поиск сторонами способов улаживания конфликта, отказ от части своих требований, понимание требование др.стороны, создание такой ситуации, при кот.за счёт взаимных уступок остаются неприкосновенными существ.интересы участгников. Компромисс основывается на доброй воле сторон, взвешенности подходов и трезвости оценок. Стороны при этом характеризуются не только рациональным типом мышления, благодаря которому конфликт переводится из русла обид и амбиций, притязаний и сатисфакции, в русло подсчёта затрат и выгод. Важнейшим признаком компромисса явл.взаимодействие сторон, направленное на поиск и создание условий, устраивающих всех участников конфликта. Второй способ – обращение к третейскому суду. В общ-ве на себя эту функцию обычно берёт гос-во, а в экстремальных ситуациях отнош-я между общ-вом и самим гос-вом утрясают общественно-полит. объединения граждан. В междунар.отнош-ях роль арбитра могут выполнить как правительственные, так и неправителств. нар. орг-ции, начинаяя от ООН, ее Ген.секретаря и Совета Безопасноти…Междунар.судов в Гааге и Страсбурге и завершая союзамигос-в и обществ. объединений. Эта третья, нейтральная сторона обычно изучает ситуацию, делает оценки и дает рекомендации, обязательные в том случае, если сос тороны конфликта об этом условились. На компромисс чаще всего идут слабые и равные противники. В арбитраже обычно нуждаются и под давлением обстоятельств прибегают к нему равные и сильные участники конфликта. Военный – крайняя форма проявления полит.конфликта, путём насилия. В разных странах по разному разрешают конфликты. в авторитарных – путём уничтожения конфликта в зародыше, при этом возможно взрывчатое развитие конфликта (насилие, революция). В демократических – цивилизованными методами. Разрешение конфликта зависит от выбора поведения. При морально-правовом конфликте урегулируется с помощью правовых и моральных норм. при идеалистичном – с помощью установления взаимоотношений, принятых для всех. При интегративном – в результате компромисса устанавливаются общепринятые цели и ценности.

77. Какие подсис-мы входят в стуктуру гражд.общ-ва? Современное гражд. общ-во имеет следующую структуру:1) добровольно сформировавшиеся первичные общнос­ти людей (семья, кооперация, ассоциация, хоз. корпорации, обществ. орг-ции, профессиональ­ные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональ­ные и другие объединения). 2)Совокуп-ть негос. неполит. от­ношений в общ-ве: эконом., соц., семей­ных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производств.и частная жизнь людей, их обычаи, тради­ции, нравы. 3)Сфера самопроявления свободных индивидов и их орг-ций, огражденная законами от прямого вмешат-ва в нее со стороны гос. власти. Т.о. структура гражд. Общ-ва раз­витых стран представляет собой широкую сеть обществ.отношений, различных добровольных орг-ций граж­дан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муници­пальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, творческих, кооперативных объединений, по­требительских, спортивных обществ, общественно-полит., религиозных и иных орг-ций и союзов. Все они выражают самые разл. соц. интересы во всех сферах жизни общ-ва. Из этого вытекает и конкретный анализ осн. эл-тов гражд.общ-ва. Во-первых, эконом. орг-ция гражд. об­щ-ва — это общ-во цивилизованных рыночных отно­шений. Рынок как своеобразный «компонент» эконом. свободы невозможен без развития самостоят.пред­принимат. деят-ти, направленной на система­тич. получение прибыли. Второй структур.эл-т гражд. общ-ва — его соц. Орг-ция. В рыночных условиях она но­сит весьма сложн. характер, что отражает прежде всего различия отдельных соц. групп. Можно выделить три осн. группы населения гражд. общ-ва: наем­ные работники, предприниматели и нетрудоспособные граж­дане. Обеспечение взвешенного баланса эконом.ин­тересов и материальных возмож-тей этих групп — важное напр-е соц.политики. Наемным работникам необходимо создавать эконом., соц. и правовые условия для эффективного тру­да, справедливой оплаты своего труда, широкого участия в прибылях. В отношении предпринимателей должны приниматься меры, направленные на гарантирование им свободы всех форм эконом. деят-ти, на стимулирование их капиталовложений в развитие эффективного, прибыльного пр-ва товаров и услуг. Что же касается нетрудоспо­собных граждан, то им должна быть обеспечена адресная соц. защита, определены нормы соц.обес­печ-я и обслуж-я, кот.позволят поддерживать приемлемый уровень их жизни. Третий структур. Эл-т гражд.об­щ-ва — его общественно-полит.орг-ция. Ее нельзя отождествлять с гос.-полит. орг-цией, с гос. упр-ем общ-вом. Напротив, реальный демократизм гражд.общества как основы обеспечения действит.свободы лич-ти становится возможным именно тогда, когда общ-во, при­обретая качества гражд., правового, вырабатывает свои собств., негос.общественно-поли­т.мех-змы саморегуляции и самоорг-ции. В соответствии с этим происходит т.н. полит. институционализация гражд.общ-ва, т.е. общ-во самоорганизуется с помощью таких институтов, как полит.партии, массовые движ-я, професси­ональные союзы, женские, ветеранские, молодежные, религиозные орг-ции, добровольные общ-ва, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и др. добровольные объединения граждан, создаваемые на основе общности их полит., профессиональных, куль­турных и иных интересов. Важной конституционной осно­вой полит. институционализации гражд.об­щ-ва явл.принцип полит.и идеолог. плюрализма, многопартийность. Гражд.обществу чужд полит. и идеолог. монополизм, подавляющий инакомыслие и не допус­кающий никакой др.идеологии, кроме официальной, гос., никакой иной партии, кроме правящей — «партии власти». Важным условием обеспечения поли­т.и идеолог. плюрализма, а, следоват-но, и институционализации гражд. общ-ва явл. сво­бода орг-ции и деят-ти ср-в массовой инф-ции.

78. Назовите осн. конституц. полож-я нац. политики укр. гос-ва? Согласно К-и У-ны 1996 г, гос-во содействует консолидации, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности все коренных народов и нац.меньшинств У-ны. Гарантируется также свободн развитие и функционир-е укр.языка, русского и др.языков нац.меньшинств У-ны. К-я устанавливает право граждан на обучение на родном языке. Какая-либо дискриминация в их соц.-эконом. или полит. правах по нац. признаку запрещена. + ст. 11 раздел 1 К-и У-ны.

79. В чем состоит смысл политико-правовой, экономической, социальной, духовной и психологической основы гражданского общества? Политико-правовая основа гражд.общ-ва образуется прежде всего наличием правового гос-ва со всеми присущими ему признаками: суверенитетом народа и конституц. закреплением этого принципа, гос. суверенитетом и верховенством права, соответствием закона праву и всеобщностью правового закона, приоритетом прав чел-а над законами гос-ва, разделением властей и полит. плюрализмом. К этой основе, безусловно, относится развитая партийная сис-ма общ-ва, многообразие обществ. объединений граждан и негос.СМИ. Экономическую основу гражд. общ-ва составляет многообразие форм собственности, обеспечивающее производств. эффективность и максимум возмож-тей для чел-а в реализации его трудовой актив-ти, а также гарантию эконом. независ-ти от гос-ва. Задавленное нуждой общ-во развитым не бывает, поэтому в эконом. основу гражд. общ-ва включаются высокоразвитые производит. силы и НТП, культ в общ-ве предприимчивости, добросовестного и напряженного труда. Социальную основу образуют развитая соц.-классовая структура общ-ва, предполагающая наличие в ней дифференцированных и осознавших свои интересы больших обществ.групп и. Главное, наличие в ней «среднего класса», представленного большей частью населения.., характеризующегося сравнит-но высоким –средним – и оносит-но одинаковым уровнем имуществ.обеспечения и культуры. В соц. основу гражд. общ-ва входит также институт семьи. К духовной основе относятся уровень общего образования населения, причастность осн. массы граждан к достижениям культуры, развитые лит-ра, театр, кино, живопись и др. формы искусства, народные обряды и традиции, господство нравств..ценностей, идеолог. плюрализм. Церковь также укрепляет духовн. основы гражд.общва.В психологическую основу включаются такие распространенные черты, как индивидуализм и развитое чувство собств. достоинства, массовое неприятие тирании и активное сопротивление ей, лояльность ко всему инородному, слабо выраженные зависть, жадность, эгоизм, жестокость, агрессивность. Только совокупностью всех названных основ образуется фундамент развитого гражданского общ-ва.

80. Какова политика нац.безопасноти У-ны? Стабильность развития Украины становится зависимой не только от внутренних процессов, но и от явлений глобального характера, в частности, таких, как глобальный финансовый кризис, международный терроризм и тому подобное». Поскольку Украина втягивается в глобальные, мировые процессы, и возникают новые типы внешних и внутренних угроз, это должно отражаться в Концепции национальной безопасности. Сегодня нам нужно по-новому посмотреть на информационную политику, больше уделить внимания научно- технологической сфере. Внешнеполитическая ситуация за последние годы кардинально изменилась — международный терроризм, нелегальная миграция, торговля наркотиками стали факторами, активно влияющими на национальную безопасность государства. В то же время Украина наработала значительный потенциал партнерства с НАТО, официально провозглашен европейский выбор. Все это в совокупности требует принятия обновленной редакции Концепции национальной безопасности Украины. Перечень приоритетных национальных интересов: защита конституционных прав и свобод граждан, в том числе в сфере получения информации и ее использования; развитие гражданского общества и демократических институтов для обеспечения прав и свобод человека и гражданина; защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного и политического, экономического и религиозного экстремизма; обеспечение государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ; невмешательство иностранных государств во внутренние дела Украины. Перечень угроз национальной безопасности Украины: наличие сепаратистских тенденций в отдельных регионах и в деятельности определенных политических сил в Украине, попытки нарушения принципа разделения государственной власти, системы государственной ответственности и дисциплины, низкий уровень инвестиционной и инновационной деятельности субъектов хозяйствования, недостаточный уровень привлечения вкладов населения в развитие экономики, недостаточность условий для формирования среднего класса, рост имущественного расслоения населения, бедность значительной его части, а также создание и функционирование на территории Украины террористических формирований, деятельность которых может быть направлена как против Украины, так и против иностранных государств. В качестве угроз национальной безопасности также названо наращивание иностранными государствами возле границ Украины группировок войск и вооружений, которые нарушают сложившееся соотношение сил; обострение проблемы влияния последствий Чернобыльской катастрофы на здоровье человека; накапливание токсичных отходов и усиление их влияния на окружающую среду, ухудшение состояния этой среды; распространение СМИ культа насилия, жестокости, порнографии; информационная экспансия со стороны иностранных государств; компьютерный терроризм; масштабное манипулирование общественным сознанием путем распространения недостоверной информации. Основные направления государственной политики в области национальной безопасности Украины. Это, в частности, вхождение нашей страны в существующие и создаваемые системы универсальной и региональной безопасности, участие в урегулировании конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, НАТО, борьба с международным терроризмом, введение системы демократического гражданского контроля над Вооруженными силами Украины и другими военными формированиями, гарантирование экологической безопасности ядерных объектов и радиационной защиты населения и окружающей среды, сведение к минимуму влияния последствий аварии на ЧАЭС, завершение процессов делимитации и демаркации границ. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности во всех сферах ее деятельности разработчики документа назвали создание и поддержание в состоянии готовности системы сил и средств обеспечения национальной безопасности, государственный мониторинг национальной безопасности Украины, на чем Евгений Марчук сделал особое ударение, управление деятельностью системы обеспечения нац. безопасности, а также использование международных механизмов сотрудничества для укрепления нац. безопасности.

81. В чем суть смешанной избирательной системы? Избирательная система это порядок выборов Президента, депутатов Верховной Рады, выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Украины и избираемые непосредственно гражданами Украины в соответствии с законами. Этот порядок используется также при выборах в органы государственной власти субъектов Украины и в органы местного самоуправления.Избирательная система это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, на основе которых осуществляются выборы, права граждан избирать и быть избранными, устанавливающих ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, определяющих порядок организации и проведения выборов и регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти, осуществления взаимоотношений избирателей с депутатами и иными избранными ими лицами. Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

 

 

83. Раскройте содержание основных направлений гос.политики в У-не в соответствии с Законом У-ны «О внесении изменений в К-ю У-ны»(2004 г.). 6 марта 2003 г. Президент Украины передал в Верховную раду законопроект “О внесении изменений в Конституцию Украины”. Президент предлагает создать двухпалатный парламент. Нижнюю палату – Государственное собрание (300 народных депутатов) – будут формировать партии и блоки на пропорциональной основе по результатам выборов, а верхнюю - Палату регионов – представители регионов (по три представителя с Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя). В данном законопроекте Президент предлагает передать часть президентских полномочий правительству и двухпалатному парламенту и перейти от президентско-парламентской к парламентско-президентской системе. В частности, предлагается чтобы премьер-министра назначал парламент по представлению Президента. Но параллельно с этим полномочия Президента расширены в других сферах. Так, к примеру, в проекте Президенту отводятся полномочия по назначению половины состава Конституционного суда (сейчас он уполномочен назначать только одну треть), полномочия по формированию и ликвидации судов, определению количества судей в судах, осуществлению перевода судей, назначению председателей суда в определенном законе порядке (сейчас в Конституции предусмотрены полномочия только по формированию судов в определенном законе порядке). И это только видимая и незначительная часть того, что получит Президент взамен за передачу полномочий по назначению премьера и некоторых министров. Главным его преимуществом станет возможность влияния на парламент посредством верхней палаты, сформированной из региональных представителей, которые, как показала практика, в основном представляют интересы Президента.
Также в проекте предложено проводить выборы Президента, двухпалатного парламента, и местных советов в один год, при этом очередные выборы в Верховную Раду будут проводиться через 5 лет, как и Президента, а не через 4, как сейчас. Внесение такого изменения без предусмотрения положений, регулирующих переход от действующей системы выборов к предлагаемой, может повлечь за собой массу неурегулированных вопросов. Так, к примеру, очередные выборы Президента должны состояться в последнюю неделю октября 2004 года, а парламентские – в последнюю неделю марта 2006 года. То есть, необходимо будет или переносить парламентские выборы на 2004 год и сократить срок полномочий Верховной Рады нынешнего созыва на 2 года, или перенести президентские выборы на 2006 год и продолжить срок полномочий Президента на 2 года. Л.Кучма вынес на всенародное обсуждение проект Закона Украины “О внесении изменений в Конституцию Украины” и призвал украинский народ принять активное участие в его обсуждении, которое согласно его Указу N 197/2003 должно состояться в течении 2 месяцев со дня его официальной публикации, то есть до 7 мая 2003 года.

85. Охарактеризуйте полномочия ВРУ в рамках Закона У-ны «О внесении изменений в К-ю У-ны»(2004 г.). В соответствии с принятым Законом «О внесении изменений в Конституцию Украины» срок полномочий Верховной Рады Украины составляет 5 лет. Закон также предусматривает, что срок полномочий народных депутатов Украины прекращается одновременно с прекращением полномочий Верховной Рады. Кроме того, Законом предусмотрено, что полномочия народных депутатов прекращаются досрочно в случае невхождения депутата во фракцию той политической партии, по списку от которой он избран, или выхода депутата из состава фракции этой партии. Законом предусмотрено, что в случае невхождения депутата во фракцию политической партии, по списку от которой он избран, или выхода депутата из состава фракции этой партии, решение о его выходе на основании закона принимает высший руководящий орган политической партии. Согласно закону, в Раде после выборов на основе договоренностей и согласования политических позиций должна сформироваться коалиция депутатских фракций, в состав которой войдут большинство парламентариев от конституционного состава ВР. Коалиция должна сформироваться в течение месяца со дня открытия первого заседания парламента. Кроме того предусмотрено, что эта коалиция вносит предложения президенту Украины касательно кандидатуры премьер-министра Украины, а также предложения относительно состава Кабинета Министров Украины. Предусматривается также, что к полномочиям парламента отнесено утверждение Государственного бюджета, внесение изменений в него, а также контроль за его выполнением. Кроме того, к полномочиям парламента отнесено назначение по представлению президента Украины премьер-министра, министра обороны, министра иностранных дел, а также назначение по представлению премьер-министра других членов правительства, Председателя Антимонопольного комитета, Председателя госкомитета по вопросам телевидения и радиовещания, Председателя Фонда госимущества, а также увольнение указанных лиц с должности. Внесенными изменениями предполагается, что президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Рады, если в течение месяца не сформирована коалиция депутатских фракций, или если в течение 60 дней со дня отставки правительства не сформирован новый его персональный состав, или если в течение 30 дней одной очередной сессии не могут начаться пленарные заседания. Решение о досрочном прекращении полномочий Рады принимает президент после консультаций со спикером парламента, его заместителями и главами депутатских фракций и групп. Полномочия Рады не могут быть досрочно прекращены президентом в последние 6 месяцев срока полномочий парламента. Предполагается также, что в случае досрочного прекращения полномочий президента Украины его обязанности на период до избрания нового главы государства исполняет Председатель Верховной Рады. В соответствии с внесенными изменениями в Конституцию Кабмин является высшим органом в системе органов государственной исполнительной власти. Он ответствен перед президентом и парламентом, подконтролен и подотчетен Раде. Предполагается, что в состав правительства входят премьер-министр, первый вице-премьер, вице-премьер-министры и министры. Премьер-министр назначается парламентом по представлению президента, однако кандидатуру главы правительства вносит президент по предложению коалиции депутатских фракций в Раде или депутатской фракции, в состав которой входит большинство от конституционного состава Рады. Предполагается, что депутаты оставляют за президентом право назначать глав местных государственных администраций. Также предусмотрено, что закон вступает в силу 1 сентября 2005 года, в случае, если до того будут приняты другие изменения в Конституцию Украины в части вопросов местного самоуправления. В том случае, если закон о местном самоуправлении не будет принят до 1 сентября 2005 года, то данный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

86. Раскройте содеражание новых тенденций развития политической власти в современной Украине. В Украине утвердились квазиидеологические формы правления. Процесс политических реформ практически приостановлен, и ориентация общественного развития приобрела другое содержание — определенную стабилизацию и консолидацию властных структур, использование формально демократических процедур для самообновления и легитимизации власти. Хотя наши общества по-прежнему находятся в переходном состоянии, в последнее время сформировались конкретные "признаки транзита". Далее, сегодня произошло размежевание власти и населения, для которого основным типом поведения становится пассивное гражданство. Оно характеризуется массовым уклонением от политической деятельности, отказе от принадлежности к политическим, общественным и любым другим формам общественной самоорганизации жизни. Фактически сегодня мы имеем в Украине, феномен несопротивляющегося общества. Это означает, что те политические группы, которые приходят к власти (или имеют решающее влияние на принятие решений), могут совершенно неожиданно и своевольно выступать с практически любыми радикальными предложениями по реформированию политического и общественного устройства страны. При этом власть не считает нужным даже советоваться с обществом.

Date: 2015-09-22; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию