Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОНТРОЛЬНО-ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ. В представленных заданиях укажите верные формулировки (утверждения)





В представленных заданиях укажите верные формулировки (утверждения).

 

Задание № 1

1. Артикуляционный подход связывает политический процесс с трансформацией институтов власти – основных субъектов политического процесса.

2. Институциональный подход рассматривает содержание политического процесса через артикуляцию социальных потребностей в политической сфере в процессе реформ, принятия политических решений и т.д.

3. Со­циологический подход рассматривает политический процесс через анализ воздействия соци­альных и социокультурных факторов.

4. Интеракционистский подход рассматривает политический процесс как взаимодействие политических факторов в определенном политическом пространстве в определенное время для достижения определенных политических целей.

5. Бихевиористский подход рассматривает политический процесс в виде результирующего вектора поведения, политических воль и интересов субъектов политики.

6. Структурно–функциональный подход рассматривает политический процесс как определенный порядок действий социальных субъектов, посредством которых происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы.

 

Задание № 2

1. Структурно-политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса, объект процесса, средства, формы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

2. Структурно-политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса, предмет процесса, средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

3. Структурно-политический процесс включает следующие элементы: субъекты и участники процесса. объект процесса. средства, методы, ресурсы, которые связывают субъект и объект-цель.

 

Задание № 3

1. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), средства массовой информации, организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

2. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные группы людей, индивиды.

3. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, индивиды.

 

Задание № 4

Политические процессы в зависимости от тех или иных субъективных и объективных факторов могут иметь разные режимы протекания:

1. Функционирования – простое воспроизводство повторяющихся политических отношений.

2. Эскалации – адекватное реагирование структур и механизмов власти на новые социальные требования и соответствующие изменения в политической системе.

3. Упадка – распад целостности политической системы.

 

Задание № 5

Г. Алмонд и Г. Пауэлл выделили пять основных этапов развертывания политической динамики и соответствующих им носителей:

1. Первый этап – артикуляция индивидуальных и групповых интересов (их носителем выступают групповые объединения).

2. Второй этап – агрегирование интересов путем селекции и объединения разнородных интересов различных индивидов и групп в единой партийно-политической позиции.

3. Третий этап – реализация принятых решений через функционирование институтов исполнительной власти, которые организуют для этого надлежащие мероприятия и изыскивают необходимые ресурсы.

4. Четвертый этап – выработка политического курса на основе интеграции коллективных решений институтов государства.

5. Пятый этап – контроль и арбитраж через деятельность институтов судебного и конституционного надзора, выполняющих функции устранения рассогласований между другими организациями и группами на базе общепризнанных норм.

 

Задание № 6

1. Революционный политический процесс характеризуется быстротечностью, обвальным характером преобразований, допустимостью использования насильственных средств, стихийностью массовых политических движений, незаконными способами воздействия на органы власти, резким изменением функций и статуса политических субъектов, распространением нестандартных форм политического поведения и нарастанием конфликтности.

2. Эволюционный политический процесс характеризуется устойчивыми институализированными формами политического поведения граждан, функционально отработанными механизмами принятия политических решений, легитимностью режима и высокой эффективностью господствующих в обществе социально-политических и культурных норм.


3. Стабильный политический процесс характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов, разведением функций и ролей различных политических субъектов, устойчивостью сформированных механизмов принятия решений, легитимностью органов власти.

4. Нестабильный политический процесс характеризуется определенными, возникающими с разной частотой отклонениями от заранее выработанной стратегии и тактики реализации политического решения, и обычно возникает в условиях кризиса как проявление необходимости изменения политического курса.

 

Задание № 7

По способам достижения динамического равновесия политической системы можно выделить три типа политических процессов:

1. Технократический тип отличается господством одной идеологии, в отно­шении которой имеется общенаци­ональный консенсус.

2. Идеократический тип отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и меха­низмов к изменяющимся условиям среды.

3. Харизматический тип характеризует­ся всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические инсти­туты.

Задание № 8

По характеру демократии можно выделить следующие разновидности политических процессов:

1. Прямая демократия – население непосредственно влияет на властные структуры и определяет содержание законодательного процесса. Схема такого взаимодействия имеет следующий вид: народ – законодательный процесс.

2. Представительная демократия – с развитием политического строя возникают различные политические объединения, усиливающие способности вступающих в них граждан влиять на содержание управленческих решений. Представительную демократию отражает следующая схема: народ – законодатель – законодательный процесс.

3. Плюралистическая демократия – люди не только сами влияют на власть, но и выдвигают из своей среды представителей, выполняющих функции принятия законодательных актов и повседневного управления государством. Схема такого политического процесса следующая: народ – группы давления (партии) – законодатель – законодательный процесс.

Задание № 9

1. Революция – это коренное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы.

2. Реформа – политическое движение, руководимое отстраненными от власти группами, их представителями, теми, кто порвал с революцией.

3. Контрреволюция предполагает постепенность общественных изменений, преобразований, нововведений, переустройства какой-либо стороны общественной жизни, не подрывая основ власти правящего класса, общественного строя и его социально-политической структуры.

 

Задание № 10

1. Восстание – это открытое выступление каких-либо социальных групп или классов против политической власти.

2. Бунт – это массовые действия, как правило, ответная реакция на какие-либо экстраординарные действия господствующих политических групп, государственных органов.

3. Путч – это вооружённое выступление, подготовленное определённой группой лиц с более ограниченным числом участников, чем во время бунта.


4. Мятеж – это авантюристическая попытка совершить государственный переворот, инициированная небольшой группой заговорщиков.

5. Политическая кампания – система действий, рассчитанных на достижение определённых целей.

 

Задание № 11

1. Идею естественности конфликта еще в середине XIX в. высказал немецкий социолог Г. Зиммель, который собственно и ввел в научный оборот понятие «социальный конфликт».

2. Идею естественности конфликта еще в середине XIX в. высказал немецкий социолог М. Вебер, который собственно и ввел в научный оборот понятие «социальный конфликт».

3. Идею естественности конфликта еще в середине XIX в. высказал немецкий философ И. Кант, который собственно и ввел в научный оборот понятие «социальный конфликт».

 

Задание № 12

1. Предмет политического конфликта – это то, по поводу чего происходит столкновение политических сил.

2. Интересы субъектов конфликта отражают отношение противоборствующих сторон к существующему противоречию и конечному результату его разрешения.

3. Политический интерес представляет собой избирательное отношение субъекта конфликта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках.

4. Цели субъектов конфликта – это видение субъектом предмета конфликта перед началом конфликтных действий.

 

Задание № 13

Внутриполитические конфликты подразделяются на:

1. Конфликты между классами, социальными слоями и группами.

2. Конфликты между политическими партиями или между фракциями внутри партии.

3. Конфликты между основными ветвями власти.

4. Конфликты внутри институтов власти.

5. Конфликты на межгрупповом уровне.

 

Задание № 14

Внешнеполитические (международные) конфликты можно разделить на следующие основные типы:

1. Конфликты между социально-политическими системами.

2. Международные конфликты, порождаемые попытками подавить борьбу личности за свою независимость.

3. Межгосударственные конфликты, которые в свою очередь могут быть территориальными, дипломатическими, таможенными, финансовыми и т.д.

 

Задание № 15

Внутриполитические кризисы могут быть следующие:

1. Правительственный кризис – выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами.

2. Парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения правительства расходятся с волей большинства граждан страны.

3. Конституционный кризис – связан с фактическим прекращением действия основного закона страны.

 

Задание № 16

Основными направлениями предотвращения политической конфронтации во внутриполитической жизни являются:

1. Политическое маневрирование – перераспределение определённой части общественного продукта.


2. Социальное маневрирование – широкий спектр мероприятий, приз­ванных обеспечить преобразование разнообразных интересов в устойчивые политические ориентации, фактически способствующие функционированию существую­щей политической власти.

3. Политическое манипулирование – целенаправленное воздействие на общественное сознание и, прежде всего, через каналы массовых коммуникаций.

4. Создание «образа врага» – перекладывание ответственности за не­решённые акту­альные проблемы на другие политические силы и отвлечение внимания основ­ной массы населения от насущных политических и социально-экономиче­ских за­дач.

5. Интеграция контрэлиты – персональное (формальное или неформальное) включение представителей контрэлиты в состав элиты либо приобщение к осуществлению власти организаций и дви­жений, находящихся под влиянием контрэлиты.

6. Силовое давление – от установле­ния открытой тоталитарной диктатуры, направленной на насильствен­ное искоренение негативного отношения к системе до применения косвенных ме­тодов давления при соблюдении норм современного правового поряд­ка, как объявление чрезвычайного положения, репрессии, запрет оп­позиционных партий и т.п.

 

Задание № 17

В процессе урегулирования политических конфликтов широко применяются следующие методы:

1. «Откладывание», то есть уклонение одной из сторон от практических действий в конкретной конфликтной ситуации, когда происходит как бы игнорирование противоположной стороны.

2. «Избегание», своего рода уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций.

3. «Социального исключения», уничтожения (подавления) противника.

4. Компромисс между конфликтующими сторонами.

 

Задание № 18

1. Сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа, которое имеет три аспекта: интеллектуальное, аксиологическое (ценностное) и бихевиористское (самосознание).

2. Сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа, которое имеет три аспекта: модернистское, аксиологическое (ценностное) и рефлективное (самосознание).

3. Сознание – это высший уровень психической активности человека как социального существа, которое имеет три аспекта: интеллектуальное, аксиологическое (ценностное) и рефлективное (самосознание).

Задание № 19

В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политико-психологическими понятиями и категориями:

1. С политической культурой – генетически, политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом.

2. С политическим поведением – политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения.

3. С политической партией – политическое сознание представляет собой ее субъективный фундамент, так сказать, «человеческую основу» и др.

 


Задание № 20

В формировании политического сознания участвуют три источника:

1. Первый источник – семейное окружение человека (совокупность идей и чувств, переданных воспитанием), которое создает его фундамент – социально-психологическую основу личности гражданина.

2. Второй источник – это в широком смысле информация, которая поступает к человеку как через непосредственное общение, так и через средства массовой коммуникации.

3. Третий источник – это общественный опыт индивида, который опровергает или подтверждает полученное знание и влияет на процесс формирования и развития политического сознания.

 

Задание № 21

Структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной.

1. К чувственной относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д.

2. К рациональной относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п.

3. К иррациональной относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы.

 

Задание № 22

Политическая идеология включает в себя:

1. Политическое поведение – это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе.

2. Политические ценности – это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность и соответствующие этому предпочтения.

3. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности.

 

Задание № 23

Политология выделяет следующие основные функции политического сознания:

1. Регулятивная функция – выражается в регулировании социального поведения людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых ими политических идей, норм, представлений и убеждений.

2. Познавательно-информационная функция – связана с познанием мира политики, с получением человеком политической информации, а также оказанием помощи в усвоении политических знаний и информации, определением своего места в общественно-политической жизни и правильном в ней ориентировании.

3. Оценочная функция – выражается в оценке человеком тех или иных политических явлений и проблем, подготовке определенных выводов, конкретизации степени важности различных политических явлений и событий.

4. Когнитивная функция – помогает людям осознать себя гражданами, побуждает их к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др.

5. Мобилизующая функция – отражает потребности в по­стоянном обновлении знаний для выполнения и модификации фун­кций политических субъектов.

 

Задание № 24

С точки зрения социально-политического подхода выделяют следующие типы политического сознания:

1. Социалистическое, представленное двумя течениями: консервативным (ориентирует массы на усиление административной государственной власти) и либеральным (призывает к различным реформам, не затрагивающим коренным образом устои государственного устройства).

2. Мелкобуржуазное, отражающее двойственное положение своих носителей, с одной стороны, непосредственных производителей, а с другой – мелких собственников.

3. Буржуазное, часто называемое классовым сознанием и в недостаточной степени учитывающее общечеловеческие ценности и интересы.

 

Задание № 25

С точки зрения субъекта, следует выделить массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание.

1. Массовое политическое сознание представляет собой обобщенное сознание конкретных – больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политическая элита, руководство правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т.п.) групп, связанных с политикой.

2. Групповое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества, отражает характер знаний общества о политической действительности.

3. Индивидуальное политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, способной так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане.

Задание № 26

О принципиальном значении политических чувств и эмоций в политике говорили многие ученые:

1. Декарт, полагая политику как форму общения государства и гражданина, писал, что правителям «...нужно знать настроения лиц, поднимающих восстания,...чем собственно начинаются политические смуты и распри».

2. Аристотель писал о шести чувствах, которые движут человеком в мире и власти (удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль).

3. Н. Макиавелли, утверждавший, что «править – значит заставлять людей верить», специально указывал, что различия в настроениях выступают основной причиной «всех неурядиц, происходящих в государстве».

 

Задание № 27

Продуктами функционирования политической психологии в политическом сознании являются:

1. Политические установки, которые представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом.

2. Стереотипы, которые возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий.

3. Политические ориентации, в основе которых лежит рациональный выбор.

4. Политические предпочтения, представляющие собой обоснование того или иного выбора.

 

Задание № 28

1. В научный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XVIII века французский философ Дестют де Трасив своем труде «Элементы идеологии».

2. В научный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XIX века французский философ Дестют де Трасив своем труде «Элементы идеологии».

3. В научный оборот термин «идеология» впервые ввел в начале XX века французский философ Дестют де Трасив своем труде «Элементы идеологии».

Задание № 29

В рамках политической науки существуют различные подходы к пониманию природы, сущности, роли и места идеологии в жизни общества:

1. Системный подход рассматривает идеологию, как важный функциональный элемент политической системы общества, как систему ценностей, определяющую основные направления развития данного общества и поддерживающую существующий общественный порядок.

2. Марксистский подход рассматривает природу и функции идеологии с двух противоположных сторон. С одной стороны, буржуазную идеологию, с другой стороны, собственно марксистскую идеологию.

3. Критический подход рассматривает идеологию наряду с утопией как форму ложного (иллюзорного) сознания, насаждаемого с целью введения в заблуждение людей и создания возможностей для манипулирования ими.

4. Культурологический подход рассматривает идеологию как своего рода «политическую религию», т.е. малосвязанную с реальностью веру людей, которая возникает в периоды глубоких социальных кризисов и мобилизует их совместные усилия по выходу из кризисной ситуации.

 

Задание № 30

В политической идеологии принято выделять три уровня функционирования:

1. Теоретико-концептуальный. На этом уровне формируются основные положения политической теории, обосновываются определенные ценности и идеалы, которые лежат в основе предлагаемого типа общественного устройства.

2. Поведенческий. На этом уровне социально-философские принципы и идеалы переводятся в конкретные политические программы, лозунги и требования политических элит, политических партий, формируя, таким образом, стратегию и тактику политической борьбы по отношению к солидарным или враждебным классам и социальным группам.

3. Программно-директивный. На этом уровне осуществляется внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок в виде программ, лозунгов и требований, что приводит, в конечном счете, к определенному типу политического поведения.

 

Задание № 31

К числу общих функций идеологии политическая наука обычно относит:

1. Ориентационную – включая в себя основные представления об обществе и политической системе, о политике и власти, идеология помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки.

2. Интеграционную – предлагая обществу определенную модель (идею, программу) более совершенного состояния (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на ее реализацию.

3. Мобилизационную – формулируя общенациональные и общегосударственные ценности и цели, идеология, предлагая их обществу, объединяет людей.

4. Амортизационную – объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций.

5. Когнитивную – будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, несет знания об обществе и его конфликтах, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.

6. Функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы или класса – например, марксистская идеология претендует на отстаивание интересов пролетариата, либеральная – слоя предпринимателей и собственников и т.д.

 

Задание № 32

1. Левые идеологии связывают идею прогресса с обществом, основанным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственности и предпринимательства.

2. Правые идеологии видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности.

3. Центристские идеологии представляют собой умеренные взгляды, склонные к политическому компромиссу, объединению правых и левых, стремящиеся к достижению равновесия и стабильности.

 

Задание № 33

Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма обычно выделяют:

1. Национал-консерватизм – в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства.

2. Технократический консерватизм – приверженцы выступают против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного распространения политических прав на широкие слои общества.

3. Либеральный консерватизм – идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов.

4. Религиозный консерватизм – идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества.

 

Задание № 34

1. Идеи социализма были развиты в новое время английским писателем У. Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «исследование о политической справедливости».

2. Идеи анархизма были развиты в новое время английским писателем У. Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «исследование о политической справедливости».

3. Идеи фашизма были развиты в новое время английским писателем У. Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «исследование о политической справедливости».

4. Идеи либерализма были развиты в новое время английским писателем У. Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «исследование о политической справедливости».

5. Идеи консерватизма были развиты в новое время английским писателем У. Годвином, который сформулировал понятие «общество без государства» в своей книге «исследование о политической справедливости».

 

Задание № 35

1. В основу теории индивидуалистического анархизма была положена идея абсолютной свободы человека, который в своих желаниях и поступках не должен быть связан ни существующими религиозными догмами, ни нормами права и морали.

2. Идея обмена на базе «свободного договора» стала основополагающим принципом теории марксизма.

3. Коммунистический анархизм считает, что государство в любой его форме является орудием угнетения масс и выступает за его немедленное уничтожение революционным путем.

4. Коллективистский анархизм в свою основу положил «биосоциологический закон взаимной помощи», определяющий якобы естественное стремление людей к сотрудничеству, а не к борьбе друг с другом.

 

Задание № 36

1. Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в.

2. Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XIX в.

3. Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XX в.

 

Задание № 37

В современной политологии трактовка сущности политической культуры отличается чрезвычайно широким спектром применяемых подходов:

1. Эвристический подход: политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.

2. Комплексный (обобщающий) подход: политической культуре приписывается все происходящее в политике.

3. Объективистская (нормативная) трактовка: политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.

4. Психологическая концепция: политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желательного поведения.

Задание № 38

Структурно-политическая культура состоит из следующих элементов:

1. Культура политического участия.

2. Культура политического поведения.

3. Культура функционирования государственных и политических институтов.

 

Задание № 39

В процессе формирования политической культуры личности выделяют несколько этапов.

1. Этап, который начинается в школе, когда ребенок через средства массовой информации, семью, ближайшее окружение приобретает первые сведения о политике.

2. Этап, который связан с юностью, в это время происходит накопление знаний о политике, вырабатывается отношение к ней.

3. Этап, который продолжается в течение всей полноценной жизни человека по мере вхождения его в те или иные социальные слои, классы, группы, приобретения опыта в реальном потоке политических событий.

 

Задание № 40

Функциями политической культуры являются следующие:

1. Познавательная функция – формирует у граждан необходимые об­щественно-политические знания, убеждения и политическую компетен­цию.

2. Коммуникативная функция – на базе общепринятых политико-культурных ценностей участвует в достижении согласия в рамках существующей политической системы и избранного политического строя.

3. Интегративная функция – позволяет установить связь между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы, а также транслировать элементы политической культуры от поколения к по­колению и накапливать политический опыт.

4. Функция обеспечения социального прогресса – создает условия для эффективного развития политической системы и общества в целом.

5. Нормативно-регулятивная функция – формирует и закреп­ляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, цели, мотивы и нормы поведения.

6. Функция идентификации – раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определения, прием­лемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности.

7. Функция ориентации, характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

8. Функция адаптации – обеспечивает потребность человека приспосабливаться к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий.

9. Функция социализации – характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы.

 

Задание № 41

Одним из распространенных подходов к классификации политической культуры является подход, предложенный Г. Алмондом и С.Вербой, согласно которому выделяют три так называемые «чистые» типа политической культуры:

1. Подданническая, которая существует в обществе с неразвитой культурой, а также в котором идет процесс становления политической системы.

2. Патриархальная, сущность которой в предпочтении ее носителей подчиняться властям, не пытаться оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении, не иметь активной гражданской позиции, стремиться к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы и активного участия в политической жизни.

3. Активистская, которая отличается отчетливой ориентацией гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.

 

Задание № 42

В контексте концепции политической культуры Г. Алмонд объяснил различную эффек­тивность схожих политических институтов, действующих в разных странах, и выделил четыре типа политических систем:

1. Тоталитарные политические системы, характеризуемые гомогенной и секу­ляризованной политической культурой.

2. Континентальные западно-европейские системы с фрагментарной политической культурой, состоящей из смешанных политических субкультур.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы с дифференцированными политическими культурами.

4. Англо-американские политические системы с гомогенной политической культурой, «гомогенность в которых искусственна».

Задание № 43

1. Термин «политическая социализация» был введен в политическую науку в 1959 г. американским политологом Г. Хайменом.

2. Термин «политическая социализация» был введен в политическую науку в 1969 г. американским политологом Г. Хайменом.

3. Термин «политическая социализация» был введен в политическую науку в 1979 г. американским политологом Г. Хайменом.

 

Задание № 44

Основными функциями политической социализации являются:

1. Информационная функция осуществляет переда­чу человеку определенных политических знаний, необходимых ему для развития его политического кругозора, политического мышления, пра­вильной ориентации в вопросах социальной жизни, а также удовлетворение потребно­сти и интересов развитой личности в политических сведениях, освеща­ющих происходящие в мире события, явления, процессы.

2. Установочно-нормативная функция приобщает человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических отношений, ценностей и ориентаций, вырабатывает у него определенный аппарат политического мышления, свою собственную систему ценностных ориентаций с тремя слоями: когнитивно-познавательным, эмоциональным и поведенческим.

3. Ценностно-ориентировочная функция направляет фор­мирующуюся личность на выработку определенных установок: на восприятие и потребление политической информации, отношение к происходящим политическим событиям и явлениям, действиям других лиц в сфере политики, а также на выбор своего стиля и направленности поведения в политиче­ских отношениях.

 

Задание № 45

1. Итоговой целью реализации функций политической социализации является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, осознанно выполнять определенные политические функции.

2. Итоговой целью реализации функций политической идеологии является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, осознанно выполнять определенные политические функции.

3. Итоговой целью реализации функций политической психологии является достижение личностью умения ориентироваться в политической системе, осознанно выполнять определенные политические функции.

 

Задание № 46

В политологии выделяют четыре этапа политической социализации:

1. Первый этап (возраст человека от 3-5 до 12-13 лет) характеризуется тем, что первоначально ребенок идентифицирует себя с родителями, которые принимаются за образец и являются примером для подражания.

2. На втором этапе (возраст человека от 13 до 40 лет), как правило, формируется политическое «я».

3. Третий этап (с 41 года) отличается тем, что человек вступает в такие же отношения с миром политики, как и старшие по возрасту люди.

4. Четвертый этап – завершение жизненного цикла (прекращение активной трудовой и общественно-политической деятельности в рамках официальной организации).

Задание № 47

В современной политической науке выделяются следующие типы политической социализации:

1. Гармонический тип – предполагает наличие однородной культурной среды, зрелых традиций и гражданского общества.

2. Конфликтный тип – возникает в обществе, для которого характерно наличие субкультур.

3. Плюралистический тип – характерен для стран с субкультурами, но характеризующимися низкой общей культурой всей духовной сферы – общей, религиозной, социально-политической.

4. Гегемонистский тип – характерен для закрытых политических систем, исповедующих и активно утверждающих единые ценности для всего общества.

Задание № 48

Выделяют следующие роли субъектов, которые они играют в политическом процессе:

1. Лидеры (возглавляют политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению и достижению намеченных целей. Характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными).

2. Последователи (посредники между лидерами и последователями – организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы).

3. Активисты (их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам и представляют их достаточно четко).

4. Лидеры мнения (не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий).

 

Задание № 49

1. Первая волна модернизации относится к Западу, в котором в конце XVI-XIX вв. произошли важные преобразования в сфере политики.

2. Вторая волна модернизации коснулась развивающихся стран и ныне совершенно ясно, что она протекает далеко не по тем критериям и не с той скоростью, что первая волна.

3. Третья волна затронула Запад, вошедший в этап постиндустриальной экономики с 80-х гг. ХХ в.

 

Задание № 50

В своем генезисе теория модернизации прошла три этапа:

1. Первый этап (50-60-е гг. ХIХ в.) развития теории основывался на понятии «универсализм» и рассматривал модернизацию всех стран и народностей как универсальное явление, имеющее одно направление, одни и те же стадии и закономерности.

2. Второй этап (60-70-е гг. ХХ в.) развития теории характеризуется появлением новых трактовок, основанных на разнообразных факторах политического, социального и экономического развития, отходом от евроцентризма.

3. Третий этап (80-90-е гг. ХХ в.) развития теории основывался на распространении идеи о несостоятель­ности строгого противопоставления традиции и современности.

 

Задание № 51

Политология выделяет универсальные составляющие политической модернизации:

1. Создание современного государства, обладающего суверенитетом, дифференцированной политической структурой с высокой специализацией политических ролей и институтов.

2. Усиление роли государства, закона, связывающего государство и граждан, расширение сферы его действия.

3. Рост численности граждан (лиц с политическими и гражданскими правами), расширение включенности в политическую жизнь социальных групп и индивидов.

4. Возникновение и увеличение рациональной политической бюрократии, превращение рациональной деперсонифицированной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля.

5. Усиление традиционных элит, их легитимности и ослабление модернизаторских элит.

 

Задание № 52

Выделяют следующие типы политической модернизации:

1. Экзогенная, осуществляемая на собственной основе.

2. Эндогенная, осуществляемая на основе заимствований при отсутствии собственных основа­ний.

3. Эндогенно-экзогенная, осуществляемая на множественной осно­ве, равно как и на основе заимствований.

 

Задание № 53

1. Линеарная модель модернизации основана на постулатах необратимости и прогрессивности процесса модернизации, рассмотрения его как революционного, связанного с радикальными и всеобъемлющими трансформациями моделей человеческого существования и деятельности при переходе от традиционности к современности.

2. Модель парциальной (частичной) модернизации основана на структурно-системном подходе и представлении модернизации как длительном переходе от «относительно немодернизированных» к «относительно модернизизированным» обществам.

3. Многолинейная модель модернизации разработана на базе классических моделей, структуралистских мироцелостных и деятельностного подходов и ориентирована на анализ макросоциальных явлений.

4. Структурационная модель модернизации основана на концепции о фундаментальном сходстве двух революций: французской конца XVII в. и российской конца XX в., совместном использовании модернизационной перспективы и деятельностного (акторного) подхода в целях объяснения перехода от плановой к рыночной экономике в постсоветской России.

5. Акторная модель модернизации основана на структурационном подходе, который представляет собой попытку синтеза структуралистской и деятельностной перспектив.

Задание № 54

В современных политических исследованиях выделяется пять основных кризисов, сопровождающих процесс политической модернизации:

1. Кризис легитимности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта.

2. Кризис идентичности обусловливается тем, что, во-первых, не все основные субъекты политики получают доступ к сфере принятия политических решений и, во-вторых, тем, что статус основных традиционных институтов в процессе политической модернизации подвергается угрозе.

3. Кризис участия обусловлен увеличением числа субъектов политики, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе, что неизбежно обостряет конкуренцию в борьбе за политическую власть.

4. Кризис проникновения проявляется в снижении способности органов государственного управления реализовывать свои решения в различных областях общественной жизни.

5. Кризис распределения означает неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост материального благосостояния и его распределение, позволяющие избежать чрезмерной социальной дифференциации и гарантирующие доступность основных социальных благ.

 

Задание № 55

1. Пропорциональная избирательная система – в основе лежит принцип большинства при определении результатов голосования.

2. Мажоритарная избирательная система строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

3. Смешанная избирательная система соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной.








Date: 2015-09-22; view: 978; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.095 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию